Научная статья на тему 'Экспериментальный проект как способ развития педагогического коллектива учреждения дополнительного образования'

Экспериментальный проект как способ развития педагогического коллектива учреждения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРОГРАММА / СТУДИЙНАЯ РАБОТА / ВОЗРАСТНЫЕ ГРАНИЦЫ / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / МОНИТОРИНГ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ В МОТИВАХ / ИЗМЕНЕНИЯ В НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВАХ / ИЗМЕНЕНИЯ В САМООЦЕНКЕ / ИЗМЕНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломова Вера Федосеевна

Дом детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга является экспериментальной площадкой Центра развития системы дополнительного образования детей по теме: «Нравственно-эстетическое развитие детей на базе учреждения дополнительного образования». В результате осуществления проекта социологическая служба выявила реальные существенные изменения в личностных характеристиках детей и подростков, посещающих Дом детского творчества. Значительные позитивные изменения наблюдаются и в работе педагогического коллектива. Это позволяет сделать вывод о том, что экспериментальный проект является продуктивной формой развития педагогического коллектива учреждения дополнительного образования детей. Дом детского творчества приступил к реализации нового проекта «Ресурсный образовательный центр “CREDO”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломова Вера Федосеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальный проект как способ развития педагогического коллектива учреждения дополнительного образования»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.398 ББК Ч421.058

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Ф. Ломова

Мы требуем, чтобы... воспитание стремилось сделать человека нравственным - не по привычке, а по сознанию и убеждению.

Н. А. Добролюбов

Ключевые слова: учреждение дополнительного образования, нравственно-эстетическое развитие, экспериментальный проект, концепция, программа, студийная работа, возрастные границы, работа с родителями, мониторинг, социологические исследования, изменения в мотивах, изменения в нравственных качествах, изменения в самооценке, изменения в развитии организационно-управленческих качеств.

Резюме: Дом детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга является экспериментальной площадкой Центра развития системы дополнительного образования детей по теме: «Нравственно-эстетическое развитие детей на базе учреждения дополнительного образования». В результате осуществления проекта социологическая служба выявила реальные существенные изменения в личностных характеристиках детей и подростков, посещающих Дом детского творчества. Значительные позитивные изменения наблюдаются и в работе педагогического коллектива. Это позволяет сделать вывод о том, что экспериментальный проект является продуктивной формой развития педагогического коллектива учреждения дополнительного образования детей. Дом детского творчества приступил к реализации нового проекта - «Ресурсный образовательный центр “CREDO”».

В течение нескольких лет Дом детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга является экспериментальной площадкой Центра развития системы дополнительного образования детей Министерства образования и науки Российской Федерации по теме «Нравственно-эстетическое развитие детей на базе учреждения дополнительного образования». Организационное и научно-методическое сопровождение эксперимента обеспечивает кафедра прикладной социологии Уральского государственного университета им. А. М. Горького.

Начало инновационной деятельности педагогического коллектива было положено в 1992 г. Тогда районный Дом пионеров бы1л реорганизован в Дом творчества школьников. Затем Дом школьников стал Домом детского творчества.

С 1998 г. Дом детского творчества работает в соответствии с собственной Концепцией и Программой нравственно-эстетического развития детей. Наша концепция заключается в органичном соединении нравственного воспитания детей с их эстетическим развитием.

Почему именно таким образом мы поставили задачу? Сегодня в нашем обществе происходит много негативных изменений как в области морали, так и в сфере культуры, поэтому мы определили комплексное нравственно-эстетическое развитие детей как основное направление своей работы. Мы уверены, что начинать этот процесс необходимо с раннего возраста ребенка в тесном взаимодействии всех учреждений образования друг с другом и с семьей.

К сожалению, взрослые контролируют, как правило, нравственную сторону поведения ребенка. Эстетическое же развитие происходит стихийно. Анализ проведенных нами социологических исследований показывает, что в свободное время ребенок предоставлен самому себе. Стремление родителей организовать детей проявляется лишь в том, что они побуждают ребенка читать (26%), выполнять домашние задания (30%), помогать по дому (21%), посещать бассейн (1%), заниматься музыкой (1%). В итоге ребенку трудно самостоятельно оценить собственный уровень эстетического развития.

В повседневной жизни на формирование эстетических чувств и представлений детей и подростков в значительной степени влияет их бытовое окружение: вещи и предметы, интерьер дома, а также книги, кинофильмы, развлекательные телепередачи.

Исследование показало, что 44% опрошенных студийцев имеют любимых героев книг, кинофильмов. На их образах формируется эстетическая и нравственная культура детей. Поскольку для многих основным источником художественного образования является телевидение, предлагающее для просмотра преимущественно не лучшие образцы западной продукции, то для 59% респондентов примером для подражания становятся персонажи, демонстрирующие искаженные нормы и стереотипы поведения.

Координатором в осуществлении взаимодействия образовательных учреждений с семьей и одновременно центром личностного развития ребенка может стать практически любое учреждение дополнительного образования, вставшее на путь комплексного нравственно-эстетического развития.

Дом творчества Октябрьского района накопил в этом плане немалый опыт.

Цель нашего экспериментального проекта - создание и отработка устойчивых методов, на основе которых может успешно работать разнообразная система детских и подростковых коллективов художественного профиля.

Почему мы пошли по пути эксперимента? Перед нами стояла задача, решение которой требовало нестандартного подхода. Мы должны были преодолеть определенный стереотип «текучки», сложившийся как внутри системы, так и в наших взаимоотношениях с внешней средой, создать инновационный стратегический инструмент для дальнейшей работы.

В пользу того, что наши педагоги в достаточной мере были подготовлены к работе в рамках экспериментального проекта, свидетельствуют два основных факта:

1. Высокий профессиональный уровень педагогического коллектива. 25% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, около 60% - первую. Большая часть педагогов с высшим педагогическим и специальным образованием. Среди них выпускники Уральского государственного университета, Уральской государственной архитектурно-художественной академии, Консерватории им. Мусоргского, Челябинского института культуры, Уральского государственного педагогического университета и других вузов.

2. Устойчивой традицией Дома творчества является то, что большинство наших детских коллективов представляют объединения художественного профиля - театральные, танцевальные, вокальные группы, студии изобразительного и прикладного искусства, а также студия для детей от 2 до 7 лет «Учение с увлечением». В процессе обучения детей конкретным видам художественной деятельности создается реальная возможность не только формировать у детей способность ориентироваться в системе эстетических ценностей (прекрасного -безобразного, возвышенного - низменного), но и научить детей понимать язык искусства и соотносить художественные образы с теми образцами поведения, которым ребенок хотел бы следовать. Таким образом, нравственное и эстетическое воспитание наш педколлектив рассматривает не в отрыве друг от друга, а как единый процесс становления нравственности средствами искусства и превращения искусства в фактор нравственного развития ребенка.

Для успешной реализации проекта нам потребовалось поэтапное решение следующих задач:

• отработать технологию общего руководства проектом;

• отработать технику совместной работы внутри коллектива;

• отработать технику взаимоотношений с другими образовательными учреждениями района и города;

• спланировать служебный рост;

• определить критерии оценки производительности труда каждого педагога и учреждения в целом;

• набрать недостающие кадры;

• определить стимулы для каждого участника проекта;

• организовать необходимое обучение, повышение квалификации кадров;

• внедрить обеспечивающие системы, систему документации, регистрацию, мониторинг, стандартизацию.

Мы определили: что должно быть сделано, кто будет делать и как. Требовалось ответить, в частности, на такие вопросы:

• каковы особенности современного нравственно-эстетического развития подрастающего поколения?

• в чем причины отсутствия преемственности в нравственно-эстетическом развитии детей дошкольного и школьного возраста в учреждениях дополнительного образования?

Но главным для нас был ответ на вопрос: «Какие изменения происходят в системе нравственно-эстетических ориентиров и установок детей и подростков под влиянием специальной работы педагогов учреждения дополнительного образования?».

Новизна и оригинальность нашего подхода к решению экспериментальной задачи заключается в том, что мы подошли к исследованию комплексно, положив в основу анализ результатов социологических исследований:

• системы взаимодействия между родителями, педагогами учреждений дополнительного образования и детьми;

• основных составляющих нравственно-эстетического развития как способа приобщения к культуре детей и подростков;

• противоречий, которые возникают в системе ценностных ориентаций и установок педагогов, студийцев и их родителей при взаимодействии между ними.

За пять лет экспериментальной деятельности педколлектив Дома детского творчества проделал следующую работу:

1. Разработана Концепция нравственно-эстетического развития детей на базе учреждений дополнительного образования.

2. На основе Концепции составлена Программа деятельности Дома детского творчества. Задача, заложенная в экспериментальном проекте, обозначила три сферы экспериментальной работы ДДТ:

а) в студиях и клубах Дома творчества непосредственно с самими детьми;

б) в школах с педагогами и классными руководителями;

в) в семьях с родителями учащихся ДДТ.

Программа включает восемь разделов:

I. Научно-исследовательская работа.

II. Образовательная и досуговая деятельность.

III. Методическая работа.

IV. Работа с другими образовательными учреждениями.

V. Работа с родителями.

VI. Издательская деятельность.

VII. Ресурсное обеспечение.

VIII. Нормативно-правовое обеспечение.

Программа деятельности Дома детского творчества охватывает период в пять учебных лет. Ежегодно она конкретизируется в планах работы клубов и студий, методической, психологической, хозяйственной служб, администрации Дома творчества.

Кроме того, все созданные ранее предметные образовательные программы приведены в соответствие с концептуальной установкой Дома детского творчества на комплексное нравственное и эстетическое развитие ребенка -в них включены новые темы и разделы.

Например, для дошкольников введены курсы этикета и древнегреческой мифологии; для младших школьников - коррекционно-развивающая программа «Букет настроений»; составлен единый учебно-тематический план учреждения, отражающий новую ориентацию в деятельности ДДТ. Внедрено 16 новых образовательных программ, непосредственно ориентированных на комплексное решение задач нравственно-эстетического развития детей. Вот лишь некоторые из них:

• программа «Музыка» (автор Игнатьева Н. Г.);

Она опирается на уже существующую программу по музыке для детских садов под редакцией М. А. Васильевой, но в то же время имеет значительный элемент новизны, поскольку содержит интересные авторские находки, разработанные педагогом оригинальные игры, дидактические материалы, а также новые методы, родившиеся в процессе непосредственного многолетнего общения с детьми дошкольного возраста.

В результате работы по этой программе у детей проявляется интерес к музыке, обогащаются их музыкальные впечатления; ребята знакомятся с элементарными музыкальными понятиями, у них развивается эмоциональная отзывчивость на музыку.

• программа «Психогимнастика» (автор Воробьева У. Т.).

Ее целью является целостное психологическое развитие ребенка с учетом его способностей и индивидуальных особенностей (тревожность, агрессивность, замкнутость, застенчивость и т. п.). Реализация программы предполагает активное участие родителей, обучение их эффективным способам общения и взаимодействия с ребенком.

• программа «Параллельная педагогика театра» (автор Заболовская А. В.).

Данная программа рассчитана на учащихся от 7 до 18 лет. Цель ее: организация эффективной мотивационной среды для развития средствами театра нравственно-эстетических качеств личности, воображения, творческих спо-

собностей, эмоциональной сферы, культурного кругозора и вкуса. В программе использованы технологии разноуровневого обучения.

• программа «Музыкальная подготовка детей в театре-студии» (автор Зворская Н. А.).

Эта программа представляет комплекс знаний и навыков общего музыкального образования. Применима в театральных, эстетических, художественных студиях и школах как часть комплексного обучения. Она рассчитана на детей от 6 до 15 лет. Весь процесс обучения разделен на три этапа. Любой из этих этапов может быть ускорен или заменен по отдельным направлениям работы.

Отрадно, что по программам, созданным нашими педагогами, работают сегодня в различных областях Российской Федерации (в городах Нальчик, Опочка Псковской области, Омск и др.).

Все программы обучения предполагают не только практическую (как это было в кружках), но и значительную теоретическую составляющую. Так, театрально-музыкальная студия «Карусель» дает своим учащимся не только практические навыки по основам актерского мастерства, но и знания по музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике и психологии общения.

Педагоги Дома творчества стали чаще организовывать коллективные обсуждения художественных произведений. Дети не только учатся воспринимать и понимать художественную литературу, живопись, музыку, танец и т. д. Практическое знакомство на занятиях в студиях с различными видами искусства способствует общему эстетическому развитию ребенка, совершенствует его эстетический идеал, помогает увидеть прекрасное в реальной жизни: в природе, в окружающих людях и, что очень важно, в самом себе.

В результате перехода от кружковой работы к студийной впервые за многие годы детский контингент стал постоянным. В объединениях нового типа (студиях и клубах) дети наряду с навыками по конкретным видам художественной деятельности стали получать значительную теоретическую подготовку.

Заметно изменился состав детей, посещающих наше учреждение. Впервые за многие годы он стал постоянным, причем, на добровольной основе. Это сняло две проблемы: посещаемости нашего учреждения и ежегодного нового набора детей.

Существенно раздвинулись возрастные границы учащихся Дома творчества: сегодня его посещают дети от 3 до 17 лет. Таким образом, мы сформировали единое образовательное пространство для детей от младшего дошкольного до старшего школьного возраста. Это позволяет нам реализовать принцип непрерывности в учреждениях дополнительного образования.

Кардинально изменился характер работы с родителями наших учащихся. Традиционно считалось, что дело родителей или бабушек привести -увести ребенка. В результате комплекса изменений, произошедших в нашей работе, семья стала активным соучастником воспитательного процесса. Родители присутствуют на занятиях и включаются в них, участвуют вместе с детьми в праздничных представлениях, обсуждают с психологом волнующие их проблемы на занятиях в школе для родителей «Кенгуру». В последнее время мы проводим педагогические чтения при активном участии в них родителей.

3. Налажен мониторинг процесса нравственно-эстетического развития детей и подростков. С этой целью регулярно проводятся текущие социологические исследования, которые помогают нам осуществить своевременную корректировку содержания дополнительных образовательных программ.

Социологические исследования помогли нам оценить результаты проведенного эксперимента в целом. Они таковы.

Сравнительный анализ результатов исследований показывает, что благодаря осуществлению системного комплексного подхода к нравственно-эстетическому развитию наши дети стали лучше разбираться в своих способностях. Именно здесь мы видим наиболее значимые изменения. Они вызваны тем, что педагоги ДДТ стали активно побуждать студийцев к постоянному размышлению о результатах занятий в студии; дети научились распознавать в себе способности и видеть, как они раскрываются (табл. 1).

Таблица 1

Изменения в мотивах занятий у детей в ходе эксперимента (в % к числу опрошенных)

МОТИВЫ 1998 г. 2002 г.

Лучше узнать свои способности 43 76

Приобрести практические навыки 31 34

Выяснить склонности к профессии 21 21

Узнать новое о мире 11 14

Научиться лучше общаться со сверстниками 12 14

Узнать новое о людях 5 7

Открыть в себе новое 1 2

В ходе эксперимента ежемесячно подводились итоги работы каждого студийца, подробно анализировалось, что сумел раскрыть подросток в своих способностях, а также какова роль воли и терпения в более полном проявлении природных задатков (табл. 2).

Таблица 2

Изменения в нравственных качествах студийцев в результате занятий в ДДТ в ходе эксперимента (в % к числу опрошенный)

КАЧЕСТВА 1998 г. 2002 г.

Стал более уверенным в себе 39 41

Возросла ответственность 22 36

Стал более общительным 30 31

Стал более жизнерадостным 14 27

Укрепилась воля 17 27

Стал более организованным 19 24

Вырос самоконтроль 8 19

Стал более внимательным к людям 21 18

Стал более чутким 10 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В это же время произошли очень важные изменения в самооценке подростков, в частности, в оценке собственных нравственных качеств.

Наиболее существенные изменения произошли в развитии организационно-управленческих качеств: возросли ответственность и организованность, укрепилась воля, существенно повысился самоконтроль.

Эти изменения вызваны тем, что педагоги в первую очередь обращали внимание на развитие именно этих качеств, поскольку они лежат в основе саморазвития личности. Ее составляющие - умение поставить более высокую цель, найти оптимальные варианты ее реализации, проявить волю, терпение в процессе преодоления прежних стереотипов поведения. Наконец, необходим постоянный самоконтроль за результатами работы над собой.

У наших детей изменилось отношение к искусству. Стали лучше понимать искусство 43% из числа опрошенных, а два года назад таковых было 37%.

Реальные изменения, произошедшие с детьми, участвующими в экспериментальном проекте, позволили нам сделать вывод о том, что наш путь - верный, и в результате проведенного эксперимента действительно начался процесс нравственного саморазвития учащихся Дома детского творчества.

Не менее важны и те изменения, которые произошли с самими педагогами. Они научились работать в инновационной модели, в гибкой открытой системе. Система получилась чем-то большим, чем просто метод. Она стала продуктивной, изменила отношение, умонастроение самих педагогов.

Способствует профессиональному росту педагогов их научно-исследовательская деятельность.

По итогам эксперимента автор этой статьи в марте 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Социология духовной жизни». Тема диссертации - «Нравственно-эстетическое развитие детей в учреждениях дополнительного образования».

По результатам экспериментальной работы защитила диплом педагог дополнительного образования Л. А. Кинева в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина по специальности «История и теория изобразительного искусства». Сегодня она продолжает обучение в аспирантуре этого же института. Социолог Л. В. Киткина защитила диплом в Уральском госуниверситете им. А. М. Горького. Готовятся к защите еще два диплома. Педагог О. В. Лаптева будет защищать диплом в Уральском государственном педагогическом университете на факультете дошкольного образования и воспитания, педагог Е. С. Плюснина - в Ленинградском государственном областном университете на факультете педагогики и психологии.

В рамках творческого сотрудничества с высшими и средними специальными образовательными учреждениями города на базе нашего Дома детского творчества организована практика студентов Уральского государственного университета, Уральского государственного педагогического университета, городского педагогического колледжа, Свердловского областного училища искусств и культуры, Свердловского областного музыкально-педагогического колледжа. Результаты практики легли в основу выпускных работ студентов.

И еще один результат экспериментального проекта - публикационная деятельность педагогов. В настоящее время выпущено четыре книги из опыта работы Дома творчества, опубликовано 112 статей в журналах разного уровня. Вот наиболее важные из них:

• Воробьева У. Т. Психологическая служба в дополнительном образовании /Дополнительное образование, 1999. № 6. С. 34-39.

• Калимуллина Л. Д. Роль музыки в формировании нравственной культуры детей /Дополнительное образование, 2003. № 10. С. 43-45.

• Кленова Н. В., Ломова В. Ф., Меренков А. В. Технология наблюдения за развитием личностных качеств школьника / Школьные технологии, 1999. № 1-2.

• Ломова В. Ф. О приоритетных направлениях деятельности учреждения дополнительного образования в условиях формирования единого образовательного комплекса / Внешкольник, 1997. № 3.

• Харитонова О. В. Концепция нравственно-эстетического развития детей / Бюллетень программно-методических материалов для УДО (региональный опыт), 2001. № 3. С. 7-11.

Анализ экспериментальной деятельности в Доме творчества показывает, насколько важно для педагогов овладение новыми научными знаниями, новой концепцией и методом, умение профессионально, грамотно обмениваться опытом, внедрять свои разработки, анализировать результаты работы.

Проектом «Нравственно-эстетическое развитие детей на базе учреждения дополнительного образования» не закончилась наша экспериментальная деятельность. Сейчас мы работаем над новым проектом. На базе нашего учреждения начал работать Ресурсный образовательный центр «CREDO». Все это убеждает в высокой результативности и, следовательно, целесообразности применения метода экспериментального проекта в работе как отдельного образовательного учреждения, так и в системе дополнительного образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.