Научная статья на тему 'Использование метода круглого стола на уроках русского языка в 5-9 классах'

Использование метода круглого стола на уроках русского языка в 5-9 классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2616
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД КРУГЛОГО СТОЛА / ДИСКУССИЯ / ДЕБАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акифьева Ю.И., Величко И.В.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. Интерактивные методы обучения представляют собой форму многосторонней коммуникации, отвечающей требованиям компетентностного подхода. Одним из таких методов является метод круглого стола, который активно применяется учителями-словесниками на уроках русского языка в 5-9 классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода круглого стола на уроках русского языка в 5-9 классах»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 37.037.1

Акифьева Ю.И.

студентка психолого-педагогического факультета Филиала СГПИ в г. Железноводске, Россия

Величко И.В.

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

кандидат филологических наук Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КРУГЛОГО СТОЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. Интерактивные методы обучения представляют собой форму многосторонней коммуникации, отвечающей требованиям компетентностного подхода. Одним из таких методов является метод круглого стола, который активно применяется учителями-словесниками на уроках русского языка в 5-9 классах.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, метод круглого стола, дискуссия, дебаты.

Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от учителя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. Это означает, что приоритет в работе педагога должен отдаваться диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности [2]. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учащихся. Существует большое разнообразие методов интерактивного обучения. К основным методам интерактивного обучения относятся мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, дебаты, деловые и ролевые игры, мастер-класс.

Интерактивные методы обучения стали активно использоваться учителями-словесниками. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Широкое применение на уроках русского языка в основной школе нашел метод круглого стола. Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии [1]. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важными задачами при организации «круглого стола» являются:

- нахождение ответов на один-два проблемных вопроса по теме дискуссии;

- показ иллюстраций и других наглядных пособий при высказывании своего мнения;

- необходимость подготовки основных выступающих по проблемным вопросам.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты. Дискуссия (от лат. ^сшбю — исследование, рассмотрение) — высказывание мнений по проблемному вопросы в форме спора, беседы и т.д. Смысл дискуссии состоит в презентации идей, мнений, которые могут быть противопоставлены одни другой, нахождении ответа на поставленный проблемный вопрос. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Дискуссия может быть организована в различных формах:

- методика «вопрос — ответ». Данная организационная методика представляет собой собеседование. Главное отличие состоит в том, что применяется для диалога специальная форма его ведения;

- процедура «Обсуждение вполголоса». Названная методика представляет собой проведение сначала закрытой дискуссии в микрогруппах, а затем — общей дискуссии, в ходе которой решение проблемы докладывается старостой микрогруппы, а потом мнение обсуждается всеми участниками дискуссии;

- методика клиники. При использовании такой процедуры каждый из участников разрабатывает свой вариант решения проблемы, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается — не принимается»;

- методика «лабиринта». Этот вид дискуссии представляет собой последовательное обсуждение, своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником;

- методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным;

- свободно плавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б. В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными [3].

«Круглый стол» может проводиться в форме дебатов. В основе «круглого стола» в форме дебатов — обмен мнениями по предложенному обучающимся высказыванию. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Проведение дебатов не допускает оценок личности, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос — да или нет. Причем одна группа является сторонниками положительного ответа, а другая группа — сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа — подбирает аргументы, а вторая — разрабатывает контраргументы.

При проведении «круглого стола» в форме дебатов или дискуссии необходимо учитывать некоторые особенности:

а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления;

б) преподаватель также располагался в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

отдельно от учащихся, они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди учащихся, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между учителем и школьниками [1].

Учащимся могут быть предложены следующие темы для обсуждения: «ГИА: плюсы и минусы», «Деепричастие и причастие — особые формы глагола и самостоятельные части речи», «Тестирование на уроках русского языка: плюсы и минусы», «Ть и ти в неопределенных формах глагола является окончанием: за и против» и другие.

Литература

1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. — М: Просвещение, 2011. — 143 с.

2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.

3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005. — 556 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.