ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НА УКИ
УДК 338.28 Е.В. Шевченко
ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Представлен анализ научно-технической и инновационной политики Республики Казахстан, рассмотрены вопросы формирования приоритетов будущего развития. Приведены результаты проведенных в Республике Казахстан национальных форсайт-проектов, рассмотрен форсайт как инструмент формирования видения и стратегии развития науки, технологий и инноваций на долгосрочный период.
Ключевые слова: научно-технологическое развитие, инновационная сфера, экономический рост, фор-сайтные исследования.
Развитие науки, технологий и инноваций оказывает прямое влияние на современный уровень и перспективы развития производства, уровень жизни населения, комплексное социально-экономическое развитие. Необходимость опережающего развития инновационной сферы - объективная закономерность высокоиндустриального хозяйства, отражающая его интеллектуальные и технологические потребности. Рост объемов инновационной продукции, развитие технологической оснащенности производства требуют адекватного развития организационно-управленческой базы и инфраструктуры инновационной деятельности. Развитие инноваций и технологий во многом определяют конкурентоспособность страны в глобальном пространстве. Усиление процессов глобализации, ускорение темпов смены технологических укладов требуют от стран не просто проведения краткосрочных мер, направленных на развитие технологической составляющей, но и формирования и реализации долгосрочной политики, определяющей ориентиры перспективного научно-технологического развития страны.
Цель - исследовать алгоритм деятельности Национального агентства Республики Казахстан по определению приоритетов будущего развития страны в научно-технической и инновационной сферах, рассмотреть форсайт как инструмент формирования видения и стратегии развития науки, технологий и инноваций на долгосрочный период.
Результаты и их обсуждение
Современное развитие Казахстана предполагает осуществление многовекторных опережающих шагов по всем направлениям. По результатам проводимой политики за первые 20 лет независимости достигнуты существенные результаты: «Если в 1993 г. ВВП на душу населения составлял 700 долларов, то сегодня мы достигли показателя 11 тысяч долларов на человека - это рост в 16 раз. Мы рассчитывали достичь такого уровня только к 2015 г. Мировой опыт показывает, что в первые 20 лет независимости ни одна страна не достигала такого
© Шевченко Е.В., 2014
результата. Например, ВВП на душу населения Южной Кореи за первое двадцатилетие суверенного развития вырос в 3 раза, Малайзии - в 2 раза, Сингапура - в 4 раза, Венгрии - в 5 раз, Польши - в 4 раза. По оценкам британских специалистов, из 25 самых динамичных экономик первого десятилетия XXI в. Казахстан занимает третье место, пропустив вперед лишь Китай и Катар» [6; 8; 9].
С обретением Республики Казахстан независимости в 1991 г. начался переход экономики от административно-командной системы отношений к рыночной, в основе которой частная собственность и конкуренция. Наиболее важным правовым актом, закрепившим переход к приоритету частного предпринимательства, стал Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства». В нормативно-правовом акте закреплены понятие частного предпринимательства, пределы его государственного регулирования, порядок защиты прав частного предпринимателя, определены права и обязанности как частных предпринимателей, так и органов государственной власти по отношению к ним.
В 1997 г. принята Стратегия развития «Казахстан - 2030», положившая начало масштабным социальным и экономическим преобразованиям в стране, направленным на достижение долгосрочных целей по приоритетным направлениям развития, повышение конкурентоспособности отечественной экономики, благосостояния общества. В этом же году принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором обозначены такие понятия, как: инновационная деятельность, инфраструктура малого предпринимательства, венчурные фирмы. Для создания благоприятных условий развития инновационной деятельности руководством страны был принят ряд законов и нормативных актов, обеспечивших правовую поддержку инновационной деятельности в республике. К их числу относятся законы: «О науке», «О государственной поддержке малого предпринимательства», «Патентный закон Республики Казахстан», «Об авторском праве и смежных правах», «Об инновационной деятельности».
В 2003 г. разработана и принята Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. Принятие Стратегии ознаменовало начало нового этапа в экономическом развитии Казахстана: переход от экономики, базирующейся на эксплуатации природных ресурсов, к индустриально-инновационной, основанной на знаниях [1; 9]. Главной целью Стратегии явилось достижение устойчивого развития страны, отхода от сырьевой направленности экономики путем ускорения процессов модернизации, диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Принятие Стратегии индустриально-инновационного развития создало необходимые условия для формирования в стране инновационной системы, в рамках которой могли бы развиваться отечественные наукоемкие производства, опираясь на эффективное использование интеллектуального и научного потенциала страны, разработки отечественных ученых-новаторов. В связи с этим в 2005 г. в целях модернизации экономики в стране принята Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг. (далее - ПФРНИС).
Создание национальной инновационной системы (далее - НИС) представляет достаточно сложный и длительный процесс. Программой ПФРНИС предусматривалось становление и развитие национальной инновационной системы Казахстана в несколько этапов, на каждом из которых предполагалось выполнение определенных задач (табл. 1) [2; 3]. Программой определены основные принципы формирования инновационной системы в Казахстане: ведущая роль государства в процессе формирования и развития НИС; активное сотрудничество государства с частным капиталом; открытый характер создаваемой системы (возможность внедрения в производство любой перспективной инновационной идеи, как отечественной, так и зарубежной, а также отсутствие барьеров для вхождения в глобальную инновационную систему).
Однако, несмотря на проводимые меры в области индустриализации и инновационного развития, сохранилась проблема высокой зависимости национальной экономики Казахстана от экспорта сырьевых ресурсов, а также несоответствия приоритетов развития между ключевыми субъектами государством, наукой и бизнесом. Национальная экономика в последние годы развивалась во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков. Стало очевидным: для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого экономического развития республики необходимо найти внутренние источники роста.
Для преодоления очевидного расхождения приоритетов государственной политики и частного бизнеса в 2010 г. в Казахстане принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг., логическим продолжение которой стало принятие в 2014 г. Программы индустриального развития Республики Казахстан на 2015-2019 гг. [3; 4]. Реализация программы индустриализации Казахстана до 2020 г. базируется на четырех бюджетных программах: «Производительность - 2020», «Инвестор - 2020», «Экспорт - 2020», «Дорожная карта бизнеса - 2020».
Таблица 1
Этапы становления и развития национальной инновационной системы
Республики Казахстан
Этап Годы Характеристика
1-й 2005-2007 Формирование инновационной системы с активным участием государства: развитие научно-технического потенциала, определение приоритетов научно-технологического развития; развитие инновационного предпринимательства, создание и развитие основных элементов инновационной инфраструктуры, реализация крупных капиталоемких инновационных проектов в ведущих отраслях: развитие финансовой инфраструктуры, обеспечивающей финансирование НИОКР, создание отечественных венчурных фондов и инвестирование в передовые зарубежные венчурные фонды
2-й 2008-2010 Совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС: усиление взаимодействия между сформированными элементами НИС; активное развитие механизма венчурного инвестирования посредством создания венчурных фондов с зарубежными инвесторами; развитие государственно-частного партнерства в финансировании НИОКР и инновационных проектов; развитие кластерной кооперации вокруг проектов, сформированных на предыдущем этапе; участие субъектов инновационной системы в совместных проектах с крупными международными компаниями
3-й 2011-2013 Устойчивое развитие инновационной системы, создание региональных венчурных фондов с долевым участием каждого региона, сокращение доли государственных расходов, рост частных инвестиций, использование преимущественно косвенных инструментов стимулирования инновационной деятельности; активизация научных исследований в вузах и НИИ, модернизация технико-технологической базы производства, активизация региональных технопарков в роли координаторов науки и бизнеса
4-й 2014-2015 Эффективное взаимодействие государства, частного бизнеса и исследователей в рамках «тройной спирали», увеличение числа инновационных разработок, внедрение отечественных инновационных продуктов и технологий в промышленное производство, «выход» государства из инновационных проектов, венчурных фондов и повышение международных рейтингов Казахстана по фактору «Инновации»
Становление пятого и шестого технологического укладов в Казахстане требует не только значительных инвестиций в инновации, но и создания научного и кадрового потенциалов высокой квалификации. Необходимы смена поколений работников и повышение уровня квалификации научных сотрудников, управленцев, инженеров и рабочих предпри-
ятий. В настоящее время в Казахстане остро ощущается дефицит квалифицированных кадров, особенно технических специальностей, которые могут быть задействованы в процессе внедрения и распространения новых технологий. Опыт стран с высоко развитыми наукой и технологиями свидетельствует: на начальном этапе государство большое внимание уделяет вопросу подготовки технических кадров нового поколения. Это позволяет создать базу для опережающего развития новых перспективных научных направлений на основе использования компетенций более развитых в технологическом отношений стран.
Отдельно необходимо отметить проблему сотрудничества государства, науки, образования и бизнеса. В данном направлении крайне важно обеспечить единую систему приоритетов, т. е. наряду с ресурсным обеспечением самих исследований, необходимо проведение целенаправленной научно ориентированной работы по формированию ключевых направлений проведения научно-исследовательских работ, соответствующих ожиданиям и потребностям реального сектора экономики. Подготовка будущих специалистов должна также осуществляться в соответствии с потребностями бизнеса, но при этом необходимо обеспечить технологическую модернизацию и внедрение новых прорывных технологий в производство. Формирование инновационной или интеллектуальной экономики в республике предполагает индустриальную модернизацию для перехода к новым (пятому и шестому) технологическим укладам (табл. 2) [5; 9].
Таблица 2
Инструменты, представляющие базовую основу реализации программы индустриализации Казахстана на период до 2020 г.
Программа Цель Инструменты
«Инвестор -2020» Создание необходимых условий для привлечения прямых инвестиций в несырьевое экспортно ориентированное и высокотехнологичное производство - инвестиционные соглашения; - сервисная поддержка инвестиций (проведение информационных мероприятий по продвижению инвестиционных возможностей Казахстана, мероприятия по сопровождению иностранных инвесторов); - повышение инвестиционной привлекательности СЭЗ посредством предоставления налоговых льгот; упрощенного механизма ввоза иностранной рабочей силы; оказание услуг по принципу «одного окна»; формирование режима свободной таможенной зоны на базе СЭЗ
«Экспорт -2020» Продвижение отечественных компаний на внешние рынки - гранты экспортерам, которые предусматривают возмещение 50% затрат, связанных с продвижение продукции на экспорт, - торговое финансирование и страхование; - сервисная поддержка экспорта (информационные и экспертные услуги, предоставление производителям маркетингово-аналити-ческой информации по экспортным рынкам и т. д.)
«Дорожная карта бизнеса - 2020» Развитие малого и среднего предпринимательства, постоянных рабочих мест - субсидирование процентной ставки по кредитам (срок субсидирования - 3 года с возможностью пролонгации до 10 лет); - гарантирование кредитов (с максимальным размером не более 50% от суммы кредитов); Развитие промышленной инфраструктуры: - сервисная поддержка ведения бизнеса; - подготовка кадров для предпринимательства
Успехи Казахстана в социально-экономическом развитии неоспоримы. Предстоит обеспечить принципиально новые качество и структуру экономического роста, снизить зависимость экономики от энергосырьевого сектора и импорта готовой продукции, усилить роль обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и потребительского сектора.
Фундаментальным источником экономического роста могут стать инвестиции в сферы технологии, организации, управления, результатом которых является значительное повышение производительности труда и качества продукции и услуг при одновременном уменьшении их ресурсоемкости. Такая модель способна обеспечить увеличение производства высококачественной продукции при сравнительно низких издержках. В этой связи основными целями долгосрочной политики научно-технологического и инновационного развития Республики Казахстан, которые нашли отражение в основных стратегических и программных документах страны и представляют ориентиры желаемого будущего, являются [4]:
• вхождение в число 30 наиболее развитых государств мира;
• повышение инвестиций в R&D до 3% от ВВП к 2050 г.;
• переход к низкоуглеродной экономике;
• развитие секторов будущего;
• развитие системы инженерного образования;
• повышение качества медицинских услуг.
К приоритетным секторам индустриально-инновационного развития Республики Казахстан отнесены:
• металлургический комплекс (черная и цветная металлургия);
• нефтегазовый комплекс (нефтепеработка, нефтехимия, газохимия);
• химическая промышленность (агрохимия, производство химикатов для промышленности);
• пищевая промышленность (производство продуктов питания);
• машиностроение (производство автотранспортных средств, электрооборудование, производство сельскохозяйственной и железнодорожной техники, производство горного, нефтедобывающего и нефтегазоперерабатывающего оборудования);
• производство строительных материалов.
Развитие экономики будущего в Казахстане, основанной на принципах «третьей индустриальной революции», предполагает реализацию шагов, предусмотренных основными стратегическими и программными документами:
• развитие информационных технологий (к 2030 г. через Казахстан должно проходить не менее 2-3% мировых информационных потоков, а к 2050 г. эта цифра должна как минимум удвоиться);
• развитие производства альтернативных видов энергии (к 2050 г. в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления);
• производство и потребление композиционных материалов;
• создание новых производств в несырьевом секторе с ориентацией на экспорт;
• развитие космических услуг (развитие проектов: сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов в Астане, космической системы дистанционного зондирования, национальной системы космического мониторинга и наземной инфраструктуры, системы высокоточной спутниковой навигации);
• переход к низкоуглеродной экономике, энергосбережение и энергоэффективность (одно из направлений ЭКСПО 2017, развитие «чистого» транспорта);
• модернизация АПК (органическое земледелие, повышение продуктивности, развитие переработки с/х продукции);
• снижение уровня загрязнений и внедрение систем управления отходами;
• повышение качества медицинских услуг (обеспечение диагностики, профилактики и лечения заболеваний населения);
• развитие системы инженерного образования и современных технических специальностей с присвоением сертификатов международного образца [1; 4; 6].
64
С целью обеспечения устойчивого развития Казахстана на долгосрочный период принята Стратегия «Казахстан - 2050», задан новый уровень развития страны с учетом возникающих угроз и рисков глобального характера. В этом прогрессивном для современной мировой политической практики документе, основанном на инновационной парадигме стратегического планирования и прогнозирования, перед нацией поставлен целый комплекс качественно новых задач. Для их реализации необходимо наличие стратегий, интеллекта, человеческого потенциала и технических механизмов, объединяющих интересы всего общества [5].
Начиная с 2010 г., в Республике Казахстан ведется планомерная работа по определению приоритетных направлений и ключевых технологий, которые обеспечат благосостояние и развитие нации на долгосрочный период. Проведено два Национальных форсайт-проекта. В 2010-2012 гг. АО «Национальное агентство по технологическому развитию» по заданию Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан проведен Первый Национальный научно-технологический форсайт, по его результатам выделено 8 приоритетных направлений (в их составе 75 критических для развития страны технологий на период до 2020 г. ). К приоритетным отнесены такие направления, как:
1) альтернативная энергетика и технологии энергоэффективности;
2) прогрессивные технологии машиностроения, включая использование новых материалов;
3) прогрессивные технологии химии и нефтехимии;
4) биотехнологии;
5) прогрессивные технологии в ГМК;
6) технологии информатизации и ИКТ;
7) прогрессивные технологии в АПК;
8) прогрессивные технологии поиска, добычи, транспортировки и переработки минерального и углеводородного сырья.
Результаты форсайта одобрены Правительством Казахстана, став основой для предоставления инновационных грантов.
В 2013-2014 гг. АО «Национальный центр государственной научно-технической экспертизы» по заданию Министерства образования и науки Республики Казахстан реализован проект «Системный анализ и прогнозирование в сфере науки и технологий» (далее - Проект) с целью формирования единого видения и направлений научно-технического развития Казахстана, разделяемых субъектами научного, академического, бизнес-сектора и государственных органов. Проект осуществлен в форме форсайтного исследования, направленного на определение подприоритетов развития науки Казахстана, а также приоритетных тематик проведения научных исследований в рамках 5 приоритетов, определенных Высшей научно-технической комиссией Республики Казахстан [4; 6; 7]. Исследование направлено на предоставление основ для стратегического осмысления вариантов будущего развития на основе определения ключевых трендов, возможностей и рисков будущего. В основу проведенных работ положена разработка сценариев развития науки и технологий в Казахстане на период до 2030 г., с учетом ключевых трендов и факторов, а также переменных в указанных траекториях развития, которые имеют высокую неопределенность в будущем.
Для реализации поставленных задач проведен большой объем аналитических и экспертных работ, созданы экспертные группы по 8 приоритетным для Казахстана направлениям: устойчивое развитие аграрного сектора, переработка и безопасность продуктов питания; биотехнологии; здоровье нации; информационные и телекоммуникационные технологии; новые материалы и технологии; окружающая среда и природные ресурсы; безопасная, чистая и эффективная энергетика; машиностроение. Работы по проекту включали анализ научно-технической информации, отчетов государственных органов, аналитических обзоров ведущих отечественных и международных исследовательских организаций, консалтинговых
компаний «большой четверки», проведение библиометрического и патентного поиска, анализ отчетов промышленных предприятий [3; 4].
С целью достижения консенсуса мнений всех заинтересованных сторон на разных этапах исследования проведены опросы, а также организованы обсуждения с участием широкого круга казахстанских экспертов (представители науки, академического сектора, бизнес-структур). По результатам проекта подготовлены рекомендации органам, принимающим решения в области финансирования научных исследований и разработок в Республике Казахстан, в виде перечня приоритетных направлений и тематик проведения научных исследований и разработок на период до 2030 г.
На основе результатов проекта определены:
- возможности для развития научных направлений в Казахстане (наличие или возможность развития собственных научных компетенций);
- возможности проведения совместных научных исследований с зарубежными институтами;
- необходимости трансфера уже существующих компетенций и технологий.
Одновременно разработаны дорожные карты развития в Казахстане ключевых технологий на основе реализации приоритетных тематик научных исследований. Обозначены необходимые ресурсы (кадровые, научной инфраструктуры и др.). Для развития собственных научных компетенций, совместных научных исследований с зарубежными научными организациями определены потребности в трансфере уже существующих компетенций и технологий. Сформированы предложения по внесению необходимых изменений и дополнений в законодательные акты.
Одно из значимых результатов Проекта - определение направлений реализации междисциплинарных научных исследований в Казахстане. Отбор направлений осуществлялся в соответствии с обоснованием, представленным в табл. 3.
Таблица 3
Обоснование выбора междисциплинарных исследований для проведения в Казахстане на период до 2030 г.
Направления междисциплинарных исследований Сектор Мотив выбора
Сохранение и улучшение здоровья и качества жизни нации Высокотехнологичные медицинские услуги Основа высокого качества жизни, опираясь на инновации в области биомедицины и расширенное применение информационных технологий
Экологически чистая сельскохозяйственная продукция, обеспечивающая сохранение и повышение здоровья нации, ориентированная на экспорт Современные технологии сельского хозяйства Современные технологии производства экологически чистых высококачественных продуктов питания Обеспечение высокого уровня жизненных стандартов населения в условиях полной продовольственной безопасности Расширение экспортного потенциала Высококачественные продукты питания, с новыми полезными свойствами, обеспечивающие улучшение состояния здоровья населения страны
Экологически чистая среда обитания на основе «зеленых» технологий Современные экологически чистые технологии производства Внедрение высоких технологий в производственные процессы, автоматизация производств Применение экологически чистых технологий производства
Общество энергоэффективности и энергосбережения Современные технологии в области выработки, транспортировки и потребления энергии Энергоэффективность, снижение себестоимости производства и транспортировки энергии
Такой подход позволил предложить новые технологические решения на стыке смежных направлений науки и отраслей. Как результат - совершенствование существующих производственных процессов, повышение компетенций персонала, внедрение ресурсосберегающих подходов [6; 7; 8].
Заключение
В соответствии с принятой долгосрочной стратегией развития в Республике Казахстан намерены довести финансирование науки до 3% от ВВП к 2050 г. Сегодня такие показатели отмечены в ведущих странах мира, всецело переориентировавшихся на наукоемкое производство. Лидирующие страны стремятся к инновационной экономике и технологическому лидерству, вкладывают серьезные финансовые средства в развитие науки. Однако ни одна страна мира не может вести масштабные исследования одновременно по всем научным направлениям. Поэтому в жесткой конкурентной борьбе необходимо выявлять страновые преимущества, развитие которых позволит занять лидирующие позиции на мировом рынке. Проведение форсайтных исследований позволяет влиять на формирование будущего, повышать эффективность принятия стратегических решений на основе своевременного реагирования на возникающие вызовы и тренды [2; 3; 5; 9]. Данный подход используется в качестве навигатора для осуществления переоценки ценностей и представления в ином ракурсе системы долгосрочного прогнозирования приоритетов развития науки, технологий и инноваций. Кроме того, проведение форсайтных исследований предполагает вовлечение максимально широкого круга участников из научной сферы и бизнес-среды, государственных организаций. Распространение результатов данных исследований среди широкой общественности позволит достичь единого понимания намеченных стратегий и двигаться в одном направлении к достижению поставленных целей, разделяемых всеми участниками процесса.
Список литературы
1. Алшанов, Р.А. Экономика независимого Казахстана: достижения и пути развития / Р.А. Алшанов. -Алматы: Ассоциация вузов РК, 2012. - 448 с.
2. Martin, B.R. Foresight in science and technology, Technology Analysis and Strategic Management / B.R. Martin. - 1995. - Vol. 7. - PP. 139-168.
3. Наука и инновационная деятельность Казахстана 2006-2010 : ст. сборник / Агентство РК по статистике. - Астана : Агентство РК по статистике, 2011. - 78 с.
4. Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана : Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. - 2010. -№ 3. - С. 2-14.
5. Overview of the UN «Overview of innovative development of Kazakhstan» // Geneva. - 2012. - 211 p.
6. Построим будущее вместе : Послание Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. - 2011. - № 3. - С. 2-10.
7. Report on trends and innovations in the world in the Republic of Kazakhstan // JSC «National Innovation Fund». - Astana. - 2011.
8. Reviews of National Science and Technology Policy: Republic of Korea - Paris : OECD - 1996.
9. Стратегия «Казахстан 2050 - наша сила» : Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан - 2050» : новый политический курс состоявшегося государства» // Казахстанская правда. - 14.12.2012.
SUMMARY
Y.V. Shevchenko
Prospects for scientific and technological development in Republic of Kazakhstan
The paper presents a brief analysis of the science, technology and innovation policy of Kazakhstan and discuss the issues related to identification of the priorities for the future development. Results of the National Foresight projects conducted in the Republic of Kazakhstan are presented. Foresight as an important tool for shaping the vision and strategy of science, technology and innovation development in the long term is considered in the paper.
Keywords: scientific and technological development, innovation sector growth, foresight studies.