Научная статья на тему 'Использование методов психолингвистики в школьной практике'

Использование методов психолингвистики в школьной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
816
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА / ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ / ВЕДУЩАЯ МОДАЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / PSYCHOLOGICAL CONSTITUTION / BRAIN ASYMMETRY / RIGHT AND LEFT HEMISPHERES / MAJOUR APPREHENSION MODALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Ирина Николаевна

Статья содержит разработку урока литературы в 8 классе, выполненную с учётом психологических особенностей обучающихся. Автором предложен один из возможных вариантов применения методов психолингвистики в школьной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The usage of psycholinguistic methods in teaching practice based on school experience

Тhe article contains the workout of literature lesson for the 8th grade, developed according to the psychological constitution of students. The author suggests one of the possible variants of psycholinguistics application in the school teaching practice.

Текст научной работы на тему «Использование методов психолингвистики в школьной практике»

УДК 81'23 ББК Ш 100.4

И.Н. Максимова

Екатеринбург, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ психолингвистики в школьной практике

Аннотация: Статья содержит разработку урока литературы в 8 классе, выполненную с учётом психологических особенностей обучающихся. Автором предложен один из возможных вариантов применения методов психолингвистики в школьной практике.

Ключевые слова: психологические особенности, асимметрия головного мозга, правое и левое полушарие, ведущая модальность восприятия.

I.N. Maximova

Yekaterinburg, Russia

THE USAGE OF PSYCHOLINGUISTIC METHODS IN TEACHING PRACTICE BASED ON SCHOOL EXPERIENCE

Abstract: The article contains the workout of literature lesson for the 8th grade, developed according to the psychological constitution of students. The author suggests one of the possible variants of psycholinguistics application in the school teaching practice.

Key words: psychological constitution, brain asymmetry, right and left hemispheres, majour apprehension modality.

Большое значение для оптимизации обучения имеет знание преподавателем тех особенностей, которые определяют психологические различия между учащимися в его классе. Например, такими важными особенностями являются характер предпочтений при сборе информации (зрительный, слуховой, моторный каналы) и доминирующее в процессе обучения полушарие головного мозга.

Как известно, для людей с доминирующим левым полушарием свойственны словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, а для правополушарных людей - конкретно-образное мышление и развитое воображение. Говоря же о репрезентативной системе, не следует забывать, что любая информация должна предварительно транслироваться в ведущую модальность памяти, понимания. Ученик лучше справится с заданием и запомнит информацию, если инструкция учителя совпадет с его ведущей модальностью. При этом в процессе обучения для лучшего усвоения материала преподаватель должен не только учитывать психологические особенности обучающихся, но и способствовать развитию менее активного полушария головного мозга, а также всех модальностей восприятия. Примером подобного опыта может послужить следующий урок литературы в 8 классе.

Данное занятие было разработано с учётом психологических особенностей обучающихся конкретного класса одной из екатеринбургских школ. В ходе диагностики межполушарной асимметрии головного мозга (диагностика А.Р. Лурия) и ведущей модальности восприятия было выявлено, что у большинства учащихся 8 класса ведущим полушарием является левое; ведущие же модальности восприятия распределились в ученическом коллективе следующим образом: кинестеты - 54%, аудиалы -32%, визуалы - 14%.

Следовательно, для урока, посвящённого повторению и обобщению пройденного материала и не предусматривающего усвоение большого объёма новой информации, были разработаны задания, направленные на развитие менее активного у большинства учащихся правого полушария и на активизацию всех модальностей восприятия. Предлагаем описание данного занятия - последнего в учебном году урока литературы, завершающего курс изучения предмета в 8 классе.

Тема урока: «Что остаётся от книги потом -после того, как её прочитали?..»

Цели урока:

Образовательная: повторить и обобщить сведения о писателях и произведениях, изученных в 8 классе.

Развивающие:

1. Развитие быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

2. Развитие познавательной активности и самостоятельности, установка на продолжение образования, познавательной мотивации в широком смысле.

3. Развитие связной речи учащихся.

Воспитательные:

1. Нравственное воспитание обучающихся.

2. Приобретение навыков самооценки своей образовательной деятельности.

3. Воспитание интереса к изучению предмета.

Тип урока: Обобщение и систематизация изученного материала.

Оборудование: Мультимедийная установка,

презентация, аудиозаписи: И. Брамс «Венгерский танец № 4», П.И. Чайковский «Первый концерт для фортепиано», С.В. Рахманинов «Вокализ ор. 34 № 14 для оркестра», «Итальянская полька», А. Вивальди «Сезоны. Лето», Ф. Шуберт «Серенада», Бетховен «Симфония по. 5».

Содержание урока.

I. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Задача учителя на этом этапе урока - мотивировать учащихся, сосредоточить их внимание, т.к. оно является основой работоспособности.

Учитель. Наш сегодняшний урок посвящён окончанию курса литературы за 8 класс. И мы с вами подведём своеобразный итог тому, о чём мы говорили в течение учебного года. В одной из песен Владимира Высоцкого есть такая строчка: «Что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали?» Я для вас перефразировала эту строчку таким образом: «Что остаётся от книги потом - после того, как её прочитали?» Это очень сложный вопрос. Попытаемся сегодня ответить на него. Как вы считаете, что остаётся от книги потом - после её прочтения?

Ответы учеников:

- После прочтения книги остаётся впечатление от неё, эмоции, которые ты испытал во время чтения.

- Закрыв книгу, ты начинаешь размышлять над прочитанным, происходит осмысление произведения.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Задача учителя - задействовать процессы памяти: извлечь ранее полученную информацию из памяти (воспроизведение).

Учитель. Мы не должны забывать, что литература - это вид искусства, и в первую очередь она воздействует на чувства, эмоции человека. И вы совершенно правы: важно также и осмысление прочитанного. Поэтому можно говорить о том, что литература направлена на воспитание чувств человека и его мысли. Вот именно с вашими чувствами и вашими мыслями мы и будем сегодня работать. При этом у каждого получится свой результат работы, потому что каждый по-своему воспринимает чувствами и умом то или иное художественное произведение.

Говорили мы в этом году об очень значимых для русской культуры, русской литературы произведениях. Дома вы заполнили первые четыре колонки таблицы:

Несколько учеников зачитывают содержание таблицы. Предлагаем некоторые из ответов:

- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»; Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Савельич; социальные проблемы, проблема сохранения чести человека, трагедия сильной личности;

- М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»; Мцыри, монах; смысл человеческого существования, жестокость рока, права личности, свобода человека;

- Н.В. Гоголь, «Ревизор»; Хлестаков, городничий, чиновники; высмеивание социальных пороков;

- И.С. Тургенев, «Ася»; господин H.H., Ася, Гагин; любовная драма, проблема человеческого малодушия, образ русской девушки.

III. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

Задание направлено на развитие правого полушария:

1) целостное, эмоционально-чувственное восприятие, в частности музыкальных произведений;

2) более быстрая, в образах переработка информации;

3) мгновенный чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире;

4) использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений.

Развитие способности переживать настроения и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении. Музыкальное восприятие как процесс категоризации осуществляется в отнесении услышанного к определенному литературному произведению, характеру художественного образа [Брунер 1977: 34]. Восприятие музыкального образа предполагает непосредственную отзывчивость учащихся на музыку.

Учитель. Первое задание - нужно заполнить пятую колонку таблицы. Сейчас прозвучат отрывки из классических музыкальных произведений. Ваша задача - соотнести чувства и эмоции, передаваемые композитором, с теми литературными произведениями, о которых мы в этом году говорили. Музыка может быть связана у вас с каким-то литературным героем, его характером или с какой-то определённой ситуацией, описанной в книге, а возможно, данная мелодия ассоциируется со всем литературным произведением.

Ученики слушают отрывки из музыкальных произведений и заполняют таблицу: напротив названия произведения указывают номер музыкального отрывка и кратко поясняют свой выбор. Примеры ответов учеников:

- Бетховен «Симфония no. 5» - «Пугачёвский бунт», «Побег Мцыри из монастыря во время грозы», «Схватка Мцыри с барсом», «Жестокость полковника», «Сцена повешения капитана Миронова»;

- Ф. Шуберт «Серенада» - «Многогранный характер Аси. Задумчивость», «Несчастная любовь Лизы», «Н.Н. понимает, что любит Асю»;

- А. Вивальди «Сезоны. Лето» - «Танец Вареньки на балу», «Хлестаков врёт, врёт и врёт и не может остановиться»;

- С.В. Рахманинов «Итальянская полька» -«Легкомысленность Хлестакова», «Ветреный Хлестаков», «Суетливые чиновники во время приезда ревизора»;

- С.В. Рахманинов «Вокализ op. 34 № 14 для оркестра» - «Тонкий душевный мир Лизы», «Чувства героев - Аси и Н.Н., которые расстались, не сказав друг другу нужных слов», «Встреча Эраста и Лизы», «Взгляд Аси на господина Н.Н.», «Мелодия мягкая, спокойная. Напоминает «Море» Жуковского»;

- П.И. Чайковский «Первый концерт для фортепиано» - «Влюблённое состояние Ивана Василье-

Ав- тор Название произве- дения Глав- ные герои Основ- ные про- блемы Задание 1 Задание 2

вича», «Счастливое спасение невинно осуждённого Гринёва», «Танец Вареньки и её отца»;

- И Брамс «Венгерский танец № 4» - «Состояние господина H.H. после последнего свидания с Асей», «Мучительное пребывание Мцыри в монастыре», «Смерть Мцыри».

IV. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.

Задание направлено на активизацию левого полушария - развитие логического мышления. Задача учителя на этом этапе урока - способствовать активизации мышления учащихся. Тесно связанное с памятью, мышление работает, составляя, сравнивая, обобщая, анализируя новую информацию на основе старой, которая находится в памяти.

Учитель. Литература воспитывает не только чувства, но и ум человека, помогает ему учиться думать, размышлять, анализировать. Следующее задание: соотнесите высказывание с произведением, изученным вами, и кратко поясните свой выбор.

Ниже приведены предложенные ученикам высказывания и некоторые ответы обучающихся:

- «Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпнем счастье» (Жорж Луи Леклерк Бюффон). - «Гринёв - человек чести, он остаётся верен слову дворянина, он благороден», «Капитан Миронов не стал присягать Пугачёву»;

- «Расплата за пороки в этом мире наступает всегда» (Д. Дидро). - «Чиновники расплатились за свои пороки, сами оказались одураченными Хлестаковым», «Господин H.H. был наказан за малодушие: судьба отняла у него любовь Аси»;

- «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла» (В.О. Ключевский). - «Иван Васильевич считает, что зло - это то, что должно быть противоестественно для человека»;

- «Что такое свобода, знают лишь те, кто готов умереть за нее» (Ж. де Сталь). - «Мцыри готов умереть, но остаться свободным»;

- «Любовь уходит о того, кто её не достоин» -«Господин H.H. не был достоин любви Аси из-за своего малодушия»; «Эраст не достоин любви Лизы», «Господин H.H. не смог взять на себя ответственность за судьбу Аси и за это был наказан -прожил свою жизнь в одиночестве».

Ученики выполняют задание.

V. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.

Задание направлено на активизацию правого полушария - развитие эмоционального, наглядно образного мышления. Задача учителя - активизировать зрительное восприятие. Развитие речевых навыков письменной речи.

Учитель. Роль искусства не только в том, чтобы воздействовать на умы и души людей, но и благодаря этому сподвигнуть людей на ответное творчество. Сейчас вы на несколько минут попробуете стать писателями и напишете сочинение-миниатюру. Вам выданы карточки с опорными ключевыми

словами, которые взяты из произведения известного русского писателя, чьё имя я пока не буду называть. (Слова и выражения взяты из миниатюры М.М. Пришвина «Рождение звука»). Чтобы вам легче было представить, о чём в тексте идёт речь, предлагаю репродукции картин, на которых изображена ранняя весна. Автор описывает оттепель, а точнее -солнечное утро ранней весны. При написании миниатюры не обязательно использовать все ключевые слова, но в своём сочинении нужно обязательно применить какие-либо образные средства. Карточка с ключевыми словами и выражениями:

Оттепель солнечное утро дороги рыжие в лесу тишина лучи солнца на снегу Снег осел рождается первый звук вытаивают хвоинки бегут ручьи свет вспышками там и тут

на опушках под деревьями кружки из-под снега начинают выпрыгивать веточки и лапки елей в прогалинах на опушках рождаются первые капли

Ученики работают над созданием миниатюры. Желающие зачитывают свои сочинения. Примеры написанных учениками сочинений:

«Я просыпаюсь ранним майским тёплым утром

И вижу: оттепель в окне моём стоит.

Тут голос мне послышался в тиши как будто...

Как будто я проснулся не один,

Весь мир живой со мной не спит.

Луч солнца отразился на окошке,

А на опушке под деревьями кружки.

Вот показались веточки от елей,

Свои хвоинки вытая из льда.

Бегут ручьи, все соловьи запели:

- Здесь так тепло! Пришла! Пришла весна!» (Мария Б.)

«О как прелестно солнечное утро! Ранняя весна приходит на просторы леса. Рождаются первые звуки, солнечные лучи сквозь ветки падают на снег, воздух свеж. Ручейки запели свои песни - весенние песни. В проталинах на опушке рождаются первые цветы». (Анастасия М.)

VI. Подведение итогов урока.

Заключительная часть урока, как итоговая, должна нести в себе позитивный эмоциональный заряд, сохраняя хорошее отношение к данному уроку и настраивая учащихся на дальнейшую плодотворную работу.

Учитель. Давайте подведём итог сегодняшнему разговору. Итак, что остается от книги потом - после того, как её прочитали?

Ученики отвечают:

Екатерина X.: Остаются мысли автора, которые человек начинает в себе «воспитывать».

Анастасия М.: Остаётся вдохновение. Мы начинаем совершать поступки, которые могут быть связаны как с самим автором - нам хочется прочитать и другие его произведения, так и с собственным творчеством - сочинением стихов, рассказов.

Мария Б.: Прежде чем посмотреть фильм или спектакль по какому-то произведению, хочется сначала прочитать книгу, чтобы потом сравнить то, что создал режиссёр, актёры с тем, как это описал автор. Остаётся разное видение образов, событий. А значит, развивается фантазия.

Людмила Н.: Книга важна для личного жизненного опыта человека. Может быть, кто-то сможет увидеть себя в персонаже. Книга может помочь, подсказать, как поступить в какой-либо ситуации. Или поможет взглянуть на привычные вещи по-новому.

Учитель. Я надеюсь, что во время летних каникул вы проведёте немало увлекательных и полезных часов за чтением книг. И на первом уроке в следующем учебном году поделитесь друг с другом тем, что же осталось от книг «потом - после того, как вы их прочитали».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ученикам выдаётся список литературы на лето.

литература

Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. -С. 34.

Данные об авторе:

Ирина Николаевна Максимова - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ СОШ № 4 с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга.

Адрес: 620141, Екатеринбург, ул. Пехотинцев, 15.

E-mail: ekb-mou4@mail.ru

About the author:

Irina Nikolaevna Maximova is a Russian language and literature teacher of the highest skill accreditation level. school № 4 (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.