Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ '

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод фокальных объектов / производственные предприятия / ассортимент продукции / method of focal objects / production enterprises / product range

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — М.С. Субботина, Е.С. Смолина

Предложено использование метода фокальных объектов для расширения ассортимента продукции производственных предприятий Выделены особенности и достоинства этого метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE FOCAL OBJECT METHOD TO EXPAND THE PRODUCT RANGE OF MANUFACTURING ENTERPRISES

The article suggests using the method of focal objects to expand the product range of manufacturing enterprises, and Highlights the features and advantages of this method.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ »

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

УДК 65.012:658

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

М.С. Субботина*, Е.С. Смолина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

*

E-mail: marina.subb@mail.ru

Предложено использование метода фокальных объектов для расширения ассортимента продукции производственных предприятии Выделены особенности и достоинства этого метода.

Ключевые слова: метод фокальных объектов, производственные предприятия, ассортимент продукции.

USING THE FOCAL OBJECT METHOD TO EXPAND THE PRODUCT RANGE OF MANUFACTURING ENTERPRISES

M. S. Subbotina*, E. S. Smolina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*

E-mail: marina.subb@mail.ru

The article suggests using the method of focal objects to expand the product range of manufacturing enterprises, and Highlights the features and advantages of this method.

Keywords: method of focal objects, production enterprises, product range.

В современном мире рынок перенасыщен огромным количеством товаров-конкурентов, что приводит к постоянному совершенствованию продукта при помощи нестандартных, оригинальных подходов. Это является практически единственной возможностью производителей оставаться конкурентоспособными и удерживать лидирующие позиции на рынке.

Для того, чтобы удивить и заинтересовать потребителя предприятиям, необходимо, чтобы продукт обладал необычными, отличающими его от товаров-конкурентов свойствами. Для разработки продукта с новыми свойствами и функциями производственные предприятия могут использовать метод фокальных объектов.

Метод фокальных объектов максимально активирует ассоциативные механизмы творческой деятельности, что позволяет создавать новые виды продукции с особенными качествами [1].

Впервые Метод фокальных объектов появился в 1926 году, когда профессор Берлинского университета Ф. Кунце создал «Метод каталога», заключающийся в произвольном выборе из книги, либо словаря, любого случайного слова, дальнейшем его соединении с названием нужного объекта и развитии полученных сочетаний с помощью ассоциаций. Но данный метод мог предназначаться преимущественно для решения технических задач, поэтому в 1958 году Чарльз Вайтинг усовершенствовал его и впервые дал ему название «Метод фокальных объектов» [2].

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

Цель метода состоит в преодолении примитивности мышления при решении различных задач, абстрагировании от второстепенных свойств объектов и активизации способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект [3]. Совершенствуемый объект при этом должен находиться в фокусе переноса, что объясняет его название - фокальный. Большое значение имеет тот факт, что генерирование нестандартных идей происходит в любом случае, а их количество зависит от количества случайно выбранных объектов.

Реализация метода происходит по следующему алгоритму [4]:

1. Определяется фокальный объект, который необходимо усовершенствовать.

2. Произвольно выбираются случайные объекты. Случайно найденными объектами могут быть как предметы живой, так и неживой природы. Для характеристики объектов чаще всего используются существительные. Как правило, на первом этапе достаточно 4-5 слов.

3. У вспомогательных объектов выделяются характеристики.

4. Выделенные свойства применяются к исходному объекту, и на базе новых сочетаний ведется поиск реально выполнимых.

5. В результате объединения исследуемого товара и гипотез рождаются различные новые виды продукта, с которыми дальше идет работа как с новыми проектными идеями.

Использование переноса свойств случайных объектов происходит в хаотичном порядке, соответственно появляется множество, как вообразимых, так и невообразимых вариантов решений. Продукт рассматривается в самых неожиданных представлениях, но выбираются лишь реальные и эффективные его свойства. В результате остается сразу несколько вариантов улучшения объекта, что позволяет создавать не одну позицию ассортимента.

Метод фокальных объектов, в отличие от других методов, влияющих на расширение ассортимента товара, имеет следующие преимущества: универсальность, простота применения [5], неограниченные возможности поиска новых точек зрения на производимый продукт; эффективный способом для укрепления позиций на рынке сбыта; повышение качества продукции; совершенствуя продукт, можно увеличивать его разнообразие, тем самым расширять ассортимент предложения.

Таким образом, метод фокальных объектов может быть эффективно использован для расширения ассортимента продукции производственных предприятия. Также он позволяет привлекать внимание различных групп потребителей, тем самым повышать спрос на продукцию и конкурентоспособность предприятия.

Библиографические ссылки

1. Благова, Т.Ю. Креативные методы дизайна в проектировании объектов декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. Благовещенск, Изд-во: АмГУ, 2013. 57 с.

2. Акимова Т.А. Теория организации: Учебное пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2003.

3. Алан Дж. Роу. Креативное мышление / Пер. с англ. В.А. Островского. М.: НТ Пресс, 2007.

4. Кузьмин А.М. Методы поиска новых идей и решений. Метод фокальных объектов: Методы менеджмента качества №7, 2003.

5. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: https://geniusrevive.com/metod-fokalnyh-obektov/ (дата обращения: 07.12.2019).

© Субботина М. С., Смолина Е. С., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.