Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА БАКАЛАВРИАТА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА БАКАЛАВРИАТА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холматова Н.О.

В данной статье мы раскрываем виды проблемного обучения, особенно в области медицины, как мы готовим медицинских работников к концепции «лицом к лицу с проблемой». В данной статье предлагаются инновационные методы развития самостоятельного мышления студентов, анализа данных на основе доказательной медицины, навыков самокритичной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Холматова Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE METHOD OF PROBLEM-BASED LEARNING IN TEACHING A BACHELOR'S DEGREE COURSE IN MEDICAL UNIVERSITIES

In this article, we reveal the types of problem-based education, especially in the field of medicine, how we prepare medical workers for the concept of "face to face with the problem". Innovative methods of developing students' independent thinking, data analysis based on evidence-based medicine, and self-critical assessment skills are offered.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА БАКАЛАВРИАТА В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ»

Холматова Н. О. ассистент

кафедра пропедевтики детских болезней Андижанский государственный медицинский институт

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА БАКАЛАВРИАТА В МЕДИЦИНСКИХ

ВУЗАХ

Аннотация: В данной статье мы раскрываем виды проблемного обучения, особенно в области медицины, как мы готовим медицинских работников к концепции «лицом к лицу с проблемой». В данной статье предлагаются инновационные методы развития самостоятельного мышления студентов, анализа данных на основе доказательной медицины, навыков самокритичной оценки.

Ключевые слова: образовательная модель, проблемно-ориентировочное обучение, профессиональное обучение.

Kholmatova N. O.

Andijan state medical institute

USING THE METHOD OF PROBLEM-BASED LEARNING IN TEACHING A BACHELOR'S DEGREE COURSE IN MEDICAL

UNIVERSITIES

Abstract: In this article, we reveal the types of problem-based education, especially in the field of medicine, how we prepare medical workers for the concept of "face to face with the problem". Innovative methods of developing students' independent thinking, data analysis based on evidence-based medicine, and self-critical assessment skills are offered.

Keys words: Educational model, problem based learning, professional training.

Основной задачей педагога является подготовка высококвалифицированных, специализированных и конкурентоспособных кадров мирового уровня, способных принимать самостоятельные решения [1]. Особенно с развитием информационных технологий уровень знаний учащихся, их заинтересованность в ознакомлении и использовании систем обучения по мировым стандартам требует от педагога подхода к современным аспектам.

На первой ступени образования, т. е. в додипломном образовании, все медицинские вузы были направлены на подготовку врачей общей практики, способных работать в сельских врачебных пунктах и семейных

поликлиниках. Студенты, окончившие бакалаврията могли взять на себя ответственность быть лицом к лицу с пациентом прямо с шестого курса. [2] В настоящее время ведущие медицинские вузы страны приступили к внедрению PBL (Problem based learning) или ПБЛ (проблемного ориентировочная обучения), метода модульного обучения, основанного на решении клинических задач. Данная технология является одним из прогрессивных методов в практике медицинского образования в мире и способствует развитию самостоятельного логического мышления.

PBL (Problem Based learning) очень распространено на Западе и представляет собой успешный инновационный метод, направленный на самостоятельную работу студента. [3] Американский психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952) был основоположником этого метода. Позже, в 1969 году, было принято решение применить новый метод к студентам первых курсов Университета Макмастера в Канаде. Несмотря на то, что область медицины так интересна, студенты скучали на обычных лекциях и не охотно обращались с учебными материалами. Недостатки этого метода стали очевидны, особенно при проведении практических занятий с больными. Именно поэтому профессор университета, известный ученый и исследователь Говард Борроу и его коллега Робин Тэмблин изобрели метод обучения, работающий над реальными проблемами, и стали основоположниками проблемно-ориентированного обучения. [4] Борроу всегда говорил: «Проблемное обучение — это процесс работы над решением проблем». [5] К ним относятся личностно-ориентированный характер ПБЛ, экстернализация учебного процесса вокруг проблемы и сосредоточение внимания на работе в малых группах при посредничестве учителя. Однако базовая модификация метода сильно отличается от одного учебного заведения к другому. Метод Gijselaers здесь определяет ПБЛ как образование, основанное на принципах теоретического обучения, таких как формирование дополнительных знаний, мета-обучение и контекстуальное обучение [6]. Савин-Баден выделяет 5 типов ПБЛ на основе основных признаков этого метода обучения, в том числе восприятия знаний. В основе этого подхода лежит восприятие знания и обучения, наличие проблемы, роли учителя, учеников и оценивания. Савин-Баден систематизирует модели PBL следующим образом: PBL для приобретения знаний, PBL для профессиональной деятельности, PBL для междисциплинарного понимания и размышления, PBL для междисциплинарного обучения и PBL для критической конкуренции [7]. Общим основанием для определения PBL является то, что оно включает в себя изучение проблем и облегчает работу в небольших группах, самостоятельную работу и глубокое обучение (Baroffio et al., 2012). Возможно, единственной характеристикой ПБЛ, которая отличает его от обучения на основе конкретных случаев, исследований или проектов, является сложность. [8] Наиболее распространенным форматом

письменных задач является то, что Олсон (1987) называет задачами «бумажных пациентов», [9] но независимо от того, как представлен материал задачи, суть в том, что учащиеся применяют к задаче клинические синдромы. обучения, и они охотно изучают клинические синдромы. На начальном этапе ПБЛ члены группы встречаются и знакомятся с представленной клинической проблемой, обсуждают и анализируют сценарий (мозговой штурм), включая установление фактов. [10] [11]. В этом процессе цель учителя на данном этапе состоит в том, чтобы предоставить студентам руководство и ресурсы. На втором этапе отдельные члены группы обсуждают свои знания в кругу группы, выбирают и изучают свои источники. [4] На третьем этапе группа представляет свои знания через некоторое время, группа создает собственное обсуждение, чтобы синтезировать вновь полученную информацию для всестороннего объяснения или повторно использовать вновь полученную информацию. Эта сессия «обратной связи» носит конструктивный характер.

• студенты должны изучить и уточнить проблему;

• следует проанализировать, насколько учащиеся знают эту проблему;

• что еще им нужно для решения этой проблемы или где им нужно получить необходимую информацию или ресурсы;

• следует рассмотреть пути решения проблемы;

• должен решить проблему;

• Он также должен использовать письменные и устные методы при написании отчета.

Отличие PBL от других образовательных технологий

Этот метод работает так же, как и в реальной жизни. Например, приведем пример, к врачу обратился больной с чувством слабости, а никакой дополнительной информации у врача нет. Чтобы быстро прийти к заключению, врачу необходимо заранее проанализировать причины слабость, какие анализы надо сдать и какие лекарства надо сделать, чтобы он мог легко решить проблему. Педагоги зарубежного вуза каждый год пересматривают их при создании таких ситуационных задач, меняются уровни сложности. Точно так же разные ученики придумывают разные подходы к поиску кусочков «пазла». Кроме того, структура ситуационной задачи должна состоять из интересующего учащегося текста. Использование этого метода возможно для любой области науки. Хотя этот метод не включен в учебную программу высших учебных заведений Узбекистана, многие наши ученые подчеркивают важность этого метода. [8] Важно, что данный метод активно внедряется в учебные программы высших учебных заведений Казахстана. Но следует отметить, что для наибольшей эффективности этого метода необходимо правильно оформить процесс обучения. Использование этого метода подразумевает внесение

определенных изменений в план уроков, лекций и семинаров, а также в методику оценки знаний, чтобы получить максимальную отдачу от ПБЛ.

Таким образом, внедрение проблемного метода обучения позволяет значительно повысить качество знаний и умений учащихся, но в то же время очень сложно и требует от преподавателя высокого профессионализма и дополнительных усилий. По этой причине организация занятий на основе использования метода PBL как примера современных педагогических технологий в обучении студентов бакалавриата, обучающихся в области медицины, является конкурентоспособным и полезным методом встречи глазу на глаз с пациентом в реальной жизни, что требует рассмотрения введение данного метода в учебный план.

Использованные источники:

1. В.Н. Петрова Возможности применения технологии проблемно-ориентированного обучения (PBL) в практике высшего образования (на примере ТГУ) 2018, С-112-122

2. Мандриков В.Б., Артюхина А.И., Чумаков В.И. Непрерывное педагогическое развитие преподавателей медицинских вузов: проблемы, перспективы. Медицинское образование и профессиональное развитие. № 1, 2018. С.149-155.

3. Z.D. Rasulova Muammoli vaziyatlar orqali talabalarning o'quv-bilim faoliyatlarini rivojlantirish

"Science and Education" Scientific Journal / ISSN 2181-0842 October 2021 /

4. D.O. Himmataliyev, Xojiyyev X.G', Muammoli ta'lim texnologiyasining mohiyati, Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences VOLUM 2022: 1402-1404

5.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации мышлении и обучении-Москва "Директ-медиа" 2014.

6. Schwab, K. (2015) The Fourth Industrial Revolution. Foreign Affairs. December 12th. [Online] Available from: https://www.foreignaffairs.com/articles/2015-12-12/fourthindustrial-revolution. (Accessed: 3rd February 2016).

7.Сайт: Medwind.ru

8. Сайт: med-books.M

9. https://cyberleninka.ru/article/n7tehnologiya-problemnogo-obucheniya-v-professionalnom-obrazovanii

10. https ://www. slideshare.net/soharashed/problem-based-learning-in-medical-education

11. https://www.slideshare.net/drswaroopsoumya/problem-based-learning-38568683

12.https ://www.academia.edu/11883495/Problem_Based_Learning_in_Orthope dic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.