Научная статья на тему 'Использование метафоры как средства манипуляции общественным мнением в англоязычных публикациях об Украине. '

Использование метафоры как средства манипуляции общественным мнением в англоязычных публикациях об Украине. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
375
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Метафора / вербальная манипуляция / коннотативный потенциал / ассоциативный образ / оценочные характеристики / Украина / Россия / Запад

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Знаменская Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются средства воздействия на читателя, используемые в западных СМИ с целью формирования определенного образа стран, вовлеченных в актуальные политические события, в данном случае на Украине. Целью данной работы является выявление роли манипулятивного воздействия метафоры на примере создания образов и оценок политической деятельности России, Украины, Евросоюза и США. Проведенный лингвостатистический анализ приводит к выводу о намеренном создании отрицательного отношения к России западной аудитории в таких авторитетных изданиях, как Guardian и New York Times.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метафоры как средства манипуляции общественным мнением в англоязычных публикациях об Украине. »

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№1/2015

ISSN 2411-717Х

Знаменская Татьяна Анатольевна

Канд. филол. наук, профессор РГППУ г.Екатеринбург, РФ e-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРЫ КАК СРЕДСТВА МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ ОБ УКРАИНЕ.

Аннотация

В статье рассматриваются средства воздействия на читателя, используемые в западных СМИ с целью формирования определенного образа

стран, вовлеченных в актуальные политические события, в данном случае на Украине. Целью данной работы является выявление роли манипулятивного воздействия метафоры на примере создания образов и оценок политической деятельности России, Украины, Евросоюза и США. Проведенный лингвостатистический анализ приводит к выводу о намеренном создании отрицательного отношения к России западной аудитории в таких авторитетных изданиях, как Guardian и New York Times.

Ключевые слова

Метафора, вербальная манипуляция, коннотативный потенциал, ассоциативный образ, оценочные

характеристики, Украина, Россия, Запад

Современные средства массовой информации выполняют не только информативную функцию. Зачастую СМИ манипулируют общественным сознанием и формируют общественное отношение к определенным событиям. Процесс манипуляции использует множество вербальных и невербальных средств. Подбору лексических выразительных средств отводится ключевая роль, поскольку эти средства обладают наиболее яркой коннотативной силой и воздействуют на читателя не в качестве прямой оценки, навязываемой автором, а с помощью ассоциативных образов, имеющих положительную или отрицательную окраску.

Статья посвящена выявлению манипулятивного воздействия метафор, содержащихся в публикациях об Украине за 2014-2015гг. на примере создания образов и оценок политической деятельности России, Украины, Евросоюза и США.

В качестве фактического материала исследования были использованы 30 новостных статей из интернет-таблоидов The Guardian и New York Times за 2014-2015гг., посвященных Украинскому кризису. В ходе исследования этих материалов было обнаружено 90 метафор, связанных с описанием деятельности указанных сторон.

Выявленные метафоры были систематизированы в соответствии с объектом характеристики в 4 группы: описывающие Россию, Украину, Западные страны (США и Евросоюз), а также политическую ситуацию в целом.

Самой многочисленной группой оказались метафоры, создающие образ России и деятельности российских политиков: 38 единиц из 90, т.е. 42%.

Стоит отметить, что большинство наиболее ярких и впечатляющих метафор формируют резко негативное отношение читателя к России, приводя например такие высказывания украинских политиков: «Oleksandr Turchynov, secretary of Ukraine’s national defence council, described the incident as “another bloody crime” against humanity committed by the Russian military and the bands of terrorists under their complete control» [1]. В данном примере действия России описываются как преступления против человечества, что наводит читателя на мысль о том, что главные военные действия ведет именно Россия.

Следующий пример содержит в себе сразу несколько таких метафор: "Vladimir Putin is the Slobodan Milosevic of the former Soviet Union: as bad, but bigger. Behind a smokescreen of lies he has renewed his drive to carve out a puppet para-state in eastern Ukraine" [1]. Сравнивая В. Путина со Слободаном Милошевичем, автор статьи дает резкую негативную оценку деятельности данного политика. Ситуация с Украиной часто сравнивается с событиями в Косово в европейской прессе и в целом репортажи, связанные с событиями на Украине, содержат немало отсылок к событиям в Югославии. Такие метафоры создают яркие образы жестоких конфликтов, масштабного кровопролития, в какой-то мере геноцида. Такие сопоставления и

67

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

аллюзии, несомненно, выставляет Россию, как главного врага не только Украины, но и Западных стран. Очевидно, что подобные метафоры направлены именно на манипуляцию общественным мнением западной аудитории. Метафоры во втором предложении приведенного выше примера усиливают негативную аналогию и формируют у читателя резкое отрицательное отношение к политике президента Путина.

Следующая крупная группа метафор направлена на создание образа политической ситуации в целом, а также военных действий и переговоров: 25 единиц из 90, т.е. 28%. Такие метафоры, в целом, однотипны. Наиболее распространены метафоры, сравнивающие переговоры и действия президентов с гонками на машинах, лошадях или в марафоне. Помимо сравнений с гонкой, встречаются метафоры, сравнивающие события на Украине с опасными азартными играми: «The high-stakes poker game over east Ukraine continued on Monday, with US officials floating the idea of sending lethal military assistance to the government in Kiev, while Russia-backed separatists announced a plan to mobilize a 100,000-strong army» [1]. Данная метафора не только показывает украинский кризис с позиций выигравших - проигравших, но и обозначает, какие рискованные и агрессивные «ставки» делают политики в этом соревновании.

Другие типичные метафорические аналогии в описании данной политической ситуации включают путь, дорогу, тропу - path forward, long and rocky, а strategic highway - и используются при описании переговоров и способов выхода из конфликта. Фразы о «длинном и сложном пути, полном препятствий» повторяются практически в каждом выступлении любого политика и встречаются практически во всех статьях, касающихся переговоров Евросоюза, России, Украины и США. Регулярное их употребление не только подчеркивает сложность конкретной ситуации, но и способствует ощущению усиления непрерывного кризиса и его угрозы остальному миру.

Следующая группа метафор намного меньше двух предыдущих. Метафоры из этой группы создают образ Украины: 14 единиц из 90, т.е. 16%.

Хотя оценка действий самой Украины не подвергается столь широкому освещению и детальному анализу, как России, используемые образные средства обладают достаточной степенью критического отношения ко всей ситуации вообще и роли самой Украины в ней в частности.

Следующий пример «Ukraine is the crisis that won’t go away» [2] содержит метафору, которая показывают читателю, что Украина является источником конфликта, длительного и непреодолимого, что весьма далеко от положительной оценки ее международного образа. Еще более сильным негативным потенциалом обладает следующая метафора: «Ukraine should probably not be given weaponry to take back Donbass territory as that could trigger the third world war» [2].

Последняя группа метафор самая немногочисленная. Данные метафоры создают образ Запада (США и Евросоюз) в новостных статьях (13 единиц, 14%). Небольшое количество таких метафор говорит, прежде всего, о том, что основная манипуляция общественным мнением осуществляется за счет создания негативного образа других стран (в данном случае России и Украины). Метафоры этой группы в основном нейтральны, однако встречаются и такие, которые формируют негативный образ Евросоюза. Например: «Latvia, which along with the two other Baltic states has led the EU’s_hawks on relations with Moscow, also talked up the chances of a breakthrough» [2]. В данном случае Евросоюз предстает в образе хищных птиц, т.е. выступает в роли агрессора, поглощающего "жертву", т.е. другие страны.

Подводя итоги, стоит отметить явно выраженную негативную направленность метафор, представляющих Россию для западного читателя, т.к. 35 из 38 единиц, посвященных России, направлены на формирование негативного образа России, что составляет 92%.

Хотя образ Украины обсуждается не столь активно, как Россия - всего 14 метафор описывают Украине по сравнению с 38 о России, однако, предлагаемый данными изданиями образ Украины вряд ли можно назвать положительным, учитывая, что 10 из 14 единиц имеют негативный характер, что составляет 71%.

Из анализа этих примеров достаточно очевидным представляется вывод о том, что основной целью образной характеристики сторон, описываемых в связи с конфликтом на Украине западными СМИ, является создание образа России как наиболее опасной политической силы в данном конфликте и усиление негативного отношения читателей этих публикаций к России в целом.

Список использованной литературы

1. New York Times. [Электронный ресурс] // URL.: http://www.nytimes.com/ (дата последнего обращения 24.07.2015)

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.