2006
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУГА серия Менеджмент, экономика, финансы
№ 106
УДК 621.396
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЛИЗИНГА КАК ИНСТРУМЕНТА ОБНОВЛЕНИЯ ПАРКА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
А.К. ОСТРОВСКИЙ
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.
Приводятся различные схемы финансового лизинга для некоторых авиакомпаний.
В соответствии с ФЗ-164 от 29.10.1998 «О финансовой аренде (лизинге)» договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.
Схема финансового лизинга в настоящее время является одним из основных способов финансирования авиационной промышленности, дает возможность авиаперевозчикам обновить авиационный парк современными эффективными типами воздушных судов российского и зарубежного производства, соответствующими международным требованиям. Лизинговые схемы позволяют привлечь оборотные средства в авиационную промышленность, что необходимо для строительства новых самолётов, а также создают механизм реализации уже построенных воздушных судов. В современных условиях высок спрос на обновление парка современными ВС, при этом механизмы лизинга призваны сблизить реальные финансовые возможности авиаперевозчиков и их соответствующие потребности в обновлении парка.
Приведем несколько актуальных примеров из практики крупных российских авиакомпаний. Авиакомпания "Трансаэро" (известная многолетним использованием в своем парке приобретаемых по лизингу самолетов фирмы Боинг) и "Финансовая лизинговая компания" (FLC) подписали договоры о лизинге воздушных судов Ту-214. Ими предусмотрено, что в период с 2005 по 2007 год FLC передаст "Трансаэро" в финансовый лизинг 10 самолетов Ту-214, которые будут построены на ФГУП "Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова". Самолеты Ту-214 снабжены двигателями ПС-90А. Их максимальная взлетная масса - 110,75 тонн, дальность полета - 7.200 км, крейсерская скорость - 830-850 км/ч.
В настоящее время проведено согласование технического облика воздушных судов, а также компоновки салонов, которая будет двух типов: на 180 кресел (16 в бизнес-классе и 164 в экономическом классе) и на 190 кресел (все экономического класса). Авиакомпания "Трансаэро" начала производить авансовые платежи за первое поставляемое воздушное судно. Как предусмотрено договором, они составят 15% от цены самолета. Первый Ту-214 пополнит парк "Трансаэро" в конце 2005 года.
В конце 2005 года авиакомпания "Уральские авиалинии" планирует объявить о заключении крупной сделки по операционному лизингу 10 самолетов А-320-200. Юридическое обеспечение контракта по лизингу ВС осуществит DEBEVOISE and PLIMPTON LLP (USA), техническое сопровождение эксплуатации ВС - "Истлайн Техник" (РФ). По предварительным оценкам сумма контракта может достичь 50-60 миллионов долларов. Предполагается, что в 2006 году в эксплуатацию будут введены не менее 3 самолетов концерна Airbus. Ранее сообщалось, что это будут лайнеры, бывшие в эксплуатации около пяти лет.
Авиакомпания "Пулково", использовавшая до 2005 года только самолеты российского производства, также заключила договора лизинга с компаниями ILFC и Jetscape на лизинг 5 стоместных самолетов B-737-500. Необходимость данного шага обусловлена ужесточением норм по шумам и выбросам в атмосферу при полетах в Европе, из-за чего использование таких самолетов как Ту-134 и Ту-154 на международных рейсах стало проблематичным. Первоначально техническое обслуживание проводится с участием крупнейшего мирового провайдера по техобслуживанию воздушных судов "Lufthansa Technic". Впоследствии авиакомпания будет сертифицирована для самостоятельного обслуживания ВС B-737. Дальнейшее расширение авиапарка "Пулково" также планируется производить с использованием лизинга. Рассматривается возможность получения в финансовую аренду A-320, который будет заменять
Ту-154 на международных маршрутах. Для замены выбывающих из эксплуатации Ту-134 планируется лизинг 18 машин Ан-148. По данному вопросу уже подписано соглашение о намерениях с фирмой "Ильюшин финанс".
В связи с активной проработкой многими авиакомпаниями в настоящее время договоров лизинга зарубежных ВС рассмотрим ниже наиболее важные специфические особенности договоров международного лизинга ВС, отличающих их от общеупотребимой в данной сфере российской практики.
Наличие предварительных условий заключения сделки (conditions precedent) - договор содержит ряд требований (предварительных условий), которые необходимо выполнить каждой из сторон, прежде чем возникнут обязательства другой стороны, предусмотренные договором. Укажем, в качестве примера таких условий, обязанности арендатора предоставить арендодателю:
заверенные копии учредительных документов и решения правления (совета директоров) арендатора, одобряющего сделку;
финансовые отчеты арендатора вместе с подтверждением, что не наблюдались неблагоприятные изменения в финансовом состоянии арендатора после даты последних финансовых и статистических отчетов;
сертификат, подтверждающий, что отсутствуют случаи неисполнения обязательств (дефолты) или случаи, которые с истечением времени составили бы дефолт со стороны арендатора;
подтверждение, что получены все необходимые разрешения и лицензии от правительственных и других уполномоченный органов.
Положения об арендной плате, в зависимости от требований сторон и срока лизинга, определяют, что арендная плата может представлять собой как фиксированную сумму, так и плавающую величину, привязанную, например, к инфляции или переменному проценту типа LIBOR.
Исходя из того, что инструменты лизинга, как средства финансирования, предоставляют арендатору операционный и экономический контроль над ВС, на арендатора возлагается ответственность за долги, которые могут возникнуть в результате эксплуатации ВС. Арендатор также должен обеспечить и оплатить страхование воздушного судна и гражданской ответственности, связанной с таковым, и защитить арендодателя и кредитора против любых требований третьих лиц, касающихся владения и использования ВС.
В то же время арендатор не должен разделять риски утраты арендодателем некоторых или всех налоговых льгот в его собственной стране. В случае изменения налоговой политики в стране арендодателя либо возложения дополнительных налогов на него, риск таких негативных изменений должен быть принят на себя арендодателем.
С позиции арендодателя, за исключением случаев когда арендодателем является сам производитель ВС, его роль в сделке является исключительно финансовой. Он не принимал участия в выборе ВС или его проектировании и поэтому не должен нести ответственности за качество ВС. Арендодатель должен способствовать тому, чтобы производитель ВС предоставил гарантийные обязательства качества непосредственно арендатору.
В целях защиты правового статуса арендодателя договор может включать ограничения на права арендатора по юридическим сделкам с ВС (например, в части возможности передачи ВС в субаренду только с письменного согласия арендодателя, в части исключения использования ВС в регионах высоких политических и военных рисков, в части недопущения арендатором возникновения залоговых прав на ВС при неоплате счетов за ремонт, аэропортовое обслуживание ВС или налоговых обязательств арендатора.
Договор лизинга должен включать обязанности арендатора по исполнению программы технического обслуживания в соответствии с рекомендациями изготовителя и требованиями соответствующего органа управления гражданской авиации для того, чтобы сохранить свидетельство годности ВС к полетам, выдаваемое этим органом.
Представления (либо заявления) и гарантии применяются в различных финансовых сделках. Они направлены на создание у другой стороны определенного представления о реальной ситуации (информации), полагаясь на которую, другая сторона согласилась вступить в сделку. Погрешность в такой информации даст право арендодателю предъявить иск за нарушение представлений и гарантий и взыскать причиненный ущерб и, таким образом, считать это дефолтом арендатора.
Приведем несколько типичных примеров представлений и гарантий, предоставляемых арендатором:
выполнение, заключение и осуществление договора лизинга получило все необходимые утверждения со стороны арендатора и не будет нарушать никакой применимый закон или соглашения, в которых арендатор является стороной или с которыми связано его имущество;
не требуются никакие согласования или регистрации для выполнения, заключения и осуществления договора лизинга; или, в случае, если такие согласования или регистрация требуются, они должны быть идентифицированы, и должно быть указано, что они получены и в силе;
отсутствуют какие-либо судебные, арбитражные или административные разбирательства, оспариваемые или признаваемые, которые имели бы неблагоприятный материальный или иной эффект на финансовое состояние, бизнес или действия арендатора;
финансовая информация, предоставленная арендодателю, была подготовлена на основании и в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;
подтверждение, что отсутствуют определенные договором случаи дефолта.
Необходимо подчеркнуть, что представления и гарантии должны быть даны на день заключения договора и повторены в день поставки ВС и в каждый день оплаты арендной платы.
THE USE OF LEASING MECHANISM AS AN INSTRUMENT OF RENEWAL OF CIVIL AVIATION
AIRCRAFT PARK
Ostrovskiy A.K.
Schemes of financial leasing for some air companies are given in the article.
Сведения об авторе
Островский Алексей Константинович, 1981 г.р., окончил Санкт-Петербургский государственный университет (2003), аспирант кафедры экономики предприятия и предпринимательства СПбГУ, область научных интересов - финансы авиакомпании.