Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
УДК 372.881.111.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИА РЕСУРСОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КУЛЬТУРА СТРАН ИЗУЧАЕМОГО ЯЗЫКА» В ВУЗЕ
БУРДЫГА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА
Лектор кафедры английского языка и МП, Кокшетауский университет имени Ш.Ш.
Уалиханова, Кокшетау, Казахстан
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос использования медиа ресурсов для преподавания учебной дисциплины «Культура стран изучаемого языка» в вузе. Автор подробно рассматривает все аспекты использования медиа ресурсов в образовательном процессе. Аутентичные тексты медиа пространства способствуют развитию информационной и социокультурной компетенций. Использование различных медиа ресурсов помогает разнообразить образовательный процесс, способствует развитию познавательного интереса и обогащает знания студентов по культуре стран изучаемого языка.
Ключевые слова: медиа ресурсы, культура стран изучаемого языка, методика обучения иностранным языкам, английский язык.
Применение медиа ресурсов в сфере образования, а именно на уроках английского языка, с каждым днем только возрастает. С применением информационных технологий преподаватели получают возможность использовать различные медиа ресурсы для обогащения языковой среды, так как это способствует ускорению процесса обучения, улучшит усвоение учебной дисциплины, прививать интерес к изучаемому предмету.
Методика обучения иностранным языкам предполагает использование медиа ресурсов в образовательном процессе в качестве эффективного средства обучения устному иноязычному общению как цели и, вместе с тем, как естественному результату учебной деятельности. Особенная роль аутентичных медиа ресурсов в методике преподавания иностранного языка заключается в том, что они максимально приближают обучающихся к реальным информационным источникам и погружают в мир актуальных событий.
Использование аутентичных медиа текстов в учебной аудитории имеет важное значение. В последние годы к материалам прессы добавились тексты, взятые из медиа пространства. Современные визуальные медиа ресурсы предоставляют огромное количество материала в печатном виде, а также в цифровом виде с использованием картинок, видео, графиков, чтобы создать более подходящую среду для обучения. Интернет пространство представляет огромное количество нового материала преподавателю, который без проблем может найти информацию, подходящую к учебной программе. Также, работа с медиа текстами формирует у студентов интерес к чтению, за счет разнообразной информации, заданий и подачи учебного материала [1].
С методической точки зрения работа с медиа ресурсами значительно обогащает и оживляет учебный процесс, одновременно позволяя преподавателю решить широкий круг задач: расширить лексический запас студентов, совершенствовать знания на разные тематики, получить дополнительную лингвострановедческую информацию. Интернет — особенная среда, у которой свой язык и контент, и он имеет обширную молодежную аудиторию.
Учебный материал для студентов должен соответствовать следующим требованиям:
1) Соответствие возрастным особенностям студентов и их речевому опыту в родном и иностранном языках;
2) Содержание новой и интересной информации для студентов;
3) Наличие избыточных элементов информации;
4) Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств;
5) Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик;
Impact Factor: SJIF 2021 - 5.81 2022 - 5.94
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES
6) Наличие культурных ценностей стран изучаемого языка.
Использование медиа ресурсов на занятиях по культуре стран изучаемого языка будут способствовать развитию информационной компетенции. Суть данной компетенции можно определить, как умение работать с современными источниками информации, а также:
1. находить нужную информацию, включая медиа ресурсы;
2. определять степень ее достоверности, новизны, важности;
3. обрабатывать ее в соответствии с поставленными задачами.
Также получит развитие и социокультурная компетенция. В основе данной компетенции лежат следующие аспекты:
- умение выделять общее и различное в странах изучаемого языка;
- умение провести анализ сходств и различий с родной страной;
- умение признать разнообразие норм жизни, верований;
- умение отстаивать собственные позиции [2].
Медиа ресурсы сети интернет представляют собой огромное разнообразие: аутентичные тексты лингвострановедческого характера, различные видео ресурсы, статьи, содержащие информацию энциклопедического характера, а также исторические сведения. Преподаватели в вузе могут широко использовать данные медиа ресурсы при планировании учебного контента учебной программы по данной дисциплине. Это значительно облегчит учебный процесс, а также поможет разнообразить учебные материалы, задания, формы и методы обучения на лекционных и практических занятиях. Материалы аутентичных текстов по культуре стран изучаемого языка могут обогатить содержание текстов лекций для студентов, а также будут мотивировать студентов к изучению данного материала. Различный иллюстрационный материал, графики, видео, аудио ролики сделают мультимедийные презентации более красочными и познавательными. Безграничные медиа ресурсы будут способствовать более качественной подготовки преподавателя к лекционным занятиям, а также креативному выполнению домашних заданий самими студентами [3, с.358].
Использование медиа ресурсов особенно необходимо при применении на учебных занятиях таких методик как: дискуссия, дебаты, мозговой штурм, карусель и многие другие. Это значительно оживит проведение практических занятий, будет способствовать развитию познавательного интереса у студентов, а также более качественному усвоению учебного материала. На занятиях студенты могут анализировать культурные сходства и различия стран изучаемого языка, а также выполнять сравнительно-сопоставительный анализ культурных особенностей родной страны с странами изучаемого языка.
Таким образом медиа ресурсы имеют ряд преимуществ при обучении такой дисциплины как Культура стран изучаемого языка, как для преподавателя, так и для студентов:
1. Медиа ресурсы могут предоставить свежие новости из страны изучаемого языка, продемонстрировать интересный страноведческий материал;
2. Медиа ресурсы предоставляют возможность создавать различные задания, которые помогут углубиться в образовательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пиванова Ю.Е. Важность применения материалов СМИ при обучении иностранному языку», М. // Молодой ученый. -, 2018. - №20
2. Добросклонская Т.Г. Медиатекст. Теория и методы изучения // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика.2005. №2
3. Свирина Л.О., Сигал Н.Г. Лингвокультурологический контекст в обучении иноязычному говорению (на материале английского языка) // Вестник ТГГПУ. - 2011. - №4(26). - с. 357360