УДК 338.46
Золотов Александр Владимирович
доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского тел.: (83166) 4-15-50
Сутягина Наталья Игоревна
доцент кафедры физико-математических наук Нижегородского государственного инженерно-экономического института [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО
ПАРТНЕРСТВА
НА РЫНКЕ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Zolotov Alexandr Vladimirovich
D.Phil. in Economics, Professor of the Economic Theory Department, Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky tel.: (83166) 4-15-50
Sutyagina Natalia Igorevna
Assistant Professor of the Physical and Mathematical Sciences Department, Nizhny Novgorod State Institute of Engineering and Economics [email protected]
EMPLOYMENT OF STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP MODELS IN THE MARKET OF MUNICIPAL SERVICES
Аннотация:
В статье рассмотрена одна из моделей государ-ственно-частного партнерства - закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости, предлагаемые к использованию на рынке коммунальных услуг. Проанализирована возможность использования данной модели на территории Нижегородской области.
Ключевые слова:
рынок коммунальных услуг, инвестиции, государственно-частное партнерство, закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости, Нижегородская область, проект, эффективность, срок окупаемости.
Summary:
The article is concerned with one of state and private partnership models - closed real estate investment trusts, which are to be used at municipal services market. The authors analyze the possibility of this model implementation in Nizhny Novgorod region.
Keywords:
municipal services market, investments, state and private partnership, closed real estate investment trust, Nizhny Novgorod Region, project, efficiency, payback period.
Перспективы развития рынка жилищно-коммунальных услуг напрямую зависят от потока частных инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Учитывая, что инвестиции в ЖКХ имеют социальную значимость, в отрасль необходимы как государственные, так и частные капиталовложения. Обеспечить приток частных инвестиций в ЖКХ, по нашему мнению, может государственно-частное партнерство (ГЧП) - система взаимодействия государства и бизнеса. Отличительными особенностями ГЧП является то, что взаимодействие сторон - органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также уполномоченных ими лиц и частного сектора - носит партнерский равноправный характер, закрепленный на официальной основе через соглашения, договоры, контракты и т.п.
Сформированный за последние годы в Российской Федерации опыт государственночастного партнерства, применяемый в жилищно-коммунальной отрасли, не слишком разнообразен. В основном применяется аренда, редко - концессионные механизмы. Особое внимание, по нашему мнению, среди моделей государственно-частного партнерства заслуживают закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости.
Возникновение закрытых паевых инвестиционных фондов в России связывают с принятием в 2001 г. Федерального закона «Об инвестиционных фондах», согласно которому паевым инвестиционным фондом называется обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. В доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом могут быть переданы денежные средства, а также иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией, содержащейся в правилах доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом, если возмож-
ность передачи такого имущества установлена нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг [1].
В целом, создание закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости по сравнению с другими моделями государственно-частного партнерства имеет ряд преимуществ, таких как широкий спектр финансовых инструментов, составляющих активы фонда; тщательно отработанный механизм контроля за деятельностью управляющей компании; выпуск ценных бумаг - инвестиционных паев, обеспеченных активом фонда; отсутствие бремени содержания инвестором управляемого имущества (эти функции возложены на управляющую компанию, которая в свою очередь не является инвестором); стабильность имущественного комплекса (пайщики не могут изъять имущество в течение срока работы фонда); возможность управляющей компанией управлять имуществом, составляющим закрытый паевой инвестиционный фонд путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества.
К основным недостаткам закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости, на наш взгляд, относится то, что данный механизм целесообразно задействовать под капиталоемкие проекты. Это связано, прежде всего, с организационными сложностями, уплатой определенных процентов управляющей организации, рисками на фондовом рынке. Закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости можно рассматривать не просто как результат сосредоточения ресурсов недвижимости, финансов, причем как государственного, так и частного происхождения, но и как механизм привлечения денег частных инвесторов в национальную экономику, в том числе в отрасль жилищно-коммунального хозяйства.
Территория Нижегородской области может стать стартовой площадкой инвестирования в коммунальную инфраструктуру путем создания закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости. Это возможно благодаря тому, что, во-первых, Нижегородская область является крупным регионом России крайне заинтересованным в том, чтобы механизмы государственночастного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве заработали на полную мощность, во-вторых, на территории области уже благополучно реализуются многие крупные инфраструктурные проекты государственно-частного партнерства. Кроме того, законодательная база области позволяет заключать соглашения между бизнесом и властью.
О необходимости привлекать частные инвестиции в коммунальный сектор Нижегородской области свидетельствует состояние жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения региона. По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области износ объектов коммунальной инфраструктуры в среднем составляет более 60 %. Степень изношенности водопроводного хозяйства Нижегородской области составляет 75 %, канализации - 80 %, теплосетевого хозяйства - 78 %. По числу аварий на водопроводных сетях среди регионов Приволжского федерального округа Нижегородская область занимает 4 место, удельный вес количества технологических нарушений составляет 14 %, по числу аварий на канализационных сетях - 3 место (12,4 %), по числу аварий на системах теплоснабжения - 1 место (35,4 %) [2].
Для реализации предлагаемого механизма на уровне Правительства Нижегородской области предлагается создать экспертный совет, в полномочия которого будет входить оценка проектов, направляемых на рассмотрение муниципальным образованием, и выдача заключений о целесообразности создания закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости.
После того как будут отобраны проекты, активы, необходимые для их реализации, аккумулируются в рамках действующего законодательства для каждого такого проекта в создаваемых закрытых паевых инвестиционных фондах недвижимости. Управление имуществом ЗПИФ предлагается осуществлять под руководством единой специально созданной управляющей компании.
Управляющая компания может быть создана в следующих организационно-правовых формах: ОАО, ЗАО или ООО. Более того, ни органы государственной власти Нижегородской области, ни муниципальные образования не могут являться участниками управляющей компании. В отличие от ЗПИФ управляющая компания является юридическим лицом, поэтому создавать ее лучше заранее, а не вместе с фондом для того, чтобы пройти все необходимые этапы формирования компании в том виде, какой она должна быть. Правильное планирование процедуры оформления поможет четко структурировать процесс, и создание управляющей компании и ЗПИФ не будет таким долгим и трудоемким. Регистрация компании осуществляется в обычном порядке регистрации юридических лиц в налоговых органах. Кроме того, управляющая компания может управлять фондами на основании лицензии, которая выдается Федеральной службой по финансовым рынкам.
Федеральная служба по финансовым рынкам не только выдает лицензию управляющей компании, но и осуществляет регистрацию ЗПИФ путем регистрации договора доверительного
управления в виде правил, утвержденных в стандартных формах Правительством Российской Федерации. Информация о регистрации подлежит обязательной публикации в СМИ и Интернете. Раскрывает данную информацию управляющая компания. Формирование закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости начинается не позднее шести месяцев с даты регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом. При этом срок формирования ЗПИФ не может превышать шесть месяцев [3].
Инвесторы, передав свои активы созданной управляющей компании в доверительное управление, оставляют за собой и уполномоченными органами государственной власти функцию постоянного контроля путем участия в работе учредителей доверительного управления. Имущество сформированного ЗПИФ становится общим имуществом владельцев инвестиционных паев, и выделение из него доли в натуре не допускается.
К числу субъектов рассматриваемого государственно-частного партнерства относятся: отечественные и зарубежные частные инвесторы, муниципальные и государственные органы власти. Частные инвесторы вкладывают непосредственно денежные средства на цели реализуемых проектов, а так же патенты и ноу-хау. Муниципальные образования Нижегородской области оформляют свою инвестиционную составляющую и денежными средствами, предусмотренными Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, и имуществом, в том числе земельными участками, причем это может быть не только право собственности на передаваемый объект, но и право пользования на период осуществления проекта. Правительство Нижегородской области в лице уполномоченных органов приобретает инвестиционные паи в счет денежных средств, предусмотренных областными целевыми программами, например, такими как «Повышение надежности электроснабжения социально значимых объектов жизнеобеспечения Нижегородской области», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Нижегородской области», «Комплексное благоустройство территорий в границах муниципальных образований Нижегородской области», «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области» и другими. Федеральные органы государственной власти также могут участвовать в реализации проектов, в том числе, через Инвестиционный фонд Российской Федерации.
Доход закрытого паевого инвестиционного фонда формируется за счет роста стоимости управляемого объекта. Разброс доходности закрытых паевых инвестиционных фондов может составлять 20-80 % и выше.
Рассмотрим проект - управление очистными сооружения одного из муниципальных районов Нижегородской области. Многие очистные сооружения Нижегородской области нуждаются в эффективном управлении, кроме этого существует необходимость в их реконструкции и модернизации, не является исключением и исследуемый объект. Стоимость необходимых инвестиционных вложений в объект составляет около 30 млн. рублей. Муниципальный бюджет не сможет инвестировать денежные средства самостоятельно, значительны они и для регионального бюджета, поэтому необходимо участие частного капитала. Включив необходимую сумму в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, предусмотрев в разделах финансирование средства бюджетных и частных инвесторов, в рамках предлагаемой схемы муниципальное образование направляет экспертному совету заявку на рассмотрение проекта - управление очистными сооружениями с целью получения предложений по созданию закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости.
Сравним сроки окупаемости инвестиционных вложений в закрытом паевом инвестиционном фонде недвижимости и в корпоративных формах участия (ООО, ЗАО, ОАО), используя для этого формулы 1, 2.
где Р2р,г, РС0Гр - стоимость инвестиций в закрытом паевом инвестиционном фонде (ЗПИФ), в корпоративных формах участия, N - сумма вложения, Т - срок вложения, г - коэффициент дисконтирования, d - доходность до вычета налогов и уплаты ссудных процентов. Окупаемость вложенных инвестиций наступит при таком Т, когда F > N. Расчет проведем для нескольких ставок дисконтирования.
В итоге получаем, что при использовании модели ГЧП - закрытые паевые инвестиционные фонды, срок окупаемости инвестиций в среднем в 1,5-2 раза меньше срока окупаемости инвестиций в ООО, ЗАО, ОАО. В закрытом паевом инвестиционном фонде недвижимости, созданном на 10 лет для рассматриваемого проекта, при ставке дисконтирования 15 % и доходности 30 % стоимость инвестиций составит около 52,8 млн. рублей, в то время как в ООО, ЗАО,
(1)
(2)
ОАО - 23,3 млн. рублей. Таким образом, эффективность инвестиционных вложений в закрытом паевом инвестиционном фонде недвижимости составит 1,76, в ООО, ЗАО, ОАО - 0,78, что в 2,3 раза ниже, чем в ЗПИФ. Кроме того, в ООО, ЗАО, ОАО при рассматриваемой ставке дисконтирования и доходности инвестиции за 10 лет не окупятся.
В результате, можно сделать вывод, что закрытый паевой инвестиционный фонд наиболее - выгодная модель в реализации капиталоемких проектов, позволяющая не просто привлекать частные инвестиции, но и дающая возможность государственным и муниципальным органам власти контролировать управление социально-значимыми объектами - объектами коммунальной инфраструктуры.
Ссылки:
1. Об инвестиционных фондах: Федер. закон Рос. Федерации от 29 ноября 2001 № І56-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. URL: http://www.r52.ru/index.phtml?rid=12&fid=171
&sid=4&nid=20792 (дата обращения: 12.01.2012).
3. Об инвестиционных фондах...
References (transliterated):
1. Ob investitsionnykh fondakh: Feder. zakon Ros. Fed-eratsii ot 29 noyabrya 2001 № 156-FZ [Electronic resource]. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Kon-sul'tantPlyus».
2. URL: http://www.r52.ru/index.phtml?rid=12&fid=171
&sid=4&nid=20792 (date of access: 12.01.2012).
3. Ob investitsionnykh fondakh...