УДК 377.5:811.111
doi 10.24411/2221-0458-2019-10025
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ METOAA"TEST TEACH TEST" В ПОДГОТОВКЕ КАДЕТ И ВОСПИТАННИЦ КЫЗЫЛСКОГО ПРЕЗИДЕНСТКОГО КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА К ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ (РАЗДЕЛ «ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА»)
Течинова А.М., Ондар Ч.В.
Кызылское президентское кадетское училище, г. Кызыл
USING 'TEST TEACH TEST' APPROACH IN PREPARING CADETS OF KYZYL PRESINENTIAL CADET SCHOOL FOR BASIC STATE ENGLISH EXAMINTAION (PART 'GRAMMAR AND VOCABULARY')
TechinovaA.M., Ondar Ch.V.
Kyzyl Presidential Cadet School, Kyzyl
Данная работа посвящена одному из актуальных вопросов современного школьного образования в Российской Федерации к подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) по английскому языку за курс основного общего образования и является обобщением педагогического опыта авторовиспользования метода "TestTeachTest"впод-готовке обучающихся к сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ) по английскому языку. В данной работе авторами изучены подходы подготовки к ГИА в отечественной методической литературе, описаны суть метода "TestTeachTest" и алгоритм работы с данным методом в подготовке обучающихся по разделу «Грамматика и лексика». Метод "TestTeachTest" позволяет преподавателям осуществить диагностикузнаний учащихся, далее преподаватель,проанализировав результаты диагностики планирует и выстраивает-план обучения. В концепреподаватель проверяетсформированность навыков и умений у обучающихся в формате экзамена.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция; итоговая государственная аттестация; основной государственный экзамен; английский язык; метод "Test, Teach, Test";контрольно-измерительный материал; стратегии; задания; лексика; грамматика
This article deals with one of the issues which is relevant toRussian education system. Theteachers summarize their experience in using "Test Teach Test" approach intraining students for the Unified State English Examination for the basic general educational course. Some approaches in preparing students for the UnifiedState English Exam in Russia are studied and the gist of the "Test Teach Test" approachand what to do plan with this approach in training students' grammar and vocabulary skills are described."Test Teach Test" approach allows teachers to test students' knowledge. Then, based on the errors seen, the teacher plansand trains the target language and
vocabulary in control measuring materials. Finally, students' grammar and vocabulary skills are retested.
Key words: communicative competence; foreign language; unified state examination; basic state examination; English; "Test Teach Test" approach;control measuring materials; strategies; tasks; vocabulary; grammar
Объектом контроля для определения уровня освоения ФГОСООО на ОГЭ по английскому языку за курс основного общего образования, согласно ФГОСООО, является иноязычная коммуникативная компетенция, состоящая из речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и общеучебной компетенций. Иноязычная коммуникативная компетенция обучающихся проверяется путем комплексного стандартизированного экзамена, состоящего из аудирования, чтения, грамматики и лексики, письма и говорения.
Известно, что успех сдачи экзамена зависит от профессиональной компетенции преподавателя и системой подготовки обучающихся к экзамену. В связи с этим, актуальность данной работы определяется необходимостью решения эффективных прикладных задач в подготовке обучающихся к успешной сдаче итоговой государственной аттестации по английскому языку, т.к. в скором времени вводится обязательный единый государственный экзамен по английскому языку.
Обзор методической литературы показал, что с момента введения ОГЭ и ЕГЭ, методисты выделяют три пути подготовки обучающихся к ГИА по английскому языку: тренировка формата (го^еаЛ^), ориентация на экзамен (ехатргасйсе) и обучение по ФГОС (competencedevelopment) [1]. Между тем, Мильруд Р.П. определяет «об-
учение по ФГОС» успешным в подготовке к ГИА по английскому языку, т.к. предметными результатами являются коммуникативная компетенция, метапредметными результатами - тестовая компетенция (умение учиться и выполнять стандартизированные тестовые задания), и личностными результатами - отношение обучающихся к знанию, учению и результатам экзамена [1].
Придерживаясь пути «обучение по ФГОС» мы в данной работе описываем свой педагогический опыт применения метода "TestTeachTest" в подготовке кадет и воспитанниц Кызылского президентского кадетского училища к сдаче ОГЭ по английскому языку, который и определяет новизну данной работы.
Метод "TestTeachTest" имеет три этапа, суть которого заключается в том, что на первом этапе "Test" осуществляется диагностика знаний и умений обучающихся, где выявляются у них пробелы в знаниях и умениях. Обратная связь данного этапа дает преподавателю необходимую информацию для правильного построения этапа обучения "Teach". На втором этапе "Teach" обучающие вместе с преподавателем подробно разбирают каждый компонент экзамена, повторяют и определяют стратегии выполнения заданий. На третьем этапе "Test" проводится проверка знаний и умений на новом варианте экзаменационных
заданий.
Таким образом, на примере одного раздела «Грамматики и лексики» представляем алгоритм работы с данным методом, так как подготовка к этой части является самой трудоемкой и требует кропотливой работы. В данном разделе 15 заданий с деривацией, т.е. словоизменением и словообразованием, которые проверяют у обучающихся «грамматические навыки употребления нужной морфологической формы данного слова и лексико-граммати-ческие навыки образования и употребления родственного слова нужной части речи с использованием аффиксации в коммуникативно-значимом контексте» [3].
На первом этапе обучающиеся самостоятельно решают задания данного раздела, с целью которого является диагностика лексико-грамматических навыков у обучающихся. Исходя из выявленных пробелов в знании у обучающихся, преподаватель выстраивает алгоритм работы на втором этапе обучения. Таким образом, в данной методической разработке акцент сделаем на втором этапе - обучению"Teach".
При решении заданий 18-26 мы придерживаемся стратегий, разработанных д.пед.н., профессором Е.Н. Солововой.
Рассмотрим решение заданий:
Определить к какой части речи относится слово данное справа от текста и знать, какие деривации (словоизменение
и словообразование) имеет это слово чтобы оно грамматически и лексически соответствовало содержанию данного текста. Например в словоизменении, если это количественное числительное, то оно может менять форму только на порядковую и при этом важно обучающимся знать особенности их правописания: two - thesecond, five
- thefifth и т.д. Существительное может иметь как форму множественного числа, где наиболее вероятно встречаются существительные исключения и существительные с особым правописанием: a child
- children, a goose - geese, a wolf - wolves, a baby - babiesи т.д., так и притяжательную форму thechildren'sbooks. Наиболее сложным для обучающихся является употребление глагола в правильной форме, т.к. трудности вызывают определение личной или неличной форм глагола и активный или страдательный залог глаголов. Разницу употребления личных и неличных форм глагола можно обучающим объяснить тем, что, если в предложении уже есть сказуемое, значит употребляем неличную форму глагола. Для удобства здесь с обучающимися необходимо сделать наглядную подсказку таблицу или схему с возможными словоизменениями всех частей речи английского языка.
Далее разберем решение заданий 18-26 на материале готовых контрольно-измерительных материалов ОГЭ [2].
18. Jack and his mother were very poor. They had only a tiny vegetable garden and a cow which Milky. CALL
Правильный ответ: WAS CALLED - простое прошедшее время в пассивном залоге. Время определено по контексту, т.к. нет слов-подсказок / маркеров.
19. One day the cow stopped milk and so they decided to sell it. GIVE
Правильный ответ: GIVING - "stop + герундий" в значении «перестать/прекратить делать что-то» по контексту, т.к. в предложении уже есть сказуемое выполняемое подлежащим.
20. On the way to the market the boy met a man who in the same direction. The man offered to trade the cow for a small sack of magical beans, which they did. GO
Правильный ответ: WAS GOING - длительное действие, происходившее в определенное время в прошлом. Определительное придаточное предложение.
21. When Jack came back home, his mother got very angry with him. "Mother you'll see that seeds will save us ^ from poverty, " said Jack. THIS
Правильный ответ:THESE - указательное местоимение во множественном числе. Множественное число согласовано с существительным во множественном числе seeds.
22. He planted them in vegetable garden. THEY
Правильный ответ: THEIR - притяжательное местоимение определено порядком слов в предложении, перед существительным garden должно быть определяемое слово.
23. "I'll climb it up to see what I can find there," said Jack. So he climbed and climbed and soon he saw the door. An old woman came out and said: "Don'tyou know this is the house of the and greedy giant of all times?" TERRIBLE
Правильный OTBer:MOST TERRIBLE - сложное прилагательное в превосходной степени. Степень сравнения определена наличием определенного артикля the перед пропуском.
24. When Jack told her his story, the kind woman let him in the house full of different riches and said: "Choose what you like, but it's to hurry up, before my husband returns home." GOOD
Правильный ответ:BETTER/BEST - в данном случае возможны два варианта, сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательного. Ооо^прилагательное образующее степени сравнения не по правилам, соответственно обучающиеся должны знать наизусть образование степеней сравнения таких прилагательных.
25. Jacks move was to take a big sack of golden coins, but it was too heavy. ONE
Правильный ответ:FIRST - порядковое числительное. Количественное числительное видоизменяется только в порядковое числительное.
26. So he put a handful of gold in his pockets and took a magic hen that lay an egg of pure gold every day. Jackandhismotherlivedhappilyeverafter. CAN
Правильный ответ:COULD - модальный глагол в простом прошедшем времени. Время модального глагола определено по контексту.
Задания 27 - 32 направлены на проверку навыков словообразования, и при решении заданий рекомендуем следующий алгоритм подготовки обучающихся.
Для систематизации знаний суффиксов и префиксов английского языка обучающимися необходимо графически наглядно отразить их в виде схем-подсказок.
Далее для развития лексических навыков но потренироватьих заданием на заполнение употребления суффиксов и префиксов мож- лексических таблиц на словообразование.
Fill in the chart with the derivatives
Verbs Xouns (people) Concrete/ abstract nouns Adjectives Adverbs
enjoy - enjoyment enjoyable enjoy ably
- short
train -
education
Затем приступаем к решению заданий 27-32 и выстраиваем следующий алгоритм решения.
Во-первых, необходимо определить к какой части речи относится слово, подвергающее словообразованию. Во-вторых, по порядку слов в предложении выявить в какую часть речи изменить предлагаемое слово. Например, если нужно образовывать существительное обучающийся должен уметь распознавать подсказки в предложении, такие как наличие артикля
(a/an/the), притяжательного или указательного местоимения, числительных, пред-логовперед пропуском и пропуска перед сказуемым. Существительное также имеет и форму множественного числа, которая определяется по контексту и указательными местоимениями these/those. Помимо всего перечисленного, обучающийся должен прочитать, понять суть текста, подумать имеет ли это слово противоположное значение (умение использовать префиксы) и знать правописание слова.
Далее рассмотрим решение заданий 27- материалов ОГЭ [2]. 32 на примере контрольно-измерительных
27. Until World War II New Zealand depended on Britain, for trade and, for PROTECT
Правильный ответ:PROTECTION - перед пропуском есть наличие предлога for и по порядку слов в предложении пропущенное слово является дополнением, значит от глагола образуется существительное.
28. However, during the war, the country realized that it could not depend only on help. BRITAIN
Правильный ответ:BRITISH - после пропуска стоит существительное, перед существительным наиболее вероятно употребление прилагательного, соответственно от существительного образуется прилагательное.
29. It was only thanks to the of the American navy that the country was saved from Japanese attacks. ACT
Правильный ответАСТЮ^ - перед пропуском стоит определенный артикль, от глагола образуется существительное и по контексту определяем, что существительное должно быть во множественном числе.
30. Today New Zealand is one of the fastest growing countries of the world with big economic and importance. It has benefitted. from the experience of other nations and has been able to avoid some of their problems. It has worked hard to prevent POLICY
Правильный ответ:POLITICAL - после пропуска стоит существительное, от существительного образуется прилагательное.
31. , overcrowded cities and many other modern problems. POLLUTE
Правильный ответ:POLLUTION - в данном предложении в пропуске существительное в функции дополнения.
32. So f far it has been even in preventing racial tension. SUCCESS
Правильный ответ: SUCCESSFUL- в данном случае имеется «itis + adjective», от существительного образуется прилагательное.
Таким образом, после завершения этапа обучения, обучающиеся заново самостоятельно выполняют задания раздела «Грамматика и лексика».
Метод «TestTeachTest» позволяет преподавателям определить конкретные потребности обучающихся в определенной языко-
вой области. Главным достоинством этого метода является то, что учитель может сфокусироваться только на той части раздела грамматики и лексики, которую обучающиеся не знают, а не тратить время на повторение того, с чем они хорошо знакомы, с чем у них не возникает трудностей.
Библиографический список
1. Мильруд Р. П. Методика подготовки к ЕГЭ. Перспективы подготовки учащихся к ЕГЭ : взгляд автора учебника. - URL: http://kazanobr.ru/sites/default/files/%20%20 %D0%BA%20%D0%9E%D0%93%D0%AD%20%20%D0%95%D0%93%D0%AD%20 %D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20 %D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D 1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%B4 %D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20 %D0%9C%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%80%D1%83%D0%B4%20%D0%A0.%20 %D0%9F..pdf (дата обращения 21.06.2019). - Текст : электронный.
2. ОГЭ. Английский язык : тренировочные тесты : учебное пособие / Е. Н. Соловова, Е. С. Маркова, Н. А. Вышегородцева. — Обнинск : Титул, 2017. — 72 с. - Текст : непосредственный.
3. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по иностранному языку. - URL: http://www.fipi. ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 27.09.2019). - Текст : электронный.
4. Virginia Evans. FCE. Use of English : Student'sbook. - Express Publishing : [б. И.], 2010. - Текст : непосредственный.
References
1. Mil'rud R. P. Metodika podgotovki k EGE. Perspektivy podgotovki ucasihsä k EGE : vzgläd avtora ucebnika. - URL: http://kazanobr.ru/sites/default/files/%20%20 %D0%BA%20%D0%9E%D0%93%D0%AD%20%20%D0%95%D0%93%D0%AD%20 %D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20 %D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BD%D 1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B8%20%D1%83%D0%BC%D1%83%D0%B4 %D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20 %D0%9C%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%80%D1%83%D0%B4%20%D0%A0.%20 %D0%9F..pdf (data obraseniä 21.06.2019). - Tekst : elektronnyj.
2. OGE. Anglijskij äzyk : trenirovocnye testy : ucebnoe posobie / E. N. Solovova, E. S. Markova, N. A. Vysegorodceva. — Obninsk : Titul, 2017. — 72 s. - Tekst : neposredstvennyj.
3. Specifikaciä kontrol'nyh izmeritel'nyh materialov dlä provedeniä v 2020 godu osnovnogo gosudarstvennogo ekzamena po inostrannomu äzyku. - URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/ demoversii-specifikacii-kodifikatory (data obraseniä 27.09.2019). - Tekst : elektronnyj.
4. Virginia Evans. FCE. Use of English : Student'sbook. - Express Publishing : [b. I.], 2010. -Tekst : neposredstvennyj.
Течинова Айрана Михаиловна, кандидат педагогических наук, доцент, Кызылское президентское кадетское училище, г. Кызыл, преподаватель отдельной дисциплины «Иностранный язык», E-mail: [email protected]
Ондар Чечена Викторовна, Кызылское президентское кадетское училище, преподаватель отдельной дисциплины «Иностранный язык»,E-mail: [email protected] Techinova Ayrana Michailovna, сandidate of pedagogic sciences, associate professor, Kyzyl presidential cadet school, a teacher of English, E-mail: [email protected] Ondar Chechena Victorovna, Kyzyl presidential cadet school, a teacher of English,E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию 31.10.2019