Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТЕППИНГ-ТЕСТА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТЕППИНГ-ТЕСТА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
263
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ТЕППИНГ-ТЕСТ / ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ / ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дорофеев Владимир Владимирович, Бажина Ирина Александровна, Сафонова Валерия Владимировна

Проведено исследование нервной системы студентов и студенток, занимающихся в тренажерном зале университета, с использованием теппинг-теста. Целью работы является определение вида двигательной активности, необходимой для студентов с разными типами нервной системы. В исследовании принимало участие 48 девушек и 40 юношей 1-3 курсов. Им предлагалось выполнить теппинг-тест по методике Е.П. Ильина. Анализ результатов показал, что среди испытуемых независимо от пола преобладает средне-слабый тип нервной системы и инертность нервных процессов, что характерно для данного вида двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дорофеев Владимир Владимирович, Бажина Ирина Александровна, Сафонова Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE TAPPING TEST TECHNIQUES IN DETERMINING THE TYPE OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The study of the nervous system of the male and female students, training in the university gym with using the tapping test. was conducted. The purpose of the research is to determine the type of motor activity necessary for students with different types of nervous system. The study involved 48 girls and 40 boys of 1-3 courses. They were asked to perform the tapping test according to the method of E.P. Ilyin. The analysis of the results showed that among the subjects, regardless of gender, the medium-weak type of nervous system and inertia of nervous processes prevail, which is characteristic of this type of motor activity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТЕППИНГ-ТЕСТА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

8. Gorban, I.G., Kholodova, G.B.,Grebennikova, V.A. and Udovichenko, E.V.(2020), "Features of physical training of volleyball students" ,Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, No. 1(224), pp.14-20.

9. Rjazanov, A.A. and Bogdanov, M.Yu. (2019), "Development of speed and strength abilities of volleyball players", Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, Vol. 24, No.178, pp.53-59.

10. Svetlichkina, A.A. and A.V. Dorontsev, (2020), "Features of planning the level of physical activity among students of the special medical group "A" with concomitant diseases of the cardiovascular system and vertebral region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179). pp. 245-250.

11. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Lapina, N.M. and Svetlichkina, A.A. (2022), "Functional features of the heart in young swimmers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (208), pp. 234-238.

12. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A and Chichkov, M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

13. Shchetinina, S.Yu. and Krivosheeva, D.A. (2020), "Development of jumping ability in the training process of volleyball player", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 469-475.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2022

УДК. 796.012.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТЕППИНГ-ТЕСТА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ

Владимир Владимирович Дорофеев, старший преподаватель, Ирина Александровна Бажина, старший преподаватель, Валерия Владимировна Сафонова, студентка, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация

Проведено исследование нервной системы студентов и студенток, занимающихся в тренажерном зале университета, с использованием теппинг-теста. Целью работы является определение вида двигательной активности, необходимой для студентов с разными типами нервной системы. В исследовании принимало участие 48 девушек и 40 юношей 1-3 курсов. Им предлагалось выполнить теппинг-тест по методике Е.П. Ильина. Анализ результатов показал, что среди испытуемых независимо от пола преобладает средне-слабый тип нервной системы и инертность нервных процессов, что характерно для данного вида двигательной активности.

Ключевые слова: тип нервной системы, теппинг-тест, подвижность нервных процессов, Общефизическая подготовка, здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p167-170

USE OF THE TAPPING TEST TECHNIQUES IN DETERMINING THE TYPE OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES Vladimir Vladimirovich Dorofeev, the senior teacher, Irina Aleksandrovna Bazhina, the senior teacher, Valeria Vladimirovna Safonova, the student, Kaluga State University named after

K.E. Tsiolkovsky, Kaluga

Abstract

The study of the nervous system of the male and female students, training in the university gym with using the tapping test. was conducted. The purpose of the research is to determine the type of motor activity necessary for students with different types of nervous system. The study involved 48 girls and 40

boys of 1-3 courses. They were asked to perform the tapping test according to the method of E.P. Ilyin. The analysis of the results showed that among the subjects, regardless of gender, the medium-weak type of nervous system and inertia of nervous processes prevail, which is characteristic of this type of motor activity.

Keywords: type of nervous system, tapping test, mobility of nervous processes, general physical training, health.

ВВЕДЕНИЕ

Студенты университета при выборе направления общей физической подготовки выбирают наравне с другими видами физической деятельности занятия в тренажерном зале. Но чаще всего студенты не учитывают, что даже самая грамотно построенная тренировка, учитывающая индивидуальные параметры человека (рост, вес, уровень физической подготовки и т. д.), может им не подойти, и это напрямую связано с типом нервной системы.

В настоящее время выделяют следующие типы нервной системы: сильный, слабый, средний и средне-слабый. Каждый из данных типов нервной системы можно определить при помощи типов максимальной динамики темпа движения. Сильной нервной системе соответствует выпуклый тип кривой максимальной динамики, средней нервной системе соответствует ровный тип кривой, слабой - нисходящий тип. Для выявления определенного типа кривой, а затем и типа нервной системы проводится теппинг-тест [1, 5]. Данный способ оценки функционального состояния нервной системы является преобладающим методом, так как он несложен в исполнении, показателен и малозатратен. Но, несмотря на простоту, при проведении теппинг-теста требуется точность и правильность выполнения. Также следует учитывать: какая рука у испытуемого является преобладающей. Данный момент имеет большое значение, так как удержание максимального темпа у правшей и амбидекстров хуже на левой руке, а у левшей - на правой [4]. В своей работе Корольков А. Н. [6] указывает на зависимость результатов теппинг-теста от спортивной специализации. Благодаря тестированию можно определить степень утомления в разных видах деятельности [2, 3], что позволяет прогнозировать предрасположенность студентов к определенным видам двигательной активности.

После проведения теста проводится подсчет количества поставленных точек, строится график работоспособности, анализируются результаты.

Целью работы является определение вида двигательной активности, необходимой для студентов с разными типами нервной системы. Мы предполагаем, что занятия в тренажерном зале наиболее характерны для студентов со средне-слабой нервной системой. Для первоначального выбора направления физической подготовки следует учитывать оценку функционального состояния центральной нервной системы.

Данные исследования имеют большое значение для успешного выбора направления физической подготовки и грамотного сочетания ее с учебной деятельностью, являющейся приоритетной, что позволит студенту в будущем избежать физического истощения организма и сохранить высокий уровень работоспособности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе тренажерного зала среди студентов первых, вторых и третьих курсов. Всего в испытании принимало участие 48 девушек и 40 юношей. Студентам предлагалось выполнить теппинг-тест по методике Е. П. Ильина [1, 5]. Суть теста состоит в построении и дальнейшей интерпретации кривых максимальной динамики темпа движения на основании поставленных за определенный промежуток времени графитным карандашом точек в квадратах бланка. Движение осуществляется в максимальном темпе по часовой стрелке. Испытуемый должен переходить от одного квадрата к следующему строго по команде для точности результата. Карандаш испытуемый держит в преобладающей руке. Построенная кривая характеризует тип нервной си-

стемы, подвижность и силу нервных процессов. Результаты представлены в виде средних величин и стандартной ошибки средней величины (М±т). Для оценки статистической значимости различий использованы ^критерий Стьюдента. При проверке статистических гипотез критическим был принят уровень значимости р <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование функционального состояния нервной системы у студенток показало, что у 76,9% девушек преобладает средне-слабая нервная система, у 15,4% преобладающей является слабая нервная система, у 7,7% - сильная нервная система (рисунок 1).

Среди юношей наибольшее количество имеют средне-слабую нервную систему -42,8%, на сильную и среднюю приходится по 14,3% и на слабую - 28,6% (рисунок 2).

7,7% 0,0% _ Л

14,3%

15,4%

1 Слабая нервная система

1 Средне-слабая нервная система

1 Средняя нервная система

1 Сильная нервная система

14,3% .

76,9% _У Рисунок 1

28,6%

Процентное распределение студенток по типам нервной системы

Рисунок 2 - Процентное распределение студентов по типам нервной системы

100%

80%

60%

40%

20%

0%

До 4 Гц От 4 до 7 Гц ■ Юноши

7 Гц

От 7 до От 9 Гц 9 Гц и выше Девушки

С помощью анализа средней частоты ударов мы определили подвижность нервных процессов. Частота движений более 9 Гц свидетельствует о яркой выраженности подвижности нервных процессов, частота 7 Гц - о среднем темпе, 4-7 Гц характеризует инертные нервные процессы и, наконец, частота 4 Гц говорит о ярко выраженной инертности нервных процессов [2]. По этим показателям мы выявили, что для 77,7% девушек характерна инертность нервных процессов, для 22,3% - подвижность. Аналогичная тенденция наблюдается и у юношей. Среди них 73,5% нервные процессы характеризуются инертностью, и лишь у 26,5% нервные процессы определяются как подвижные (рисунок 3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценка функционального состояния центральной нервной системы у студентов и студенток 1-3 курсов, занимающихся на отделении ОФП в тренажерном зале, показало, что у наибольшего количества юношей и девушек преобладает средне-слабая нервная система. Слабая нервная система встречается у меньшего числа студентов. Юноши и девушки с сильной нервной системой являются самой малочисленной группой. Анализ подвижности нервных процессов выявил преобладание инертности как у юношей, так и у девушек.

Рисунок 3 - Процентное соотношение студентов с разной подвижностью нервных процессов

Полученные результаты показали, что для данного вида двигательной активности наиболее характерно наличие у занимающихся средне-слабой нервной системы и инертности нервных процессов. Мы полагаем, что это закономерное явление. Ведь упражнения, выполняемые в тренажерном зале, носят цикличный характер. Двигательные задачи, выполняемые студентами, относительно несложные, при их решении не требуется мгновенно реагировать на внезапно меняющуюся обстановку, потому что все движения происходят по заранее известной траектории с определенной постоянной нагрузкой.

Знание особенностей нервной системы позволит более грамотно подходить к выбору двигательной активности для каждого из студентов. Это также может помочь в случае необходимости выполнения своевременной коррекции тренировочного процесса с целью повысить эффективность занятий при минимальном изнурении организма. Данная проблема является очень актуальной и требует дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е.П. Ильин. -Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 384 с.

2. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса / О.И. Коломиец, Н.П. Петрушкина, Е.В. Быков, И.А. Якубовская // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №2. - С. 217-225.

3. Михайлов Н.А. Взаимодействие сил нервных процессов, функциональной асимметрии и вариабельности сердечного ритма / Н.А. Михайлов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2011. - № 4-1 (72). - С. 65-71.

4. Муфтахина М.М. Особенности некоторых психофизиологических функций праворуких и леворуких боксеров / М.М. Муфтахина, Э.Ш. Шаяхметова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2009. - №10. - С. 285-291.

5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2001. - 672 с.

6. Результаты теппинг теста как возможный индикатор спортивной специализации / А.Н. Корольков, П. М. Полякова, Д.В. Римлянская, М.Р. Сергеева // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта : сборник научных трудов - Санкт-Петербург : Политех-Пресс, 2020. - С. 159-163.

REFERENCES

1. Ilyin, E.P. (2003), Psychomotor organization of a person, Peter, St. Petersburg.

2. Kolomiets, O I., Petrushkina, N. P., Bykov, E.V. and Yakubovskaya, I.A. (2017), "Features of the functional state of the central nervous system in athletes with different orientations of the training process", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, Vol. 12 No. 2, pp. 217-225.

3. Mikhailov, N.A. (2011), "Interaction of the forces of nervous processes, functional asymmetry and heart rate variability", I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, No. 4-1 (72), рр. 65-71.

4. Muftakhina, M. M. and Shayakhmetova, E. Sh., (2009), "Features of some psychophysiological functions of right-handed and left-handed boxers", I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, No. 10, рр. 285-291.

5. Raygorodsky, D. Ya. (2001), Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Tutorial, Bah-rah-M, Samara.

6. Korolkov, A. N., Polyakova, P. M., Rimlyanskaya, D. V. and Sergeeva, M. R. (2020), "Tapping test results as a possible indicator of sports specialization", Actual problems of professional and applied physical culture and sports : collection of scientific works, Polytech-Press, St. Petersburg, рр. 159163.

Контактная информация: super.vladimir-622@ya.ru

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.