Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / НООСФЕРНЫЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Светлана Владимировна, Дегтярев Александр Викторович

Рассмотрена проблема использования методического потенциала экологической педагогики при изучении иностранного языка. Обоснована необходимость использования современной образовательной технологии смешанного обучения «перевернутый класс» в высшем образовании, внедрение новых принципов построения образовательного процесса в высшей школе, поиск новых организационных форм обучения, интерактивных методов и технологий обучения иностранному языку. Решение исследовательской задачи основывается на теоретических, методологических и практических вопросах, которые рассматриваются в исследовании. Акцентируется внимание на том, что обучение иностранному языку основывается на методическом потенциале ноосферного подхода. Отмечена роль преподавателя иностранного языка, который является фасилитатором, консультантом и обеспечивает успешную коммуникацию обучающихся в процессе выполнения междисциплинарных или метадисциплинарных исследовательских проектов. Определено, что для формирования экологической компетенции будущих бакалавров биологии на занятиях по иностранному языку необходимо использовать аутентичные тексты, при отборе которых учитываются критерии аутентичности и жанрового разнообразия. Сделан вывод о том, что экологическая компетенция содержит систему экологических знаний, умений и навыков, включает поведенческий аспект. Развитие данной компетенции осуществляется во взаимодействии со специальными (биологическими, экологическими) дисциплинами при обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Светлана Владимировна, Дегтярев Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING METHODOLOGICAL POTENTIAL OF ENVIRONMENTAL PEDAGOGY IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING

We consider the methodological potential of environmental pedagogy in foreign language learning. The using modern educational technology of mixed learning “inverted class” in higher education, the introduction of new principles of the educational process in higher education, the search for new organizational forms of learning, interactive methods and technologies of foreign language teaching are necessary. The solution of the research problem is based on theoretical, methodological and practical issues considered in the study. Teaching a foreign language is based on the methodological potential of the noospheric approach. Foreign language teacher is a facilitator, consultant and ensures successful communication of students in the process of carrying out interdisciplinary or meta-disciplinary research projects. It has been determined that in order to form the ecological competence of future bachelors of biology in foreign language classes, it is necessary to use authentic texts, the selection of which takes into account the criteria of authenticity and genre diversity. It is concluded that environmental competence contains a system of environmental knowledge, skills and abilities, includes a behavioral aspect. The development of this competence is carried out in cooperation with special (biological, environmental) disciplines in teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

igj

УДК 372.881.111.1 DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-39-44

Поступила в редакцию / Received 14.10.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 18.11.2021 Принята к публикации / Accepted 01.12.2021

оригинальная статья

Использование методического потенциала экологической педагогики при изучении

иностранного языка

Попова Светлана Владимировна и © , Дегтярев Александр Викторович О

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101 и elovskayasv@ mail.ru

Аннотация. Рассмотрена проблема использования методического потенциала экологической педагогики при изучении иностранного языка. Обоснована необходимость использования современной образовательной технологии смешанного обучения «перевернутый класс» в высшем образовании, внедрение новых принципов построения образовательного процесса в высшей школе, поиск новых организационных форм обучения, интерактивных методов и технологий обучения иностранному языку. Решение исследовательской задачи основывается на теоретических, методологических и практических вопросах, которые рассматриваются в исследовании. Акцентируется внимание на том, что обучение иностранному языку основывается на методическом потенциале ноосферного подхода. Отмечена роль преподавателя иностранного языка, который является фасилитатором, консультантом и обеспечивает успешную коммуникацию обучающихся в процессе выполнения междисциплинарных или метадисципли-нарных исследовательских проектов. Определено, что для формирования экологической компетенции будущих бакалавров биологии на занятиях по иностранному языку необходимо использовать аутентичные тексты, при отборе которых учитываются критерии аутентичности и жанрового разнообразия. Сделан вывод о том, что экологическая компетенция содержит систему экологических знаний, умений и навыков, включает поведенческий аспект. Развитие данной компетенции осуществляется во взаимодействии со специальными (биологическими, экологическими) дисциплинами при обучении иностранному языку.

Ключевые слова: обучение иностранному языку; ноосферный подход; экологическая компетенция; экологическая педагогика

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Попова С.В., Дегтярев А.В. Использование методического потенциала экологической педагогики при изучении иностранного языка // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 39-44. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-39-44

Образовательные технологии

© Попова С.В., Дегтярев А.В., 2021

original article

Using methodological potential of environmental pedagogy in foreign language learning

Svetlana V. Popova ® © , Alexander V. Degtyarev ©

Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk 393760, Tambov Region, Russian Federation ® belova [email protected]

Abstract. We consider the methodological potential of environmental pedagogy in foreign language learning. The using modern educational technology of mixed learning "inverted class" in higher education, the introduction of new principles of the educational process in higher education, the search for new organizational forms of learning, interactive methods and technologies of foreign language teaching are necessary. The solution of the research problem is based on theoretical, methodological and practical issues considered in the study. Teaching a foreign language is based on the methodological potential of the noospheric approach. Foreign language teacher is a facilitator, consultant and ensures successful communication of students in the process of carrying out interdisciplinary or meta-disciplinary research projects. It has been determined that in order to form the ecological competence of future bachelors of biology in foreign language classes, it is necessary to use authentic texts, the selection of which takes into account the criteria of authenticity and genre diversity. It is concluded that environmental competence contains a system of environmental knowledge, skills and abilities, includes a behavioral aspect. The development of this competence is carried out in cooperation with special (biological, environmental) disciplines in teaching a foreign language.

Keywords: teaching a foreign language; noospheric approach; environmental competence; environmental pedagogy

There is no conflict of interests

For citation: Popova S.V., Degtyarev A.V. Ispol'zovanie metodicheskogo potentsiala ekologicheskoy pedagogiki pri izuchenii inostrannogo yazyka [Using methodological potential of environmental pedagogy in foreign language learning]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 39-44. DOI 10.20310/1810-231X-2021 -20-4(50)-39-44 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Современная педагогика в контексте ее инновационных направлений предполагает интеграцию в экологическую область знания. Актуализуются направления экологической педагогики, обеспечивающие безопасное существование человека в социальной и биосферной средах. Вместе с тем остаются дискуссионными вопросы выявления особой, отдельной от традиционного экологического образования области исследования, а также перспектив развития экологической педагогики, основным положением которой является представление о том, что человек живет в «экологическом мире» (Дж. Гибсон) [1].

Стратегия экологической педагогики в контексте современного образования предполагает следующие компоненты:

- определение основных целей и смыслов жизни человека в мире высоких технологий. Для этого необходимо организовать среду жизни, формирующую личность, готовую к восприятию постоянно меняющихся условий;

- разрешение средствами образования тех противоречий, которые возникают в процессе социализации между мотивами социализации субъекта и тем, что ему предлагает реальная высокотехнологичная среда;

- формирование среды для проявления субъектом активности, творчества;

- создание соответствующих образовательных стандартов, моделей процесса обучения, технологий, методов.

Учитывая методический потенциал экологической педагогики при изучении иностранного языка, мы обращаемся к ноосфер-ному подходу и его принципам. Как и автор работы [2], считаем, что человек как уникальное био-психо-социально-природно-космичес-кое существо способен превращать свои идеи в материальные и духовные предметы, проявлять себя в профессиональном и личностном творчестве [3].

Ноосферный подход - это новая психолого-педагогическая основа для образования, попытка охватить целостность образовательного процесса для обучающихся в русле стремления человеческого сознания к целостному постижению мира.

Целью данной статьи является определение методического потенциала экологической педагогики при изучении иностранного языка на основе ноосферного подхода.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение специальной литературы позволило нам сделать вывод о том, что традиционная модель образования уже не соответствует новому образу науки, так как она ориентирована на монологичность, механистичность, дисциплинарную дифференциацию, линейность. Несмотря на достаточно глубокое проникновение авторов научных работ в суть знаниевой парадигмы, остается неисследованной проблема разработки и реализации ноосферного подхода в иноязычном образовании, а также проблема формирования и развития экологической компетенции при обучении иностранному языку будущих бакалавров - учителей биологии (направление «Педагогическое образование»).

Разработкой конкретных целей экологического образования обучающихся занималась В.С. Шилова [4, с. 74-76]. При обучении иностранному языку на основе ноосферного подхода выделяем следующие цели:

- образовательные (приобретение экологических знаний, то есть знаний о взаимодействии природы и общества, при иноязычной подготовке обучающихся; усвоение опыта исследовательской деятельности в процессе изучения социально-экологических проблем; развитие интеллек-

туальных и практических умений, способствующих установлению оптимальных взаимодействий с окружающей средой);

- воспитательные (воспитание убежденности в необходимости бережного отношения к природе, ответственности во взаимодействии с природой в процессе осуществления профессиональной деятельности; становление ноосферного мышления);

- развивающие (развитие экологической культуры личности обучающегося на основе получения новой системы экологических знаний).

Одним из педагогических условий формирования экологической компетенции будущих бакалавров биологии является реализация ноосферного подхода, который является профессионально ориентированным, на основе применения интерактивных технологий обучения иностранному языку. Основной образовательной технологией при формировании экологической компетенции на занятиях по иностранному языку является технология смешанного обучения «перевернутый класс» в сочетании с обучением в сотрудничестве.

Существует мнение, что «данная технология представляет собой новый образ мышления, целью которого является оптимизация классной работы со студентами благодаря внеклассной деятельности, направленной на углубленное изучение предмета» [5, р. 2351. Новая система приобретаемых знаний актуализируется в процессе совместной деятельности преподавателя и обучающихся через диалог. Существует мнение, что «необходимо создать педагогические условия обучения, при которых осуществляется взаимодействие между субъектами образовательного процесса, обмен информацией, совместное моделирование ситуаций, оценка своего поведения и действия других, погружения в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению конкретной учебной задачи» [6, с. 841.

Изменяется роль преподавателя иностранного языка, который становится фаси-литатором и обеспечивает успешную коммуникацию в составе мини-группы или группы обучающихся, поощряя их на самостоятельные исследования и совместную работу. Преподаватель становится консультантом, который отвечает на проблемные вопросы в аудитории после ознакомления с материалом лекции дома. Выполняемые самостоятельные

исследования способствуют развитию исследовательских умений, то есть «способности самостоятельных наблюдений, опытов, поисков, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач» [7, с. 10]. Развитие исследовательских умений представляет собой целенаправленный процесс, организованный ради готовности обучающихся самостоятельно исследовать проблему, систематически приобретать новые знания, расширять номенклатуру умений и навыков в процессе выполнения междисциплинарных или метадисциплинарных исследовательских проектов (например, «Климатические изменения в России: как спасти нашу планету?»).

Важно научить обучающихся мыслить надпредметно, стремиться к получению мета-дисциплинарных результатов. Предлагая им исследовательские проекты по проблемам экологии, флоре и фауне Великобритании, необходимо отработать навыки работы с различными источниками получения информации.

При использовании на занятиях по иностранному языку технологии смешанного обучения «перевернутый класс» в сочетании с обучением в сотрудничестве развиваются такие личностные характеристики обучающегося, как ответственность, активность, самостоятельность. Кроме того, важным становится формирование метадисциплинарных (самоорганизации, управления временными ресурсами) и коммуникативных умений (взаимодействие в группе в процессе выполнения работы над совместным проектом в рамках обучения в сотрудничестве).

Отметим, что обучение в сотрудничестве оптимизирует академические результаты, создает атмосферу успеха на занятиях и предоставляет равные возможности для каждого обучающегося.

Данная технология предусматривает создание и презентацию результатов проектной деятельности, дискуссии, поэтапное и последовательное выполнение упражнений и заданий, составленных в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню владения иностранным языком. Так, домашняя работа на этапе подготовки к практическим занятиям по иностранному языку должна включать освоение лексического и грамматического материала, тренировку в виде выполнения условно-речевых и речевых упражнений в различных видах речевой деятельности, обеспечивающих контроль освоения и обратную связь [8], что возможно реа-

лизовать в виде электронных учебных материалов [9]. На этапе повторения, закрепления и обобщения значимым является применение мобильных технологий, позволяющих осуществлять поиск необходимых иноязычных источников и презентацию результатов поиска, переработки и создания собственного образовательного продукта [10]. Актуальным является использование привычных для обучающихся каналов связи - социальных сетей, электронной почты, а также модуля дискуссии в системе Moodle. Все перечисленные каналы связи способствуют активизации обратной связи. Можно задавать вопросы членам академической группы, преподавателям.

Исходя из задачи, состоящей в формировании экологической компетенции будущих бакалавров биологии на занятиях по иностранному языку, осуществляется работа с аутентичными текстами. Основным средством обучения иностранному языку выступает аутентичный текст экологической направленности. С помощью аутентичных текстов обучающиеся знакомятся с социальными и экологическими проблемами страны изучаемого языка, работой зарубежных экологических и молодежных движений и организаций, активизируется система знаний обучающихся (биотоп, биоценоз, экосистема, биологическое разнообразие, устойчивое развитие и т. д.). Доступный уровень сложности предусматривает учет уровня обучен-ности и обучаемости студентов при отборе материала для чтения. Кроме этого, вышеперечисленный критерий предполагает учет условий обучения, как, например, сравнительно недолгий период изучения иностранного языка в неязыковом вузе.

Критерий аутентичности предполагает регулярное использование в учебном процессе аутентичных материалов, что способствует подсознательному формированию чувства языка. Данный критерий является первостепенным в виду того факта, что учебные тексты, создаваемые авторами, для которых язык текста является не родным, могут содержать некоторые искажения реалий или нарушения норм лексической и синтаксической сочетаемости.

Критерий учета жанрового разнообразия предусматривает наполнение комплекса текстов экологической направленности отобранными жанрами профессионально ориентированного письменного общения: научно-

популярная статья, газетный текст, художественный текст и т. д.

При формировании экологической компетенции на занятиях иностранного языка целесообразно использовать географические карты с надписями на изучаемом иностранном языке. Данные атрибуты помогают обучающимся развить пространственное мышление, сформироваться и развиться умениям, связанным с анализом материала. Благодаря картам преподаватель может рассказать о наиболее значимых природоохранных территориях, местах обитания животных и птиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическая компетенция проявляется как способность и готовность педагога к эффективной эколого-педагогической деятельности. Развитие данной компетенции осуществляется во взаимодействии со специальными (биологическими, экологическими дисциплинами) при обучении иностранному языку. Экологическая компетенция содержит систему экологических знаний (естественнонаучные, ценностно-правовые, практические), систему экологических умений и навыков (оценочные, исследовательские, поведенческие, природоохранные), включает поведенческий аспект (систему социальных, нравственных и

профессиональных ориентиров, которые позволяют обучающимся правильно вести себя в профессиональных и бытовых ситуациях). Одним из педагогических условий формирования экологической компетенции будущих бакалавров биологии является реализация ноосферного подхода, который является профессионально ориентированным, на основе применения интерактивных методов обучения иностранному языку.

Основной образовательной технологией при формировании экологической компетенции на занятиях по иностранному языку является технология смешанного обучения «перевернутый класс» в сочетании с обучением в сотрудничестве, которая способствует индивидуализации и активизации образовательного процесса даже в рамках группового обучения. Данная технология создает условия для самостоятельного изучения учебного материала, приобретения новой системы знаний в цифровом мире, позволяет формировать логическое мышление, активизировать творческий потенциал личности обучающегося, а также решать учебные задачи новыми способами. Важнейшим средством обучения приобщения обучающихся к экологическим и биологическим проблемам страны изучаемого языка является текст экологической направленности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерябо С.Д., Ясин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии. М., 1990.

2. Маслова Н.В. Периодическая система законов образования. М.: Ин-т холодинамики, 2009. 178 с.

3. Попова С.В., Дегтярев А.В. Современное иноязычное образование: ноосферный подход // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2019. № 3 (73). С. 162-170. DOI 10.17277/voprosy.2019.03.pp.162-170.

4. Шилова В.С. Средства социально-экологического образования студентов: сущность и особенности // Вестник международной академии наук (русская секция). 2017. № 1. С. 93-96.

5. Dumont A., Berthiaume D. La pédagogie inversée. Enseigner autrement dans le supérieur avec la classe inversée. Louvain-la-Neuve: De Boeck Supérieur s.a., 2016.

6. Еловская С.В., Черняева Т.Н. Интерактивное обучение в высшем образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 1. С. 83-87. DOI 10.18500/2304-9790-2019-8-1-83-87.

7. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работы как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск: Удмурт. гос. ун-т.; Москва, 2001. 103 с.

8. Tsytovich M.V., Boronenko G.F., Yakusheva O.V. Flipped classroom technology and its implementation at various levels of higher education // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 3. С. 21-32. DOI 10.14529/ped190302.

9. Еловская С.В. Использование интерактивных образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 176. С. 39-45. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-39-45.

10. Подстрахова А.В. Преподавание иностранных языков в нефилологическом вузе: возможности и ограничения в применении мобильных технологий // Глобальный научный потенциал. 2020. № 3 (108). С. 41-43.

REFERENCES

1. Deryabo S.D., Yasin V.A. Metodologicheskie problemy stanovleniya i razvitiya ekologicheskoy psikhologii [Methodological Issues of the Formation and Development of Environmental Psychology]. Moscow, 1990. (In Russian).

2. Maslova N.V. Periodicheskaya sistema zakonov obrazovaniya [Periodic System of Laws of Education]. Moscow, Holodynamics Institute Publ., 2009, 178 p. (In Russian).

3. Popova S.V., Degtyarev A.V. Sovremennoe inoyazychnoe obrazovanie: noosfernyy podkhod [Modern foreign language education: the noospheric approach]. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo - Journal Problems of Contemporary Science and Practice Vernadsky University, 2019, no. 3 (73), pp. 162-170. (In Russian). DOI 10.17277/voprosy.2019.03.pp.162-170.

4. Shilova V.S. Sredstva sotsial'no-ekologicheskogo obrazovaniya studentov: sushchnost' i osobennosti [Fixed assets socio-ecological education of students]. Vestnik mezhdunarodnoy akademii nauk (russkaya sektsiya) -Herald of the International Academy of Science, Russian Section, 2017, no. 1, pp. 93-96. (In Russian).

5. Dumont A., Berthiaume D. La pédagogie inversée. Enseigner autrement dans le supérieur avec la classe inversée. Louvain-la-Neuve, De Boeck Supérieur s.a., 2016. (In French).

6. Elovskaya S.V., Chernyaeva T.N. Interaktivnoe obuchenie v vysshem obrazovanii [Interactive training in higher education]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya - Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2019, vol. 8, no. 1, pp. 83-87. (In Russian). DOI 10.18500/2304-9790-2019-8-1-83-87.

7. Zimnyaya I.A., Shashenkova E.A. Issledovatel'skaya raboty kak spetsificheskiy vid chelovecheskoy deya-tel'nosti [Research Work as a Specific Type of Human Activity]. Izhevsk, Udmurt State University Publ., Moscow, 2001, 103 p. (In Russian).

8. Tsytovich M.V., Boronenko G.F., Yakusheva O.V. Flipped classroom technology and its implementation at various levels of higher education. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki» - Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences, 2019, vol. 11, no. 3, pp. 21-32. DOI 10.14529/ped190302.

9. Elovskaya S.V. Ispol'zovanie interaktivnykh obrazovatel'nykh tekhnologiy pri obuchenii inostrannomu ya-zyku v vuze [The use of interactive educational technologies in teaching a foreign language]. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 39-45. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-39-45.

10. Podstrakhova A.V. Prepodavanie inostrannykh yazykov v nefilologicheskom vuze: vozmozhnosti i og-ranicheniya v primenenii mobil'nykh tekhnologiy [ Teaching foreign languages at a non-linguistic university: practicability and limitations of mobile technologies]. Global'nyy nauchnyypotentsial - Global Scientific Potential, 2020, no. 3 (108), pp. 41-43. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Попова Светлана Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и методики их преподавания. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8175-1727 Вклад в статью: общая концепция статьи, написание и корректировка статьи.

Дегтярев Александр Викторович - аспирант, кафедра иностранных языков и методики их преподавания. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8503-7800

Вклад в статью: анализ литературы, написание статьи.

Svetlana V. Popova - Doctor of Pedagogy, Professor of Foreign Languages and Teaching Methods Department. Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8175-1727 Contribution: main study conception, article writing and editing.

Alexander V. Degtyarev - Post-Graduate Student, Foreign Languages and Teaching Methods Department. Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8503-7800 Contribution: literature analysis, article text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.