Научная статья на тему 'Использование микрозелени, как элемент популяризации ботаники в целом и растениеводства в частности'

Использование микрозелени, как элемент популяризации ботаники в целом и растениеводства в частности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Микрозелень / зеленая слепота / популяризация ботаники / Micro-greenery / plant blindness / popularization of botany

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маханцева В.А., Сорокина В.В.

Микрозелень как эффективный способ борьбы с все больше набирающей обороты «слепотой к растениям» («зеленой слепотой») и равнодушием к растениям. Практический опыт применения микрозелени для повышения интереса к ботанике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of micro-greenery as an element of popularization of botany in general and plant growing in particular

Micro-greenery is as an effective way to resist with the increasingly gaining momentum of "plant blindness" ("green blindness") and indifference to plants. Practical experience micro-greenery uses to increase interest in botany.

Текст научной работы на тему «Использование микрозелени, как элемент популяризации ботаники в целом и растениеводства в частности»

УДК 581.6

Использование микрозелени, как элемент популяризации ботаники в целом

и растениеводства в частности

Маханцева В.А. Сорокина В. В. 2 'Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской академии наук-обособленное подразделение ФИЦ ПНЦБИ РАН, Пущино, Россия 2блогер, самозанятый, Санкт-Петербург, Россия 1victoriamakhantceva@gmail.com; 2vita-letta@yandex.ru

Аннотация: Микрозелень как эффективный способ борьбы с все больше набирающей обороты «слепотой к растениям» («зеленой слепотой») и равнодушием к растениям. Практический опыт применения микрозелени для повышения интереса к ботанике.

Ключевые слова: Микрозелень, зеленая слепота, популяризация ботаники

The use of micro-greenery as an element of popularization of botany in general

and plant growing in particular

Makhantceva V.A. Sorokina V.V. 2 'Institute of Physicochemical and Biological Problems in Soil Science, Russian Academy of Sciences,

Pushchino, Russia 2blogger, self-employed, St-Petersburg, Russia 'victoriamakhantceva@gmail.com; 2vita-letta@yandex.ru

Summary: Micro-greenery is as an effective way to resist with the increasingly gaining momentum of "plant blindness" ("green blindness") and indifference to plants. Practical experience micro-greenery uses to increase interest in botany.

Keywords: Micro-greenery, plant blindness, popularization of botany

Как справедливо заметил выдающийся ботаник профессор А.Н. Бекетов: «Лучше вовсе не преподавать ботанику, чем заставлять выучивать наизусть имена, термины, описания и рецепты. Тот, кто будет заставлять твердить наизусть содержание учебника, тот совершит преступление против детей, против науки и против здравого смысла» [1]. Фраза из позапрошлого столетия актуальна и по сей день. Можно прочитать десятки учебников и книг, зазубрить их, но не проникнуть в самую суть, не научиться пониманию процессов, которые происходят вокруг. В настоящее время ботаника находится как бы вне важной области для изучения. Хотя именно она рассказывает нам о том, с чем мы сталкиваемся каждый день - с растениями. Газон у дома, деревья и кустарники парка по дороге на работу, зерновые хлопья на завтрак, суп из овощей, срезанные цветы в вазе, комнатные растения — все это окружает нас ежедневно, но воспринимается лишь как фон.

В 1999 году это явление получило название "слепота к растениям" благодаря публикации биологов Джеймса Вандерси и Элизабет Шусслер [2].

Феномен слепоты к растениям включает в себя 9 аспектов. Среди них такие, как отсутствие понимания важности растений для поддержания жизнедеятельности на планете, неумение идентифицировать растения в районе своего проживания, отсутствие опыта в выращивании, восприятие растений, как зелёной массы, на фоне которой разворачиваются более интересные события.

Можно ли вылечить зелёную слепоту? Безусловно. Достаточно лишь направить взгляд человека не на сухой текст о процессе фотосинтеза, а показать на живом примере взаимосвязи в природе. В этом отношении выращивание микрозелени можно считать идеальным методом для "возвращения зрения". Он сочетает в себе пять важных пунктов: доступность, простота исполнения, динамичность, наглядность, всесезонность, универсальность. Рассмотрим каждый по отдельности.

Доступность. Для выращивания микрозелени требуется немного: пакет семян (подойдет большое количество, используемых для традиционного овощеводства за исключением представителей Solanaceae Adans. и sp. Phaseolus L.), емкость для выращивания (можно использовать пластиковые стаканчики от кисло-молочных продуктов и т.п.), субстрат (начиная от стандартной садовой земли и заканчивая влажной марлей или даже просто водой), вода для увлажнения.

Простота исполнения. Необходимый уход сводится к минимуму - контролю за уровнем влажности, чтобы не допустить гибели микрозелени от пересыхания или от появления плесени при переизбытке влаги. Поэтому даже самые неуверенные в растениеводстве, в том числе дети, могу справиться с задачей.

Динамичность. Минимальная техническая спелость - наличие семядольных листьев, поэтому для получения условного урожая достаточно всего 2-7 дней. Благодаря такому короткому сроку получения результата интерес к микрозелени не успевает исчезнуть.

Наглядность. Ростки развиваются не по дням, а по часам. Можно легко наблюдать за такими процессами, как набухание семян, прорастание и развитие корешка, прорастание стебелька, развертывание семядолей и даже первых настоящих листьев. В некоторых случаях наблюдение за микрозеленью переходит в наблюдение за развитием полноценного растения. Так, например, детям младшего школьного возраста на занятиях стало интересно, что будет, если пересадить сильно разросшуюся микрозелень Lathyrus oleraceus Lam. в отдельные горшки. Через пару месяцев юные исследователи с удивлением наблюдали за цветением и плодоношением гороха.

Всесезонность. Для успешного проращивания семян, а следовательно, и семядолей, необходимы только влажность и подходящая температура, поэтому микрозелень можно выращивать в любое время года.

Универсальность. С выращиванием микрозелени может справиться и взрослый и ребенок. Выбор семян при этом огромен, как с точки зрения вкуса, так и зрелищности наблюдения.

На основании этих качеств микрозелень была выбрана авторами и опробована через различные каналы социального взаимодействия в период с 2020-2023 как элемент популяризации ботаники и повышения внимания к растениям.

Далее хотим подробнее рассмотреть форматы взаимодействия с аудиторией.

1. Сотрудничество с экспертным сообществом - Общественное Объединение «Нутрициологи России» и Форум Нутрициологов России [3]. Консультирование экспертов по ботаническим особенностям микрозелени. Регулярное проведение лекций (прямых эфиров) об агротехнике выращивания микрозелени для аудитории сообщества.

2. Подготовка авторского материала о микрозелени и ее выращивании для детского журнала [4].

3. Освещение пользы, видов, способов выращивания микрозелени через личные микроблоги авторов в социальных сетях, с последующим консультированием по выращиванию.

4. Введение практического занятия по выращиванию микрозелени в рамках индивидуальных уроках с детьми. У старшего школьного возраста (9-11 классы) для иллюстрации начальных стадий онтогенеза у покрытосеменных растений; для детей от 6 до 12 лет для пробуждения интереса к самому предмету ботаники.

5. Разработка памятки по выращиванию микрозелени для широкой аудитории, и ее распространение через личный сайт автора [5].

Таким образом, авторы считают, что одним из ключевых этапов излечения от "зеленой слепоты" является личная заинтересованность людей и смещение их внимания на объекты растительного мира. При этом авторы на практике убедились, что наибольшее внимание привлекает то, с чем человек может столкнуться в своей повседневной жизни. Главным мотивом для изучения в этом случае станет легкость повторения чужого опыта, минимальные усилия и измеримая польза. В этом плане микрозелень действительно оказалась самой удачной "дверцей" в мир растений, так как она соответствует всем перечисленным выше критериям.

Кроме того, процесс выращивания растений захватывает людей настолько, что они начинают проводить собственные эксперименты, чтобы ответить опытным путем на появляющиеся вопросы. Например, такие:

• что будет, если посадить все тот же горох, но не специальные семена, а тот, что стоит в магазине среди круп для варки

• изменяется ли скорость роста при увеличении количества освещения

• какой из субстратов дает лучший урожай

• какие травы или даже овощи можно выращивать в полноформатном варианте в домашних условиях и многие другие.

И вот так незаметно, по чуть-чуть, но что немаловажно, по своей воле люди погружаются в ботаническую среду, начинают обращать внимание на флору вокруг себя, замечать то, что раньше ускользало из поля зрения. Растения перестают быть только зеленым фоном и декорацией к жизни, а становятся ее неотъемлемой частью.

Список литературы:

1. Верзилин Н.М. Учитель ботаники, или Разговор с растениями Л.: Детская литература, 1984. 173 с.

2. James H. Wandersee and Elisabeth E. Schussler Preventing Plant Blindness // The American Biology Teacher. 1999. Vol. 61, No. 2 (Feb.) P. 82-86.

3. Общественное Объединение «Нутрициологи России» и Форум Нутрициологов России// [Официальная группа объединения]. URL: https://vk.com/nutritiologists (дата обращения: 19.01.2023).

4. Маханцева В. Микрозелень // «Радуга» детский журнал Республики Коми. 2022. .№59 (май). C. 30-31.

5. Виолетта Сорокина// [Персональная страница]. URL: https://taplink.cc/lettatraum (дата обращения: 19.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.