Научная статья на тему 'Использование метода фокус-групп в исследовании процесса развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел'

Использование метода фокус-групп в исследовании процесса развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
362
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОКУС-ГРУППА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / FOCUS GROUP / PEDAGOGICAL RESEARCH / AESTHETIC CULTURE / EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гордеева Е. Н.

Метод фокус-групп, являясь качественным методом исследований, широко применяется в социологических, психологических, экономических исследованиях, при этом его возможности мало используются в педагогических исследованиях. В статье анализируется потенциал реализации метода фокус-групп в педагогическом исследовании, заключающийся в возможности получить полную и разностороннюю информацию о его предмете. В работе приведено описание опыта применения метода фокус-групп для изучения процесса развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел, представлен процесс подготовки и организации фокус-группового исследования, выделены этапы, раскрыто их содержательное наполнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гордеева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of the Focus Group Method in Research Process of Development of Aesthetic Culture Employees of the Internal Affairs Bodies

The method of focus groups, being a qualitative method of research, is widely used in sociological, psychological, economic research, while its capabilities are little used in pedagogical research. The article analyzes the potential of the method of focus groups in pedagogical research, which consists in the ability to obtain complete and comprehensive information about its subject. The paper describes the experience of using the method of focus groups to study the process of development of aesthetic culture of employees of the internal Afairs bodies, presents the process of preparation and organization of focus group research, highlights the stages, reveals their content.

Текст научной работы на тему «Использование метода фокус-групп в исследовании процесса развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел»

Использование метода фокус-групп в исследовании процесса развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел

Е. Н. ГОРДЕЕВА,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]

The Use of the Focus Group Method in Pedagogical Research

E. N. GORDEEVA,

Adjunct of 3rd Faculty (Training of Scientific and Pedagogical Staff) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Метод фокус-групп, являясь качественным методом исследований, широко применяется в социологических, психологических, экономических исследованиях, при этом его возможности мало используются в педагогических исследованиях. В статье анализируется потенциал реализации метода фокус-групп в педагогическом исследовании, заключающийся в возможности получить полную и разностороннюю информацию о его предмете. В работе приведено описание опыта применения метода фокус-групп для изучения процесса развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел, представлен процесс подготовки и организации фокус-группового исследования, выделены этапы, раскрыто их содержательное наполнение.

Фокус-группа, педагогическое исследование, эстетическая культура, сотрудники органов внутренних дел.

УДК 37.012

The method of focus groups, being a qualitative method of research, is widely used in sociological, psychological, economic research, while its capabilities are little used in pedagogical research. The article analyzes the potential of the method of focus groups in pedagogical research, which consists in the ability to obtain complete and comprehensive information about its subject. The paper describes the experience of using the method of focus groups to study the process of development of aesthetic culture of employees of the internal Affairs bodies, presents the process of preparation and organization of focus group research, highlights the stages, reveals their content.

Focus group, pedagogical research, aesthetic culture, employees of the internal Affairs bodies.

Современная педагогическая наука характеризуется быстрым развитием новых методов сбора эмпирической информации. Такие методы, отражающие как качественные, так и количественные характеристики исследуемых феноменов, обуславливают разработку новых прикладных, практико-ори-ентированных методик исследования. Для интерпретации данных, полученных с помощью наблюдения, интервью, анализа различных документов, обобщения опыта все чаще применяются качественные методы, позволяющие достичь более глубокого понимания, целостности

в описании и объяснения изучаемых явлений. Применяемые в количественных исследованиях качественные методы используются, как правило, на предварительной стадии для выделения и формулировки основной проблемы, ориентирования в проблемной области [4].

Одним из качественных методов исследований является метод «фокус-групп» или фокус-групповой дискуссии. Обоснованный в ХХ в. Р. Мертоном и П. Лазарсфелдом в качестве социологических исследований с целью изучения эффективности пропаганды в военное время метод фокусированного интервью в период

50-80-х гг. ХХ в. стал широко использоваться в маркетинговых исследованиях при изучении потребительского спроса на новые товары. Вне маркетинговой сферы фокус-группы стали использоваться активно с конца 80-х гг. прошлого столетия, когда были существенно расширены границы его применения.

В последние десятилетия он нашел широкое распространение в исследованиях, проводимых в рамках качественной методологии. Активно используемый социологами, политологами, экономистами и психологами, в настоящее время метод фокус-групп является распространенным междисциплинарным инструментом изучения всевозможных сторон жизнедеятельности общества.

Согласно современным определениям, фокус-группа или групповая дискуссия — это «способ выявить различия в понимании некоторой проблемы, события, явлений жизни определенными группами людей» [2]. В процессе дискуссии происходит изучение какой-либо проблемы в форме глубокого интервьюирования, обсуждаются и определяются многообразные представления по проблемной ситуации как индивидуального, так и коллективного характера.

Остановимся на основных методических требованиях, предъявляемых к проведению фокус-групп.

Первое требование — это количество респондентов, принимающих участие в групповой дискуссии. Исследователи пришли к общему выводу, что наилучшим образом исследования проходят в группах, состоящих из 10—12 человек, что обусловлено необходимостью за довольно короткий промежуток времени уделить должное внимание всем респондентам, опросить всех присутствующих.

Одним из требований к составу группы является то, что респонденты должны быть малознакомыми людьми или вовсе не знакомы друг с другом, что исключает возможность влияния на высказывания участников дискуссии.

Основным инструментом в исследованиях с применением метода фокус-групп является сценарий. Традиционно используются две структуры плана проведения фокус-группы — развитие дискуссии от более широкой темы к конкретным вопросам (так называемая «прямая воронка» или прямая последовательность тем) и обсуждение, начинающееся с узкого вопроса и приводящее к расширению рамок дискуссии («обратная воронка» или обратная последовательность). Прямая воронка является более распространенной схемой проведения фокус-группы, в то время как обратная последовательность тем позволяет значитель-

но сократить время замедленного обсуждения на первоначальном этапе [1].

Общепринятая продолжительность проведения дискуссии составляет 1,5—2 часа, чему должно соответствовать количество вопросов в плане дискуссии. Увеличение длительности группы и перегрузка вопросами влечет за собой получение информации низкого качества вследствие снижения активности респондентов из-за усталости.

Количество проведенных фокус-групп, по мнению исследователей, должно быть не менее трех. Допускается проведение одной фокус-группы для пилотажного исследования.

Одно из основных методических требований к проведению фокус-группы выражается в том, что состав фокус-группы должен быть максимально гомогенным, поскольку гетерогенный состав группы может повлечь за собой такие нежелательные явления, как замыкание респондента в себе, неискренность в ответах, снижение темпа дискуссии, разногласия в беседе, вплоть до неконтролируемого конфликта.

С. А. Белановский [1] выделяет основные социальные характеристики участников фокус-группы: принадлежность к социальному классу, образование, пол и возраст. Немаловажное значение в проведении исследования имеет возраст респондентов, в связи с чем он рекомендует участников дискуссии в возрасте трудоспособности 25—55 лет делить на группы 25— 35 лет и 35—55 лет. Особое внимание уделяется уровню квалификации модератора, так как в его обязанности входит не столько постановка вопросов перед респондентами, сколько регулирование хода дискуссии. По мнению С. А. Бе-лановского, уровень включенности модератора в дискуссию должен быть низким для достижения исследовательской цели.

Задача метода заключается в том, чтобы сформировать список мнений, оценок, суждений, высказываний, так называемых «гипотез существования». Однако, как и всякий метод исследования, фокус-группа имеет как сильные, так и слабые стороны. Недостатки метода заключается в существующей сложности подготовки и проведения самой процедуры групповой дискуссии, неопределенность исхода фокус-группы в связи с имеющимся риском потери контроля над дискуссией. Одновременно с этим фокусированное интервью позволяет сформулировать новые идеи и выдвинуть гипотезы, а при правильном применении метода фокус-группы его недостатки сводятся к минимуму, а достоинства возрастают.

Неслучайно в последние годы наблюдается расширение сфер использования метода

фокус-групп. Так, например, появились диссертационные исследования о применении фокусированного интервью в режиме онлайн («Возможности, ограничения и особенности процедуры проведения метода онлайновой фокус-группы». Лебедев П. А., 2010) в сфере медицины («Научное обеспечение реформирования здравоохранения России», Зудин А. Б., 2017; «Приверженность к лечению пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями: определяющие факторы и способы улучшения при различных видах оказания медицинской помощи». Семенова О. Н., 2018; «Медико-социальные аспекты здоровья юношей допризывного и призывного возраста, меры по его улучшению: на примере Ставропольского края». Марков Р. А., 2018).

В области педагогических исследований на протяжении длительного времени основными методами являлись наблюдение, педагогический эксперимент, изучение документов [7]. Во второй половине ХХ в. к перечисленным методам добавились беседа, анкетирование, математические и статические методы обработки данных [8], однако в этот период учеными отмечалась необходимость использования в проводимых исследованиях комплексных методов смежных наук (социологии, психологии). Начиная с 50-х гг. ХХ в. в отечественной педагогике наблюдался возрастающий интерес исследователей к вопросам методологии и используемым научным методам междисциплинарного характера [3].

Необходимо отметить, что исследования в области педагогики последние 10 лет характеризуются возросшим интересом к использованию метода фокус-группы. Так, по данным проведенного нами контент-анализа авторефератов диссертаций исследователей-педагогов, представленных на сайте Российской государственной библиотеки, метод фокус-групп использовался в 69 случаях (для сравнения в период с 2000 по 2009 гг. — 31), однако это составляет всего 0,5 % от всех представленных диссертационных исследований по специальности 13.00.00 Педагогические науки.

По нашему мнению, указанный метод несколько недооценен в педагогических исследованиях, в то время как он представляет собой возможность получить максимум содержательной информации, ведь «единицей анализа является не респондент, а высказывание. Поскольку каждый респондент является носителем многих высказываний, это, как минимум, на порядок увеличивает массив первичных аналитических единиц, делая его статистически значимым» [1].

Как доказывает в своем исследовании О. Т. Мельникова , «метод фокус-групп является надежным и валидным», он «дает возможность оперативно получать богатый индивидуализированный материал» и «позволяет достигать углубленного понимания исследуемых явлений и решать практические задачи для широкого спектра социальных областей» при строгом соблюдении «процедурных и аналитических стандартов и методических принципов» [6].

С соблюдением всех методических принципов с помощью метода фокус-группы нами было проведено пилотажное исследование педагогической проблемы развития эстетической культуры сотрудников ОВД.

Метод фокус-группы был выбран нами из-за возможности вести групповую дискуссию, в результате которой участники могли бы максимально раскрыться, комментировать и пояснять свои ответы в ходе обсуждения, тем самым давая более подробные ответы на поставленные вопросы.

Поскольку эстетическая культура личности соотносится с развитием у нее эстетического ценностного отношения к миру и ее взаимодействием с окружающей средой по законам гуманизма и красоты, нашей главной целью было получить в ходе эмпирического исследования картину представлений сотрудников органов внутренних дел о понятии эстетической культуры личности и процессе ее развития.

В состав группы респондентов вошли руководители факультетов образовательных учреждений МВД России в звании от подполковника до полковника (10 человек), представляющие разные регионы России. Возраст респондентов варьировался от 35 до 56 лет. Длительность групповой дискуссии составила 2 часа. Во время проведения фокус-группы производилась аудиофиксация, с помощью которой впоследствии были составлены стенограмма и отчёт. Фокус-группа была проведена согласно заранее составленному сценарию. Вопросы, включенные в сценарий обеспечивали движение беседы от общего к частному. В первую очередь была выяснена глубина представления опрошенных о понятии эстетической культуры. Далее были заданы вопросы оценочного характера, выяснялись возможные пути развития эстетической культуры. Также респондентам предлагалось выбрать методы и технологии, которые, по их мнению, будут оказывать положительное влияние на развитие эстетической культуры сотрудников ОВД.

Приведем некоторые высказывания относительно понятия эстетической культуры, прозвучавшие в ходе фокус-группы.

«Совокупность качеств, правил поведения, которая каждому сотруднику должна быть свойственна. Она должна быть заложена дома, а также в школе, в условиях образовательных учреждений. В системе МВД она должна поддерживаться личным примером руководителя».

«Воспитание человека, культура. Это то, как должен себя вести сотрудник. Правила поведения. Имидж».

«Установленные правила поведения, как в общественных местах, так и в быту».

«Красивое поведение, красивое отношение к людям, проецирующееся на окружающих. Внешний вид».

«Внутренняя чистота сотрудника, его порядочность. Нравственные качества».

«Возможность человека проявить себя, способность видеть прекрасное и оценить его, восхищаться. Благодаря эстетической культуре человек развивается как личность. Эстетика вызывает рост духовных качеств в человеке. Эстетическая культура свойственна творческим людям».

«Часть общей культуры, правила поведения — хорошо, красиво. Внешний вид».

Анализируя все полученные в исследовании высказывания, можно сделать вывод о том, что большинство респондентов (80 %) полагают, что эстетическая культура — это совокупность свойств личности человека, проявляющихся в его внешнем виде и в поведении. При этом 30 % респондентов считают, что это характеристика воспитанности человека, по мнению же 20 % это проявление нравственных качеств человека: «Эстетическая культура — это показатель внутреннего состояния».

На второй вопрос, касавшийся уровня развития эстетической культуры у сотрудников ОВД, 20 % ответили, что эстетическая культура сотрудников ОВД находится на уровне развития ниже среднего, объясняя это тем, что «сотрудники ОВД оторваны от культурной жизни». Мнения остальных разделились поровну — по 40 % опрошенных отметили развитие эстетической культуры на среднем уровне, а также выше среднего. В то же время половина опрошенных отмечала, что обучающиеся ведомственных образовательных организаций, а также их сотрудники обладают высоким уровнем эстетической культуры.

На вопрос о необходимости развития эстетической культуры у сотрудников ОВД 100 % опрошенных ответили положительно, при этом были получены такие ответы, как «Крайне необходимо», «Критически необходимо», «Необходимо в рамках отдельной дисциплины» (20 % опрошенных).

На вопрос, считают ли респонденты, что развитие эстетической культуры способствует личностному росту и помогает в профессиональной деятельности, положительно ответили 90 % опрошенных. В противовес их мнению один респондент посчитал, что развитая эстетическая культура никаким образом не способствует личностному росту, а в профессиональной деятельности будет мешать карьере.

На вопрос о путях развития эстетической культуры сотрудников 90 % респондентов ответили, что эстетическая культура должна быть заложена в семье, детских образовательных организациях. О необходимости проведения занятий по морально-психологической подготовке с целью развития этого качества также ответили 90 % респондентов. Одновременно они акцентировали внимание на том, что назрела необходимость внедрения новых методов и средств: «не должно быть обязаловки», «нельзя из-под палки заставлять», «необходима заинтересованность». Почти половина опрошенных указали на необходимость увеличения количества времени на развитие эстетической культуры руководителей, т. к. «их уровень эстетической культуры непосредственно влияет на подчиненных». 40 % участников группы отметили, что занятия по развитию эстетической культуры должен проводить руководитель подразделения. «Эти занятия должны содержать наглядный компонент, а не сводиться к формальному чтению лекций». Такое же число респондентов считает, что необходимо делать акцент в рамках морально-психологического обеспечения, грамотно организовывая и проводя культурно-просветительскую работу. При этом 60 % опрошенных отмечают нехватку свободного времени у сотрудников и утверждают, что его наличие положительно повлияло бы на возможность посещения культурных мероприятий с целью развития эстетической культуры у сотрудников ОВД.

В целом, из методов, развивающих культуру сотрудников ОВД, опрошенными были предложены занятия с сотрудниками в рамках культурно-просветительной работы с демонстрацией наглядных материалов, использованием современных методов и средств, отличных от стандартных занятий, 80 % респондентов указали на личный пример руководителя как обязательное средство развития эстетической культуры. Руководитель личным примером демонстрирует порядочность и самоотверженное исполнение служебного долга [5].

Кроме того, половина опрошенных посчитала важным методом развития эстетической культуры эстетизацию окружающей среды,

что согласуется с результатами ранее проведенных исследований [9].

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1) проведенное исследование подтвердило правомерность нашего предположения об эффективности использования метода фокус-группы при изучении проблемы развития эстетической культуры сотрудников органов внутренних дел;

2) благодаря этому методу выявлены различающиеся представления сотрудников ОВД о понятии «эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел»;

3) фокусированное интервью позволило эмпирически подтвердить наше предположение о взаимосвязи между развитием эстетической культуры сотрудника, его личностным ростом и профессиональной деятельностью;

4) участники фокус-группы отмечали необходимость развития эстетической культуры сотрудников, но возлагали большую часть ответственности за развитие этого качества на семью и школу;

5) необходимо расширять диапазон средовых эстетических факторов, а также использовать инструментарий инновационной деятельности в педагогическом проектировании процесса развития эстетической культуры сотрудников ОВД.

Список литературы:

1. Белановский, С. А. Метод фокус-групп. — М.: Магистр, 1996. 272 с. — Текст : непосредственный.

2. Бесчасная, А. А. Использование метода фокус-группы в социологических исследованиях детей старшего дошкольного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 96. - Текст : непосредственный.

3. Ибрагимов, Г. И. Вопросы методологии в учебниках по педагогике // Педагогика. 2019. № 1. - Текст : непосредственный.

4. Макарова, Н. С., Дроботенко, Ю. Б. Фокус-групповое исследование изменений образовательного процесса в современном вузе // Науковедение. 2014. № 2. URL: https://nau-kovedenie.ru/PDF/63PVN214.pdf (дата обращения: 16.05.2019). — Текст : электронный.

5. Мартилова, Н. Л. К проблеме определения профессионально значимых индивидуально-психологических качеств полицейско-

го // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39). — Текст : непосредственный.

6. Мельникова, О. Т. Фокус-группы в социально-психологическом исследовании: методология и техники: автореф. дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / О. Т. Мельникова. — М., 2003. — Текст : непосредственный.

7. Огородников, И. Т., Шимбирев, П. Н. Педагогика: учебник для учительских институтов. — М.: Учпедгиз, 1950. 432 с. — Текст : непосредственный.

8. Педагогика: курс лекций: под общ. ред. Г. И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1966. 648 с. — Текст : непосредственный.

9. Ходякова, Н. В. Ситуационно-средовой подход к проектированию личностно-раз-вивающего образования: методологические предпосылки и концепция: монография. — Волгоград: Перемена, 2012. 170 с. — Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.