Научная статья на тему 'Использование методов электронного бизнеса для продвижения музыкального продукта'

Использование методов электронного бизнеса для продвижения музыкального продукта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1286
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / СТРАТЕГИЯ / МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ / MUSICAL BUSINESS / STRATEGY / MARKETING POLICY / ESTIMATING METHODS / BUDGETING AND PLANNING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Панфилов И.А., Елизенцева А.А., Стрельников А.В.

Рассматривается продвижение и популяризация музыкальной продукции с помощью инструментов электронного бизнеса. Разработанная методика применима также для популяризации космической тематики среди молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ELECTRONIC BUSINESS METHODS FOR MUSICAL PRODUCT PROMOTION

This article considers musical product promotion and popularization using electronic business methods. The developed technique is also applicable to the popularization of space themes among younger generation.

Текст научной работы на тему «Использование методов электронного бизнеса для продвижения музыкального продукта»

УДК 52-601

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОДУКТА

И. А. Панфилов, А. А. Елизенцева, А. В. Стрельников

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: queentes96@gmail.com

Рассматривается продвижение и популяризация музыкальной продукции с помощью инструментов электронного бизнеса. Разработанная методика применима также для популяризации космической тематики среди молодого поколения.

Ключевые слова: музыкальный бизнес, стратегия, маркетинговая политика, методы оценки, бюджетирование и планирование.

USING ELECTRONIC BUSINESS METHODS FOR MUSICAL PRODUCT PROMOTION

I. A. Panfilov, A. A. Elizentseva, A. V. Strelnikov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: queentes96@gmail.com

This article considers musical product promotion and popularization using electronic business methods. The developed technique is also applicable to the popularization of space themes among younger generation.

Musical business, strategy, marketing policy, estimating methods, budgeting and planning.

Распространение Интернета и всемирная глобализация повлияли на консервативный музыкальный бизнес, изменив сложившийся порядок, при котором условия музыкантам диктовали крупные продюсеры и рекорд-лейблы [1]. В силу новизны музыкального бизнеса в том виде, в котором он пребывает сейчас, четкой методологии, описывающей механизмы продвижения и популяризации музыкального продукта, до сих пор не существует, что и обуславливает актуальность изучения данных механизмов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач. Первой из них является анализ музыкального рынка и его особенностей.

Музыкальный рынок представляет собой совокупность рынка музыкальных товаров и рынка услуг, каждый из которых в свою очередь можно разбить на четыре крупных сегмента. В категорию товары попадают: музыка на физических носителях, цифровая дистрибьюция, продажа прав и лицензий, музыкальная атрибутика. Услуги представлены музыкальным стримингом, звукозаписью, концертной деятельностью и эфирами на радио и ТВ [2].

Основным источником совокупной выручки на музыкальном рынке является концертная деятельность, однако в рамках рассматриваемой задачи гораздо более привлекательным является сегмент цифровой музыки. Это связано с тем, что в данном сегменте отсутствуют высокие входные барьеры, характерные для сегмента концертной деятельности, а также значительно ниже финансовые риски [3].

В ходе исследования был проведен PEST-анализ. Данный анализ показал, что, хотя в том, что касается внешних факторов ситуация на рынке несовершенна, их динамика является положительной -влияние многих негативных факторов в долгосрочной перспективе ослабевает, а влияние позитивных усиливается [4].

Структура музыкального рынка выглядит следующим образом: поставщиками музыкального контента выступают авторы и исполнители, а в отдельных случаях рекорд-лейблы, конечными потребителями выступают частные лица, любители музыки, а также юридические лица, заинтересованные в коммерческом использовании треков. Остальные игроки рынка выполняют вспомогательную роли или роль посредников.

Анализ внутренних факторов, влияющих на рынок, показал, что наиболее весомым фактором является внутриотраслевая конкуренция, характерная для всех игроков рынка. Кроме того, рынку свойственна довольно значительная власть поставщиков, что в рамках данной работы является благоприятным фактором, дополнительно повышающим привлекательность сегмента цифровой музыки.

В контексте данной работы в качестве проекта для продвижения был рассмотрен музыкальный проект «Apomorph», исполняющий музыкальные произведения в жанре Rock и Metal.

Для анализа текущего состояния проекта было принято решение использовать метод SWOT-анализа.

Современные технологии web-прилож^ний

Для этого был проведен анализ конкурентной среды проекта. В рамках данного анализа были рассмотрены три красноярских коллектива, исполняющих музыку в смежных жанрах. По итогам анализа группа по многим критериям отставала от конкурентов.

Результаты SWOT анализа выглядят следующим образом. Главной возможностью для развития проекта являлся рост популярности стриминговых сервисов и мобильных платформ [5], а также рост доходов от них [6].

Главной угрозой для проекта являлось усиление обозначенных конкурентных преимуществ, что может привести к утрате конкурентоспособности всего проекта и как следствие к его нерентабельности.

Для устранения выявленных в ходе SWOT анализа недостатков и выявления логической взаимосвязи всех элементов процесса от его начала до завершения в рамках организации была рассмотрена бизнес-модель проекта «Apomorph», для визуализации модели использовалась нотация IDEF0.

Результатом работы по модернизации бизнес модели проекта стало добавление к существующей модели блока «Маркетинг» включающего в себя все мероприятия, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, направленных на продвижение проекта.

Для решения данных задач продвижения среди конечных потребителей и усиления присутствия на сервисах музыкального стриминга, был разработан следующий план. Первым этапом данного плана стал анализ уже существующей ЦА проекта с целью составления портрета типичного слушателя.

Следующим важным шагом в планировании кампании стал выбор маркетинговых методов и средств.

Анализ различных методов традиционного и интернет-маркетинга выявил превосходство последнего с учетом специфики музыкального бизнеса: поскольку музыка не является предметом первой необходимости, а кроме того в случае с электронной музыкой сложно извлечь какую-либо выгоду из местоположения потребителя, традиционная продающая реклама является неэффективной, что заставляет прибегать к широкому использованию имиджевой рекламы. В ходе работы были отобраны наиболее перспективные методы и средства электронного маркетинга, а также площадки для их применения.

Для каждой из обозначенных площадок, включая стриминговые сервисы, был разработан план мероприятий, включающий в себя создания информационной системы для двусторонней связи с конечными потребителями в виде сообщества, странички или профиля проекта, разработано или обновлено оформление данных ресурсов, а также составлен медиаплан маркетинговых мероприятий, проводимых на каждой из площадок.

Результатом первого квартала работы стал значительный прирост числа вовлеченных слушателей проекта: так, для площадки «ВКонтакте» он составил 1126 подписчиков, что на 174 % превышает темпы роста за последний квартал 2017 года. На других

площадках также отмечается значительный рост: так, аудитория канала YouTube увеличилась на 59 %. В «Twitter», «Facebook» и «Instagram» прирост аудитории составил 59,29, 37,93 и 127,8 % соответственно [4].

Что касается прочих KPI, доходность инвестиций за первый квартал работы кампании составила 13,75 %, сила бренда, согласно результатам анкетирования представителей, потенциальной ЦА составила 2,52 с ростом в 0,53 пункта. Рост узнаваемости бренда до 32,29 % вкупе с повышением силы бренда говорит об эффективности проводимых маркетинговых мероприятий. Кроме того, за время работы кампании почти в 2 раза увеличился средний месячный доход от музыкального стриминга, и в марте 2018 года составил 15,89 тысяч рублей. Также отмечается менее значительный, но ощутимый рост иных источников дохода [4].

Проведенные мероприятия позволили привлечь значительное число новых вовлеченных слушателей к проекту, повысили его доходность и среднюю месячную прибыль.

Данная работа показала важность грамотной организации бизнес-процессов компании, а также эффективность и рентабельность использования методов интернет-маркетинга для продвижения коммерческих музыкальных проектов.

В будущем планируется использовать более совершенные технологии и инструменты, в целях исследования их эффективности для продвижения медийных продуктов разных категорий.

Библиографические ссылки

1. Сафронов Е., Тихонов А. Музыкальная индустрия России на изломе десятилетий // Российский музыкальный ежегодник. 2017. М. : Intermedia, 2017. C. 13-34.

2. Music Industry [Электронный ресурс] // Encyclopedia.com. URL: http://www.encyclopedia.com/ doc/1G2-3401802800.html (дата обращения: 21.01.2018). Цит. по: Dictionary of American History, 2016.

3. IFPI Digital Music Report 2017 [Электронный ресурс] // IFPI. URL: http://www.ifpi.org/downloads/ Digital-Music-Report-2015.pdf (дата обращения: 21.07.2018).

4. Елизенцева, А. А. Разработка стратегии продвижения музыкальной продукции посредством методов электронного бизнеса : выпускная квалификационная работа бакалавра : 38.03.05. Красноярск : СФУ, 2018.

5. Звук цивилизации: почему музыка уходит в стриминговые сервисы [Электронный ресурс] // Forbes.ru. URL: http://www.forbes.ru/ mneniya/334669-zvuk-civilizacii-pochemu-muzyka-uhodit-v-strimingovye-servisy (дата обращения: 01.08.2018).

6. Доходы от музыкального стриминга в России удвоились в 2017 году [Электронный ресурс] // Vedomosti.ru. URL: https:// www.vedomosti.ru/ technology/articles/2017/05/03/688474-dohodi-striminga (дата обращения: 03.08.2018).

References

1. Safronov Е. [Russian musical industry on the break of decades]. Russian musical yearbook. 2017. P. 13-34.

2. Music Industry. Encyclopedia.com. - available at: http://www.encyclopedia.com/doc/1G2-3401802800.html (accessed: 01.21.2018).

3. IFPI Digital Music Report 2017 IFPI. Available at: http://www.ifpi.org/downloads/Digital-Music-Report-2015.pdf (accessed: 07.21.2018).

4. Elizentseva А. А. Developing a strategy to promote music products through e-business methods: 38.03.05. Krasnoyarsk: SibFU, 2018.

5. Sound of civilization: why music goes to streaming services. Available at: http://www.forbes.ru/mneniya/ 334669-zvuk-civilizacii-pochemu-muzyka-uhodit-v-stri-mingovye-servisy (accessed: 08.01.2018).

6. [Revenues from music streaming in Russia doubled in 2017]. Available at: https:// www.vedomosti.ru/ technology/articles/2017/05/03/688474-dohodi-striminga (accessed: 08.03.2018).

© Панфилов И. А., Елизенцева А. А., Стрельников А. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.