Научная статья на тему 'Использование методов педагогического исследования на пропедевтических занятиях в химической лаборатории Политехнического музея'

Использование методов педагогического исследования на пропедевтических занятиях в химической лаборатории Политехнического музея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / PEDAGOGICAL RESEARCH METHODS / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПО ХИМИИ / PROPAEDEUTIC TRAINING IN CHEMISTRY / ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / THE POLYTECHNIC MUSEUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Наталья Сергеевна, Чернобельская Галина Марковна

В статье обоснованы содержание, формы и методы, адекватные компетентностно ориентированной пропедевтической подготовке детей младшего и среднего школьного возраста по химии, посещающих занятия Политехнического музея с родителями. Описаны методы педагогического исследования, применяемые при подготовке и проведении этих занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Наталья Сергеевна, Чернобельская Галина Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF PEDAGOGICAL RESEARCH METHODS AT THE PROPAEDEUTIC CLASSES IN CHEMISTRY IN THE POLYTECHNIC MUSEUM

The contents, forms and methods adequate to the competence-based propaedeutic training of pupils of primary and secondary school in chemistry at the Polytechnic museum classes are discussed. The methods of pedagogical research being used for preparing and conducting these classes are described.

Текст научной работы на тему «Использование методов педагогического исследования на пропедевтических занятиях в химической лаборатории Политехнического музея»

#

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

ON THE USE OF PEDAGOGICAL RESEARCH METHODS IN CHEMISTRY IN THE POLYTECHNIC MUSEUM

Н. С. Шакирова, Г. М. Чернобельская

В статье обоснованы содержание, формы и методы, адекватные компетентностно ориентированной пропедевтической подготовке детей младшего и среднего школьного возраста по химии, посещающих занятия Политехнического музея с родителями. Описаны методы педагогического исследования, применяемые при подготовке и проведении этих занятий.

AT THE PROPAEDEUTIC CLASSES

N. S. Shakirova, G. М. Chernobelskaya

The contents, forms and methods adequate to the competence-based propaedeutic training of pupils of primary and secondary school in chemistry at the Polytechnic museum classes are discussed. The methods of pedagogical research being used for preparing and conducting these classes are described.

Ключевые слова: методы педагогического исследования, компетентностный подход, пропедевтическая подготовка по химии, Политехнический музей.

Keywords: pedagogical research methods, competence approach, propaedeutic training in chemistry, the Polytechnic museum.

Входе модернизации российского образования в рамках Болонского процесса происходит переход от знаниевого к компетентностному подходу в изучении всех учебных дисциплин, в том числе химии. Химическая подготовка учащихся может начинаться уже в начальной школе (спецкурсы по химии), затем в 5-7-м классах идут курсы естествознания (с химической составляющей), а иногда и пропедевтические курсы химии, обязательный базовый курс химии (8-9-й классы), профильное обучение химии (10-11-й классы), вузовские курсы химии и послевузовские курсы повышения квалификации. Пропедевтический этап в обучении химии (1-7-й классы) пока не регламентирован учебными планами и программами и представляет собой результат творческих решений педагогов. Таким образом, именно на этом этапе возможно проведение педагогических исследований с целью поиска эффективных путей реализации компетент-ностного подхода в образовании.

В качестве площадки для нашего исследования был выбран Политехнический музей, один из крупнейших научно-технических музеев мира, в котором помимо экспозиционных залов всегда имелись специальные аудитории и лаборатории для занятий с посетителями. Научно-учебная лаборатория «Химия», входящая в состав научно-просветительского центра Политехнического музея, - это единственная химическая лаборатория при научно-техническом музее в России, организованная сразу после открытия музея в 1872 г. В настоящее время лаборатория включает в себя два комплекса помещений: исторический и современный. Сохраняя многолетние просветительские и образовательные традиции Политехнического музея, химическая лаборатория и сегодня в своей деятельности реализует на-

правления, связанные с научной популяризацией химических знаний и поддержкой химического образования в средней школе.

Для организованных групп школьников 3-11-х классов в химической лаборатории в течение учебного года проводятся лекции-демонстрации, практические занятия и интегрированные занятия, включающие в себя, помимо вышеперечисленных форм, экскурсии по экспозиционным залам Политехнического музея. Пропедевтические программы представлены циклами: «Введение в химию» [1], состоящее из 10 занятий для учащихся 5-7-х классов, и «Экологическая химия» - 3 занятия для учащихся 3-5-х классов. Подавляющее большинство занятий данных циклов являются интегрированными.

Для детей младшего и среднего школьного возраста, посещающих Политехнический музей с родителями, занятия в химической лаборатории до недавнего времени проводились эпизодически, преимущественно в дни осенних, зимних и весенних школьных каникул, и представляли собой театрализованные лекции-демонстрации. После проведения этих занятий звучали многочисленные пожелания детей и их родителей об организации систематических практических занятий по химии для одиночных посетителей данного возраста. Таким образом, целью нашего исследования стал поиск форм, методов и средств, адекватных компетентностно ориентированной пропедевтической подготовке детей младшего и среднего школьного возраста по химии, посещающих занятия Политехнического музея с родителями. Это же определило и новизну нашего исследования.

С 2005/06 по 2010/11 г. сотрудники химической лаборатории, проанализировав научые источники и литературу по данной проблеме, совместно с Детским твор-

Ф

$

ческим центром «Леонардо» разработали и апробировали в малых группах (от 2 до 8 человек) большое число занятий по химии для одиночных посетителей младшего и среднего школьного возраста. По данным текущего сплошного статистического наблюдения, полученным способом саморегистрации в журнале по технике безопасности, за весь период апробации эти занятия посетили 59 детей в возрасте от 7 до 13 лет. В ходе реализации педагогического эксперимента на занятиях также осуществлялось целенаправленное наблюдение с ведением дневников. Объектами этих наблюдений выступали задачи, методы и средства обучения и воспитания, техника выполнения детьми практических работ и лабораторных опытов, поведение занимающихся и преподавателя. Кроме того, проводились беседы с родителями, педагогические консилиумы с участием научных сотрудников химической лаборатории Политехнического музея, педагогов и психолога центра «Леонардо» для составления индивидуального «портрета» каждого ребенка, для осуществления педагогической диагностики также использовались данные личных страниц детей социальной сети «В Контакте». Накопленный опыт нашел свое отражение в проекте «Детская химическая студия в Политехническом», реализуемом в лаборатории музея с мая по декабрь 2011 г.

Само понятие «студия» происходит от латинского слова Studium, которое переводится как «место занятий» [2]. Существует и немного другая точка зрения на происхождение этого слова: от итальянского studio и от латинского studeo - усердно работаю, занимаюсь [3]. Исходя из этого дефинициями «студии», повторяющимися в разных словарях, являются мастерская, школа, помещение [2; 4-8]. Обычно определение «студия» используется контексте гуманитарных наук и различных видов искусства, например театральная студия или фотостудия. Применение студийной формы занятий в химической лаборатории музея связано с тем, что, во-первых, занятия нашей студии носят творческий характер, что особенно важно на пропедевтическом этапе изучения химии. Во-вторых, при отборе содержания занятий химической студии был сделан акцент на прикладную направленность химии и ее интеграцию как с естественными науками (физикой, географией, биологией, экологией), так и гуманитарными (искусствознанием, историей, литературой). При проведении занятий также используются методы гуманитарных наук, например театрализация. В-третьих, занятия проходят в историческом комплексе помещений химической лаборатории Политехнического музея - действующей химической лаборатории образца первой половины XX в., что само по себе создает незабываемую атмосферу причастности к научно-экспериментальной деятельности. Поэтому из различных форм студийно-кружковой работы нами была выбрана именно студия как форма организации занятий, направленных на творческое развитие личности ребенка и проводимых в специально оборудованных помещениях.

Цели работы «Детской химической студии в Политехническом»:

1. Возбуждение, поддержание и развитие интереса детей к изучению химии.

2. Подготовка к применению знаний в базовом курсе химии средней школы.

3. Формирование привычки к регулярному посещению музея для самообразования.

Первая и вторая цели являются традиционными для всех пропедевтических курсов, где бы они ни проводились, третья цель - специфическая для музейной пропедевтики.

Для определения целевой аудитории химической студии было проведено анкетирование детей, посетивших в январе 2011 г. каникулярные мероприятия химической лаборатории музея. В анкетировании приняли участие 253 ребенка дошкольного и школьного возраста. В исследовании использовалась анкета, разработанная с учетом ступеней обучения химии в средней школе. В результате группировки статистических данных было выявлено, что возраст 74% респондентов - 7-13 лет, из них 45% детей 7-10 лет и 29% - 11-13 лет. Поэтому занятия летнего цикла студии было решено проводить для детей в возрасте от 7 до 13 лет с родителями.

В летние каникулы изучение возрастного состава студийцев было продолжено. Заполнение журнала по технике безопасности при работе в химической лаборатории в начале каждого занятия являлось не только организационным моментом, но и средством сбора статистических данных о числе детей, посетивших занятия летнего цикла; числе занятий, которое посетил каждый ребенок; возрасте детей, посетивших занятия. Как показала математическая обработка статистических данных, всего в исследовании принял участие 271 ребенок 5-15 лет. По результатам исследования было выделено 9 возрастных групп: дети в возрасте 7-13 лет были распределены по 7 группам с годичным интервалом, все остальные - младше 7 и старше 13 лет, были объединены в соответствующие группы. Распределение респондентов по возрастным группам получилось неравномерное: наибольшее число детей в возрастных группах 10 и 11 лет (18% и 20% от общего числа респондентов). Распределение детей в возрастных группах 7-10 и 11-13 лет составило 56% и 35% соответственно, то есть соотношение этих двух возрастных групп практически не изменилось по сравнению с предыдущим исследованием и составило 1,60 против 1,55. Значит, была правильно определена возрастная аудитория занятий химической студии. Полученные результаты свидетельствуют о том, что интерес к изучению химии у детей возникает еще в начальной школе и постепенно возрастает к 4-5-му классам, а затем в 6-7-м классах происходит его снижение. Итогом данного исследования стало дифференцирование целевой аудитории «Детской химической студии в Политехническом» на детей 11-13 лет и 7-10 лет с родителями.

Занятия химической студии для детей 11-13 лет являются систематическими и проводятся один раз в неделю в течение учебного года. Полный цикл занятий «Детской химической студии в Политехническом» рассчитан на 3 года и состоит из годичных циклов: «Химия без формул» для 5-го класса, «Путешествие в глубины вещества» для 6-го класса и «Перед тем, как открыть школьный учебник...» для 7-го класса. Программа химической студии организована по принципу концен-тризма. Концентры преемственны от 5-го к 7-му классу. Например, тема из первого уровня: «На каком языке говорят химики?», из второго - «Перепись населения дома химических элементов Д. И. Менделеева», из третьего - «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева: характеристика элемента». В начале и в конце учебного года, а также в конце первого полугодия планируется проведение открытых занятий для детей с родителями, например «Школа химического волшебства», «Химический Новый год» и «Турнир юных химиков. Посвящение в юные химики». В летние каникулы для детей 7-10 лет с родителями проводятся адаптированные для данного возраста занятия по наиболее интересным темам программы химической студии, например «Химия на кухне», «Химия в домашней аптечке», «Мыловарение», «Занимательная минералогия», «Химия в искусстве», «Азбука парфюмера». Выбору тем занятий химической студии также способствовал мониторинг интереса детей к тематике занятий, проводимый на пропедевтических занятиях химической лаборатории Политехнического музея как для организованных групп, так и для одиночных посетителей. В качестве учебной литературы при подготовке и проведении занятий были проанализированы пропедевтические учебники по химии [9-12].

Набор в химическую студию осуществляется на добровольной основе. В начале учебного года формируются постоянные, одновозрастные (5-е, 6-е и 7-е классы) группы до 16 человек. Такой численный состав групп объясняется пропускной способностью химической лаборатории музея и фронтальной организацией занятий в сочетании с индивидуальным подходом. Последний возможен в связи с проведением занятий минимум двумя сотрудниками химической лаборатории, один из которых является ведущим, а другой - ассистентом. Также на занятиях запланирована работа в малых группах.

Занятия продолжительностью 2 академических часа являются интегрированными, то есть состоят из нескольких частей, различающихся по организационным формам: лекции-демонстрации, практической работы и экскурсии. Организация занятий со сменой учебно-познавательных видов деятельности, соответственно таких, как работа с текстами, выполнение практических работ, наблюдение за объектами, способствует сохранению интереса и высокого уровня работоспособности детей на протяжении всего занятия. На занятиях используются игровые методы, так как

игра является средством замены прямого педагогического воздействия на детей и облегчает музейному педагогу ведение занятия за счет создания соответствующей психологической установки, организующей процесс восприятия в нужном направлении. Применение игровых методов обусловлено возрастными особенностями детей, посещающих занятия студии. Этим объясняется и применение индуктивного подхода, особенно на занятиях для детей 7-10 лет.

Часто в конце различных пропедевтических занятий проводится письменный экспресс-опрос детей с целью получения ответов, например на следующие вопросы: «Что тебе больше всего понравилось на занятии? Что бы ты добавил(а), изменил(а)?» Наиболее часто в ответах встречаются такие слова, как «эксперименты», «опыты», «практическая работа», причем наибольший интерес у детей вызывает самостоятельное выполнение химических опытов. Поэтому практически на каждом занятии химической студии студийцы выполняют лабораторные опыты и практические работы, при этом необходимость использования метода химического эксперимента обоснована в каждом конкретном случае.

Занятия «Детской химической студии в Политехническом» направлены на формирование учебно-познавательных, общекультурных, коммуникативных, здоро-вьесберегающих и других компетенций студийцев. Измерение и оценивание этих компетенций в рамках педагогической диагностики осуществляется различными методами, в том числе с помощью контекстных задач и «портфолио юного химика» [13]. В качестве контекста могут выступать экспонаты Политехнического музея, такие как макет первой научной химической лаборатории в России, созданной М. В. Ломоносовым, или подлинник корзины воздушного шара, на котором в 1887 г. совершил полет Д. И. Менделеев.

На каждом занятии дети получают дидактические материалы для выполнения опытов и самостоятельной работы, задачи которых:

- активизировать познавательную деятельность детей;

- помочь ребятам формулировать результаты своей работы и делать выводы;

- творчески развивать детей.

Из отдельных работ студийцы собирают «портфолио юного химика», которое может быть представлено в виде реальной папки-портфеля или виртуальной, компьютерной папки с отсканированными работами. В него входят все работы студийца ознакомительного, закрепляющего и развивающего характера: рабочая тетрадь с конспектами лекций, «дневник юного химика», содержащий оформленные практические работы, «маршрутные листы» [14], тестовые, конкурсные, домашние и проектные задания, рисунки и сочинения по химической тематике. Эта технология дает возможность каждому студийцу и его родителям, анализируя работы, проследить успехи и пробелы в изучении химии на занятиях студии. Портфолио - инструмент самооценки собственного познавательного, творче-

$

ского труда студийца. Оценка всех видов деятельности студийца - балльная. В середине и в конце учебного года подводятся итоги и отмечаются студийцы, набравшие большее число баллов по сравнению с остальными, проводится также конкурс на лучший портфель.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что музей как площадка дополнительного образования, расширяющая образовательное пространство, является благоприятной средой для реализации компетентностного подхода. Пропедевтический этап в обучении является важным звеном в образовании и ступенью подготовки будущих целевых аудиторий для музея. Были найдены формы, методы и средства, адекватные компетентностно ориентированной пропедевтической подготовке детей младшего и среднего школьного возраста по химии, посещающих занятия Политехнического музея с родителями. Организация студийной формы работы предполагает выбор ребенком занятия по душе, что создает благоприятные условия для его самовыражения и творческого развития. В связи с этим нами будут продолжены педагогические исследования с целью поиска эффективных путей реализации компетентностного подхода в образовании.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ларионова Г. С., Мирошниченко П. В., Белякова И. В. «Введение в химию» - пропедевтический цикл занятий для младших школьников // История техники и музейное дело: материалы 5-й науч.-практ. конф., 12-13 дек. 2006 г. М., 2007. Вып. 4, ч. 2. С. 123-128.

2. Толковый словарь русского языка: в 4 т./ под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Сов. энцикл.; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940 [Электронный ресурс]. URL: http://slovari. уа^ех.ги/~книги/Толковый словарь Ушакова/ Студия/ (дата обращения: 03.10.2011).

3. Студия театральная // БСЭ. 3-е изд. М., 1978. Т. 25. С. 12.

4. Студия // Большая энциклопедия. М., 2006. Т. 48. С. 466-467.

5. Крысин Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2008. С. 678.

6. Студия // Ожегов С. И. Словарь русского языка. 25-е изд., испр. и доп. М., 2006. С. 761.

7. Словарь Ефремовой онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://efremova-online.ru/slovar-efremovoy/studiya/105787/ (дата обращения: 03.10.2011).

8. Словарь русских синонимов [Электронный ресурс]. URL: http://jeck.ru/tools/Synonyms Dictionary/студия (дата обращения: 03.10.2011).

9. Габриелян О. С., Остроумова И. Г. Введение в химию вещества. 7 класс: учеб. пособие для об-щеобразоват. учреждений. М.: Сиринъ према, 2006. 152 с.

10. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. 9-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2008. 191 с.

11. Колтун М. М. Земля: основная книга интегрированного экспериментального учебного пособия для учащихся среднего школьного возраста. М.: МИРОС, 1994. 176 с.

12. Чернобельская Г. М., Дементьев А. И. Введение в химию: Мир глазами химика: учеб. пособие для учащихся 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2005. 253 с.

13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - М.: Академия, 2002. С. 123-132.

14. Игра-путешествие «Я иду искать!» - партнерский проект петербургских музеев / авт.-сост. Д. Агапова. СПб., 2007. 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.