Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе клинических кафедр'

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе клинических кафедр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные методы обучения / РBL / интерактивные методы обучения / оқытылудың жаңа әдісі / PBL / интерактивті тақтамен жұмыс істеу

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С Ш. Исенова, С А. Есенкулова, У Т. Бейсебаева

Обучающимся 4,5,7 курсов факультета «Общей медицина» проведены практические занятия по методу РBL на государственном и русском языках в соответствие с календарно-тематическими планами. В ходе обратной связи, студенты отметили лучшую и быструю усвояемость материала и мотивацию для самостоятельного дальнейшего изучения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С Ш. Исенова, С А. Есенкулова, У Т. Бейсебаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

КЛИНТКАЛЫҚ КАФЕДРАЛАРДЫҢ ОҚУ ҮРДІСІНДЕ ОҚЫТУДЫҢ ИНТЕРАКТИВТІ ӘДІСІН ҚОЛДАНУ

Білім алып жүрген «жалпы медицина» факультетінің 4,5,6 курс студенттеріне, тақырыптық – күнтізбелік жоспарға сәйкес PBL әдісі бойынша практикалық сабақ жүргізілді. Кері байланыс нәтижесінде студенттердің материалды жетік, әрі жылдам меңгергені байқалады және өзіндік сұрақтарға ары қарай жауап бере алады.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе клинических кафедр»

Т.А.ЖУМАКОВА, У.С.АРТЫКБАЕВА, М.Б.ДАУТОВА, К.В.АНТОНЕЦ, Н.М.ЧУРУКОВА

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ

Резюме: Состояние здоровья студентов в высших учебных заведениях все больше привлекает внимание медицинских специалистов разного профиля.

В работе представлены результаты исследования, проведенные среди студентов второго курса Казахского Национального Медицинского Университета имени С.Д.Асфендиярова, основанные на адаптации организма к условиям стресса. Установлено, что изменения психоэмоциональных показателей связаны с экзаменационным стрессом, возникающим у студентов в период сессии.

Ключевые слова: адаптация студентов, физиология, экзаменационный стресс.

T.A.ZHUMAKOVA, U.S.ARTYKBAYEVA, M.B.DAUTOVA, K.V.ANTONETS, N.M.CHURUKOVA

INFLUENCE OF EDUCATIONAL PROCESS ON ADAPTATION OF STUDENTS

Resume: The state of health of students in higher educational institutions draws attention of medical experts of a different profile more and more.

This wok presents the resultof research conducted among second-year students of the Asfendiyarov Kazakh National Medical University, based on adaptation of an organism to stress conditions. It is established that changes of psychoemotional indicators are connected with the examination stress arising at students during a session. Keywords: adaptation of students, physiology, examination stress.

УДК 615.03 (07.07):378

С.Ш. ИСЕНОВА, С.А. ЕСЕНКУЛОВА, У.Т. БЕИСЕБАЕВА

КазНМУ им С.ДАсфендиярова, гАлматы, Кафедра акушерства и гинекологии, онкологии, дерматовенерологии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДР

Обучающимся 4,5,7 курсов факультета «Общей медицина» проведены практические занятия по методу РBL на государственном и русском языках в соответствие с календарно-тематическими планами. В ходе обратной связи, студенты отметили лучшую и быструю усвояемость материала и мотивацию для самостоятельного дальнейшего изучения данного вопроса.

Ключевые слова: инновационные методы обучения, РBL, интерактивные методы обучения.

Введение. Цель Европейского пространства высшего образования до 2020 года, провозглашенная в коммюнике Конференции Европейских министров, ответственных за высшее образование, стран-участниц Болонского процесса - это прежде всего подготовка активных граждан демократического общества; конкурентоспособных специалистов; создание и поддержание широкой, передовой базы знаний и стимулирование научных исследований и инноваций, что требует расширения возможностей отдельных обучающихся, поиска и применения новых форм активации их познавательной деятельности [1,2,3]. Известно, что учебный процесс нацелен на достижение конечных результатов в том случае, если созданы условия, которые мотивируют студентов готовиться к занятиям и активно включаться в обмен мнениями. Три ключевых момента (L.K.Michaelsen, 1998) в организации такой работы помогут преподавателю создать эти условия: развитие индивидуальной и групповой ответственности, использование заданий, которые связывают и взаимно усиливают индивидуальную, групповую работу и обсуждение в аудитории, применение клинических ситуаций, которые стимулируют обмен мнениями внутри и между группами [2, 3]. Все эти

моменты органично включены в технологию командно-ориентированного обучения (TBL) и проблемно-ориентированного обучения ^BL). Проблемно-ориентированный метод (problem based learning - PBL) - совместное обучение в малых группах обеспечивает мощный стимул для подлинного интереса и мотивации к обучению. Работа с членами группы по клинически значимым проблемам способствует развитию критического мышления и навыков, вовлеченных в эффективное общение, совместную работу в команде, управление самонаправленным обучением/самообучением, оценку ресурсов и обеспечение конструктивной обратной связи (собственной, коллег и фасилитатора). Хорошо построенные и

адаптированные клинические случаи являются основой для успешного изучения в проблемно-ориентированном обучения.

В КазНМУ им С.Д. Асфендиярова внедряются оптимальные методы обучения для повышения мотивации студентов в приобретении знаний, для формирования общих и специальных компетенций выпускника с учетом образовательной траектории. Так, с целью повышения мотивации обучающихся и эффективной усвояемости знаний, клиническими

кафедрами факультета «Общей медицины» были проведены практические занятия по методу PBL на государственном и русском языках. Обсуждение.

Для проблемно-ориентированного метода (problem based learning - PBL) обучения выбирался 1 клинический случай. Занятие проводилось в 2 этапа: 1 этап занятия - знакомство, представление клинического случая, обсуждение в группе, определение вопросов для самостоятельного изучения, обратная связь (формативная оценка). Между занятиями студенты самостоятельно изучали литературу по изучаемой теме. Второй этап занятия -продолжение обсуждения случая на основе новых знаний, решение проблемы, заключение, обсуждение, обратная связь, оценка (суммативная). Основными задачами внедрения интерактивных методов обучения по PBL является: повторить знания базовых дисциплин в контексте применения при решении конкретных клинических задач; обеспечить рассмотрение задач в мультидисциплинарном измерении и в культуральном контексте; способствовать развитию самостоятельного обучения путем использования средств доказательной медицины и протоколов диагностики и лечения МЗ РК.

При внедрении PBL необходимо ориентироваться на outcomes заданной темы дисциплины. При проведении занятия, обучающиеся должны применять гипотезы дифференциального диагноза, демонстрировать навыки необходимые для интерпретации и использования данных анамнеза, физикального обследования, лабораторных исследований, использовать концепции

доказательной медицины и клинических протоколов диагностики и лечения РК для разработки подходов к ведению пациентов на амбулаторном и стационарном уровне.

Предварительно для проведения практического занятия по методике PBL преподаватель проводит подготовительную работу с формированием плана занятия, который состоит из составления клинического случая темы занятия, раздаточного материала, списка рекомендованной литературы. Проведенные занятия в несколько этапов отображены на рисунке 1:

1 этап: знакомство с обучающимися, представления клинического случая, обсуждения проблемы в группе, определения вопросов для самостоятельного изучения и обратной связи с формативной оценкой.

Рисунок 1 - Этапы

2 этап: самостоятельное изучение литературы по проблемным вопросам.

3 этап - продолжение обсуждения клинической ситуации на основе новых знаний, полученных при самостоятельном изучении литературных

I по методике РБЬ

источников с решением проблемы, формированием и обоснованием заключения (клинического диагноза). Важной частью данного этапа является проведение обратной связи с проведением анкетирования и самооценки.

Рисунок 2 - Методика проведения по методике PBL

Подготовка к проведению занятия по методике PBL требует большой организационной и учебно-методической подготовки преподавателя, тесной работы с обучающимися для формирования практических навыков, создания специальной среды для обучения. При сравнении традиционного обучения и PBL роль преподавателя существенно меняется. Преподаватель играет роль «тьютора» (наставника), от которого требуется не столько знание преподаваемого предмета, сколько мастерское владение следующими навыками: студент-ориентированного преподавания,

применения вопросов вместо объяснения темы, координации учебного процесса, управления временем и процессом обучения, а также предоставлением результативной обратной связи. Результаты анкетирования обучающихся, показало, что в 100% случаев студентам понравилась методика проведения занятия, так как преподаватель работает в одной команде с обучающимися, обсуждает данную клиническую ситуацию с позиции

дифференциальной диагностики, каждый студент может изложить свою точку зрения, данная форма способствует развитию клинического мышления, развивает командный дух, новый подход в усвоении материала, и что не маловажно, остается в долгосрочной памяти.

Заключение. Работа в команде позволила развивать коммуникативную, самообразовательную

компетенцию у студентов, так как способствовала не

только общению студентов друг с другом и с преподавателем, создала среду для совместного решения поставленных задач, мотивации поиска необходимой информации. Об этом говорит и мнение студентов об интерактивном методе обучения, выявленное при анализе обратной связи. Студентами было отмечено, что такие формы занятий более эффективнее традиционных. В анкетах они указывали: «мы не просто отвечаем преподавателю», а активно участвуем в процессе обсуждения; работа в команде меня стимулирует; я не хочу отставать от других; в команде важно отстоять свое мнение, доказать свою правоту не обидев других. Наряду с этим, были отмечены важность слаженности работы команды в выполнении заданий, распределения обязанностей; обширности и глубины знаний по изучаемой теме, поэтому данный метод вызывает заинтересованность в дальнейшем применении. Таким образом, проблемно-ориентированное обучение способствует усвоению материала через понимание и осознание реальных жизненных ситуаций, что в свою очередь обеспечивает полноценное освоение материала студентами в мультидисциплинарном контексте (гинекология, онкология, дерматология) посредством поиска и изучения необходимой информации и создает возможности формирования навыков практической деятельности врача и принятия конкретных решений в команде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Нуртазин С.Т., Базарбаева Ж.М., Есимсиитова З.Б., Ермекбаева Д.К. инновационный метод «проблемно-ориентированного обучения» (problem-based learning -PBL) // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 5. - С. 112-114.

2 Телеуов М.К., Досмагамбетова Р.С., Тургунова Л.Г., Мациевская Л.Л., Седач Н.Н. Сфера компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентности: Навык работы в команде. Профессионализм: - Методические рекомендации. - Караганда: 2010. - 84 с.

3 Аканов А.А., Ахметов В.И., Абирова М.А., Кызаева А.Д. и др. Модель медицинского образования КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. - Вып.1. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2010. - Ч.3. - 71 с.

С.Ш. ИСЕНОВА, С.А. ЕСЕНКУЛОВА, У.Т. БЕЙСЕБАЕВА

КЛИНТКАЛЫК КАФЕДРАЛАРДЫН, ОКУ YРДIСIНДЕ ОКЫТУДЬЩ ИНТЕРАКТИВТ1 ЭД1С1Н КОЛДАНУ

ТYЙiн: Бiлiм алып журген «жалпы медицина» факультетшщ 4,5,6 курс студенттерше, так;ырыптык; - кунтабелж жоспарга сэйкес PBL эдiсi бойынша практикалык; сабак; ЖYргiзiлдi. Керi байланыс нэтижесiнде студенттердщ материалды жетiк, эрi жылдам мецгергеш бай^алады жэне езшдж сурак;тарга ары ^арай жауап бере алады. ТYЙiндi сездер: ок;ытылудын, жан,а эдiсi, PBL, интерактивтi так;тамен жумыс iстеу.

S.S. ISENOVA, S.A. ESENKULOVA, U.T. BEISSEBAEVA

USING INTERACTIVE TEACHING METHODS IN THE TEACHING PROCESS OF CLINICAL DEPARTMENTS

Resume: According to calendar-thematic plans, there was practical seminars on PBL method held among 4,5,7-year-students of the faculty of "General Medicine" in state and Russian languages. During feedback process students highlighted better and quick understanding of the material and motivation for further independent study of the subject. Keywords: innovational teaching method, PBL, interactive methods of teaching.

УДК 61.616-00

м. ТО;ТАСЫНК;ЫЗЫ, Р.С.БЕГИМБЕТОВА, С.С.САЛИМОВА, Ж.М.АЛИМАНОВА, Э.О. ЖАКУПБАЕВА, К.К. АКАНОВА, Е.К. СИСЕНГАЛИЕВ, Д.О. КАРИБАЕВА

Казахский Национальный медицинский университет им.С.ДАсфендиярова, кафедра общей врачебной практики, г. Алматы

МЕТОДЫ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ САМОНАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ, В ПОДГОТОВКЕ ИНТЕРНОВ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В последние годы в высшей школе стали уделять больше внимания методам обучения, стимулирующим у студентов навыки к самостоятельному обучению, формированию навыков самонаправленного обучения. Использование методов, стимулирующих самонаправленное обучение, на кафедре общей практики позволяет формировать индивидуальный подход к обучению, развивает у интернов ответственность за свое обучение, интерны приобретают профессиональную направленность, эффективнее происходит профессиональная адаптация во время обучения на клинических базах кафедры.

Ключевые слова: самонаправленное обучение, индивидуальный план обучения, врач общей практики

Цель: повысить качество подготовки интернов для системы здравоохранения на основе внедрения и развития инновационных образовательных технологий.

Актуальность: Современные тенденции развития медицинского образования требуют изменения принципов подготовки медицинских специалистов как на додипломном, так и на последипломном уровне, что тесно взаимосвязано с формированием основных компетентностей преподавателей медицинских вузов и изменением отношения студентов к освоению медицинской образовательной программы [3]. В 2004 году Правительством Республики Казахстан одобрена Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования, разработанная в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы [5]. Одним из важных составляющих указанной Концепции явились новые стандарты подготовки медицинских специалистов,

ориентированные на международные стандарты и требующие нового подхода к планированию, организации и обеспечению образовательного процесса. С 2007 года Казахский Национальный Медицинский Университет им.С.Д.Асфендиярова, как и все медицинские вузы республики начал обучение студентов согласно новых ГОСО по медицинским специальностям. Одним из главных элементов

интегрированного обучения является усиление роли самостоятельного и самонаправленного обучения [5]. В настоящее время общество заинтересовано в хороших, грамотных, профессионально обученных врачах. Повышение эффективности обучения интернов медицинского вуза напрямую зависят от активизации всего образовательного процесса. Выполняя данный посыл в КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова на кафедре общей врачебной практики все шире происходит процесс модернизации образования, внедрение новых интерактивных форм обучения, стимулирование самонаправленного обучения.

В последние годы в высшей школе стали уделять больше внимания методам обучения, стимулирующим у студентов навыки к самостоятельному обучению, формированию навыков самонаправленного обучения. Это и использование интерактивных методов обучения, и обучение через исследование, и составление индивидуального плана обучения с использованием портфолио, развитие академической мобильности. Студенты усваивают материал намного лучше, если имеют возможность контролировать интенсивность получения знаний самостоятельно. Самонаправленное и самостоятельное постижение информации помогает человеку оптимизировать свой опыт и сосредоточиться на изучении материалов, которые он ещё не постиг. Кроме того,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.