4. Садовский, В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. - М.: Наука, 1974.
5. Сагатовский, В.Н. Категориальный контекст деятельностного подхода // Деятельность: теории, методологии, проблемы. - М.: Политиздат, 1990.
6. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М.: Гуман. изд-во ВЛА-ДОС, 2005.
7. Максимова, Г.П. Коммуникативная культура преподавателя и ее развитие в профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2000.
Статья поступила в редакцию 30.02.10
УДК 378
Н.А. Баланюк, соискатель БирГСПА, г. Бирск, E-mail: [email protected] ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ФАСИЛИТАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
В статье рассматривается мало исследованная в современной педагогике технология фасилитации применительно к подготовке будущего учителя технологии, обосновывается необходимость и эффективность ее использования в процессе изучения Основ творческо-конструкторской деятельности.
Ключевые слова: фасилитация, групповая работа, учитель технологии.
Педагогами-учеными в последние годы много говорится
о подготовке компетентного специалиста, способного практически разрешать нестандартные, значимые для себя ситуации, используя знания, умения, приобретенный опыт
В современных российских условиях требуется не просто специалист с высшим образованием, а личность интеллектуально и профессионально развитая, прогрессивно и творчески мыслящая, ориентирующаяся в сложных проблемах, понимающая и учитывающая законы развития общества и окружающей среды. Но и само общество также не остается неизменным оно непрерывно развивается, а потому изменяются и требования к образованию, воспитанию и обучению. В связи с этим все более актуальной становится проблема выбора технологий, которые способствуют присвоению знаний, управлению ими, распространению их, доступ к ним и контроль над ними. Все это позволяет сделать вывод о том, что главным направлением в работе высшей школы сегодня признается не осуществление заключительного, профессионального этапа образования, а закладывание профессиональных основ, сопряженное с задачей научить непрерывно учиться и развиваться самостоятельно - в профессиональном и личностном направлениях.
В развитых зарубежных станах эта технология фасили-тации рассматривается как один из самых современных способов решения любых проблем, связанных с эффективной групповой работой. Термин фасилитация обучения ввел в педагогику К. Роджерс, ранее развив его им в сфере психотерапии. Центральной идеей педагогической концепции К. Роджерса является необходимость перестройки определенных личностных установок учителя, реализующихся в его межличностном взаимодействии с учащимися. В процессе педагогического взаимодействия могут возникать психологические феномены, которые чаще всего не осознаются учащимися и учителями. Такие воздействия педагоги называют ненаправленными и непроизвольными, изменение эффективности деятельности ученика при контакте с учителем или другими учениками - фасилитацией.
Фасилитация - способ осуществления обучения, при котором преподаватель занимает позицию помощника и помогает студенту самостоятельно находить ответы на вопросы или осваивать какие-либо навыки. Фасилитатором называют преподавателя, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска информации.
Мы поддерживаем точку зрения Л. М. Калнинш, утверждающего, что «главная задача педагога-фасилитатора работающего над погружением студентов старших курсов - будущих учителей, заключается в том, чтобы донести до обучаемых мысль о необходимости постоянного интенсивного поиска возможностей для личностно-профессионального роста и профессионального самосовершенствования» [1].
Сравним достоинства и недостатки фасилитационной и традиционной позиции преподавателя. Достоинствами тради-
ционной позиции являются теоретическая стойкость, четкая структура и логика, возможность контролировать временные рамки ведения поиска решений, готовность предложить собственные готовые решения и выводы. Эти достоинства в свою очередь являются и недостатками традиционной позиции -это пассивность студентов, отсутствие опоры на их личный опыт и не возможность использования его в готовом решении предлагаемом преподавателем, однообразие методики в различных студенческих группах. Преподаватель-фасилитатор в работе в первую очередь обращается к личному опыту студента, что в свою очередь повышает его активность. Организуя групповую работу фасилитатор предлагает суммировать личный опыт каждого, так как группа обладает большим объемом соответствующих знаний и опыта. Достоинством данной позиции можно так же считать то, что происходит шлифовка педагогического мастерства самого преподавателя, его внутренний рост. Большие затраты труда преподавателя при подготовке к каждому занятию, сложность точного планирования решения «на выходе» являются недостатками данной методики.
Традиционная позиция предписывает просто, честно и в полном объеме передать свои знания, а преподавателю - фа-силитатору приходиться часть знаний придерживать, чтобы обеспечить студенту «право на незнание», право на самостоятельный поиск ответа.
В идеале опытный фасилитатор не просто помогает группе принимать решения в конкретном случае, но и в ходе процесса обсуждения и принятия решения обучает членов группы навыкам фасилитации.
Преподаватель-фасилитатор создает обстановку лишенную духа соперничества, конкуренции, агрессивности, доверительный психологический климат, в основе которых лежит
- взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. Из единственного источника знаний в традиционном обучении учитель превращается в «проводника» в мир знаний. В статье Н. Роджерс это позиция раскрывается следующим образом «если у фасилитатора есть намерение стимулировать творчество, а его поведение обнаруживает уважение в отношении широкого разнообразия возможных форм творческой экспрессии» [2].
Определяя место фасилитатора в процессе, обратимся к мнению К. Торн и Д. Маккей, они утверждают, что фасилита-тор умышленно воздерживается от активного участия, но постоянно помогает участникам в процессе [3]. В самом общем виде задача фасилитатора - направлять процесс обмена информацией. Ответы, получены после постановки фасилитаци-онных вопросов, являются систематизацией профессионального и жизненного опыта участников, что ведет к достижению цели занятия.
Педагог-фасилитатор готов в любой момент включится в обсуждение любого вопроса, который может возникнуть в данной аудитории. Для такой готовности он должен обладать специфическими навыками и способностями для того, чтобы в
полной мере исполнять свою роль. В работе А.М. Рябкова мы находим близкое нашему исследованию мнение о том, что фасилитация способствует повышению продуктивности любой деятельности и это объединяет социальную и педагогическую фасилитацию. Мы все же хотели бы уточнить, что педагогическая фасилитация не ограничивается только особым стилем общения и влиянием личности педагога. Наш опыт позволяет выделить следующие навыки фасилитации.
1. Сохранять непредвзятость и отстраненность: одинаково внимательное отношение к точке зрения всех участников, а не только лидеров или самых активных, переадресовывать группе и отдельным студентам обращенные к учителю вопросы и комментарии, не навязывать собственную точку зрения.
2. Поддерживать развитие работы в нужном направлении: осознанно распределять время обсуждения, придерживаться темы занятия, удерживать детали, помнить об общих задачах обсуждения.
3. Принимать эмоциональные выступления: признавать выражение эмоций как действенное средство общения, реагировать на общие настроение в группе, любая реплика или вопрос должны быть выслушаны и при необходимости переформулированы в положительном ключе.
4. Использовать технику активного слушанья: задавать открытые вопросы, побуждать к высказыванию, поддерживать визуальный контакт с участниками во время обсуждения, суммировать или перефразировать или пояснять ремарки участников, принимать незаконченные высказывания и попросить их дополнить, проводить связь между высказанными идеями.
5. Следует избегать определенных типов поведения: критиковать высказанные предложения, пользоваться своей ролью для проталкивания собственных идей, вмешиваться в групповые процессы, навязывать собственное мнение, отнимать время своими пространными комментариями.
6. Обеспечить ясность позиций в конфликтных и просто запутанных ситуациях: не допускать оценки, тем более надменности или осуждения каких-либо высказываний, выступать в роле «переводчика» при возникновении непонимания в группе, организация разговора конфликтующих сторон через себя.
7. Помочь группе делать выводы и принять решение: отслеживать групповую динамику, фиксировать успехи группы в достижении цели, отмечая их, способствовать принятию решений, подвергать обработке выводы, сделанные в группе, и представлять их в приемлемой для всех участников форме.
Одной из основных дисциплин предметной подготовки будущего учителя технологии является дисциплина «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества». Она связана с технологическими, общетехническими, педагогическими, общенаучными, эстетическими, учебными дисциплинами профессиональной подготовки учителя. В ней также затрагиваются отдельные вопросы творчества, как феномена общественно полезной деятельности, по преобразованию человеком окружающего природного и предметного мира, раскрывается сущность творческо-конструкторского процесса, его этапы, задачи, образовательный и воспитательный потенциал творческой проектно-конструкторской деятельности учащихся, роль учителя в развитии у них навыков самостоятельного творчества, конструкторско-технологических, эстетических, организационных и контрольно-оценочных знаний и умений, формирование технологической, экологической и проективной культуры. Такая многоплановость учебного предмета требует особого подхода в его освоении.
Используя фасилитацию педагог может управлять процессом обучения, создавая оптимально гибкие программы изучения предметного курса, доступные во времени и пространстве, индивидуально подходящие к каждому обучаемому. По нашему мнению учебная деятельность становится более качественной, эффективной, предметно ориентированной, доступной и интересной.
Процедура фасилитации:
1. Вступление.
Объяснение группе формы работы, темы и задач, которые стоят перед группой. Важно дать четкие инструкции по форме работы. С самого начало необходимо установить такую атмосферу в группе, когда каждый сможет делиться своим опытом, знаниями и идеями.
2. Содержательная часть лабораторной работы.
Сначала студенты обмениваются друг с другом имеющейся у них информацией по теме обсуждения, генерируют новые идеи, поясняют друг другу используемые ими термины и смысл высказывания. Для эффективной работы на данном этапе преподаватель-фасилитатор может использовать следующие коммуникативные техники:
• вопросы;
• активное слушание;
• технику ведения записей;
• инструкции;
• обратную связь.
Вопросы - важный инструмент фасилитатора. Они служат инструментом направления внимания - помогают акцентировать внимание участников на определенных акцентах и типах мышления. Правильно сформулированный вопрос: понятен студентам, касается только пункта обсуждаемой темы, преследует определенную цель, требует ясного ответа, «раскрывает» личный опыт студента, дипломатично исправляет ошибку в аргументации или поведении. Все вопросы, которые задает преподаватель, условно можно разделить на два типа: содержательные и коммуникативные. Содержательные вопросы - это вопросы, направленные на обсуждение различных аспектов темы, а коммуникативные направлены на улучшение взаимодействия между студентами. Примерами коммуникативных вопросов могут служить вопросы тип: «Может быть, я ошибаюсь, но разве вы не собирались рассказать о...?» или «Позвольте мне подытожить сказанное вами. Вы, заявили, что.... Есть ли еще по данному вопросу?».
При работе преподавателя с позиции фасилитатора он около 80% времени проводит слушая студентов, и от его умения слушать во многом зависит эффективность работы группы. Слушая выступления, фасилитатор решает следующие задачи:
• поощряет и помогает студентам высказываться;
• выделяет главные идеи высказываний;
• следит за соответствием высказываний теме занятия;
• следит за регламентом и нормами работы;
• планирует следующий шаг работы в зависимости от сказанного;
• подводит итоги сказанному.
Фасилитатор использует специальную технику ведения записей, часто работая вместе с помощником - студентом, который ведет запись происходящего на больших листах бумаги - флип-чартах.
Обмен информацией должен быть двусторонне направленным - это необходимо чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Один способ получить обратную связь - это задать вопрос: «Все ли понятно?», «Все ли согласны с данным утверждением?». Другой способ - попросить студента пересказать основные мысли и идеи услышанного.
На этой стадии работы главная задача преподавателя -обеспечить активный обмен информацией, добиться одинакового понимания смысла озвученных идей. Студенческие выступления по теме должны быть краткими, конструктивными, ограничивающимися одним или двумя моментами для достижения этого уровня преподаватель предлагает опираться на следующую схему убедительного выступления: точка зрения
- аргумент - пример - обобщение. Для генерирования идей используются такие методы: «мозговой штурм», «номинальной группы», «Галерея». Остановимся на последнем методе подробнее.
Метод «Галерея» позволяет обсуждать сразу несколько вопросов. При этом каждый сможет принять участие и внести свой вклад в обсуждение предлагаемых вопросов.
1 шаг. Формулировка проблемы. Фасилитатор выделяет основные задачи.
2 шаг. Деление на группы. Фасилитатор делит общую группу на малые группы, количество которых соответствует количеству выделенных задач.
3 шаг. Постановка задачи. Преподаватель ставит задачу перед каждой малой группой.
4 шаг. Работа каждой малой группы над своей задачей (обычно в течении 5 - 10 минут).
5 шаг. Переход малых групп на доработку задачи соседа. Передается лист бумаги с идеями соседней малой группе.
6 шаг. Доработка задачи соседа. Каждая малая группа помечает те идеи, с которыми она не согласна и через 5 минут лист переходит по кругу к следующей малой группе.
7 шаг. Возвращение к своей задаче. Малая группа возвращается к своей задаче и анализирует полученные замечания.
8 шаг. Презентация и обсуждение результатов работы. Каждая группа по очереди представляет результаты, собранные на своем листе с объяснениями и комментариями. Другие группы уточняют свои замечания. При необходимости идеи могут обсуждаться в общей группе.
Одной из главных задач фасилитатора помочь группе структурировать накопленную информацию, объединить сходные идеи. Когда необходимо сгруппировать все аргументы за и против той или иной идеи используют SWOT-анализ. Название данного метода представляет собой сочетание заглавных букв четырех английских слов:
Strengths - сильные стороны;
Weaknesses - слабые стороны;
Библиографический список
Opportunities - возможности, имеющиеся во внешнем окружении;
Threats - угрозы, таящиеся во внешнем окружении.
При помощи метода SWOT подвергаются систематизации и анализу два подмножества факторов, одно из которых служит представлением внутренней структуры, а другое -представлением внешнего окружения.
3. Подведение итогов лабораторной работы.
Задача преподавателя-фасилитатора на данном этапе помочь группе прийти к согласию, принять решение, подвести итоги проделанной работы. Студент, который высказался, чье предложение было услышано, обсуждено, и его элементы вошли в окончательное решение, чувствует себя причастным к нему и ответственным за него.
Наше исследование показало что, именно посредствам фасилитации у студентов происходит присвоение знаний и информации. Кроме этого фасилитация может выполнять следующие функции:
• проверка имеющегося опыта;
• обмен информацией между участниками процесса;
• формирование ощущения легкости и простоты в освоении нового - за счет использования интеллектуального и креативного потенциала всей группы;
• снятие сопротивления, изменения происходящим при проведении лабораторной работы.
Таким образом, использование фасилитации при проведении лабораторных работ позволяет решать одновременно несколько задач. Основное - она развивает коммуникативные умения и навыки, способствует установлению эмоциональных контактов между студентами, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей.
1. Калнынш, Л.М. Информационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития учителя (при подготовке будущего учителя в педагогическом вузе) // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №5.
2. Роджерс, Н. Фасилитация творчества // Вопросы психологии. - 2007. - №6.
3. Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. - СПб.: Питер, 2002.
Статья поступила в редакцию 22.03.10
УДК 378
М.Н. Фроловская, доц., докторант АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected] ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА ПЕДАГОГА КАК УНИВЕРСАЛИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ1
В статье рассматриваются различные аспекты многомерного феномена «профессиональный образ мира педагога» через его взаимодействие с универсалиями педагогической культуры: научной картиной мира, педагогическим мировоззрением, Я-концепцией педагога. Обсуждаются аксиологические, онтологические, методологические составляющие профессионального образа мира педагога как ядра педагогической культуры.
Ключевые слова: профессиональный образ мира педагога, универсалии педагогической культуры, высшее педагогическое образование.
Найти себя невозможно -себя можно только создать.
Томас Сас
Понятие «образ» является исходным в трактовке «образования». Именно в значении «формирование образа» оно введено в научный оборот И.Г. Песталоцци. Из множества значений слова «образ» (В.И. Даль определяет 26 значений) в контексте профессионального образования особенно значимой оказывается интерпретация «образа» как 1) «мысленно воспроизводимый облик того или другого человека (или предмета, явления и т.д.)»; 2) «воплощение в конкретно-чувственной форме представлений о действительности». В словенском языке буквальный перевод слова - «лицо», в чешском, немецком - ЫМ - «картина», «изображение», в древнерусском - «облик», «вид», «способ». Изначальное значение слова - оЬгж - «нечто, получившее (новый облик) или опре-
деленный вид» [1, с. 558].
Исторически само понятие «образ» вобрало в себя наиболее важные представления об этом феномене. «Образ» -понятие, являющееся неотъемлемой составляющей философских, культурологических, психологических, социологических, эстетических и педагогических дискурсов. При этом каждая из областей знаний трактует это понятие по-своему.
Образ мира рассматривается как «способ осмысления человеком действительности», внутренняя и внешняя форма отношения человека к миру (И. Роднянская, П.Я. Черных), как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью (Е.Ю. Артемьева, Г.А. Берулава, С.Д. Смирнов, О.В. Ткаченко), «когнитивная карта окружающей
1Зб