Научная статья на тему 'Мобильные системы в образовании'

Мобильные системы в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1388
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ИНСТИТУТ МОБИЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (ИМОС) / MOBILE TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROCESS / MOBILE LEARNING / MOBILE APPLICATIONS / INSTITUTE OF MOBILE EDUCATIONAL SYSTEMS (IMOS)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прасолова Александра Александровна, Студенова Дарья Вячеславовна

Определяется роль мобильных систем в процессе образования. Дается характеристика понятию «мобильное образование», анализируются его преимущества и недостатки. В статье можно найти примеры нескольких реализованных проектов в сфере мобильного образования. Рассматриваются пути устранения недостатков и перспективы развития данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobile Systems in Education

The paper defines the role of mobile systems in the process of education. The characteristic of the concept of "mobile education", analyzes its advantages and disadvantages. The article you can find some examples of completed projects in the field of mobile education. Consider ways to address the shortcomings and prospects of development of this direction.

Текст научной работы на тему «Мобильные системы в образовании»

УДК 004.55:004.632

МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Прасолова Александра Александровна

студентка Института принтмедиа и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А alexandra.prasalowa@yandex. ги

Студенова Дарья Вячеславовна

студентка Института принтмедиа и информационных технологий Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А dashynyafoгeveг@mail. ги

Аннотация. Определяется роль мобильных систем в процессе образования. Дается характеристика понятию «мобильное образование», анализируются его преимущества и недостатки. В статье можно найти примеры нескольких реализованных проектов в сфере мобильного образования. Рассматриваются пути устранения недостатков и перспективы развития данного направления.

Ключевые слова: мобильные технологии, образовательный процесс, мобильное обучение, мобильные приложения, Институт мобильных образовательных систем (ИМОС).

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи

Информационные технологии навсегда вошли в нашу жизнь. С каждым днем число пользователей ими только растет, в частности, жизнь без мобильного телефона никто из нас представить уже не может. Стоит хотя бы на день оставить его дома, и уже начинается паника. Чаще всего мобильные устройства используются в качестве средства общения между людьми. В последнее время их функциональные возможности существенно расширились. Сейчас с помощью телефона можно выходить во всемирную сеть интернет, делать качественные фотографии и снимать видео. Сотовые компании с каждым днем предлагают все новые и новые сервисные услуги и приложения.

Компьютер и ноутбук стали для обучающихся (школьников, студентов) необходимым образовательным инструментом, но гораздо чаще в современном мире мы можем встретить школьника с телефоном или карманным компьютером. А значит, можно сделать вывод, что такие мобильные устройства удобнее, имеют гораздо более разумные цены, чем на настольные компьютеры и используют менее дорогостоящий способ доступа в интернет. В современном мире применение мобильных систем в процессе обучения открывает большие возможности. Даже существует специальное понятие «мобильное обучение» (м-обучение), mobile learning (m-learning). Внедрение планшетных ПК теперь позволяет использовать мобильный доступ в интернет с равной, если не большей, функциональностью, чем у настольных компьютеров.

Реализации мобильной системы обучения в приложении к мобильным системам связи возможны в следующих вариантах:

• JAVA-программа, как приложение к сотовому телефону, PDA, SmartPhone;

• создание Web-интерфейса для мобильного средства связи как WAP-приложения;

• создание клиент-серверной системы с использованием базы данных.

Структура. Предоставление доступа к мобильной системе обучения пользователей только для целей обучения и тестирования было бы односторонним подходом. Поэтому чаще всего используются структуры двух типов Client-trainee (обучаемые) и Client-teaching (обучающие), что расширяет возможности данной системы.

Client-teaching предоставляет преподавателю права модификации базы данных по предмету обучения, загрузки новых знаний в базу данных. Причем от преподавателя не требуется каких-либо знаний в области программирования, достаточно опыта пользователя сотового телефона или другого средства мобильной связи.

Client-trainee очень похоже на игру для сотового телефона и состоит из соединения с системой, серии воспроизведений интерфейса взаимодействия с пользователем, позволяющих получить доступ к базе данных, и демонстрации результата.

Актуальность. Согласно исследованиям, проведенным компанией IBS (один из лидеров ИТ-рынка страны, также является крупнейшей консультационной компанией России) совместно с Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2013 г. в девяти федеральных университетах, степень использования мобильных технологий участниками образовательного процесса в повседневной жизни можно опреде-

лить как очень высокую: владельцами мобильных являются 99% опрошенных студентов и 95% преподавателей. «Вместе с тем мобильные технологии либо слабо, либо совсем не интегрированы в учебный процесс. Как правило, отечественные вузы не имеют мобильных версий порталов, не адаптируют информационные сервисы для пользователей мобильных устройств, не создают электронный образовательный контент, предназначенный для использования на мобильных устройствах, не разрабатывают мобильные приложения для студентов и преподавателей», — пишет в статье «Управление мобильными технологиями в информационном пространстве современного вуза» главный специалист ООО IBS Дмитрий Иванченко, добавляя, что мобильный телефон чаще рассматривается преподавателями как помеха учебному процессу, а не помощник.

Теперь нам бы хотелось выяснить: хорошо или плохо использование мобильных систем в образовании. Предлагаем рассмотреть все преимущества и недостатки. Преимущества:

• обучающийся имеет возможность свободно перемещаться (т.е. независимо от того, где школьник или студент будет находиться, он всегда будет на связи);

• учащиеся могут общаться друг с другом и преподавателем, задавать вопросы, на которые не знают правильного ответа. Возможность учиться людям с ограниченными возможностями, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия;

• карманные или планшетные ПК (КПК) и электронные книги легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги, учебники и даже ноутбуки;

• распознавание с помощью стилуса или сенсорного экрана становится более наглядным, чем при использовании клавиатуры и мыши;

• мобильные устройства привлекают учащихся. Это может стать стимулом для двоечников, которые не видят смысла в учении;

• учебные материалы легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi).

Недостатки:

• заряд батареи мобильного устройства не бесконечен, в любой момент аккумулятор может «сесть», и все данные, которые вовремя не были сохранены, будут удалены с устройства;

• маленькие мобильные экраны ограничивают размер информации, которая могла бы быть отражена, а также существенно увеличивают нагрузку на органы зрения;

• как правило, память мобильного устройства значительно уступает по размеру памяти ПК или ноутбука;

• они могут быть гораздо менее надежны, чем настольные компьютеры (хотя планшетные ПК начинают решать эту проблему);

• рынок быстро изменяется, особенно для мобильных телефонов, так что устройства могут устареть очень быстро;

• пропускная способность может снизиться при большом количестве пользователей, подключенных одновременно к одной беспроводной сети;

• далеко не все предметы удобно изучать с помощью мобильных приложений. Например, нельзя через мобильное устройство пощупать руками оборудование, выполнить многие лабораторные работы в химии, медицине или физике;

• мобильным образовательным программам приходится конкурировать с играми за внимание аудитории.

Просмотрев все «за» и «против», можно сделать вывод, что, с одной стороны, такое «мобильное обучение» хорошо как для учеников, так и для самих преподавателей. Наряду с этим существуют и недостатки, способные затормозить развитие данного направления. Поэтому будущее сферы мобильного обучения требует совместных усилий производителей мобильных приложений, операторов мобильных услуг, а также экспертов индустрии обучения.

В последнее время создаются специальные проекты для устранения недостатков этого вида обучения и его более широкого использования. Одной из важных организаций, занимающихся разработкой данного вида обучения и контроля его применения на практике, является Институт мобильных образовательных систем (ИМОС). Это группа профессиональных разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и ведущих экспертов в области образования.

Основными направлениями деятельности ИМОС являются:

• нормативное, научное и учебно-методическое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

• профессиональная экспертиза проектов в сфере образования;

• поддержка управленческих и педагогических команд образовательных организаций по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и программ международного бакалавриата (Ш) в различных формах;

• разработка, апробация и внедрение образовательных программ для всех уровней общего образования, учитывающих специфику субъектов Российской Федерации;

• развитие и внедрение современных образовательных технологий (электронного обучения, дистанционных образовательных

технологий, технологий смешанного и

мобильного обучения).

По прогнозу консалтинговой и исследовательской компании в сфере современных технологий TechNavio на 2015-2019 гг., глобальный рынок e-learning, в который в том числе входят приложения для обучения на мобильных устройствах, будет расти ежегодно на 15% и к 2019 г. достигнет объема в 130 млрд долларов. Другой тренд на рынке — популяризация электронного обучения на планшетах, т.е. рост сегмента m-learning (мобильного обучения).

Это не могли проигнорировать разработчики евразийского пространства. В Google Play и App Store предлагают десятки приложений по изучению русского и нескольких других языков, а также предлагают узнать об основах культуры евразийских стран и прогуляться по виртуальному туру в лучших музеях.

В августе 2014 г. компания Google запустила приложение Classroom — систему менеджмента процесса образования, которая дает возможность создавать задания и оценивать их выполнение учащимися, не используя бумагу. Приложение объединяет функционал ряда других продуктов Google для получения знаний, выполнения заданий, их оценки и общения участников образовательного процесса онлайн из любой точки мира в любое время и с любого устройства. Изначально продукт был создан для школ, но перспективы его использования в университетах сразу же стали очевидны.

Интересный проект разработала компания «Ка-велин.Академия» из Санкт-Петербурга. Приложение «Русский язык. Образование по-новому» — это программа, которая совмещает в себе справочник, учебник и тренажер для подготовки к ЕГЭ, поэтому она будет полезна для школьников, носителей языка и всех, кто учит русский. Пользователь может работать в трех режимах: изучать теорию и выполнять упражнения по собственному плану, проходить занятия под руководством электронного учителя или решать задания из экзаменационной программы (всего 10 вариантов). Для каждого пользователя выстраивается персональная траектория обучения: сервис анализирует прогресс и предлагает задания разного уровня сложности. Приложение будет следить за посещаемостью учащегося и высылать напоминания. За правильные ответы выдают награды, так что у каждого есть возможность вырасти от «школьника» до «академика русского языка». Можно соревноваться по количеству баллов с друзьями и одноклассниками - в приложении формируются еженедельные рейтинги успехов.

Использование мобильных систем в современном образовательном процессе имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Часто присутствие телефонов у школьников вызывает негативную реакцию со стороны преподавателей. Если учащиеся пользуются интернетом при написании контрольных работ, сами они ничего нового не смогут узнать, а тем более запомнить — так считает большинство учителей. Но, если сделать ис-

пользование смартфона на уроке привычным делом, урок может превратиться в нечто иное, нежели 45 минут скучного, с точки зрения ученика, времяпрепровождения.

С уходом в мобильную сферу образование адаптируется к условиям этой среды, становясь более компактным, узконаправленным и интерактивным.

Отрасль мобильных приложений в целом ориентирована на получение прибыли. В этом заключается одновременно перспективность этого рынка (приложение должно быть эффективным и интересным, чтобы его покупали) и ряд этических проблем (какой модели поведения обучают детей такие программы, должен ли быть какой-то государственный контроль этой сферы).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество, 2011 [Электронный ресурс] - URL: http ://cyberleninka. ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii (дата обращения: 3.11.15).

2. Образование в кармане / Евразийский коммуникационный центр [Электронный ресурс] — URL: http://eurasiancenter.ru/ eduperspectives/20150310/1004010739.html (дата обращения: 3.11.15).

3. Об институте [Электронный ресурс] // Институт мобильных образовательных систем (ИМОС): сайт. — URL: http://mobiledu.ru/ institut.htm (дата обращения: 3.11.15)

4. Мобильное обучение. Обучение на мобильных устройствах: прошлое, настоящее и будущее [Электронный ресурс] — URL: http:// apptractor.ru/mLearning/ (дата обращения: 3.11.15).

5. Рынков Н.А. Мобильные системы в образовании [Электронный ресурс] - URL: http ://www.1c.ru/rus/partners/training/edu/tez_pd f.conf7/rycn.pdf (дата обращения: 3.11.15).

6. Арсентьев Д.А., Денисов Д.А. Использование мобильных технологий в образовании // Вестник МГУП Имени Ивана Федорова. — 2013.— № 9. — С. 8-11.

7. Федоренко Н.М., Попов Д.И., Демидов Д.Г. Мобильное образование XXI век и качество подготовки студентов // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2013. — № 9.- С. 131-133.

8. Демидов Д.Г., Виноградов Д.В. Использование tincan api в электронном обучении // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. - 2013. — № 9 — С. 32-33.

9. Попов Д.И. Методы и технологии поддержки открытого образования на основе интеллектуальной информационно-образовательной среды дистанционного обучения. -Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. — 168 с.

MOBILE SYSTEMS IN EDUCATION

Alexandra Alexandrovna Prasolova

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A

Darya Vyacheslavovna Studenova

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2A

Annotation. The paper defines the role of mobile systems in the process of education. The characteristic of the concept of "mobile education", analyzes its advantages and disadvantages. The article you can find some examples of completed projects in the field of mobile education. Consider ways to address the shortcomings and prospects of development of this direction.

Keywords: mobile technologies, educational process, mobile learning, mobile applications, Institute of mobile educational systems (IMOS).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.