Научная статья на тему 'Использование методов физической культуры у детей старшего дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией при формировании основ здорового образа жизни в условиях детского дошкольного учреждения'

Использование методов физической культуры у детей старшего дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией при формировании основ здорового образа жизни в условиях детского дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
182
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ТУБЕРКУЛЕЗНАЯ ИНТОКСИКАЦИЯ / МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / PRE-SCHOOL CHILDREN / TUBERCULOSIS INTOXICATION / PHYSICAL CULTURE METHODS / BASIS FORMATION OF THE HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Галазий Ольга Владимировна

В условиях детского дошкольного учреждения применение методов физической культуры способствует повышению статуса здоровья детей, ослабленных туберкулезной интоксикацией, нормализует психоэмоциональное состояние ребенка, способствует формированию основ здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Галазий Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PHYSICAL CULTURE METHODS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH TUBERCULOUS INTOXICATION IN THE PROCESS OF THE BASIS FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE IN THE CHILDREN’S PRE-SCHOOL ESTABLISHMENT

The use of the physical culture methods in the children's pre-school establishment promote health status improving in children with tuberculosis intoxication, normalizes the psycho-emotional condition of the children, promote of the basis formation of the healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «Использование методов физической культуры у детей старшего дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией при формировании основ здорового образа жизни в условиях детского дошкольного учреждения»

профилактическая медицина

УДК 371

о.В. Галазий

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Институт повышения квалификации работников образования (Иркутск)

В условиях детского дошкольного учреждения применение методов физической культуры способствует повышению статуса здоровья, детей, ослабленных туберкулезной интоксикацией, нормализует психоэмоциональное состояние ребенка, способствует, формированию основ здорового образа жизни. Ключевые слова: дети дошкольного возраста, туберкулезная интоксикация, методы физической культуры, формирование основ здорового образа жизни

THE USE OF PHYSiCAL CULTURE METHODS iN PRESCHOOL CHILDREN WiTH TUBERCULOUS INTOXICATION IN THE PROCESS OF THE BASIS FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE IN THE CHILDREN’S PRE-SCHOOL ESTABLISHMENT

O.V. Galaziy

The Institute of advanced training of the educators qualification, Irkutsk

The use of the physical culture methods in the children's pre-school establishment promote health, status improving in children with, tuberculosis intoxication, normalizes the psycho-emotional condition of the children, promote of the basis formation of the healthy lifestyle.

Key words: pre-school children, tuberculosis intoxication, physical culture methods, basis formation of the healthy lifestyle

АКТУАЛЬНОСТЬ

Туберкулез является социально значимым заболеванием. На фоне сложного экономического положения многих семей, невысокого социально-культурного уровня отдельных граждан и неблагоприятной экологической обстановки в ряде городов и населенных пунктов Иркутской области существует угроза заражения взрослого и детского населения туберкулезом, что позволяет считать эпидемиологическую ситуацию в регионе напряженной. Решать задачи, связанные с профилактикой заражения туберкулезом важно разными путями. Один из них — это повышение резистентности организма ребенка методами физической культуры и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ).

МЕТОДИКА

Для выполнения данной задачи на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад присмотра и оздоровления № 72 г. Ангарска была проведена работа с целью изучения влияния физкультурных занятий на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией. Объектом иссле-

дования являлись представления детей старшего дошкольного возраста о ЗОЖ. Предметом исследования явился процесс формирования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях. За основу взяты теоретические положения психологии о закономерностях формирования знаний у детей дошкольного возраста, теория о деятельностном подходе к развитию ребенка, которая признает главенствующую роль деятельности в развитии ребенка (ведущий вид деятельности дошкольника — игра) и учение И.М. Сеченова, И.П. Павлова о роли первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности человека в образовании условно-рефлекторных связей.

В качестве методической основы использовали методику развивающей педагогики оздоровления В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова [5] и методику занятий дыхательной гимнастикой с детьми дошкольного возраста Б.Б. Кочетковой [3, 4].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Установлено, что формирование основ ЗОЖ и появление предпосылок мотивации к сохранению и развитию собственного здоровья у детей в экспериментальных группах значительно отличались

от контрольной. Индекс здоровья воспитанников старшего дошкольного возраста в группах наблюдения увеличился на 2,2 %. Показатели общей заболеваемости изменились в сторону снижения (с 1650 в 2009 г. до 1478 в 2010 г.), наметилась положительная динамика перевода детей из III во II группу здоровья (с 24 % в 2009 г. до 28,5 % 2010 г.). Сравнительные показатели сформированности представления у детей старшего дошкольного возраста в группах наблюдения об основах здорового образа жизни также претерпели значительные изменения (в 2,5 раза увеличилось количество детей со средним уровнем сформированности представления о ЗОЖ (с 20 до 50 %) и уменьшилось с 80 до 30 % — с низким уровнем).

Результаты исследований показали, что использование различных методов физической культуры дают более высокий результат, поскольку опираются на психо-физиологические особенности детей дошкольного возраста [1, 6]. В этот период развития происходит не только рост и развитие организма, увеличивается объем легких [7], чему также способствуют физические упражнения и специальная дыхательная гимнастика, но также у ребенка в этот период ведущей деятельностью является биологическая потребность в движении. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия от участия в двигательной деятельности, она сочетается с новой потребностью ребенка — в самоутверждении. Поэтому реализация биологической потребности в движении в условиях детского сада и может являться наиболее перспективным направлением в решении задач профилактики заболевания туберкулезом. Формирование основ ЗОЖ также важно строить на интересе детей к занятиям физическими

упражнениями. Это позволяет формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности; мотивацию на здоровье, что подразумевает высокую сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам. Физическая и спортивная культура ребенка — это тот фундамент, на котором формируется и здоровая жизнедеятельность и здоровый стиль жизни [2].

Таким образом, эффективным дополнением к традиционным способам профилактики и лечения туберкулезной интоксикации является использование методов физической культуры, способствующих формированию основ здорового образа жизни и культуры здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5 — 6 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений. — М., 2001. — 336 с.

2. Исакова Е., Смородина Т. Формирование у детей навыков ЗОЖ // Дошкольное воспитание. — 2004. - № 3. - С. 13-16.

3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1972. — 271 с.

4. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. — М., 2005. — 105 с.

5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие. - М., 2000. - 296 с.

6. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М., 2004. — 256 с.

7. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. — М., 1987. — 272 с.

Сведения об авторе

Галазий Ольга Владимировна - к.м.н., доцент кафедры начальных ступеней развития ребенка Иркутского института повышения квалификации работников образования (664007, г. Иркутск, ул. 1-я Красноказачья, 10А, сот. тел 8-950-120-22-75)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.