Научная статья на тему 'Использование мобильных технологий в образовании'

Использование мобильных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование мобильных технологий в образовании»

Использование мобильных технологий в образовании

Д.А. Арсентьев

ассистент кафедры ИВТиАМ,

Д.А. Денисов

к.т.н., ассистент кафедры ИВТиАМ

Одним из основополагающих принципов открытого образования является возможность учиться в любое время и в любом месте. Еще несколько лет назад под этим подразумевалось любое место, где есть компьютер и доступ в Интернет (не обязательно), но в последнее время в связи с развитием мобильных технологий встает вопрос о реализации полноценного образовательного процесса на базе мобильных платформ. Здесь речь идет, прежде всего, о планшетных компьютерах и смартфонах.

Рост популярности планшетных компьютеров объясняется, прежде всего, низкой стоимостью и широким спектром возможностей. Даже наиболее недорогие планшетные компьютеры оснащены возможностью подключения к беспроводной сети Wi-Fi, а также процессором сопоставимым по своим характеристикам с процессорами нетбуков. Также, достоинством планшетных компьютеров является их компактность и использование в качестве основного устройства ввода информации сенсорного экрана, что позволяет использовать устройство практически в любом месте.

Все большее количество пользователей используют планшетные компьютеры для выхода в Интернет. Согласно исследованиям проведенным компанией J'son&Partners Consulting [1] суммарная аудитория мобильного интернет-доступа в России составляет порядка 40 млн человек1. И хотя большинство устройств, использующих мобильный интернет-доступ представляют собой обычные мобильные телефоны, но доля планшетных компьютеров и смартфонов непрерывно растет.

1 По данным за 2012 год.

8

В целом проникновение мобильного Интернета в мире показано на рис. 1.

Рис. 1. Проникновение мобильного интернет-доступа в России и других странах в 2012 г.

При этом хочется отметить тот факт, что за 2012 год количество пользователей смартфонов выходящих в Интернет составило 22 млн человек, что на 88% больше чем в 2011 году, а пользователей планшетных компьютеров - 2,5 млн человек, что на 73,3% больше чем в 2011 году. Очевидно, что имея недорогой, компактный планшетный компьютер с доступом в Интернет многие студенты захотят использовать его в образовательных целях.

При этом стоит разделить студентов обучающихся на очной/ очно-заочной/заочной формах и студентов обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий.

Для первой группы студентов мобильные устройства необходимы, прежде всего, для изучения предложенного преподавателями материала, то есть, по сути, замена привычных учебников, конспектов лекций, так как вторая составляющая учебного процесса - проверка знаний, осуществляется, как правило, или классическими билетами, или тестированием в компьютерном классе учебного заведения.

С точки зрения дистанционных образовательных технологий мобильные платформы - это еще один инструмент для организации учебного процесса.Часть российских университетов в качестве маркетингового хода предлагает студентам, поступающим на заочную форму обучения с применением дистанционных образовательных технологий в подарок планшетный компьютер, где уже находятся все необходимые учебные материалы, то есть по сути тот же самый контент, что и на образовательных порталах учебных заведений. Но контент сам

9

по себе не может организовать учебный процесс. Для организации полноценного учебного процесса на мобильной платформе необходима еще как минимум система для проверки знаний пользователя - система тестирования, а также желательно наличие сервиса для отправки работ преподавателю и хотя бы минимальный интерфейс, позволяющий наладить обратную связь с университетом.

То есть, в целом организация полноценного образовательного процесса на мобильной платформе должна выглядеть следующим образом:

Рис. 2. Организация образовательного процесса на мобильной платформе

Вопрос с контентом уже имеет несколько решений, которые удовлетворяют большинству требований. Это использование таких форматов как PDF, FB2, HTMLи ряд других.

При этом стоит учитывать и тот факт, что не весь контент, расположенный на портале учебного заведения в полной мере может подойти мобильным устройствам. Это, прежде всего, касается видеоконтента, объем которого может превышать достаточно небольшие объемы памяти планшетных устройств, а также из-за невысоких разрешений планшетных компьютеров и смартфонов не всегда могут быть различимы необходимые детали2.

Система тестирования должна быть реализована как «нативное» приложение и иметь возможность работать в оффлайн режиме [4]. Это обусловлено тем, что большинство бюджетных вариантов планшетов поддерживают только технологию Wi-Fi, что привязывает их к определенным точкам доступа.

2 Речь идет о бюджетных вариантах смартфонов и планшетных компьютеров.

10

Кроме этого, стоит отметить необходимость введения механизмов построения индивидуальных стратегий обучения, которые позволяют более гибко предоставлять контент по количественным и качественным показателям, а также исходя из возможностей обучаемого и его оборудования [3].

При этом, при реализации системы дистанционного образования на мобильной платформе необходимо учитывать наличие как минимум трех популярных операционных систем: Android, iOS, WindowsPhone. Соответственно речь идет в разработке мультиплатформенного приложения.

На данный момент разработке мультиплатформенных приложений уделяется очень пристальное внимание, так как наличие приложения под три наиболее популярные операционные системы для планшетных компьютеров и смартфонов является своеобразным знаком качества программного обеспечения и компании разработчика.

В том или ином виде для разработки мультиплатформных программных продуктов предназначены HTML5, JS, CSS3, Xamarin, Java, DelphiXE5. И в целом предложенная концепция мобильной образовательной платформы может быть реализована с использованием любой из предложенных технологий.

Библиографический список

1. АрсентьевД.А. Защита данных при оффлайн тестировании студентов полиграфических специальностей / Д.А. Арсентьев // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2013. - № 2.

2. Демидов Д.Г. Адаптивная стратегия обучения персонала предприятий / Д.Г. Демидов, Д.И. Попов // В мире научных открытий. -Красноярск. - 2011. - № 9(21). - С. 65-71.

3. ДемидовД.Г. Особенности применения дистанционных образовательных технологий при обучении граждан стран СНГ / Д.Г. Демидов, Д.И. Попов, К.В. Поляков // Сборник материалов V международной конференции по вопросам обучения с применением технологий e-learning «MOSCOW Education Online 2011».

4. J'son & Partners Consulting. http://www.json.ru, (Дата обращения: 27.10.2013).

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.