Научная статья на тему 'Использование минерально-сырьевых ресурсов в Беларуси: состояние и приоритеты'

Использование минерально-сырьевых ресурсов в Беларуси: состояние и приоритеты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
708
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭНЕРГОЕМКОСТЬ / МЕСТОРОЖДЕНИЕ / СЫРЬЕ / ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ / КОНЦЕССИЯ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цилибина Валентина, Пекутько Петр, Пилецкий Кирилл

Анализируется потенциал минерально-сырьевых ресурсов страны, состояние запасов полезных ископаемых и целесообразность их разработки. Рассматриваются меры по их рациональному использованию. Обозначены проблемы в правовом обеспечении освоения месторождений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of mineral resources in Belarus: State and priorities

The article considers the potential of the country's mineral resources, the state of mineral reserves and the feasibility of their development. The authors identified problems in the legal support of the deposits development.

Текст научной работы на тему «Использование минерально-сырьевых ресурсов в Беларуси: состояние и приоритеты»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

МИНЕРАЛЬНО-

СЫРЬЕВЫХ

РЕСУРСОВ

В БЕЛАРУСИ:

СОСТОЯНИЕ

И ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация. Анализируется потенциал минерально-сырьевых ресурсов страны, состояние запасов полезных ископаемых и целесообразность их разработки. Рассматриваются меры по их рациональному использованию. Обозначены проблемы в правовом обеспечении освоения месторождений. Ключевые слова: минерально-сырьевые ресурсы, энергоемкость, месторождение, сырье, полезные ископаемые, концессия, энергосбережение.

А*

Валентина Цилибина,

ведущий научный сотрудник сектора эффективности использования материально-сырьевых ресурсов Института экономики НАН Беларуси, кандидат технических наук

Петр Пекутько,

заместитель директора по научной работе Института экономики НАН Беларуси,

кандидат экономических наук, доцент

Кирилл Пилецкий,

заведующий сектором эколого-правовых исследований Института экономики НАН Беларуси

Обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами (МСР) и их рациональное использование являются важнейшими факторами экономического развития государства. И хотя в последние годы ряд стран вступил в постиндустриальную стадию с характерным для нее ростом доли отраслей, производящих услуги и информационные продукты, валовое мировое потребление МСР продолжает повышаться. Это можно проиллюстрировать на примере динамики потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), относимых к стратегическим видам минерального сырья. Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), с 1990 г. по 2016 г. расход ТЭР в мире увеличился более чем в полтора раза [1], что стимулировало рост цен на них. В то же время энергоемкость мирового ВВП (отношение объема потребления энергоресурсов к его величине) за этот же период в полтора раза снизилась (рис. 1). Это произошло благодаря развитию технологий переработки сырья и реализации ресурсосберегающей политики.

Аналогичные тенденции характерны и для основного вида ТЭР -нефти: на фоне увеличения ее мирового потребления нефтеемкость

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,0 ---------------------------

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Мир Канада Финляндия Страны ЕС Беларусь

Рис. 1. Динамика снижения энергоемкости ВВП мира, ЕС, Беларуси и некоторых других стран, 1990 - 2016 гг., кг н. э./долл. [1, 2]

ВВП снизилась с 1990 по 2016 г. почти в 1,8 раза (рис. 2).

Особую значимость вопросы повышения эффективности использования МСР приобретают для стран, в достаточной мере не обеспеченных ими, в том числе для Беларуси.

Минерально-сырьевая база (МСБ) нашей страны включает месторождения различных видов полезных ископаемых, важнейшими из которых являются топливно-энергетические ресурсы (нефть, попутный газ, торф, бурые угли и горючие сланцы), агрохимические (калийные и каменные соли), индустриально-строительное

0,08 ------------р

0,06---------- --

0,04-------------

0,02-------------

сырье (строительный и облицовочный камень, составляющие для производства цемента и извести, пески строительные и стекольные, песчано-гравийный материал, глины керамические, тугоплавкие, для легких заполнителей и другие), пресные и минеральные подземные воды.

С точки зрения видового состава и объемов добычи МСБ Беларуси является достаточной для удовлетворения потребностей, в первую очередь, промышленности строительных материалов; часть ресурсов (прежде всего калийные соли) предназначена не только для потребления внутри

страны, но и для поставок на экспорт. Нужды в МСР иных отраслей обеспечиваются преимущественно за счет импорта: до трети поставок в страну приходится на минеральные продукты (в 2017 г. их доля составила 29%) [4]. Беларусь закупает нефть, газ, сырье для металлургического производства, облицовочный камень, стекольные пески, бентонитовые и каолиновые глины, гипс и строительные материалы на его основе, апатиты, фосфориты. Также в страну ввозятся значительные объемы сырья для машиностроения и приборостроения [5].

При этом месторождения названных видов ископаемых на территории республики выявлены, но в настоящее время по разным причинам не разрабатываются. Это относится к залежам железных руд, гипса, редких металлов, фосфоритов, глинозем-но-содового сырья, некоторых строительных материалов, промышленных рассолов и т.д. [3]. Более того, как следует из таблицы, производство (добыча) некоторых из наиболее важных для отечественной промышленности

0,00

Рис. 2. Динамика снижения нефтеемкости мирового ВВП, 1990 - 2016 гг., кг н. э./долл. [1, 2]

ресурсов снижается: нефти и газового конденсата - в 1,2 раза (2017 г. к 1990 г.); газа нефтяного попутного - в 1,4 раза.

В связи с этим приоритетами государственной политики в области использования минерально-сырьевых ресурсов являются:

■ повышение уровня обеспеченности страны собственными МСР для снижения зависимости экономики от импорта;

■ максимально бережливое отношение к минеральному сырью (в том числе благодаря усилению экспортного потенциала страны за счет поставок за рубеж продукции, произведенной с использованием собственных полезных ископаемых).

Для реализации первого названного приоритета предполагается решение комплекса задач в области геологоразведочной деятельности. В частности, в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 20162020 гг. [7], планируется строительство горно-обогатительных комбинатов на базе месторождения «Ситницкое» в Лунинецком районе Брестской области (РУПП «Гранит») и на базе Старобинско-го месторождения в Любанском районе Минской области (ИООО «Славкалий»). Должна получить развитие нормативная правовая база, регулирующая функционирование рынка частного (акционерного) капитала в сфере геологического изучения, освоения месторождений и использования ресурсов недр. Одной из наиболее важных проблем в области привлечения частных инвестиций в разработку месторождений является определение баланса интересов государства и частника, при котором обе стороны будут

Полезные Единица Год

ископаемые измерения 1991 2005 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Нефть сырая Газ природный тыс. т млн куб. м 2060 294 1785 228 1681 222 1660 218 1645 228 1645 222 1645 225 1645 215 1650 205

Гранит для

памятников, отделки или тыс. т - - 848 978 622 469 846 667 740

строительства

Мел тыс. т - 93 100 108 94 88 139 196 270

Доломит

некальциниро- тыс. т - - 3546 3583 2954 3149 2657 2083 2052

ванный

Песок

кремнистый; тыс. т - - 2358 1499 1743 1678 1181 1010 1000

песок кварцевый

Пески строительные тыс. куб. м - 8934 18618 15594 18259 15999 13602 11861 12822

Гранулы, крошка

и порошок из

камня; галька, гравий, щебень тыс. куб. м - - 21419 20937 22847 23402 21298 21004 21560

или камень

дробленый

Торф неагломери-рованный тыс. т 15909 2369 3126 2946 2433 1648 1264 1628 2206

Соль и чистый

хлорид натрия

в твердом виде, тыс. т - - 2193 1741 2177 1391 1647 2076 2628

кроме пищевой

поваренной соли

Таблица. Добыча (производство) отдельных видов полезных ископаемых в Беларуси [6]

заинтересованы в сотрудничестве. Данная проблема отчетливо видна на примере концессионных соглашений.

В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь и статьей 5 Кодекса о недрах, недра страны - исключительная собственность государства. Они не могут быть предметом залога, купли-продажи, дарения, наследования, вклада в уставный фонд, а также предметом отчуждения в иной форме. Владение, пользование и распоряжение недрами в общегосударственных интересах осуществляется через уполномоченные на то государственные органы в пределах их компетенции.

Вместе с тем в целях привлечения внебюджетных источников финансирования инфраструктурных проектов и разработки

месторождений природных ресурсов принят Закон Республики Беларусь «О концессиях», предусматривающий временную передачу государством прав владения и пользования недрами иным субъектам. Причем они имеют характер исключительной привилегии, монополии, образуемой в сферах деятельности, требующих значительных объемов капитальных вложений. Перечень объектов, предлагаемых для передачи в концессию, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №44 и в нынешней его редакции включает 16 объектов месторождений полезных ископаемых (в том числе перспективных): гипса, бетони-товых глин, железных руд, мела, нефти, горючих сланцев, кварцевых песков, доломита и благородных металлов [8].

За время действия Закона было предпринято несколько попыток передачи их в концессию. Однако в силу того, что объекты были или достаточно сложны для реализации, или у государства не было серьезной потребности в их разработке, концессионные договоры не были заключены.

Кроме того, в План действий по интенсификации освоения минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2016-2020 гг., утвержденный Премьер-министром Республики Беларусь 15 апреля 2016 г., включены мероприятия по освоению видов сырья, разведка которых предусмотрена в Государственной программе «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов на 2016-2020 гг.», а также калийных солей, торфа, сапропелей, доломитов. Ожидается, что осуществление плана действий позволит сократить объем импорта сырья до 100 млн долл. в год [9].

Сверхактуальной в данном контексте является интенсификация освоения местных топливно-энергетических ресурсов (МТЭР). Развитие собственной энергосырьевой базы на основе

экономически обоснованного их использования, прежде всего из возобновляемых источников, признается одним из национальных интересов Республики Беларусь в топливно-энергетической сфере. Согласно данным Белста-та, потребление МТЭР выросло с 5362 в 2005 г. до 5665 тыс. т у.т. в 2017 г.; показатель энергетической самостоятельности достиг в 2017 г. максимального за последние годы уровня - 15,4% (рис. 3).

Наряду с геологическим и технологическим обоснованием потенциала месторождений полезных ископаемых и возможностей их извлечения и применения важным направлением работ по интенсификации включения отечественного минерального сырья в хозяйственный оборот должна стать экономическая оценка состояния этих запасов и целесообразности их разработки.

Проведение стоимостной оценки минерально-сырьевых ресурсов позволит не только взвешенно подойти к вопросам рационального, экономически обоснованного освоения имеющихся месторождений, но и значительно усовершенствовать налоговую политику в части взимания налогов

и других платежей за добычу полезных ископаемых.

Вторым приоритетом государственной политики в сфере МСР является повышение эффективности их использования.В последние десятилетия в Беларуси для этого было сделано немало, в особенности в отношении топливно-энергетических ресурсов. Так, энергоемкость ВВП за период 1990-2017 гг. снизилась более чем в 3,5 раза [10]. В 2017-2018 гг. данный показатель, напротив, рос: на 0,5% в 2017 г. (вследствие роста потребления населением светлых нефтепродуктов, а также увеличения расхода сырья для производства экспортной нетопливной продукции) и на 1,5% в 2018 г. (прежде всего в результате снижения импорта электроэнергии из России и, как следствие, увеличения расхода газа на производство электрической энергии; в то же время экономия ТЭР в целом по республике за счет реализации мероприятий по энергосбережению составила 921,1 тыс. т у.т.). Тем не менее уже в настоящее время энергоемкость ВВП Беларуси лишь незначительно отличается от значений близких нам по климату государств (Канада, Финляндия).

Достижение такого результата стало возможным благодаря повсеместной реализации мероприятий по энергосбережению, установлению контролируемых плановых показателей по снижению энергоемкости, введению жестких лимитов потребления ТЭР промышленными организациями, усилению материальной ответственности организаций за сверхлимитное потребление, внедрению приборного учета, стимулирования населения к экономии электричества.

16,0

15,2

14,4

13,6

12,8

12,0

2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Г.

Рис. 3. Энергетическая самостоятельность - отношение объема производства (добычи) первичной энергии к объему валового потребления ТЭР, % [10]

В частности, политика энергосбережения, целенаправленно проводимая в Республике с 1993 г., предусматривает в качестве долгосрочной цели снижение энергоемкости ВВП до среднемирового уровня и максимально возможное вовлечение в топливный баланс местных топливно-энергетических ресурсов (усиление энергетической самостоятельности). В настоящее время в стране такая политика реализуется в рамках Государственной программы «Энергосбережение» на 2016-2020 гг. [11]. Ожидаемыми результатами выполнения данной программы являются:

■ снижение к 2021 г. энергоемкости валового внутреннего продукта не менее 2% к уровню 2015 г.;

■ достижение к 2021 г. индикатора «отношение объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению топливно-энергетических ресурсов» на уровне 16%.

Для дальнейшего снижения удельных расходов энергоресурсов необходимо решение ряда задач [12-14]:

■ реализация политики энергосбережения и энергоэффективности;

■ ускоренное развитие и обновление отраслей ТЭК;

■ внедрение энергоэффективных технологий, в том числе для глубокой переработки нефти и комплексного использования углеводородного сырья с учетом планируемого производства нефтяного кокса; возможностей замещения светлых нефтепродуктов в двигателях внутреннего сгорания новыми видами топливных ресурсов (газ, водород, биотопливо и др.);

■ формирование конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных субъектов энергетического рынка и рыночной инфраструктуры;

■ дальнейшее повышение надежности и эффективности работы энергосистемы за счет сбалансированной модернизации и развития генерирующих источников и электрических сетей, применения современных передовых технологий с выводом из эксплуатации устаревшего и менее экономичного оборудования, снижения удельного веса накопленной амортизации активной части основных средств организаций топливно-энергетического комплекса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ развитие в Беларуси рынка услуг по энергосбережению, в том числе посредством внедрения практики заключения энергосервисных договоров [15], которые являются общепризнанным в экономически развитых государствах инструментом повышения энергетической эффективности. Энергосервисный договор предполагает предоставление специализированной энергосервисной компанией комплекса услуг по практическому энергосбережению с возмещением собственных расходов и получением прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Key world energy statistics / IEA, 2018 // http://www.iea.org.

2. Total Primary Energy Supply (TPES) by source // The International Energy Agency// https://www.iea.org/statistics/?country=WORLD&year=2016 &category=Key%20indicators&indicator=TPESbySource&mode=chart&categoryBrowse=false&dataTable=BALANCES&showDataTable=false.

3. Минерально-сырьевое обеспечение Республики Беларусь: состояние, проблемы, пути решения / П. Г. Никитенко [и др.]; под научн. ред. П. Г. Никитенко. - Минск, 2012.

4. Товарная структура экспорта и импорта // http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/ vneshnyaya-to rgovlya_2 /dannye-o-v neshnei-torgovle-resp ubl iki-belarus-p_2 /tovarnaya-struktu ra-eksporta-i-importa-resp ubliki-belarus/

5. Экспорт и импорт товаров в 2016-2017 гг. (6 знаков ТН ВЭД ЕАЭС) // http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2/godovwe_danne/eksport-i-import-tovarov-v-2016-2017-gg-6-znakov-tn-ved-eaes/

6. Промышленность Республики Беларусь: Статистический сборник. - Минск, 2018.

7. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 15 дек. 2016 г., №466 // Эксперт 2. Информационно-правовая система по законодательству Респ. Беларусь / ОДО «Экспертцентр», Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. - Минск,2018.

8. Перечень объектов, предлагаемых для передачи в концессию: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 28 янв. 2008 г., №44: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 30.05.2017 г.// Эксперт 2. Информационно-правовая система по законодательству Респ. Беларусь / ОДО «Экспертцентр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018

9. КовхутоА. М. Современные задачи геологии и роль высшей школы в их решении // Современные проблемы геологического картирования: материалы Х Университетских геол. чтений, 14-15 апр. 2016 г., Минск, Беларусь / В. И. Зуй (отв. ред.) [и др.] // http://elib.bsu.by/ handle/123456789/151575.

10. Энергетический баланс Республики Беларусь: Статистический сборник. - Минск, 2018.

11. Государственная программа «Энергосбережение» на 2016-2020 годы: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2016 г., №248 // Эксперт 2. Информационно-правовая система по законодательству Респ. Беларусь / ОДО «Экспертцентр», Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. - Минск,2018.

12. Цилибина В. М. Состояние и перспективы использования местных топливно-энергетических ресурсов в Беларуси // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики: Материалы X Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 25-27 апреля 2018 г. / Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. Том 4. С. 7-16.

13. Цилибина В. М. Анализ показателей энергоэффективности экономики Беларуси в сопоставлении с мировыми тенденциями / В. М. Цилибина // В(сник Кам'янець-Подшьського нацюнального уыверситету ¡мен( 1вана Опенка. Економiчнi науки. Випуск 13, за ред. ЯщишиноТ I. В. -Кам'янець-Подкьський, 2018.

14. Цилибина В. М. Государственная политика Беларуси в сфере эффективного использования топливно-энергетических ресурсов // Пробле-ми i перспективи кновацмного розвитку економи в контекск ¡нтеграцГГ УкраТни в Европейський науковокнновацмний проскр: Матерiа-ли XXIII МжнародноТ науково-практичноТ конференций Одеса, 4-5 жовтня 2018 р. - КиТв, 2018.

15. Дайнеко А. Е. Энергоэффективность экономики Беларуси / А. Е. Дайнеко, Л. П. Падалко, В. М. Цилибина; науч. ред. А. Е. Дайнеко. - Минск, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.