Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махрова А.С., Гришина Г.В.

В статье рассмотрены варианты использования информационных технологий на занятиях физической культурой в рамках современного подхода к организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махрова А.С., Гришина Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UTILISATION OF MOBILE APPS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The article considers the options of information technologies usage in physical education classes with the framework of a modern approach to the educational process organization.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 796

DOI: 10.46742/2072-8840-2022-71-72-3-4-74-77 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ

Махрова А С., Гришина Г. В.

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга Автор, ответственный за переписку: Г.В. Гришина

grishinagv@tksu.ru

Аннотация. В статье рассмотрены варианты использования информационных технологий на занятиях физической культурой в рамках современного подхода к организации образовательного процесса.

Ключевые слова: физическая культура, образовательный процесс, мобильные приложения, информационные технологии в образовании.

THE UTILISATION OF MOBILE APPS IN PHYSICAL EDUCATION

CLASSES

A.S. Makhrova, G.V. Grishina

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga galina.grishina2013@yandex.ru

Abstract. The article considers the options of information technologies usage in physical éducation classes with the framework of a modern approach to the educational process organization.

Keywords: physical education, educational process, mobile applications, information technologies in education.

Актуальность. В образовательный процесс в высшей школе с каждым годом все шире внедряются новые информационные технологии. В частности, использование информационных технологий на занятиях физической культурой позволяют сделать их более насыщенными и интересными. Ведь так студенты больше вовлекаются в образовательный процесс, а соответственно растет и их мотивация заниматься спортом. Также информационные технологии облегчают занятия, подсчитывая циклы, движения, шаги, устанавливая таймер упражнений и следя за темпом их выполнения, позволяя студенту сосредоточиться на технике выполнения упражнений и проработке отдельных элементов [7].

Данная тенденция отвечает целям и требованиям современного российского образования, а именно цифровизация и цифровая трансформация, которая предполагает внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. А требования повышения квалификации учителей и преподавателей в сфере использования современных технологий и цифровых подходов считаются теперь просто необходимыми [6].

Развитие цифровизации образования способствует достижению широкого круга целей, а именно:

— обеспечение высшего качества образования посредством привлечения информационных ресурсов и новейших технологий;

— разностороннее развитие молодежи и формирование навыков самообразования;

— реализация учебного процесса с опорой на новейшие достижения науки и техники, обновление всех элементов образовательной системы;

— мотивация молодежи к усвоению здорового образа жизни, популяризация спортивных занятий.

Цель работы: изучить возможности использования современных цифровых технологий на занятиях физической культурой в вузе.

Гаджеты во многом упростили нашу жизнь, в связи с чем снизилась и активность детей и подростков. Теперь им совсем необязательно выходить на улицу, чтобы поиграть в футбол. Они могут сделать это, не выходя из дома, лишь нажимая на кнопки гаджетов [3, 5].

При таких условиях качество жизни ухудшается, атрофируются мышцы из-за недостатка упражне-

ний [4, 8]. Постоянных энергозатрат становится меньше, в связи с чем организм не копит питательные вещества, сосуды становятся тоньше, уменьшается запас гликогена в мышцах. Организму выгоднее обеспечить себя жировой прослойкой, которая не требует много усилий для поддержания, при этом выполняя функцию источника ресурсов. Это приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям и даже ожирению.

Но, при этом, современный рынок разработок приложений для персональных компьютеров и смартфонов предоставляет широкий выбор полезных программ.

В наше время физические нагрузки играют большую роль в связи с тенденцией ухудшения качества жизни, а поэтому нужно использовать электронные гаджеты для поддержания нашего физического состояния [5]. Их возможности помогают пользователям отслеживать биоритмы их физиологических систем и облегчают нашу жизнь, а не вредят ей.

Полезный вклад в решение задач по обеспечению здоровья обеспечивают приложения, способствующие формированию здорового образа жизни [1, 2].

Чтобы понять, какие приложения подходят для этих задач, нужно определить, какие цели ставят перед собой и что включают физическая культура и спорт в образовательных организациях. Приложения упрощают контроль за:

— питанием;

— тренировками;

— организацией отдыха.

Питание. Уже давно известно, что если занятия спортом не сопряжены с питанием, то эффективность от таких занятий сводится практически к нулю.

Сложно сделать самостоятельный подсчет калорий компонентов питания без специальной подготовки. Здесь на помощь приходят многочисленные приложения, которые представляют собой «дневник калорий» и позволяют производить расчеты по общей калорийности блюд. Их работа основывается на том, что из категорий и списков продуктов питания пользователь выбирает определенные и вводит значение своего веса, а в ряде случаев—интенсивность своего образа жизни, характер занятий спортом и т. д.

В некоторые приложения встроена функция контроля употребления питьевой воды, что тоже играет немаловажную роль в правильном функционировании организма. Приложения могут «активно» контролировать отдельные параметры жизни пользователя — если пользователь долго не вносит информацию о выпитой воде или съеденной еде, то приложение присылает уведомление с напоминанием.

В некоторых приложениях встроена функция контроля веса, цель можно выбрать в зависимости от поставленных пользователем задач—похудение или набор массы.

Еще одна полезная функция—встроенная библиотека самых разных рецептов, которые отвечают всем стандартам правильного питания. Это не только помогает поддерживать организм в тонусе, но и облегчает постоянный процесс раздумий о том, что можно приготовить.

Для новых пользователей доступна коллекция советов, постов и статей на тему здорового питания, которые помогут обогатить знания в предметной области и правильно поставить цели.

Наиболее подходящими для обеспечения вышеперечисленных задач можно признать следующие приложения:

— Lifesum;

— FatSecret;

— Yazio — трекер питания;

— Simple: правильное питание;

— Nutra Check;

— 8fit.

В основе их работы лежат сходные принципы, а интерфейс прост и интуитивно понятен, поэтому любой пользователь сможет разобраться, как с ними работать.

Физическая активность и спорт. В данной области выбор мобильных приложений еще больше. Все большую популярность приобретают фитнес-браслеты, отслеживающие активность пользователей в течение целого дня. В некоторых из них встроена функция контроля параметров ночного сна, что позволяет более точно отслеживать биоритмы, оценивать качество сна, объем и интенсивность

физической активности в бодрствовании.

Эти браслеты сопряжены с приложением на телефоне, который в фоновом режиме получает всю собранную информацию. Фитнес-браслеты крайне удобны для занятий физической культурой и спортом, так как совмещают в себе и шагомер, и пульсометр, и контролер активности. В круг таких приложений входят:

— MiFit;

— Huawei Health;

— Google Health;

— Zepp Life;

— My JetSport и др.

Существуют также приложения и другой направленности, позволяющие следить за тренировками. Здесь в функционал входит таймер и подбор комплекса упражнений. Они очень удобны, поскольку позволяют проработать технику упражнений благодаря наглядным изображениям и замечаниям по упражнениям, а также подобрать комплекс упражнений под любую цель: утренняя зарядка, разминка, растяжка после тренировки, йога, пилатес, шейпинг и многое другое. Такие приложения определяют цикличность выполнения упражнений, правильное чередование нагрузки разной интенсивности с паузами отдыха. Особую полезность здесь вносит функция подбора программы тренировок различной направленности, которая предлагает разные тренировки, которые действуют на разные мышцы, а поэтому эффективно поддерживают организм и не надоедают после нескольких дней тренировок.

В рамках занятий физической культурой приложения подойдут всем студентам на разных направлениях, потому что спектр тренировок просто огромный. К категории таких приложений относятся:

— Nike Training Club;

— GymUp;

— Workout Trainer;

— Gym Keeper;

— Sworkit;

— Freeletics Fitness Workout.

Отдых. Необходимо осуществлять контроль не только за питанием и тренировками, но и за временем отдыха, а именно за сном. Сложным этот контроль кажется из-за того, что сам пользователь не может его отследить без посторонней помощи. Мобильные приложения и здесь помогают человеку. Основные отслеживаемые (мониторируемые) параметры: частота и ритмичность сердечных сокращений (пульс), количество и характер микро- и макродвижений. Функционал приложений включает в себя выделение быстрой и медленной фаз сна, описание их параметров, оценка двигательной активности и пробуждений. Приложения, контролирующие особенности ночного сна конкретного человека, позволяют грамотно подобрать время включения будильника, что позволяет пользователю более плавно выйти из состояния сна. Такое пробуждение правильно настроит организм на работу, позволяя ему сохранить как можно больше энергии на весь день. Помогают такие приложения и при засыпании, указывая лучшее время для засыпания и обладая функцией включения спокойной мелодии, чтобы засыпание прошло быстро и незаметно. Трекер сна также отслеживает общее время сна на протяжении недели и пользователь, опираясь на эти данные, сможет подобрать комфортный для него режим сна и бодрствования. К трекерам сна относятся приложения:

— Meditopia;

— leep Time;

— Better Sleep;

— Loona;

— Sleep Cycle.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложения, связанные с контролем питания и физической активностью, действительно во многом упрощают жизнь и мотивируют следовать канонам здорового образа жизни:

— регулярная физическая нагрузка необходима и улучшает общее состояние организма, влияя даже на настроение;

— современные технологии только улучшают контроль за здоровым образом жизни и во многом облегчают самостоятельную координацию физической активности;

— правильное питание и его контроль, осуществляемый с помощью мобильных приложений в разы удобнее, а в сочетании с тренировками существенно повышают эффективность последних;

— нагрузки должны быть нормированными, приложения помогают определить точное количество необходимой нагрузки в зависимости от пола, возраста, веса и ежедневной активности.

Мобильные приложения способствуют улучшению жизни, помогают отслеживать статистику, а на основе анализа данных выбрать нужную цель. Они мотивируют продолжать заниматься спортом. При этом такие приложения подходят абсолютно всем: и тем, кто активно занимается физкультурой, и тем людям, которые по причине здоровья, должны ограничивать физическую нагрузку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреенко Т. А., Артамонова А. Д. Применение физкультурно-оздоровительных технологий на уроках физической культурой // Наука-2020. — 2019. — Т. 30. — № 5. — С. 43-47

2.Беляничева В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. — 2009. — № 2 — С. 6-8.

3.Блинова Е. В., Андреенко Т. А. Применение мобильных приложений на уроках физической культуры // Наука-2020. — 2019. — Т. 30. — № 5.

4.Коровёнкова С. В., Гришина Г. В. Самостоятельные занятия физической культурой для студентов // Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2015. — С. 395-396.

5.Котуранова И. Д., Коровёнкова С. В., Гришина Г. В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи в условиях цифровизации общества // Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. — 2019. — С. 105-109.

6.Николаев А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности. — СПб, 2003. — 55 с.

7.Трубников С., Трубников А. Цифровизация российской школы [Электронный ресурс]. — 2018. — URL: https://rossaprimavera.ru/artide/336d883e (дата обращения: 06.05.2022).

8.Широкова Е. А., Щеголева М. А. Гиподинамия как фактор, ухудшающий качество жизни студентов университета // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. — 2021. — № 4. — С. 74-80.

REFERENCES

1.Andreenko T. A., Artamonova A. D. Primenenie fizkul'turno-ozdorovitel'nyh tekhnologij na urokah fizicheskoj kul'turoj // Nauka-2020. — 2019. — Т 30. — № 5. — S. 43-47

2.Belyanicheva V.V. Formirovanie motivacii zanyatij fizicheskoj kul'turoj u studentov // Fizicheskaya kul'tura i sport: integraciya nauki i praktiki. — 2009. — № 2. — S. 6-8.

3.Blinova E. V., Andreenko T. A. Primenenie mobil'nyh prilozhenij na urokah fizicheskoj kul'tury // Nauka-2020. — 2019. — Т. 30. — № 5.

4.Korovyonkova S. V., Grishina G. V. Samostoyatel'nye zanyatiya fizicheskoj kul'turoj dlya studentov // Nauchnye trudy Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.E. Ciolkovskogo. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. — 2015. — S. 395-396.

5.Koturanova I. D., Korovyonkova S. V., Grishina G. V. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studencheskoj molodyozhi v usloviyah cifrovizacii obshchestva // Aktual'nye voprosy fizicheskogo vospitaniya molodezhi i studencheskogo sporta: sbornik trudov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — 2019. — S. 105-109.

6.Nikolaev A.N. Metodika ocenki motivov sportivnoj deyatel'nosti. — SPb, 2003. — 55 s.

7.Trubnikov S., Trubnikov A. Cifrovizaciya rossijskoj shkoly [Elektronnyj resurs]. — 2018. — URL: https://rossaprimavera.ru/article/336d883e (data obrashcheniya: 06.05.2022).

8.Shirokova E. A., Shchegoleva M. A. Gipodinamiya kak faktor, uhudshayushchij kachestvo zhizni studentov universiteta // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport. — 2021. — № 4. — S. 74-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.