Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 4. С. 242-248.
УДК 332.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ФОРСАЙТ» ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРОПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН)1
USING "FORESIGHT" METHOD TO PREDICT SCIENTIFIC, TECHNOLOGICAL
AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF OLD INDUSTRIAL REGION (ON THE BASE OF PAVLODAR REGION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN)
В.П. Шеломенцева, Е.Б. Никитин, С.В. Беспалый, Е.А. Ифутина V.P. Shelomentseva, E.B. Nikitin, S.V. Bespalyj, E.A. Ifutina
Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Республика Казахстан Innovative University of Eurasia, Pavlodar, Republic of Kazakhstan
Статья поступила в редакцию 15 июля 2015 г.
Рассматриваются возможности проведения регионального форсайта на материалах Павлодарского региона как одного из крупных промышленных центров Республики Казахстан. Основное внимание уделено региональным исследованиям и разработкам, соответствующим лучшему казахстанскому и мировому уровню. При отборе региональных приоритетов инновационного развития в качестве основного использовался метод критических технологий в сочетании со SWOT-анализом, опросом экспертов, фокус-группами и другими методами.
Отбору инновационных приоритетов предшествовал анализ экономического и научно-технологического потенциала региона. Павлодарская область относится к старопромышленным регионам Республики Казахстан. Развитие региона заметно тормозит слабое развитие рыночных институтов, высокий уровень и постоянный рост промежуточного потребления при уменьшении доли добавленной стоимости выпускаемой продукции. Наблюдается зависимость экономики области от ценовой конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей, поскольку в структуре региона высока доля сырьевого экспортно-ориентированного сектора.
Павлодарская область имеет реальные шансы стать флагманом казахстанской экономики. Но для этого необходима технологическая модернизация выпускающих основной объем продукции крупных и средних предприятий, благодаря которой увеличится доля производств, ориентированных на глубокую переработку сырьевых ресурсов и выпуск продукции с высокой степенью добавленной стоимости.
Предложен сценарий развития Павлодарского региона на основе проведения форсайт-исследований.
The article deals with the possibility of holding a regional foresight on the materials of the Pavlodar region, as one of the major industrial centers of the Republic of Kazakhstan. The focus was made on regional research and development relevant to best Kazakhstan and international standards. To select regional priorities of innovation development there were used such methods as critical technologies in combination with the SWOT-analysis, a survey of experts, focus-groups and other.
Analysis of economic, scientific and technological potential of the region preceded the selection of innovation priorities. Pavlodar region is an old industrial region of the Republic of Kazakhstan. Development of the region significantly slows weak development of market institutions, high and constant growth of intermediate consumption while reducing the share of value added products. There is a region dependence of the economy on the price situation on the world energy market, as in the structure of the region's high share of commodity export-oriented sector.
Pavlodar region has a real chance to become the leader of Kazakhstan's economy. But this requires technological modernization of large and medium-sized enterprises that produce the bulk of production, through which the share of production aimed at deep processing of raw materials and production of products with high added value will increase.
There was proposed a scenario of Pavlodar region development on the basis of foresight studies.
Ключевые слова: старопромышленный регион, форсайт, стратегия, научно-техническое развитие, инновации.
Key words: old industrial region, foresight, strategy, research and technological development, innovations.
Переход экономики Казахстана на инновационный путь развития в условиях глобализации и все более глубокой интеграции страны в мирохозяйственные связи, рост открытости экономики является императивом для сохранения устойчивых темпов экономического роста
в средне- и долгосрочной перспективах. В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкуренто-
1 Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РК, проект 3931/ГФ4.
© В.П. Шеломенцева, Е.Б. Никитин, С.В. Беспалый, Е.А. Ифутина, 2015
способности, развитии человеческого капитала. По существующим оценкам, в развитых странах от 50 до 90 % роста ВВП определяются инновациями и технологическим прогрессом, инновации становятся обязательным условием и основным «мотором» развития всех секторов промышленности и сферы услуг.
В концептуальных программах долгосрочного социально-экономического развития Казахстана заявлены весьма амбициозные цели -сближение доходов казахстанских граждан с уровнем развитых стран, кратное увеличение производительности труда, завоевание новых позиций на мировых рынках, достижение технологического лидерства по выбранным направлениям и т. п. Реализовать их можно только за счет радикального повышения конкурентоспособности отечественной экономики на основе постоянного технологического обновления и качественного повышения уровня технологического развития ее ключевых секторов.
Несмотря на значительные инвестиции в образование, науку и инновации, предпринятые в последние годы, Казахстан в настоящий период продолжает заметно отставать от мировых лидеров по основным показателям, определяющим уровень научно-технологического развития. Доля казахстанской высокотехноло-
гичной продукции в экспорте практически отсутствует, в России она не превышает 4-5 %, в то время как для Китая этот показатель составляет 22,4 %, Южной Кореи - 38,4 %, Венгрии -25,2 % [1].
На повестке дня стоит задача создания наукоемких производств, продукция которых будет востребована на внешних рынках. В этих целях необходимо увеличить финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), расходы на науку в нашей стране к 2030 г. должны достигнуть 3 % ВВП. Такой шаг позволит Казахстану сократить разрыв с передовыми странами и укрепить фундамент конкурентоспособности [2].
Исследования, посвященные функционированию и модернизации старопромышленных территорий, регионов, городов, выполнялись во многих развитых странах, России, Украине и описаны в экономической литературе [3-5]. На основе анализа методов, применяемых для определения перспектив будущего развития территорий, авторы пришли к выводу о целесообразности применения форсайт-исследований для формирования направлений модернизации экономики старопромышленного региона [6-11].
На карте представлены старопромышленные регионы Республики Казахстан.
Старопромышленные регионы Республики Казахстан
Павлодарская область является одним из ключевых индустриальных регионов Казахстана, обладающим исторически сложившимся территориально-производственным комплексом.
Экономика области характеризуется достаточно прогрессивной структурой. Наибольший удельный вес в производстве ВРП занимает промышленность (42,2 %), доля сельского хозяйства - 4,5 %.
Высока доля области в обрабатывающей промышленности республики - 11,8 % (вторая после Карагандинской области - 25,1 %).
Вместе с тем, несмотря на высокую дивер-сифицированность структуры экономики области, в промышленности преобладающую роль играют сырьевые отрасли, производящие промежуточную продукцию:
- производство алюминия необработанного (глинозема) - 100 % от общереспубликанского;
- производство ферросплавов - 75,9 %;
- производство топлива моторного (бензина, в том числе авиационного) - 44,9 %, керосина - 38,6 %, топлива дизельного - 33,3 %, мазута - 23,3 %;
- производство и распределение электроэнергии - 44,2 %, теплоэнергии - 16,8 %.
Развитие указанной номенклатуры промышленного производства области свидетельствует о сохранении в ее структуре доминирующих позиций отраслей сырьевой направленности. Незначительным остается удельный вес отраслей, производящих конечную продукцию (переработка сельскохозяйственной про-
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего Казахстана у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества - и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Государству ключевая роль в организации этого процесса принадлежит не только как его ини-
дукции, химическая промышленность). При этом наиболее негативной представляется тенденция сокращения удельного веса перегонки нефти и, что более важно, производства машин и оборудования. И если проблемы нефтехимической отрасли в определенной мере решены или решаются, то в машиностроении, в принципе способном обеспечить устойчивое динамичное развитие всего региона в долгосрочной перспективе, таких изменений по-прежнему не наблюдается.
В целом в Республике Казахстан объем выпуска инновационной продукции начиная с 2012 г. (379 006 млн тенге) имеет тенденцию к увеличению и в 2014 г. составил 580 386 млн тенге. В сравнении с другими областями, в Павлодарской области наблюдается снижение инновационной активности: 97 620 млн тенге в 2012 г. и 83 070,6 млн тенге в 2014 г. (табл. 1). Низкие объемы выпуска инновационной продукции предопределяют необходимость применения мер государственной и частной поддержки отраслей экономики, выпускающих востребованную инновационную продукцию промышленного характера.
циатору, но и как гаранту выполнения достигнутых договоренностей.
В мировом сообществе как инструмент прогнозирования и планирования перспектив развития региона используется технология фор-сайтных исследований. В настоящее время эта технология долгосрочного прогнозирования и планирования стала применяться в активных исследованиях между объединениями стран, международными корпорациями с привлечением ведущих экспертов стран, оказывающих
Таблица 1
Объем выпуска инновационной продукции в Республике Казахстан, млн тенге [12]
Области 2012 2013 2014
Акмолинская 19 902 18 206 33 802
Актюбинская 6 542 8 301 4 454
Алматинская 13 288 13 154 16 609
Атырауская 4 772 38 078 18 655
Восточно-Казахстанская 99 332 109 379 97 779
Жамбылская 19 181 19 637 25 250
Западно -Казахстанская 4 399 9 010 5 997
Карагандинская 30 892 53 731 21 578
Костанайская 29 770 35 729 57 634
Кызылординская 3 645 6 642 4 761
Мангистауская 3 609 1 395 1 547
Павлодарская 97 620 83 368 83 071
Северо-Казахстанская 6 098 16 028 16 500
Южно-Казахстанская 22 589 33 178 45 154
существенное влияние на развитие соответствующей отрасли [13].
Форсайт-исследования преследуют цели более значимые, чем изучение трендов в определенных областях науки и технологий. Они часто проводятся на региональном и национальном уровнях, чтобы определить экономический потенциал тех научно-технологических направлений, в которые планируется инвестировать, чтобы поддержать существующие или развить новые отрасли производства.
В конечном счете, такие проекты предназначены для изучения будущего, что являет собой сложный процесс взаимодействия множества различных заинтересованных сторон, учитывающий их взгляды, ожидания и опыт.
Этапы проведения форсайта включают:
- точное определение целей исследования;
- вовлечение разных заинтересованных сторон в процесс формулирования задач исследования;
- определение зон ответственности и полномочий исполнителей;
- ориентация на практическое применение результатов исследования;
- разработка плана реализации результатов исследования на ранних его этапах;
- оперативное распространение информации о ходе исследования и его задачах, а также стимулирование выполнения полученных рекомендаций.
Задача выбора инновационных приоритетов региона с помощью форсайта решалась в нашей стране впервые. Поэтому на начальном этапе была разработана методология их отбора, которая развивала и конкретизировала общие подходы и принципы регионального форсайта.
Региональный форсайт, являющийся адаптацией методологии стратегического предвидения к проблемам регионов, широко применяется в развитых странах. Форсайт помогает в выборе стратегических альтернатив развития региона с учетом имеющихся возможностей.
При разработке методологии выбора региональных инновационных приоритетов обеспечивалась преемственность методических решений, использованных при отборе приоритетов научно-технологического развития на стра-новом уровне.
Под региональными инновационными приоритетами в данном проекте понимались научные результаты с широкой областью практических приложений, соответствующих лучшему уровню мировых и отечественных исследований; перспективные технологии с наи-
большим инновационным потенциалом; новые высокотехнологичные продукты и услуги, обладающие конкурентными преимуществами на развивающихся и возникающих рынках, на которых может быть эффективно использован научно-технологический потенциал области.
Важнейшим условием перехода к производству инновационной продукции и снижению сырьевой составляющей экспорта является разработка стратегии инновационного роста, предполагающей ограниченный выбор региональных приоритетов. Их активная поддержка будет стимулировать развитие наиболее перспективных направлений, обеспечивая диверсификацию экономики и ее устойчивый инновационный рост на качественно новой основе.
В Казахстане, в том числе и Павлодарской области, отдельные аспекты фундаментальной и прикладной науки разрабатываются в рамках ряда программ, финансируемых государством. В то же время, реализуемых мер явно недостаточно. Необходимо признать, что «промежуточный» статус многих технологических решений и продуктов является для Казахстана шансом войти в международную систему производства новых знаний и технологий.
Важно отметить, что масштабы и темпы необходимых перемен определяются не готовностью казахстанской экономики, а скоростью, с которой эти перемены происходят в мире.
Таким образом, необходимо принимать решения по широкому кругу вопросов в очень короткие сроки.
Наш анализ и видение ситуации основаны на понимании того, что экономика, общество и окружающая среда будут постоянно подвергаться испытаниям различного рода:
- необходимость в более устойчивом управлении и использовании возобновляемых ресурсов;
- необходимость в устойчивых источниках энергии;
- изменение климата;
- постоянное изменение ожиданий потребителя/покупателя.
Конкуренция за природные ресурсы, напряженность (в объемах и ценах) в отношении запасов ресурсов может привести к снижению рентабельности традиционных отраслей промышленности и трансформации структуры индустрии. Стратегическим трендом является вытеснение из производственного цикла целого ряда отраслей химического синтеза и замена его на биологический синтез (этот процесс затрагивает агропищевой сектор, производство ле-
карственных средств и различных видов энергии и др.).
В форсайтных исследованиях, осуществляемых во всем мире, эксперты выделяют следующие основные тенденции научно-технологического развития:
- усиление конвергенции технологий;
- усиление диффузии современных высоких технологий в среднетехнологические секторы производственной сферы;
- растущее значение мультидисциплинар-ности научных исследований;
- усиление воздействия новых технологий на управление и организационные формы бизнеса, стимулирующих развитие гибких сетевых структур.
Развитие данных тенденций позволяет разрабатывать новые материалы, предлагать новые технологические решения на стыке смежных направлений науки и отраслей. Как результат, совершенствование существующих производственных процессов, повышение компетенций персонала, внедрение ресурсосберегающих подходов [14; 15].
Направления научно-технологического развития можно выразить тремя доминирующими тенденциями:
- завершение процесса глобализации, интеграции и специализации мирового институционального пространства, его новой формации - интеллектуальной экономики;
- обретение развивающимися странами конкурентных преимуществ в социально-экономической сфере на фоне мирового технологического паритета;
- принятие инноваций как фактора конкурентоспособности на всех уровнях экономики, фокусирование инвестиций в секторе высоких технологий.
Сформулированные тенденции дают основание для оптимизма в отношении возможности реализации потенциала национального высокотехнологичного сектора как стратегического драйвера реформирования казахстанской экономики, обретения ею конкурентоспособности в условиях мирового интегративного развития.
Казахстан делает свой выбор в пользу перехода от сырьевой к высокотехнологичной модели развития, к экономике, основанной на знаниях. Такой стратегический маневр требует совместного участия государства, науки, бизнеса и общества в процессах формирования национальной и региональной инновационных систем, своевременного выявления новых областей знаний. Анализ долгосрочных тенден-
ций научно-технологического развития, своевременная корректировка на этой основе научных приоритетов должны стать важнейшими элементами процесса управления, механизмом формирования государственной политики в научно-технологической сфере, ориентиром деловой стратегии предпринимательского сектора [16; 17].
В Павлодарской области в период с 1 сентября по 30 ноября 2014 г. проводился Первый региональный научно-технологический форсайт по определению возможных вариантов научно-технологического развития потенциала региона. В рамках проведения форсайт-проекта стояла задача не только получить прогнозные материалы, но и сформировать согласованное видение перспектив инновационного развития у ключевых игроков, определяющих научно-техническую, инновационную и социально-экономическую политику региона. Решению этой задачи способствовало участие во всех стадиях проекта представителей администрации, крупных промышленных предприятий, бизнеса, науки и образования.
В рамках научно-технологического форсайта в области было проведено анкетирование «Видение научно-технологического развития Павлодарской области до 2030 года», в котором приняли участие 80 предприятий области. Цель проведения анкетирования: определение видения развития Павлодарской области до 2030 г.
Руководители предприятий и специалисты выступили в качестве экспертов. В ходе анкетирования было предложено оценить цели и задачи научно-технологической политики Павлодарской области до 2030 г., а также ме-гатренды, влияющие на развитие науки и технологий в Казахстане и Павлодарской области с позиции:
- приоритетности;
- периода реализации;
- степени влияния на экономические и социальные показатели.
Респондентам для проведения оценки было предложено выбрать один из предлагаемых вариантов ответа, наиболее близкий к их оценке, либо им было необходимо дописать свой вариант ответа.
Экспертной группой была определена приоритетность различных секторов экономики для развития Павлодарской области (табл. 2).
В ходе проведения анкетирования экспертами были проанализированы условия развития различных отраслей народного хозяйства и качество условий в регионе.
Таблица 2
Оценка экспертами приоритетности секторов экономики для развития Павлодарской области
Отрасль Кол-во экспертов
Нефтегазовая отрасль 4
Энергетика 17
Агропромышленный комплекс 10
Информационно-коммуникационные технологии 2
Горно-металлургический комплекс 15
Машиностроение 9
Транспорт 3
Строительство и строительные материалы 2
Химическая и фармацевтика 13
Здравоохранение 2
Туризм 2
Другие 1
Привлекательность отраслевого сектора может зависеть от темпов роста и спроса на его продукцию. Оценка перспективного роста отраслевого сектора в Павлодарской области проводилась по шкале от 1 до 3:
• 3 - отраслевой сектор будет расти высокими темпами, более 5 % в год;
• 2 - отраслевой сектор будет расти средними темпами, 3-5 % в год;
• 1 - отраслевой сектор будет расти низкими темпами, менее 3 %.
Благоприятными условиями для развития отраслевого сектора могут служить природные
ресурсы, квалифицированные кадры, инфраструктура, система поставщиков, доступ к рынку и др. Оценка привлекательности Павлодарской области проводилась также по шкале от 1 до 3:
• 3 - присутствуют все необходимые условия для развития отраслевого сектора;
• 2 - присутствуют некоторые условия для развития отраслевого сектора;
• 1 - практически отсутствуют условия для развития отраслевого сектора.
Результаты анкетирования и оценка экспертами степени привлекательности и качества условий в регионе представлены в табл. 3.
Отрасли Привлекательность отрасли Качество условий в регионе
Электроэнергетика 1 3
Нефтепереработка 1 3
Нефтехимия 1 2
Агрохимия 2 3
Производство красок и лаков 2 3
Бытовая химия 2 2
Углехимия 1 3
Черная металлургия 1 3
Цветная металлургия 1 3
Производство ж.-д. техники 1 3
Производство с.-х. техники 2 2
Производство дорожной и строительной
техники 3 1
Производство электрооборудования 3 2
Растениеводство 3 2
Животноводство 3 3
Производство продуктов питания 1 3
Производство напитков 2 3
Фармацевтическое производство 1 1
Производство одежды 3 2
Производство мебели 2 2
Производство строительных материалов 2 3
Туризм 1 3
Логистика 1 3
Добыча угля и лигнина 1 3
Добыча руд цветных металлов 1 2
Таблица 3
Оценка экспертами степени привлекательности и качества условий в Павлодарской области
Таким образом, ключевыми для научно-технологического развития Павлодарской области являются следующие направления отраслевого сектора:
- производство железно-дорожной техники;
- бытовая химия, нефтехимия и нефтепереработка;
- электроэнергетика;
- логистика (включение Павлодарской области в экспортный продовольственный хаб в Сибирь и рынки Таможенного Союза);
- туризм;
- фармацевтическое производство;
- производство продуктов питания.
Для развития данных направлений в регионе создана специальная экономическая зона г. Павлодара (зарегистрировано 46 участников, общий объем средств, необходимых на создание инфраструктуры СЭЗ «Павлодар», -29 млрд тенге). Планируется создание индустриальной зоны, что позволит повысить доступность и качество промышленной инфраструктуры для развития новых секторов экономики. Через государственные программы осуществляется финансирование на модернизацию действующих производств и диверсификацию, создаются новые предприятия в перспективных отраслях народного хозяйства.
1. Отчет о тенденциях развития инноваций в мире и в Республике Казахстан. - Астана : НИФ, 2011.
2. Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства : Послание Президента РК народу Казахстана. -URL : http://www.kazembassy.ru/en/presssluzh-ba/newsen/5-politika/5774-visgoslic124.
3. Татаркин А. И. Институт саморазвития территориальных систем как потребность пространственного обновления старопромышленного региона // North-East Asia Academic Forum. - 2013.
4. Тургель И. Д. Стимулирование развития моногородов старопромышленных регионов РФ // North-East Asia Academic Forum. - 2013.
5. Макогон Ю. В. Исследование возрождения старопромышленных территорий Украины // North-East Asia Academic Forum. - 2013.
6. Гапоненко Н. В. Форсайт. Теория. Методология. Опыт. - М. : ЮНИТИ-ДаНа, 2008. - 239 с.
7. Бондаренко В. М., Дагаев А., Фетисов Г. Г. Прогнозирование будущего. Новая парадигма. - М. : Экономика, 2008. - 288 с.
8. Методические основы и организация научно-технологического прогнозирования в развитых странах / отв. ред. Н. П. Иващенко. -М. : Макс Пресс, 2013. - 296 с.
9. Reger G. Technology Foresight in Companies: From an Indicator to a Network and Process Perspective // Technology Analysis & Strategic Management. - 2001. - Vol. 13. - № 4. -P. 533-553.
10. Godet M., Durance P., Gerber A. Strategic Foresight: Problems and Methods. - Paris : LIPSOR, 2006. - 95 p.
11. Шевченко Е. В., Жактаева Р. К. Методика проведения форсайтных исследований -Астана : Национальный инновационный фонд, 2011.
12. Агентство РК по статистике : офиц. сайт. - URL : http://www.stat.kz.
13. Лясников Н. В., Дудин М. Н. Инновационный форсайт как инструмент конкурентоспособного развития предпринимательских структур. - М. : Наука, 2013. - 270 с.
14. Алшанов Р. А. Главные тренды глобальной экономики: драматические вызовы и поиски неординарных решений. - Алматы, 2012.
15. Государственная Программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг. : утв. Указом Президента Республики Казахстан от 1 августа 2014 г. № 874.
16. Концепция инновационного развития Республики Казахстан до 2020 г. : утв. Указом Президента Республики Казахстан от 4 июня 2013 г. № 579.
17. Межотраслевой план научно-технологического развития страны до 2020 г. : утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2010 г. № 1291.