Научная статья на тему 'Использование мобильных приложений для вынесения постановлений об административных правонарушениях в области дорожного движения'

Использование мобильных приложений для вынесения постановлений об административных правонарушениях в области дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE OFFENCES / MOBILE APPLICATIONS / INFORMATION / TRAFFIC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Головкин Владимир Дмитриевич, Назаров Сергей Владимирович, Севастьянов Андрей Владимирович

Исследуется возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения правил дорожного движения без составления протокола об административном правонарушении на основании зафиксированных в специальных мобильных приложениях в некорректируемом виде материалов фото-и (или) видеосъемки, полученных от граждан, зарегистрированных на едином портале государственных и муниципальных услуг, с указанием времени и координат съемки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Головкин Владимир Дмитриевич, Назаров Сергей Владимирович, Севастьянов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Mobile Applications for Delivering Rulings on administrative Offences in the Area of Road Traffic

The article examines the possibility of delivering rulings on appointment of administrative penalties for certain traffic offenses without a formal protocol on administrative violation based on the recorded in special mobile applications of photo-materials and (or) video in the uncorrectable regime with indication of the shooting time received from citizens registered in the Common Government Services Portal of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Использование мобильных приложений для вынесения постановлений об административных правонарушениях в области дорожного движения»

B. Д. Головкин*,

C. В. Назаров**, А. В. Севастьянов***

Использование мобильных приложений для вынесения постановлений об административных правонарушениях в области дорожного движения

Аннотация. Исследуется возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения правил дорожного движения без составления протокола об административном правонарушении на основании зафиксированных в специальных мобильных приложениях в некорректируемом виде материалов фото-и (или) видеосъемки, полученных от граждан, зарегистрированных на едином портале государственных и муниципальных услуг, с указанием времени и координат съемки.

Ключевые слова: административная ответственность, административные правонарушения, мобильные приложения, информация, дорожное движение.

001: 10.17803/1994-1471.2017.78.5.183-189

Современное развитие технических средств и возникающих общественных отношений в сфере информационных технологий дало импульс к принципиально новому ценностному пониманию права и в особенности отношения к системам общечеловеческих ценностей. В условиях социальной общности, повышения уровня автомобилизации населения

центр внимания граждан с активной жизненной позицией охватывает и сферу безопасности на автомобильных дорогах.

Неотъемлемым элементом системы основных прав является право на самозащиту, реализуемое в современных условиях с использованием мобильных приложений. Пленум Верховного Суда РФ постановлением от

© Головкин В. Д., Назаров С. В., Севастьянов А. В., 2017

* Головкин Владимир Дмитриевич, начальник отдела Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России, кандидат технических наук vdgolova@mail.ru

121170, Россия, г. Москва, ул. Поклонная, д. 17

** Назаров Сергей Владимирович, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России, кандидат юридических наук nazarov68@inbox.ru

121170, Россия, г. Москва, ул. Поклонная, д. 17

*** Севастьянов Андрей Владимирович, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России mvdandrey@mail.ru

121170, Россия, г. Москва, ул. Поклонная, д. 17

23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»1 разъяснил, что лицо, право которого нарушено, может прибегнуть к его самозащите, соответствующей способу и характеру нарушения. Возможность самозащиты не исключает права такого лица воспользоваться иными способами защиты, в том числе в судебном порядке.

Самозащита гражданских прав может выражаться в том числе в воздействии лица на свое собственное или находящееся в его законном владении имущество. Самозащита может заключаться также в воздействии на имущество правонарушителя в том случае, если она обладает признаками необходимой обороны или совершена в состоянии крайней необходимости.

Практическим выражением признания общегражданских ценностей на безопасную среду и здоровье явилось проведение в сентябре 2016 г. в г. Санкт-Петербурге Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ совместно с Министерством внутренних дел РФ шестого международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». Цель конгресса — организация широкой дискуссии по вопросам взаимодействия органов власти, общественности и профессиональных сообществ в формировании дорожно-транспортной политики и системы обеспечения безопасности дорожного движения, а также выработка конкретных мер по их реализации при активном участии институтов гражданского общества.

В рамках конгресса прошли тематические «круглые столы» и пленарное заседание, где обсуждались проблемы законодательного характера и формы участия гражданского общества и защиты гражданских прав при осуществлении государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; направления развития партнерства власти, бизнеса и гражданского общества, объединение их ресурсов для решения общих задач дорожной безопасности; формирование общественного контроля за перевозочной и дорож-

ной деятельностью; пути повышения правового сознания граждан, уровня знаний принципов безопасного вождения и безопасного поведения на дорогах, воспитание «дорожной культуры» участников дорожного движения.

В целях защиты гражданских прав человека, обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти 14 марта 2016 г. в г. Ярославле под председательством Президента РФ В. В. Путина состоялось заседание Президиума Государственного совета, посвященное вопросам безопасности дорожного движения в Российской Федерации.

По итогам заседания Президиума Президентом РФ дано поручение (№ Пр-637) о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения правил дорожного движения без составления протокола об административном правонарушении на основании зафиксированных специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото- и (или) видеосъемки, полученных от граждан, зарегистрированных на едином портале государственных и муниципальных услуг, с указанием времени и координат съемки.

Законодательное закрепление права гражданина на фиксацию правонарушений в области безопасности дорожного движения является революционной идей и послужит построению правового государства, гражданского общества и формированию нового звучания института самозащиты гражданских прав.

Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах2.

Предоставление услуг с использованием единого портала осуществляется в отношении заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации. Доступ должен осущест-

1 См.: Российская газета. 30.06.2015. № 6711 (140).

2 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

вляться посредством использования простых электронных подписей и усиленных квалифицированных электронных подписей3 .

Регистрация на едином портале осуществляется с использованием устройств подвижной радиотелефонной связи на основании предоставленных заявителем сведений о своем абонентском номере устройства подвижной радиотелефонной связи.

Мониторинг за ходом рассмотрения заявления и получение документа (информации), являющегося результатом предоставления услуги в электронной форме, осуществляется с использованием единого портала путем доступа к информации, содержащейся в информационных системах предоставляющих услуг органов и учреждений (организаций).

В соответствии с утвержденными Правилами осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия4, органы государственной власти (организации) обязаны:

— предоставлять информацию в форме электронных документов (в рассматриваемом случае о решении, принятом по зафиксированному техническими средствами деянию). По выбору заявителя запрос может быть направлен им в форме электронного документа посредством федеральной государственной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

— обеспечивать защиту представленной информации от несанкционированного доступа, изменения и уничтожения;

— в случае представления заявителями информации, необходимой для осуществления полномочий (принятия процессуальных

решений), в форме электронных документов, такие документы подписываются электронной подписью.

Для формирования правовых, технологических и организационных основ для обмена данными и обеспечения их достоверности и актуальности в информационных ресурсах на постоянной основе до 1 января 2019 г. федеральные органы исполнительной власти обязаны привести акты и иные документы, регулирующие создание, изменение, ведение и применение отдельных информационных ресурсов, в соответствие с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 июня 2016 г. № 487 «О первоочередных мерах, направленных на создание государственной информационной системы "Единая информационная среда в сфере систематизации и кодирования информации"», в том числе:

— уникальный номер реестровой записи;

— перечень исходных документов для формирования, изменения эталонных данных;

— перечень причин формирования и изменения эталонных данных;

— порядок получения (хранения) информации (в рассматриваемом случае — ознакомление с материалами административного производства).

С 15 сентября 2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), которым устанавливаются правила рассмотрения и разрешения административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций; дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2016 г. № 516 «Об утверждении Правил осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия».

Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном действующим законодательством порядке сведения о фактах, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения и показания, полученные в том числе путем использования систем видео-конферен-цсвязи, аудио- и видеозаписи, электронных документов.

Обстоятельства административного дела должны быть подтверждены средствами доказывания, указанными в законе, и не могут подтверждаться никакими иными доказательствами. Обязанность по направлению в суд ис-требуемых доказательств возложена на лицо, у которого они находятся.

На основании ст. 70 КАС РФ к письменным доказательствам относятся документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством электронной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по каналу видео-конференц-связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Аудио-и видеозаписи на электронном и ином носителе должны содержать информацию о том, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи, и при этом должны сохранять свою неизменность.

В случае если признание доказательства недопустимым осуществляется по ходатайству лица, участвующего в деле об исключении доказательства из административного дела ввиду его недопустимости, бремя доказывания обстоятельств, на которых основано такое ходатайство, возлагается на лицо, его заявившее.

Административным законодательством определен порядок распределения обязанностей доказывания по административным де-

лам, а также определения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения административного дела: участвующие в деле лица обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основания своих требований или возражений.

На практике спорным является вопрос, могут ли сведения, содержащиеся в сообщении о правонарушении, являться доказательствами. Конституционный Суд РФ в определении от 22 апреля 2010 г. № 498-О-О по жалобе Зубарева В. В. разъяснил, что нормативное регулирование ст. 141 УПК РФ не содержит положений, которые позволяли бы подменять допрос обвиняемого получением от него заявления о преступлении. В то же время Верховный Суд РФ неоднократно в своих решениях (применительно к явке с повинной) указывал на то, что сообщение о преступлении, если оно оформлено ненадлежащими образом, может быть принято в качестве доказательства по уголовному делу5.

В науке преобладает мнение, что содержание письменных доказательств составляют мысли людей6, зафиксированные с помощью специальной знаковой системы (букв, цифр), объединенные в определенную систему, структуру7. Необходимым условием формирования письменного доказательства выступает способность человека излагать свои мысли в письменной форме. Если знаки не выражают мысли — нет передачи информации, а значит, отсутствует и форма существования сведений о фактах8.

Появлению письменного доказательства всегда предшествует восприятие человеком окружающей обстановки, затем анализ ситуации и только после этого — собственно фиксация своего восприятия о событиях и фактах и письменной форме.

Достоверность материалов фото- и (или) видеосъемки в меньшей степени зависят от субъективных характеристик и навыков человека.

5 Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26.02.2010 № 13-О10-3.

6 См.: Коломыцев В. И. Письменные доказательства по гражданским делам. М., 1978. С. 10—11.

7 См.: Гурвич М. А. Советский гражданский процесс. М., 1967. С. 180 ; Чечина Н. А., Чечот Д. М. Гражданский процесс. М., 1968. С. 196 ; Юдельсон К. С. Судебные доказательства в гражданском процессе. М., 1956. С. 194—195 ; Медведев И. Г. Письменные доказательства в гражданском процессе России и Франции : автореф. дис.....канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 5.

Устройство, имеющее идентификатор, фиксирует все то, что попадает в объектив и улавливается микрофоном диктофона, информация фиксируется в динамике, должностное лицо (судья) воспринимает сведения об обстоятельствах дела в объеме, приближенном к тому, который бы эти лица воспринимали, если бы оказались непосредственными наблюдателями данных обстоятельств9 .

Так как доказательственная информация не может существовать вне какого-либо материального носителя (предметы материального мира, физические лица и др.), то ни для письменных доказательств, ни для аудио-и видеозаписей законодателем не установлен исчерпывающий перечень носителей доказательственной информации, что значительно расширяет возможности по применению устройств, имеющих идентификатор, «народными инспекторами».

Юрисдикционная деятельность сотрудников органов внутренних дел по сбору и оценке доказательств, зафиксированных с помощью устройств, имеющих идентификатор, выработала следующие правила, при соблюдении которых материалы фото- и (или) видеосъемки, в том числе изъятые из информационных баз и банков данных и иных носителей информации, имеющих идентификатор, могут быть признаны доказательствами:

— непрерывность фиксации;

— обзор съемки должен быть таким, чтобы в кадр объектива видеокамеры попали все участники события;

— сохранность материального носителя;

— обеспечение невозможности замены материального носителя, на который произведена запись.

Развитие электронных устройств в наше время, находящихся в том числе в собственности физических лиц, позволяет фиксировать административные правонарушения, для чего в действующее административное законодательство необходимо внести следующие изменения и дополнения:

— презумпция невиновности не распространяется на административные правонарушения в области безопасности дорожного движения, зафиксированные средствами, имеющими функции фото- и (или) видеосъемки, а также изъятые с устройств материалов фото- и (или) видеосъемки, в том числе из информационных баз и банков данных и иных носителей информации, имеющих идентификатор;

— изъятие материалов фото- и (или) видеосъемки, в том числе из информационных баз и банков данных и иных носителей информации с устройств, имеющих идентификатор, осуществляется без участия понятых;

— при изъятии с устройств, имеющих идентификатор, материалов фото- и (или) видеосъемки, в том числе из информационных баз и банков данных и иных носителей информации, содержащих сведения о совершенном с использованием транспортного средства административном правонарушении, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица;

— дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня изъятия с устройств, имеющих идентификатор, должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото-и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи;

— постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, изъятых с устройств, имеющих идентификатор, материалов фото- и (или) видеосъемки, в том числе из информационных баз и банков данных и иных носителей информации, оформляется в форме элек-

8 Амерханова А. Р. Письменные доказательства в гражданском процессе : дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 20.

9 Короткий С. А. Соотношение аудио- и видеозаписей с письменными доказательствами в гражданском процессе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 9. С. 131—137.

тронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалификационной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ; — копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, изъятых с устройств, имеющих идентификатор, материалов фото- и (или) видеосъемки, в том числе из информационных баз и банков данных и иных носителей информации, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

Целями создания и использования (эксплуатации) информационных баз и банков данных и иных носителей информации, имеющих идентификатор, являются:

— формирование законопослушного поведения граждан путем привлечения гражданского общества к пресечению и предупреждению правонарушений;

— снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий с использованием двойной превенции;

— повышение уровня общественной безопасности и антитеррористической защищенности.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 . Амерханова А. Р. Письменные доказательства в гражданском процессе : дис. ... канд. юрид. наук. —

Краснодар, 2007. 183 с.

2 . Гурвич М. А. Советский гражданский процесс. — М., 1967. 436 с.

3 . Коломыцев В. И. Письменные доказательства по гражданским делам. — М., 1978. 104 с.

4 . Короткий С. А. Соотношение аудио- и видеозаписей с письменными доказательствами в граждан-

ском процессе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 9. С. 131—137.

5 . Медведев И. Г. Письменные доказательства в гражданском процессе России и Франции : автореф.

дис.....канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2003. 22 с.

6 . Назаров С. В. К использованию технических средств фотофиксации и видеофиксации при докумен-

тировании обстоятельств непредоставления преимущества в движении пешеходам водителям транспортных средств на нерегулируемых пешеходных переходах // Транспортное право. — 2014. — № 9. — С. 19— 20.

7. Назаров С. В. О процедуре защиты персональных данных отдельных категорий лиц в информационной системе Госавтоинспекции //Юридический мир. — 2014. — № 10. — С. 35—39.

8 . Назаров С. В. Признание записей видеорегистраторов участников дорожного движения в процессе

производства по делам об административных правонарушениях // Транспортное право. — 2016. — № 3. — С. 16—20.

9 . Назаров С. В. «Электронное правосудия» по мобильному телефону // Автотранспортное предпри-

ятие. — 2013. — № 11. — С. 28—31.

10 . Черкасов А. С., Головкин В. Д. О создании автоматизированной системы фиксации нарушений правил

дорожного движения // Качество. Инновации. Образование. — 2009. — № 10 (53). — С. 75—77.

11 . Чечина Н. А., Чечот Д. М. Гражданский процесс. — М., 1968. 456 с.

12 . Юдельсон К. С. Судебные доказательства в гражданском процессе. — М., 1956. 249 с.

Материал поступил в редакцию 25 ноября 2016 г.

THE USE OF MOBILE APPLICATIONS FOR DELIVERING RULINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENCES

IN THE AREA OF ROAD TRAFFIC

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GOLOVKIN Vladimir Dmitrievich — Head of the Department of the Federal Government Institution Research Center for the Problems of Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Technical Sciences vdgolova@mail.ru

121170, Russia, Moscow, Poklonnaya Street, 17

NAZAROV Sergei Vladimirovich — Leading Researcher of the Federal Government Institution Research Center for the Problems of Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law nazarov68@inbox.ru

121170, Russia, Moscow, Poklonnaya Street, 17

SEVASTYANOV Andrey Vladimirovich — Senior Researcher of the Federal Government Institution Research Center for the Problems of Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, mvdandrey@mail.ru

121170, Russia, Moscow, Poklonnaya Street, 17

Review. The article examines the possibility of delivering rulings on appointment of administrative penalties for certain traffic offenses without a formal protocol on administrative violation based on the recorded in special mobile applications of photo-materials and (or) video in the uncorrectable regime with indication of the shooting time received from citizens registered in the Common Government Services Portal of the Russian Federation.

Keywords: administrative responsibility, administrative offences, mobile applications, information, traffic.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1 . Amerhanova A. R. Pis'mennye dokazatel'stva v grazhdanskom processe : dis. ... kand. jurid. nauk. —

Krasnodar, 2007. 183 s.

2 . Gurvich M. A. Sovetskij grazhdanskij process. — M., 1967. 436 s.

3 . Kolomycev V. I. Pis'mennye dokazatel'stva po grazhdanskim delam. — M., 1978. 104 s.

4 . KorotkijS. A. Sootnoshenie audio- i videozapisej s pis'mennymi dokazatel'stvami v grazhdan skom processe //

Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Filosofija. Sociologija. Pravo. 2009. № 9. S. 131—137.

5 . Medvedev I. G. Pis'mennye dokazatel'stva v grazhdanskom processe Rossii i Francii : avtoref. dis.....kand.

jurid. nauk. — Ekaterinburg, 2003. 22 s.

6 . Nazarov S. V. K ispol'zovaniju tehnicheskih sredstv fotofiksacii i videofiksacii pri dokumentirovanii

obstojatel'stv nepredostavlenija preimushhestva v dvizhenii peshehodam voditeljam transportnyh sredstv na nereguliruemyh peshehodnyh perehodah // Transportnoe pravo. — 2014. — № 9. — S. 19— 20. 7. Nazarov S. V. O procedure zashhity personal'nyh dannyh otdel'nyh kategorij lic v informacionnoj sisteme Gosavtoinspekcii //Juridicheskij mir. — 2014. — № 10. — S. 35—39.

8 . NazarovS. V. Priznanie zapisej videoregistratorov uchastnikov dorozhnogo dvizhenija v processe proizvodstva

po delam ob administrativnyh pravonarushenijah // Transportnoe pravo. — 2016. — № 3. — S. 16—20.

9 . Nazarov S. V. «Jelektronnoe pravosudija» po mobil'nomu telefonu // Avtotransportnoe predprijatie. —

2013. — № 11. — S. 28—31.

10 . Cherkasov A. S., Golovkin V. D. O sozdanii avtomatizirovannoj sistemy fiksacii narushenij pravil dorozhnogo

dvizhenija // Kachestvo. Innovacii. Obrazovanie. — 2009. — № 10 (53). — S. 75—77.

11 . Chechina N. A, Chechot D. M. Grazhdanskij process. — M., 1968. 456 s.

12 . Judel'son K. S. Sudebnye dokazatel'stva v grazhdanskom processe. — M., 1956. 249 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.