Научная статья на тему 'Использование методологии структурного анализа при проектировании автоматизированной системы управления работой флота'

Использование методологии структурного анализа при проектировании автоматизированной системы управления работой флота Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лисин А. А.

В статье рассматривается необходимость применения методов описания и структурного анализа бизнес - процессов IDEF.для внедрения информационных технологий. Приводятся примеры использования методологии IDEF для разработки проекта автоматизированной системы планирования работы флота, формулируются требования и цели методов проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF METHODOLOGY OF THE STRUCTURAL ANALYSIS AT PROJECTION OF THE AUTOMATED CONTROL SYSTEM BY WORK OF FLEET

In the article the necessity of application of methods of the description and the structural analysis of business - processes IDEF for introduction of information technologies is considered. The examples of use of methodology IDEF for development of the project of the automated system of scheduling of fleet are resulted, requirements and the purposes of design techniques are formulated.

Текст научной работы на тему «Использование методологии структурного анализа при проектировании автоматизированной системы управления работой флота»

Е - нормативный коэффициент окупаемости капитальных вложений (или нормативный коэффициент дисконтирования денежных потоков во времени до равенства амортизации и прибыли единовременным затратам (капиталовложениям);

N - количество взаимозаменяемых причалов (специализация по родам грузов) в порту, ед.;

У*. Эпраб, Э"рост - соответственно суммарные эксплуатационные расходы по

порту во время работы и во время простоя (то есть отсутствия грузового флота), руб./сут.;

Кп - суммарная строительная (восстановительная ) стоимость основных производственных фондов порта, руб./сут.

Правая части неравенств ЭММ по пропускной способности портов ограничения (4) и провозной способности флота ограничения (5) определяются по следующим выражениям:

ПОг=ПМ*гПр.,1м (Ю)

t * Г KPijyk Рез ijyk

(И)

При реализации разработанной ЭММ, ограничения (4) и (5) целесообразно рассчитывать на предельно возможные значения коэффициентов резервов пропускной способности порта и провозной способности флота. Реальные значения этих коэффициентов получаются в результате решения ЭММ.

TO A QUESTION OF OPTIMIZATION OF A RATIO OF CARRYING CAPACITY OF FLEET AND THROUGHPUT OF PORTS

V I. Kozhuhar, O. S. Nurkin, T. S. Sergeeva

The definition of a ratio ofparameters of carrying capacity offleet and throughput ofports is a rather actual problem today. In the article the solution of this problem is offered with application of methods of economic-mathematical modelling in nonlinear statement.

УДК 658.012

А. А. Лисин, к.т.н., доцент, ВТАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, д. 5.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ФЛОТА

В статье рассматривается необходимость применения методов описания и структурного анализа бизнес - процессов ЮЕР .для внедрения информационных технологий. Приводятся примеры использования методологии ЮЕР для разработки проекта автоматизированной системы планирования работы флота, формулируются требования и цели методов проектирования.

В настоящее время, в условиях бурно изменяющихся экономических факторов перед транспортными предприятиями все чаще встает задача реорганизации деятельности. Целью такой реорганизации может быть внедрение новой информационной системы, что позволяет повысить эффективность и управляемость бизнес-процессов.

Первым шагом при проведении реорганизации является описание того, как в настоящий момент работает транспортное предприятие. Требования к описанию бизнес-процессов в общем случае должны включать следующие вопросы [1]:

- какие процедуры (функции, работы) необходимо выполнить для получения заданного конечного результата;

- в какой последовательности выполняются эти процедуры;

- какие механизмы контроля и управления существуют в рамках рассматриваемого бизнес-процесса;

- кто выполняет процедуры процесса;

- какие входящие документы/информацию использует каждая процедура процесса;

- какие исходящие документы/информацию генерирует процедура процесса;

- какие ресурсы необходимы для выполнения каждой процедуры процесса;

- какая документация/условия регламентирует выполнение процедуры;

- какие параметры характеризуют выполнение процедур и процесса в целом.

Описание модели бизнес-процесса судоходной компании не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд. Мало кто из сотрудников, включая руководителя, готов полностью и достаточно подробно описать бизнес-процессы организации. Рядовые сотрудники хорошо представляют что происходит на их конкретных рабочих местах, но, возможно, плохо знают, как работают их коллеги, и как работает организация в целом. Руководитель хорошо знает, как работает предприятие в общем, но не з состоянии вникнуть в особенности деятельности на каждом рабочем месте. Следовательно, для того, чтобы получить адекватное описание функционирования организации, нужно аккумулировать знание многих людей в единой модели. Такая модель может служить основой для построения «идеальной» схемы бизнес-процессов.

Целостную и достаточно подробную модель можно получить, пользуясь специальными методологиями структурного анализа, такими как ГОЕР. Первоначально методология ГОЕР применялась для структурного анализа и моделирования технологических процессов, более 20 лет она успешно применяется в мире в самых разных областях деятельности [2, 3]. ГОЕР-модель представляет собой совокупность иерархически выстроенных диаграмм, каждая из которых является описанием какого-либо процесса управления. Взаимодействие с окружающим миром описывается в терминах входа (данные или объекты, потребляемые или изменяемые процессом), выхода (основной результат деятельности процесса, конечный продукт), управления (стратегии и процедуры, которыми руководствуется процесс) и механизмов (ресурсы, необходимые для процесса). Таким образом, функциональная модель позволяет понять, какая информация привлекается, какие результаты достигаются, что является управляющими факторами, и какие ресурсы для этого необходимы.

В составе научно-исследовательской работы, проведенной кафедрой Управления транспортом, по созданию технического проекта автоматизированной системы сквозного планирования работы нефтеналивного группы компаний «Волготанкер» широко применялись методы описания бизнес-процессов в стандарте ГОЕР.

Отметим, что характер реализуемых в автоматизированной системе (АС) задач имеет отношение к уровню текущего и оперативного планирования работы флота. Автоматизация сквозного планирования означает отслеживание использования судна (состава) на всем протяжении периода его работы, начиная с момента ввода в эксплуатацию и до момента вывода. Назначением АС является автоматизация годового планирования работы флота с разбивкой по периодам (месячное, декадное и суточное

планирование) (рис. 1) и регулирование движения и обработки судов и составов. Результаты и выходные документы позволят специалистам принимать обоснованные решения по назначению транспортных судов и составов.

Рис. 1. Функциональная модель сквозного планирования (методология ГОЕР)

По характеру моделирования транспортного процесса АС "Планирование" относится к непрерывным системам. Условие непрерывности планирования означает составление "подвижных" планов на скользящем интервале планирования при одновременном согласовании планов разных уровней. Методология непрерывной схемы работы флота является основой при разработке месячных, декадных и рейсовых планов перевозок грузов и работы транспортных судов (рис. 2). Процесс планирования работы флота представляет собой непрерывное согласование имеющихся ресурсов флота и времени с заданиями и спросом на перевозку грузов.

Рис. 2. Функциональная модель краткосрочного планирования (методология ЮБИ)

Функциональная модель сквозного планирования позволяет наглядно представить получение расстановки каждого конкретного судна (состава) по участкам работы, согласно заданным параметрам производственной программы перевозок грузов, включая моделирование движения и обработки судов и составов в пунктах погрузки, выгрузки, паузки, догрузки, перевалки.

Объединение различных уровней планирования проводится за счет уточнения транспортной ситуации, и обоснование навигационного и месячного плана происходит на единой методической основе. На этапе декадного и суточного планирования вновь происходит уточнение дислокации флота, и вырабатываются возможные решения по формированию составов, по корректировке и регулированию отправлений судов и составов.

Особенностью рассматриваемого семейства методологий является, во-первых, уникальная способность "задавать вопросы" в процессе моделирования, а, во-вторых, неразрывная связь графических средств, методик и бизнес-технологии. С этой точки зрения семейство ШЕР является, пожалуй, единственной системой, которая предоставляет не только средства отображения бизнес-процессов, но и методологию взаимодействия "аналитик-специалист", и, кроме того, технологию создания проектов автоматизированных систем - от первичного анализа до формы представления окончательного проекта.

Список литературы

[1] Альпидовский А.Д. Концепция автоматизированной системы непрерывного планирования работы флота / А.Д. Альпидовский, А.А. Лисин, М.В. Никулина, АЛО. Платов, Ю.И. Платов // Тр. ВГАВТ. В текущем сборнике.

[2] С.В. Маклаков. ВР\Ут и ЕИ^т. САБЕ-средства разработки информационных систем. - М.: Диалог-МИФИ, 2000. - 256 с.

[3] Материалы Интернет-сайта Ьйр://\лплпу.idef.com/

USE OF METHODOLOGY OF THE STRUCTURAL ANALYSIS AT PROJECTION OF THE AUTOMATED CONTROL SYSTEM BY WORK OF FLEET

A. A. Lisin

In the article the necessity of application of methods of the description and the structural analysis of business - processes IDEF for introduction of information technologies is considered. The examples of use of methodology IDEF for development of the project of the automated system of scheduling of fleet are resulted, requirements and the purposes of design techniques are formulated.

УДК 338.47

Е. В. Лукьянов, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

В данной статье рассматривается состояние водного транспорта страны за последние несколько лет: его структура, экономическое состояние предприятий водного транспорта, техническое состояние флота. Также, в статье дается анализ динамики состояния водного транспорта из которого делаются выводы об дальнейшем развитии отрасли.

Транспорт является составной частью производственной инфраструктуры, обеспечивающей межрегиональные связи, объединение отдельных отраслей народного хозяйства в единое целое и удовлетворение потребностей населения в перемещении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.