Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / АНАЛИЗ / СИНТЕЗ / ДИДАКТЫ / ПРИЕМЫ МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феталиева Л.П.

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования - это создание новых типов школ, дифференциация и вариатизация учебных заведений, активное внедрение в практику различных инноваций, авторских программ и учебников. На волне этого инновационного движения начальное образование приобретает развивающий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF LOGICAL ACTIONS ANALYSIS AND SYNTHESIS IN TEACHING MATHEMATICS TO YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The social transformations taking place in our country have created certain conditions for the restructuring processes in the field of education - the creation of new types of schools, differentiation and variatization of educational institutions, the active introduction into practice of various innovations, author's programs and textbooks. In the wake of this innovative movement, primary education acquires a developing character.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ PEI HE

Феталиева Л.П.

ЧОО ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования -это создание новых типов школ, дифференциация и вариатизация учебных заведений, активное внедрение в практику различных инноваций, авторских программ и учебников. На волне этого инновационного движения начальное образование приобретает развивающий характер.

Ключевые слова: сфера образования, анализ, синтез, дидакты, приемы мышления.

THE USE OF LOGICAL ACTIONS ANALYSIS AND SYNTHESIS IN TEACHING MATHEMATICS TO YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Fetalieva L.P.

PEI HE "Socio-pedagogical Institute", Derbent

Annotation. The social transformations taking place in our country have created certain conditions for the restructuring processes in the field of education - the creation of new types of schools, differentiation and variatization of educational institutions, the active introduction into practice of various innovations, author's programs and textbooks. In the wake of this innovative movement, primary education acquires a developing character.

Keywords: education, analysis, synthesis, didacts, thinking techniques

Сегодня развитие учащихся, как ведущую цель обучения признали все - на официальном уровне, на уровне исследователей и учителей.

В настоящее время стали уделять должное внимание этой проблеме в государственных документах, разработанных в последние годы органами управления образованием, где говорится о том, что новое общество нельзя построить на фундаменте старой школы. Закон РФ об образовании провозгласил новые принципы Государственной политики в сфере образования. Первым из этих принципов является адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Вопросами развития детей младшего школьного возраста, проблемами формирования приемов мышления, в процессе обучения математике занимались как психологи: так и дидакты, методисты-ученые.

При всем многообразии концепций, подходов, аспектов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством развития умственной деятельности учащихся.

В содержании и требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования большое значение и внимание уделяется формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий, в частности анализа и синтеза.

Рассмотрим непосредственно приемы умственной деятельности - анализ и синтез. Так как оба эти процесса функционируют в тесной взаимосвязи и являются двумя сторонами единого акта познания, то целесообразно рассмотреть их в комплексе.

С.Л.Рубинштейн писал: «Для глубокого познания требуется раскрытие внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется мыслительными операциями - анализом и синтезом».

Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - процесс расчленения целого на части. Это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявления составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом вычленяются явления из тех случайных, несущественных связей, которыми они часто даны в восприятии. Процесс анализа выражается в том, что тот или иной объект, явление изучается в его частях. При этом изучаются не только части целого с их признаками и свойствами, но и разнообразные связи и отношения, в которых эти части находятся.

Анализ может быть различным по своему объему. Аналитическому рассмотрению может быть подвергнута одна часть целого предмета или явления с ее качествами и свойствами. Но анализу может быть подвергнут данный предмет или явление во многих его частях с их признаками. В ходе анализа какого-либо предмета те или иные его свойства, которые являются наиболее важными, значимыми, существенными, оказываются особенно сильными раздражителями и поэтому выступают на передний план. Анализ как мыслительная деятельность может опираться преимущественно на прошлые знания.

Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов в единое целое.

Части любого целого всегда находятся в каких-либо связях или отношениях друг другу. Процесс схватывания, вскрытия этих отношений или связи между частями целого и тем самым познание или создание целого как такового и есть синтез. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. Синтез бывает различным по своему объему, по охвату синтезируемых элементов целого. Синтез выступает составным элементом любой мыслительной деятельности: индукции, обобщения, формирования понятий, нахождения связей и отношений. Физиологическая основа синтеза - замыкание временных нервных связей в коре головного мозга.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее решения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса.

В содержании научного знания, в логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны.

Если в содержании научного знания, для того чтобы оно было истинным, анализ и синтез должны как две стороны целого строго покрывать друг друга, то в течение мыслительного процесса они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходя друг в друга, могут поочередно выступать на передний план. Господство анализа либо синтеза на том или ином этапе мыслительного процесса может быть обусловлено, прежде всего характером материала.

Если материал, исходные данные проблемы не ясны, их содержание не четко, тогда на первых этапах неизбежно более или менее длительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если наоборот, к началу мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью с достаточной отчетливостью, тогда мысль сразу пойдет преимущественно по пути синтеза.

Формирование навыков аналитико-синтетической деятельности младших школьников учащихся связано с овладением ими такими мыслительными операциями, как сравнение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация, обобщение.

При обучении математике этот прием наиболее часто используется как при выполнении различных упражнений, так и при решении текстовых задач. Во внешнем плане он может проявляться в разных видах: переформулировке условия и требования задачи, постановке и разрешении производных заданий, получение следствий из определенных данных.

Например, требуется узнать: на сколько 33 больше 19? Заменяя это требование на равносильные, а именно: чему равна разность 33 и 19? На сколько 19 меньше 33? и т.п. мы выявляем новые стороны данного объекта, которые фиксируются в новых понятиях.

Получение следствий из данного понятия позволяет раскрыть его признаки, которые явно не заданы. Например, единичное понятие - число 236. Какие следствия можно получить в результате его анализа? Это трехзначное число, оно больше 200, меньше 300, четное, в нем 2 сотни, 23 десятка, 236 единиц, в виде суммы разрядных слагаемых число можно записать так: 200 + 30 + 6, в нем цифра 3 обозначает 3 десятка, цифра 2 - две сотни.

Рассмотрение с различных точек зрения одного и того же объекта является внешним проявлением анализа через синтез. Умение пользоваться этим приемом формируется в процессе выполнения специальных упражнений. Например, дана сумма 24 + 36. Какие следствия могут быть получены из этой записи? (Сумма чисел равна 60; если из 60 - 24, то получим 36; число 60 на 36 больше, чем 24, и т.д.).

Ценность приведенных упражнений в том, что:

а) они помогают постепенно овладеть важнейшим механизмом мышления -анализом через синтез, а также различными приемами учебной деятельности;

б) их выполнение способствует развитию мышления учащихся, а частности таких его качеств, как гибкость, умение видеть данный объект в разных качествах и отношениях;

в) они обеспечивают преемственность в обучении математике школьников начальных и старших классов.

Вывод: варьирование упражнений в процессе обучения является необходимым условием для формирования таких приемов умственных действий, как анализ и синтез.

Анализ и синтез используются при решении текстовых задач. Аналитический способ - это рассуждения когда ведутся от вопроса к данным, а синтетический способ - от данных к вопросу.

Таким образом, аналитическая деятельность младшего школьника развивается в направлении от наглядно-действенного к умственному и далее к абстрактно-умственному анализу; от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.

Характерно, что анализ для младших школьников является более легким мыслительным процессом и развивается значительно быстрее, чем синтез. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, они совершаются в единстве. Чем глубже анализ, тем полнее синтез. В свою очередь, синтез оказывает влияние на качество анализа.

Литература:

1. Магомеддибирова З. А. Формирование логических универсальных действий у младших школьников в процессе обучения математике.-Махачкала, ДГПУ, 2014.

2. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе.-М: Владос, 2005.

3. Боданский Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школь-ников.-М. 2008.

4. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах.-М.2001.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.-2006.

6. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. -М.:Столетие,

2005.

References:

1. Magomeddibirova Z. A. Formation of logical universal actions in younger schoolchildren in the process of teaching mathematics.-Makhachkala, DSPU, 2014.

2. Beloshistaya A.V. Methods of teaching mathematics in primary school.-Moscow: Vlados, 2005.

3. Bodansky F.G. The development of mathematical thinking in younger school-children.-M. 2008.

4. Istomina N.B. Methods of teaching mathematics in elementary grades.-M.2001.

5. Matyushkin A.M. Problematic situations in thinking and learning. M.-2006.

6. Erdniev P.M. Teaching mathematics in elementary grades. - M.:Century, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.