Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Голенкова О.В., Лифанова Т.Е., Шилина С.А.

Современные социальные реалии ставят перед выпускниками высших учебных заведений задачи, без решения которых молодые специалисты не смогут адаптировать на рынке труда, не смогут достичь целей самоопределения и самореализации. Современное общество требует от выпускников вызов владения информационно-коммуникативными технологиями, способности определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, способности осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, способности управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Цель данной статьи - описание процесса приобретения данных компетенций благодаря использованию в рамках образовательных технологий различных методов социологических исследований: анкетирование, интервьюирование, телефонный опрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF METHODS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH AS A TECHNOLOGY OF PRACTICE-ORIENTED LEARNING

Modern social realities pose tasks for graduates of higher educational institutions, without solving which young specialists will not be able to adapt to the labor market, will not be able to achieve the goals of self- determination and self-realization. Modern society requires graduates to be proficient in information and communication technologies, the ability to determine the range of tasks within the set goal and choose the best ways to solve them, the ability to carry out social interaction and realize their role in a team, the ability to manage their time, build and implement a trajectory of self-development based on the principles of lifelong education. The purpose of this article is to describe the process of acquiring these competencies through the use of various methods of sociological research within the framework of educational technologies: questionnaire, interviewing, telephone survey.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Использование методов социологического исследования как технологии практикоориентированного обучения

Ольга Валерьевна Голенкова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия golenkova_olga@bk.ru 0000-0002-2220-5643

Татьяна Евгеньевна Лифанова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия lifanovargsu@mail.ru 0000-0001-8110-2209

Светлана Александровна Шилина

доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского Брянск, Россия 5ирег5ЫН2012@yandex.ru 0000-0002-5417-5784

Поступила в редакцию 09.07.2022 Принята 11.08.2022 Опубликована 15.09.2022

« 10.25726/а2869-9594-7780-и

Аннотация

Современные социальные реалии ставят перед выпускниками высших учебных заведений задачи, без решения которых молодые специалисты не смогут адаптировать на рынке труда, не смогут достичь целей самоопределения и самореализации. Современное общество требует от выпускников вызов владения информационно-коммуникативными технологиями, способности определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, способности осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, способности управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. Цель данной статьи - описание процесса приобретения данных компетенций благодаря использованию в рамках образовательных технологий различных методов социологических исследований: анкетирование, интервьюирование, телефонный опрос.

Ключевые слова

профессиональные компетенции, социологическое исследование, коммуникационные технологии, качество образования.

Введение

Современное общество, характеризующееся высоким уровнем технологизации и информатизации социальных процессов (Киричек, 2009; Ключникова, 2010), требует от выпускников высших учебных заведений владения информационно-коммуникативными компетенциями на уровне,

позволяющем эффективно справляться с возложенными на специалистов профессиональными задачами и быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда, в том числе на рынке труда социальных услуг (Мамедов, 2015).

ФГОС высшего образования (3++) по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2018 г. N 76, включает в себя перечень универсальных компетенций, которыми должен овладеть для полноценного профессионального функционирования (Федеральный, 2022). Среди этих компетенций -общепрофессиональные компетенции, в основе которых - способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1); способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов (ОПК-2).

Именно формирование данных компетенций обеспечивает использование в процессе обучения методов социологических исследований в рамках различных учебных дисциплин (Буренкова, 2020).

Материалы и методы исследования

В основу статьи легли материалы социологического исследования «Опрос граждан о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания» среди клиентов государственного бюджетного учреждения Брянской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Брянска» (далее - ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска»). Количество респондентов, граждан -получателей социальных услуг, составило 100 человек. Опрос о качестве условий оказания социальных услуг осуществлялся методами анкетирования - 50 респондентов; интервьюирования - 25 респондентов; телефонного опроса - 25 респондентов. Для обработки полученных результатов использовался метод математической обработки данных.

В соответствии с Федеральным законом №403-ФЗ от 2 декабря 2019 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» практическая подготовка - форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы (Федеральный, 2019).

Для реализации практической подготовки в условиях высшего образования по направлению подготовки «Социальная работа» в основной образовательной программе реализуются такие учебные дисциплины, как «Основы информационных технологий», «Профильное программное обеспечение для решения задач профессиональной деятельности» (Модуль «Введение в информационные технологии»), «Основы математической обработки информации» (Модуль «Теория и практика социальной работы») (Голенкова, 2017; Лифанова, 2016; Мамедов, 2015).

В рамках образовательных технологий (Лифанова, 2019; Лифанова, 2020), используемых в процессе освоения указанных дисциплин, используются различные методы социологических исследований: анкетирование, интервьюирование, включенное и невключенное наблюдении, мониторинг. Причем исследования преподавателей и студентов БГУ затрагивают как диахронный аспект (Воронов, 2018; Голенкова, 2020; Голенкова, 2020; Шапоуа, 2020), так и синхронный (1^1оуа, 2018; Гостенина, 2019; Ковалева, 2019; Соз1еп1па, 2022).

В марте 2022 года на базе ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска» было проведено социологическое исследование «Опрос граждан о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания». Количество респондентов, граждан - получателей социальных услуг, составило 100 человек. Опрос о качестве условий оказания социальных услуг осуществлялся методами анкетирования - 50 респондентов; интервьюирования - 25 респондентов; телефонного опроса - 25 респондентов. Ниже представлены результаты исследования.

Результаты и обсуждение

На вопрос «Вы удовлетворены качеством и полнотой информации о работе данной организации (адрес, телефон, график работы, порядок обращения и проч.) и о перечне предоставления социальных услуг в организации, предоставляемой по телефону, на официальном сайте, при личном обращении?» утвердительно ответили 92% опрошенных, 7% не удовлетворены качеством услуг, 1% затрудняются ответить (рис. 1).

Таким образом, можно сказать, что, во-первых, качество информационных услуг, предоставляемых населению, находится на должном высоком уровне, и, во-вторых, в учреждении большинство респондентов высоко оценивают качество, полноту и доступность информации учреждения социального обслуживания (Данилова, 2020).

Уровень удовлетворенности респондентами доступностью, качеством и полнотой предоставляемой информации

Удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить

Рисунок 1. Удовлетворенность качеством и полнотой информации о работе учреждения

На вопрос «Считаете ли Вы доступными условия оказания социальных услуг в организации, в том числе для инвалидов и других маломобильных групп граждан?» 76% респондентов анкетирования ответили положительно, 9% утверждают о сложностях, 15% опрошенных затрудняются ответить, так как лично не сталкивались с такой ситуацией (рис. 2).

Таким образом, инфраструктура учреждения позволяет беспрепятственно передвигается инвалидам и маломобильным группам граждан, что свидетельствует о качестве внешней среды социального учреждения (ТопкИФ, 2018)

Доступность оказания услуг для инвалидов и маломобильных граждан

Рисунок 2. Доступность оказания социальных услуг в учреждении для инвалидов и других

маломобильных групп граждан

На вопрос «Вы удовлетворены профессионализмом социальных работников при предоставлении социальных услуг?» 89% граждан ответили положительно, у 8% опрошенных возникли проблемы в общении с работниками учреждения, 3% затрудняются ответить (рис. 3). Данный результат свидетельствует о высоком уровне владения персоналом учреждения профессиональными компетенциями в сфере социального облуживания граждан.

Удовлетворенность профессионализмом социальных

работников

Удовлетворен Не удовлетворен Затрудняюсь ответить

Рисунок 3. Удовлетворенность профессионализмом социальных работников при предоставлении социальных услуг

На вопрос «Изменилось ли качество Вашей жизни (жизни Ваших родственников) в положительную сторону в результате получения социальных услуг в данной организации?» 72 % граждан ответили, что социальные услуги улучшили условия жизни, 8% опрошенных не считают свои потребности удовлетворенными в полной мере, однако они отмечают, что получили ответ на свой запрос от сотрудников учреждения, и уверены в скором разрешении возникших трудностей, 20% сложно дать оценку своей жизни после получения услуг (рис. 4). Полученные ответы свидетельствуют о способности специалистов учреждения к определению объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации

либо предупреждения ее возникновения, к выбору и эффективной реализации технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.

Изменилось ли качество Вашей жизни после получения социальных услуг

Рисунок 4. Изменения в качестве жизни респондентов в положительную сторону в результате получения социальных услуг в учреждении

Таким образом, в результате анализа полученных данных, можно сделать вывод о высокой эффективности работы ГБУ Брянской области «КЦСОН г. Брянска». Полученные данные свидетельствуют о том, что сотрудники учреждения на должном уровне обеспечивают качество оказываемых услуг, поддерживают благоприятную и доброжелательную атмосферу в общении с получателями социальных услуг. Большинство респондентов отмечают высокое стабильное качество предоставляемых им социальных услуг, а также отмечают положительную динамику в проведении досуговых мероприятий, возможности выборе предоставляемых услуг.

Заключение

Таким образом, применение в рамках образовательных технологий, используемых в процессе освоения учебных дисциплин по направлению подготовки «Социальная работа», различных методов социологических исследований позволяет глубокому освоению следующих профессиональных компетенций в области социальной работы:

- способность к выявлению граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза, разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и социальной поддержки граждан;

- способность к выбору и эффективной реализации технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты;

- способность к организации социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина;

- способность к осуществлению оценки и контроля качества оказания социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации, к обеспечению взаимодействия с другими специалистами, учреждениями;

- способность к выявлению обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации путем организации социологических исследований с целью осуществления профилактики

обстоятельств, обусловливающих потребность граждан в социальных услугах, мерах социальной помощи.

Наличие данных профессиональных компетенций способствует более эффективному их использованию в профессиональной деятельности и, в конечном итоге, достижению главной цели высшего образования: подготовке грамотного специалиста, востребованного и конкурентноспособного на рынке труда и отвечающего требованиям социальной реальности, повышению качества жизни (Ковалева, 2019), достижению социальной справедливости (Киричёк, 2020).

Список литературы

1. Буренкова Н.В., Данилова Т.В., Тонких А.П. Инновационный подход к формированию модели современного учителя российской школы // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 4(40). С. 29-36.

2. Воронов К.А. Социологический анализ развития профессионального образования в Орловской губернии и Брянском уезде // Научный журнал Дискурс. 2018. № 12 (26). С. 85-95.

3. Голенкова О.В. Педагогические кадры в Брянском уезде Орловской губернии на рубеже XIX - XX веков: социально-социологический анализ // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 2 (43). С. 9-13.

4. Голенкова О.В. Развитие образования в Брянском уезде Орловской губернии в XIX -начале XX веков: историко-социологический аспект // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2020. № 1 (42). С. 9-14.

5. Голенкова О.В. Региональный фактор подготовки бакалавров социальной работы // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2017. Т. 2. С. 149-151.

6. Гостенина В.И. Социальный работник в системе социального обслуживания населения // Учебно-методическое пособие по направлению подготовки «Социальная работа» (39.03.02), «Социология управления» (39.04.01) и для переподготовки кадров социальных работников. Брянск, 2019. 308 с.

7. Данилова Т.В., Лапыко Т.П., Тонких А.П. Взаимодействие субъектов педагогического процесса в образовательной среде вуза : Учебно-методическое пособие. New York : National Research, 2020. 136 с. ISBN 978-1-952243-06-6. DOI 10.25726/worldjournals.pro/NR.9781952243066.

8. Киричек П.Н. Под знаком фигуры умолчания: информационный фактор административной реформы // Социология власти. 2009. № 4. С. 16-27.

9. Киричёк П.Н. Социальная справедливость в динамике общества // В сборнике: Социальная справедливость: утопии и реалии. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения В.И. Ленина. Под общей редакцией А.В. Грехова, А.Н. Фатенкова. 2020. С. 152-160.

10. Ключникова Т.Н. Каналы социального взаимодействия государства и общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2010. № 3. С. 88-92.

11. Ковалева Е.Л. Вопросы качества жизни и здоровья в радиационно загрязненных районах // В книге: Социальная динамика населения и устойчивое развитие. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2019. С. 151-155.

12. Ковалева Е.Л. Факторы риска здоровья (на примере социологического исследования качества жизни в Брянской области) // Научный журнал «Дискурс». 2019. № 11 (37). С. 102-111.

13. Колобкова А.А. Исторический экскурс становления и развития методики преподавания иностранных языков в российских университетах // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4-1. С. 73-88.

14. Лифанова Т.Е. Аксиологический компонент профессиональной готовности бакалавра социальной работы, осуществляющего сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей // В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Тольятти, 2016. С. 343-347.

15. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 - «Социальная работа». Брянск, 2019. 161 с. Том Часть 1.

16. Лифанова Т.Е. Технологии социальной работы в специализированных учреждениях социального обслуживания. Учебно-методическое пособие для бакалавриата по направлению подготовки 39.03.02 - «Социальная работа». Брянск, 2020. 160 с. Том Часть 2.

17. Мамедов А.К. Вариативность современного социогенеза: общество знания // В сборнике: Диалог культур: социальные, политические и ценностные аспекты. Москва, 2015. С. 486-493.

18. Мамедов А.К. Методологические основания социального познания // Социология. 2015. № 4. С. 17-33.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа // ФГОС. https://fgos.ru/fgos/fgos-39-03-02-socialnaya-rabota-76

20. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.12.2019 N 403-ФЗ // Консультант Плюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339097/

21. Gostenina V. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / Valentina Gostenina and others // Transportation Research Procedia. № 63C, 2022. Pp. 1034-1041. doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.103

22. Lifanova Tatiana E. Socio-ecological ministry of the Russian Orthodox church (end of the 19th-beguinning of the 20thsenturies) / Tatiana E. Lifanova and others // Turismo-estudos e praticas. Brazil, 2020. URL: https://ores.su/ru/journals/turismoestudos-e-praticas/

23. Maslova I.B. The diversification as the trends of reforming additional professional education of social workers / I.B. Maslova and others // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences . Volume 9. Issue 2. 2018 . (March - April). P. 1117-1127.

24. State of university-employer interaction models in Russia / V. V. Lvov, Z. V. Smirnova, E. I. Artemova [et al.] // Journal of Entrepreneurship Education. - 2019. - Vol. 22. - No 4. - P. 404.

25. Tonkikh, A. P. Economic and legal regulation of educational processes in the field of natural sciences and humanities / A. P. Tonkikh, T. V. Danilova, A. A. Pryadekho // Journal of Advanced Research in Law and Economics. - 2018. - Vol. 9. - No 7. - P. 2454-2461. - DOI 10.14505/jarle.v9.7(37).33.

The use of methods of sociological research as a technology of practice-oriented learning Olga V. Golenkova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood

Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia golenkova_olga@bk.ru 0000-0002-2220-5643

Tatiana E. Lifanova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Social Work Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia lifanovargsu@mail.ru 0000-0001-8110-2209

Svetlana A. Shilina

Doctor of Sociology, Professor of the Department of Sociology and Social Work Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky Bryansk, Russia supershili2012@yandex.ru 0000-0002-5417-5784

Received 09.07.2022 Accepted 11.08.2022 Published 15.09.2022

C>10.25726/a2869-9594-7780-u

Abstract

Modern social realities pose tasks for graduates of higher educational institutions, without solving which young specialists will not be able to adapt to the labor market, will not be able to achieve the goals of self-determination and self-realization. Modern society requires graduates to be proficient in information and communication technologies, the ability to determine the range of tasks within the set goal and choose the best ways to solve them, the ability to carry out social interaction and realize their role in a team, the ability to manage their time, build and implement a trajectory of self-development based on the principles of lifelong education. The purpose of this article is to describe the process of acquiring these competencies through the use of various methods of sociological research within the framework of educational technologies: questionnaire, interviewing, telephone survey.

Keywords

рrofessional competencies, sociological research, communication technologies, quality of education.

References

1. Burenkova N.V., Danilova T.V., Tonkih A.P. Innovacionnyj podhod k formirovaniju modeli sovremennogo uchitelja rossijskoj shkoly // Upravlenie obrazovaniem: teorija i praktika. 2020. № 4(40). S. 2936.

2. Voronov K.A. Sociologicheskij analiz razvitija professional'nogo obrazovanija v Orlovskoj gubernii i Brjanskom uezde // Nauchnyj zhurnal Diskurs. 2018. № 12 (26). S. 85-95.

3. Golenkova O.V. Pedagogicheskie kadry v Brjanskom uezde Orlovskoj gubernii na rubezhe XIX - XX vekov: social'no-sociologicheskij analiz // Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik. 2020. № 2 (43). S. 913.

4. Golenkova O.V. Razvitie obrazovanija v Brjanskom uezde Orlovskoj gubernii v XIX - nachale XX vekov: istoriko-sociologicheskij aspekt // Kazanskij social'no-gumanitarnyj vestnik. 2020. № 1 (42). S. 9-14.

5. Golenkova O.V. Regional'nyj faktor podgotovki bakalavrov social'noj raboty // Sovremennoe obrazovanie: soderzhanie, tehnologii, kachestvo. 2017. T. 2. S. 149-151.

6. Gostenina V.I. Social'nyj rabotnik v sisteme social'nogo obsluzhivanija naselenija // Uchebno-metodicheskoe posobie po napravleniju podgotovki «Social'naja rabota» (39.03.02), «Sociologija upravlenija» (39.04.01) i dlja perepodgotovki kadrov social'nyh rabotnikov. Brjansk, 2019. 308 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Danilova T.V., Lapyko T.P., Tonkih A.P. Vzaimodejstvie sub#ektov pedagogicheskogo processa v obrazovatel'noj srede vuza : Uchebno-metodicheskoe posobie. New York : National Research, 2020. 136 s. ISBN 978-1-952243-06-6. DOI 10.25726/worldjournals.pro/NR.9781952243066.

8. Kirichek P.N. Pod znakom figury umolchanija: informacionnyj faktor administrativnoj reformy // Sociologija vlasti. 2009. № 4. S. 16-27.

9. Kirichjok P.N. Social'naja spravedlivost' v dinamike obshhestva // V sbornike: Social'naja spravedlivost': utopii i realii. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 150-letiju so dnja rozhdenija V.I. Lenina. Pod obshhej redakciej A.V. Grehova, A.N. Fatenkova. 2020. S. 152-160.

10. Kljuchnikova T.N. Kanaly social'nogo vzaimodejstvija gosudarstva i obshhestva // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Sociologija. 2010. № 3. S. 88-92.

11. Kovaleva E.L. Voprosy kachestva zhizni i zdorov'ja v radiacionno zagrjaznennyh rajonah // V knige: Social'naja dinamika naselenija i ustojchivoe razvitie. Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M.V. Lomonosova. 2019. S. 151-155.

12. Kovaleva E.L. Faktory riska zdorov'ja (na primere sociologicheskogo issledovanija kachestva zhizni v Brjanskoj oblasti) // Nauchnyj zhurnal «Diskurs». 2019. № 11 (37). S. 102-111.

13. Kolobkova A.A. Istoricheskij jekskurs stanovlenija i razvitija metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov v rossijskih universitetah // Pedagogicheskij zhurnal. 2019. T. 9. № 4-1. S. 73-88.

14. Lifanova T.E. Aksiologicheskij komponent professional'noj gotovnosti bakalavra social'noj raboty, osushhestvljajushhego soprovozhdenie detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej // V sbornike: Kategorija «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii. Tol'jatti, 2016. S. 343-347.

15. Lifanova T.E. Tehnologii social'noj raboty v specializirovannyh uchrezhdenijah social'nogo obsluzhivanija. Uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po napravleniju podgotovki 39.03.02 - «Social'naja rabota». Brjansk, 2019. 161 s. Tom Chast' 1.

16. Lifanova T.E. Tehnologii social'noj raboty v specializirovannyh uchrezhdenijah social'nogo obsluzhivanija. Uchebno-metodicheskoe posobie dlja bakalavriata po napravleniju podgotovki 39.03.02 -«Social'naja rabota». Brjansk, 2020. 160 s. Tom Chast' 2.

17. Mamedov A.K. Variativnost' sovremennogo sociogeneza: obshhestvo znanija // V sbornike: Dialog kul'tur: social'nye, politicheskie i cennostnye aspekty. Moskva, 2015. S. 486-493.

18. Mamedov A.K. Metodologicheskie osnovanija social'nogo poznanija // Sociologija. 2015. № 4. S. 17-33.

19. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 39.03.02 Social'naja rabota // FGOS. https://fgos.ru/fgos/fgos-39-03-02-socialnaya-rabota-76

20. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 02.12.2019 N 403-FZ // Konsul'tant Pljus. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAw_339097/

21. Gostenina V. Development of an optimization model for commuter train traffic (case study of the Bryansk Region, Russia) / Valentina Gostenina and others // Transportation Research Procedia. № 63C, 2022. Pp. 1034-1041. doi.org/10.1016/j.trpro.2022.06.103

22. Lifanova Tatiana E. Socio-ecological ministry of the Russian Orthodox church (end of the 19th-beguinning of the 20thsenturies) / Tatiana E. Lifanova and others // Turismo-estudos e praticas. Brazil, 2020. URL: https://ores.su/ru/journals/turismoestudos-e-praticas/

23. Maslova I.B. The diversification as the trends of reforming additional professional education of social workers / I.B. Maslova and others // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences . Volume 9. Issue 2. 2018 . (March - April). P. 1117-1127.

24. State of university-employer interaction models in Russia / V. V. Lvov, Z. V. Smirnova, E. I. Artemova [et al.] // Journal of Entrepreneurship Education. - 2019. - Vol. 22. - No 4. - P. 404.

25. Tonkikh, A. P. Economic and legal regulation of educational processes in the field of natural sciences and humanities / A. P. Tonkikh, T. V. Danilova, A. A. Pryadekho // Journal of Advanced Research in Law and Economics. - 2018. - Vol. 9. - No 7. - P. 2454-2461. - DOI 10.14505/jarle.v9.7(37).33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.