Научная статья на тему 'Разработка информационно-образовательного ресурса для иоо МГУП'

Разработка информационно-образовательного ресурса для иоо МГУП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ / TRAINING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ДИСТАНЦИОННОЕ / ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / E-LEARNING RESOURCES / DISTANCE
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арсентьев Д.А., Пашков П.С., Ермилов А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of information and educational resource for IOE MSUPA

The article deals with topical issues projection of modern distance education system.

Текст научной работы на тему «Разработка информационно-образовательного ресурса для иоо МГУП»

УДК 004.9

Разработка информационнообразовательного ресурса для ИОО МГУП

Д.А. Арсентьев, П.С. Пашков, А.И. Ермилов

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: admin@hi-edu.ru

В настоящее время использование современных информационных технологий, а именно электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ), стало одним из обязательных условий функционирования высшего учебного заведения в нашей стране.

Первым шагом к повсеместному внедрению ЭО и ДОТ в образовательный процесс всех форм обучения стал Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где ст. 16 полностью посвящена вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1].

Закон как и статья нашли свое отражение в государственной аккредитации для ООП ВО, реализуемых с применением электронного и дистанционного обучения в части четвертой - «Информационно-справочное и программное обеспечение реализуемой ООП ВО, реализуемой с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [2].

Приведем для наглядности несколько вопросов из анкеты государственной аккредитации для ООП ВО [6]:

• наличие в информационно-образовательной среде организации, разработанной самостоятельно или установленной по лицензии действующей системы доставки образовательного контента обучающимся в полном объеме и независимо от их места нахождения, управления профилями пользователей, обладающей разграниченным (в зависимости от статуса участника) доступом, средствами защиты

18

данных в соответствии с действующим законодательством, устойчивой к несанкционированным действиям;

• наличие в электронной информационно-образовательной среде организации средств и условий для оказания учебнометодической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций;

• наличие в электронной информационно-образовательной среде организации средств идентификации участников образовательного процесса и протоколирования их действий.

Здесь приведены только пункты 17-19 анкеты, хотя стоит отметить, что таких пунктов в четвертой части (непосредственно посвященной ЭО и ДОТ) всего 11.

Резюмируя все вышесказанное, встает вопрос о необходимости внедрения в образовательный процесс МГУП имени Ивана Федорова системы управления обучением, для реализации ЭО и ДОТ при подготовке бакалавров, магистров, специалистов различных направлений и форм обучения.

Существует несколько подходов для решения вопроса о внедрении в образовательный процесс информационно-образовательной среды - системы управления обучения (СУО).

1. Использование сторонней лицензированной разработки.

2. Собственный программный продукт.

Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из подходов.

В современном информационном пространстве существует большое количество разработанных СУО. Наиболее популярны являются следующие СУО [4].

1. LWCL - это достаточно универсальная, хорошо масштабируемая система, реализующая широкий функционал для управления учебным процессом. Данная СУО реализована на базе Java Platform Enterprise Edition, а, следовательно, является кроссплатформенной. Так же LWCL поддерживает стандарт SCORM.

2. OLM - это СУО от компании Oracle. Данная система обладает всем необходимым функционалом для обеспечения учебного процесса. Имеет дополнительный функционал. К недостаткам OLM можно отнести ее ресурсоемкость и обязательное использование в качестве системы управления базами данных программного обеспечения от Oracle.

3. «Прометей» представляет собой мощную СУО, реализующую большое количество модулей, выполняющих различные функции: администрирование системы; организация учебного процесса; обеспечение тьютора инструментами для работы; обеспечения учащихся средствами для работы в СУО; система тестирования [7,9] и инструмент для создания теста.

4. Moodle - единственная свободно распространяемая СУО, которая по своим возможностям выдерживает конкуренцию с коммер-

19

ческими продуктами на рынке образовательных услуг, а по популярности даже превосходит их. СУО Moodle используется для организации как классического образовательного процесса, так и для поддержки дистанционных слушателей. При этом Moodle применяется не только на базе высшего образования, но и активно используется в школах.

Хочется отметить, что выше приведенный список далеко не полный. При разворачивании СУО с «нуля» использование сторонней разработки имеет большое количество плюсов. Но в МГУП имени Ивана Федорова услуги дистанционного обучения предоставляется уже более 10 лет, за это время накопилась база, включающая более тысячи электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) и банк тестовых заданий (БТЗ) из более 100 000 заданий.

В процессе обучения студентами было пройдено порядка 900 000 тысяч сеансов тестирования. Для того чтобы не потерять все эти наработки необходимо разработать собственную СДО, совместимую с существующей.

В процессе проектирования нового информационно-образовательного ресурса необходимо отталкиваться от ряда критериев [4].

1. Кроссплатформенность. Разрабатываемая СУО не должна ограничиваться операционной системой студента. В настоящее время существует достаточно широкий выбор пользовательских операционных систем и университет не вправе требовать от студента использования определенной операционной системы. Решение данного вопроса довольно простое - использование в качестве инструмента - web-технологии, что позволит студенту в процессе обучения использовать браузер и не зависеть от операционной системы.

2. Функциональность. Каждая СУО должна поддерживать некоторый минимальный набор функций, таких как обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам, иметь систему тестирования. Но помимо минимального функционала требуются и дополнительные возможности: обеспечение обратной связи с преподавателем (форум, helpdesk), личный кабинет пользователя, наличие коммуникационных средств (форумов, чатов, внутренних социальных сетей), какие-либо инструменты анализа результатов обучения [5], адаптивность обучения [8].

3. Юзабилити. Простота администрирования СУО. От этого параметра зависит скорость внедрения СУО в учебном заведении, а также качество и скорость устранения неполадок в системе.

4. SCORM. На данный момент SCORM является мировым стандартом электронных образовательных ресурсов, и его поддержка позволяет интегрировать электронные курсы, разработанные в других системах.

5. Инструменты разработки. Данный критерий один из наиболее важных при выборе СУО. Под инструментами разработки подра-

20

зумеваются некие программные модули, позволяющие создавать электронные образовательные ресурсы и тесты, используемые в данной системе. При отсутствии таких инструментов возникает проблема в закупке стороннего программного обеспечения для разработок.

6. Модульность и масштабируемость. Данные требования на сегодняшний день предъявляются не только к СУО, но и большинству корпоративных программных продуктов. Модульность должна позволить устанавливать только те части программного обеспечения, которые необходимы, а масштабируемость увеличение потока учащихся и электронных ресурсов.

7. Мультимедийность. Современная СУО должна поддерживать максимально возможное количество различных мультимедийных компонентов, разработанных на различном программном обеспечении. Это связано с тем, что качественный электронный образовательный ресурс может содержать помимо текста и картинок еще и анимацию, видео и аудио материалы.

8. Защищенность. Данные должны быть максимально защищены от несанкционированного доступа к ним [3].

Исходя из вышеописанных критериев, была спроектирована система, обладающая следующими характеристиками.

1. Технология разработки - ASP.NET, что позволит на выходе получить полноценный web-продукт, который будет поддерживаться любым современным браузером.

2. Будут реализованы личные кабинеты студента, абитуриента, преподавателя, методиста, администратора - при проектировании они были выделены в одну сущность, а их статус определяется атрибутом «роль». Такой подход позволил спроектировать достаточно гибкую систему, которая в процессе развития позволит внедрять новые роли.

3. Разработана система helpdesk, которая позволит обеспечить более качественную связь студент-преподаватель, студент-методист, методист-преподаватель.

4. Спроектированы модули, отвечающие за управление образовательным контентом (ЭУМК и тестовыми заданиями).

5. Использование современных web-технологий позволяет использовать в образовательном контенте различные мультимедийные компоненты (аудио, видео, анимацию, интерактив).

В заключении отметим, что спроектированная система должна вывести использование ЭО и ДОТ в МГУП имени Ивана Федорова на новый качественный уровень.

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

21

2. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 27.11.2014) «О лицензировании образовательной деятельности».

3. Арсентьев ДА. Защита данных при оффлайн тестировании студентов полиграфических специальностей / Д.А. Арсентьев // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2013. - №2. - С. 89-93.

4. Арсентьев Д.А. Разработка алгоритмов интеллектуализации прикладных задач при построении автоматизированных систем анализа и обработки результатов обучения: дис. ... канд.техн. наук: 05.13.06: защищена - М., 2013 - 145 с.

5. Попов Д.И, АрсентьевД.А. Выбор алгоритмов оценки результатов тестирования / Д.И. Попов, Д.А. Арсентьев // В мире научных открытий. - 2011. - № 9. - С. 60-63.

6. Электронный ресурс: рособрдозор.рф/files/doc/ expert_profile3.docx

7. Попов Д.И., ЯкубовскийК.И, Демидов Д.Г. Нечеткая модель выбора тестовых заданий для аттестации персонала полиграфических предприятий //Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2014. - № 3. - С. 3-9.

8. Попов Д.И, Демидов Д.Г. Адаптивная стратегия обучения персонала предприятий// В мире научных открытий. - 2011. - № 9. -С. 65-71.

9. Popov D.I. Adaptive testing algorithm based on fuzzy logic // International Journal of Advanced Studies. - 2013. - Т. 3. - № 4. - P. 23-27.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.