Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
540
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Якубовская Н.А.

Введение. В статье отмечается, что современное географическое образование должно базироваться на системе географических знаний и знаний других предметов, которые изучаются в школе. Главной задачей географического образования является формирование географической культуры как части общей культуры человека. Реализация географического образования основана на глубокой интеграции знаний. Географические знания включают в себя совокупность понятий, теоретических построений и представлений, связанных с географическими образами. Вместе с тем источники географических знаний разнообразны, ими могут стать и литературные произведения, позволяющие создать адекватный образ территории, наполненный глубоким личным восприятием. В статье раскрыты методические особенности формулировки вопросов и заданий по анализу описания географических объектов, явлений и процессов, содержащихся в литературных произведениях, для формирования у обучающихся географических образов и представлений, что составляет новизну исследования. Материалы и методы. Материалом для статьи послужили научные издания (монографии, статьи) по проблеме исследования, литературные произведения, рекомендованные школьной программой. Использован комплекс теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и задачам исследования, в том числе теоретический анализ педагогических источников, нормативных документов, метод сравнительного анализа учебно-методических комплексов по географии и литературе, сравнительно-сопоставительный метод и функциональный анализ текста произведений, что позволило раскрыть теоретические основы работы и сформулировать выводы. Результаты. Сравнительный анализ учебно-методических комплексов по географии и литературе 5-8 классов позволил выделить темы по географии и литературные произведения, изучаемые одновременно в данных классах. Рассмотрены возможности использования литературных произведений для формирования географических образов и представлений, конкретизации понятий, процессов и явлений. Приведены конкретные примеры использования литературных произведений на уроках географии для формирования географических образов и представлений. Обсуждения и выводы. Использование литературных произведений на уроках географии способствует развитию творческого воображения, формированию географических образов, конкретизации понятий, позволяет реализовать межпредметные связи географии и литературы. Сравнительный анализ программ по литературе и географии дает возможность выявить литературные источники, которые можно использовать на уроках географии для формирования географических образов, процессов и явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Якубовская Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF LITERARY WORKS IN GEOGRAPHY LESSONS FOR THE FORMATION OF GEOGRAPHICAL IMAGES AND IDEAS

Introduction. The article notes that modern geography education should be based on a system of geographic knowledge and knowledge of other subjects that are studied at school. The main task of geographical education is the formation of geographical culture as part of the general human culture, including components such as the geographical picture of the world, geographical thinking, methods of geography, the language of geography. Geographical thinking is based on a system of geographical knowledge and skills. In turn, geographical knowledge can be considered as a set of concepts, theoretical constructions and representations related to geographical images. The implementation of geographical education is based on deep integration of knowledge. The sources of geographical knowledge are diverse, they can also be literary works that allow you to create an adequate image of the territory filled with deep personal perception. The article describes an approach to the formation of geographical knowledge among students of grades 5-8 based on the use of literary works. A comparative analysis of educational and methodological complexes in geography and literature allowed us to identify topics in geography and literary works studied simultaneously in these classes. We have given concrete examples of the use of literary works in geography lessons for the formation of geographical images and representations. We have revealed the methodological features of the formulation of questions and tasks for the analysis of the description of geographical objects, phenomena and processes contained in literary works, for the formation of geographical images and representations among students, which is the novelty of the study. Materials and methods. The article is based on scientific publications (monographs, articles) related to the research problem and literary works recommended by the school program. The article was written by using theoretical and empirical methods related to the subject of the study. These methods include theoretical analysis of pedagogical sources, normative documents, a method of comparative analysis of educational and methodological complexes. All these methods allowed to reveal the theoretical foundations of the article and to draw conclusions. The results. The possibilities of using literary works in the process forming geographical images and representations were considered in the article. Also literary works help students to concretize concepts, processes and phenomena. There are examples of their using in a geography class in 5-8 grades. Discussion and conclusions. Integration of literature into geography lessons helps to the develop of creative imagination. It develops to form geographical images, to concretize concepts, and allows to realize intersubject connections between geography and literature. Comparative analysis of literature and geography programs makes it possible to identify literary sources that can be used in geography lessons.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Статья / Article

УДК / UDC 372.891

DOI 10.35231/18186653_2022_2_280

Использование литературных произведений на уроках географии для формирования географических образов и представлений

Н. А. Якубовская

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В статье отмечается, что современное географическое образование должно базироваться на системе географических знаний и знаний других предметов, которые изучаются в школе. Главной задачей географического образования является формирование географической культуры как части общей культуры человека. Реализация географического образования основана на глубокой интеграции знаний. Географические знания включают в себя совокупность понятий, теоретических построений и представлений, связанных с географическими образами. Вместе с тем источники географических знаний разнообразны, ими могут стать и литературные произведения, позволяющие создать адекватный образ территории, наполненный глубоким личным восприятием.

В статье раскрыты методические особенности формулировки вопросов и заданий по анализу описания географических объектов, явлений и процессов, содержащихся в литературных произведениях, для формирования у обучающихся географических образов и представлений, что составляет новизну исследования.

Материалы и методы. Материалом для статьи послужили научные издания (монографии, статьи) по проблеме исследования, литературные произведения, рекомендованные школьной программой. Использован комплекс теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и задачам исследования, в том числе теоретический анализ педагогических источников, нормативных документов, метод сравнительного анализа учебно-методических комплексов по географии и литературе, сравнительно-сопоставительный метод и функциональный анализ текста произведений, что позволило раскрыть теоретические основы работы и сформулировать выводы.

Результаты. Сравнительный анализ учебно-методических комплексов по географии и литературе 5-8 классов позволил выделить темы по географии и литературные произведения, изучаемые одновременно в данных классах. Рассмотрены возможности использования литературных произведений для формирования географических образов и представлений, конкретизации понятий, процессов и явлений. Приведены конкретные примеры использования литературных произведений на уроках географии для формирования географических образов и представлений.

© Якубовская Н. А., 2022

Обсуждения и выводы. Использование литературных произведений на уроках географии способствует развитию творческого воображения, формированию географических образов, конкретизации понятий, позволяет реализовать межпредметные связи географии и литературы. Сравнительный анализ программ по литературе и географии дает возможность выявить литературные источники, которые можно использовать на уроках географии для формирования географических образов, процессов и явлений.

Ключевые слова: литературные произведения, географические образы, географические знания, представления, географический образ территории.

Для цитирования: Якубовская Н.А. Использование литературных произведений на уроках географии // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2022. - № 2. - С. 280-294. DOI 10.35231/18186653_2022_2_280

Using of literary works in geography lessons for the formation of geographical images and ideas

Nataliya A. Yakybovskaya

Pushkin Leningrad State University Saint Petersburg, Russian Federation

Introduction. The article notes that modern geography education should be based on a system of geographic knowledge and knowledge of other subjects that are studied at school. The main task of geographical education is the formation of geographical culture as part of the general human culture, including components such as the geographical picture of the world, geographical thinking, methods of geography, the language of geography.

Geographical thinking is based on a system of geographical knowledge and skills. In turn, geographical knowledge can be considered as a set of concepts, theoretical constructions and representations related to geographical images.

The implementation of geographical education is based on deep integration of knowledge. The sources of geographical knowledge are diverse, they can also be literary works that allow you to create an adequate image of the territory filled with deep personal perception.

The article describes an approach to the formation of geographical knowledge among students of grades 5-8 based on the use of literary works. A comparative analysis of educational and methodological complexes in geography and literature allowed us to identify topics in geography and literary works studied simultaneously in these classes. We have given concrete examples of the use of literary works in geography lessons for the formation of geographical images and representations.

We have revealed the methodological features of the formulation of questions and tasks for the analysis of the description of geographical objects, phenomena and processes

contained in literary works, for the formation of geographical images and representations among students, which is the novelty of the study.

Materials and methods. The article is based on scientific publications (monographs, articles) related to the research problem and literary works recommended by the school program. The article was written by using theoretical and empirical methods related to the subject of the study. These methods include theoretical analysis of pedagogical sources, normative documents, a method of comparative analysis of educational and methodological complexes. All these methods allowed to reveal the theoretical foundations of the article and to draw conclusions.

The results. The possibilities of using literary works in the process forming geographical images and representations were considered in the article. Also literary works help students to concretize concepts, processes and phenomena. There are examples of their using in a geography class in 5-8 grades.

Discussion and conclusions. Integration of literature into geography lessons helps to the develop of creative imagination. It develops to form geographical images, to concretize concepts, and allows to realize intersubject connections between geography and literature. Comparative analysis of literature and geography programs makes it possible to identify literary sources that can be used in geography lessons.

Key words: geographical education, literary works, geographical knowledge, geographical images, geographical representations, the geographical image of the territory.

For citation: Yakybovskaya, N.A. (2022) Ispol'zovaniye literaturnykh proizvedeniy na urokakh geografii dlya formirovaniya geograficheskikh obrazov i predstavleniy [Using of literary works in geography lessons for the formation of geographical images and ideas]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina -Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 280-294. DOI 10.35231/18186653_2022_2_280 (In Russian).

Введение

География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями в формировании всесторонне образованной и инициативной личности. Разработка содержания дисциплины является сложной методической проблемой. В основе содержания учебной дисциплины география лежит комплексный географический подход. Основополагающие черты географического мышления - территориальность и комплексность.

Актуальность использования литературных произведений на уроках географии заключается в том, что тексты произведений выступают носителями географической информации и способствуют формированию географических образов, развивая у учащихся логическое мышление и аналитические навыки. Их использование способствует формированию

умений учащихся работать с разными источниками информации, позволяя реализовать межпредметные связи географии и литературы, развитию положительной мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

В современной методической литературе достаточное внимание уделено процессу формирования географических образов. Вместе с тем, искусство географического описания используется не в полной мере, образное описание территории с использованием средств литературы представлено в методических разработках отдельных уроков. Мы считаем возможным сопоставить учебно-методические комплексы по географии и литературе и, выявив литературные произведения, содержащие географические описания, системно использовать их на уроках географии для формирования географических образов и представлений.

Цель исследования: раскрыть и теоретически обосновать возможности использования литературных произведений на уроках географии для формирования географических образов и представлений.

Цель обусловила решение следующих задач:

1. Сопоставить учебно-методические комплексы по географии и литературе, выявив литературные произведения, содержащие географические описания.

2. Провести анализ наличия географического содержания в произведениях российских и зарубежных авторов, изучаемых на уроках литературы.

3. Раскрыть методические особенности формулировки вопросов и заданий по анализу описания географических объектов, явлений и процессов, содержащихся в литературных произведениях, для формирования у обучающихся географических образов и представлений.

Обзор литературы

В географической науке, благодаря исследованиям В.П. Максаков-ского1, утвердилось понятие «географическая культура», которая включает в себя четыре основных компонента: географическую картину мира

1 Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 416 с.; Максаковский В. П. Литературная география. Географические образы в русской художественной литературе: книга для учителя. М.: Просвещение, 2006. 405 с.

(земная природа, население Земли, мировое хозяйство); географическое мышление (сущность и структура географических понятий и подходов к исследованиям); методы географии; язык географии, включающий в себя не только язык понятий и терминов, но и образов. Географический образ является базовым элементом, основой изучения географии и представляет собой сложный комплекс представлений, зачастую недоступных для непосредственного наблюдения. А.Б. Голубь отмечает, что «географическая культура формирует в человеческом сознании различные образы территории, ведь географический образ есть не что иное, как одна из форм отражения реальной действительности в сознании человека» [3, с. 18].

Географический образ сложен, многогранен. Согласно мнению Д.Н. Замятина, многие географические образы могут быть в полной мере поняты только с привлечением других географических образов, раскрываться опосредованно. При этом использование нового источника будет трансформировать сам образ [4]. Зачастую для его раскрытия требуется сравнение с внегеографическими образами, а также любыми другими представлениями вообще. Так, Г. М. Васильева, М. Н. Кожевникова, А. Л. Кузнецов отмечают, что «репрезентация географических образов происходит не только через непосредственное зрительное восприятие, но и благодаря текстам различного происхождения - это могут быть научные и художественные тексты, газетные статьи, частная переписка, официальные документы и даже реклама» [1, с. 18]. Согласно мнению И. В. Михайлова, «литература, какая бы она не была - художественная, документальная или сетевая, всегда содержит географическую информацию»1, однако педагоги практически не акцентируют внимание на географическом пространстве, которое окружает литературных персонажей в тексте.

В.А. Колосов считает, что географические образы можно «целенаправленно формировать и культивировать. Задача состоит в том, чтобы построить в определенной последовательности логическую систему взаимодействующих образов» [5, с. 72].

Образ крупной территории может формироваться через географические образы ее частей. Географические образы связаны с художественным описанием, которое делает их более понятными, конкретными,

1 Михайлов И. Е. Литературная география в школе: дидактический материал для учителей географии. 6-10 классы. М.: ВАКО, 2014. С. 4.

сравнивает с подобным, наполняет глубоким личным смыслом. Г.И. Глад-кевич отмечает, что «в процессе обучения необходимо создавать позитивный образ территории, по возможности эмоциональный, опираться на исключительность объекта, уникальность, широко использовать художественное слово» [2, с. 18].

Описание географических объектов, процессов и явлений используется при изучении различных школьных предметов. Но, как отмечают А. Е. Родионова, И. Ф. Адельмурзина, А. В. Галкин [9], создается ситуация, при которой педагогами не проводится межпредметное объединение, и ученик при прочтении очередного произведения начинает теряться в догадках относительно географического пространства, описываемого в книге.

Необходимо отметить еще один важный аспект. Согласно мнению Дж. Голда, «человек живет в особой, селективно выделяемой из внешнего мира, индивидуальной информационной среде, не совпадающей с общим потоком информации, обрушивающимся на человека. Как следует из этих теорий, человек реагирует только на сообщения, поступающие из своей "информационной" среды. Важнейшей проблемой здесь является точное обнаружение этой среды»1. Когда географический образ формируется, его название - словесное кодирование - вызывает определенные ассоциации. Если ассоциации отсутствуют, то и образа нет, его смысловое наполнение отсутствует. При этом мы знаем, что каждый учащийся имеет свой индивидуальный опыт, свой «комплект» сложившихся образов и представлений, которые могут сильно отличаться от других, а картина мира, складывающаяся у ученика, может сильно отличаться от реальной.

Е. В. Никанорова отмечает, что «частным случаем географических образов является научный географический образ - представление о свойствах географического объекта, полученное на основе географического знания» [7, с. 87]. Общая схема формирования представления может быть представлена следующим образом: «поступающая информация -узнавание "меток" - ассоциации - синтез ассоциаций - формирование представления - создание новых "меток" - фиксация представления» [7, с. 88].

1 Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии: пер. с англ. / авт. предисл. С. В. Федулов. М.: Прогресс, 1990. С. 8.

Частные методики формирования географического образа представлены в работах П. Волцит1, Г.И. Гладкевич [2], Г.А. Кононовой [6], И.Е. Михайлова2, Л.Е. Перлова [8] и др. Воздействию комплекса искусств (литературы, музыки, живописи) в многогранном развитии школьников уделяла большое внимание Г. П. Шевченко [10; 11]; воспитанию школьников средствами региональной литературы - Е.Д. Шевлякова3.

В целом, в современной методической литературе достаточно много внимания уделено теоретическим аспектам формирования географических образов, накоплен большой практический опыт учителей, представлены разработки интегрированных уроков литературы и географии. Актуальным, на наш взгляд, является направление поиска в области интеграции учебных дисциплин (географии и литературы), что будет способствовать целостному восприятию окружающей действительности.

Материалы и методы

Материалом для статьи послужили научные издания по проблеме исследования, литературные произведения, рекомендованные школьной программой. Использован комплекс теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и задачам исследования, в том числе теоретический анализ педагогических источников, нормативных документов. Метод сравнительного анализа учебно-методических комплексов по географии и литературе позволил выделить темы по географии и литературные произведения, которые возможно использовать при их изучении. Сравнительно-сопоставительный метод и функциональный анализ позволили нам определить, с помощью каких выразительных средств авторы описывают те или иные процессы и явления.

Результаты исследования

Поскольку учитель целенаправленно формирует географические образы, он должен подбирать такие источники, которые будут вызывать

1 Волцит П. Нескучная география с Жюлем Верном по следам капитана Гранта. М.: Воскресный день, 2018. 368 с.

2 Михайлов И. Е. Литературная география в школе: дидактический материал для учителей географии. 6-10 классы. - М: ВАКО, 2014. - 128 с.

3 Шевлякова Е.Д. Экологическое воспитание школьников средствами региональной литературы: пособие для учителя. СПб.: Отделение изд-ва «Просвещение», 1992. 207 с.

простые знакомые ассоциации, позволят сравнивать с проверенными на личном опыте, а значит, с правильно сформированными понятиями.

Существует огромное количество литературных произведений, которые имеют важное значение для географии. В них даются географические характеристики объектов и территорий. Анализ программ по литературе позволяет выявить литературные источники, а сопоставление программ по литературе и географии - увидеть, какие из них одновременно можно использовать на уроках географии для формирования географических образов, процессов и явлений.

Рассмотрим использование литературных произведений на уроках географии на конкретных примерах.

Обратимся к повести А.С. Пушкина «Дубровский».

Владимир Дубровский, сердце которого тягостно терзает мысль потерять отца, возвращается в родное имение. «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями»1.

Мы видим, что окружающий мир в произведении не существует отдельно от человека. А.С. Пушкин использует его как средство психологической характеристики героев, и как свидетельство и оценку происходящих в повести событий. При этом автор не указывает, где располагалась усадьба. Но данное описание позволяет провести «географическое расследование». В 6 классе при изучении географии внимание учащихся мы обращаем на следующие характерные особенности территории: равнинная местность, холмы, широкое озеро, извилистая река, вытекающая из озера. В ходе беседы учащиеся объясняют, почему озеро широкое, а река извилистая, какие породы слагают территорию, для каких равнин характерны холмы.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой Петр Гринев прибывает на место службы в Белогорскую крепость, которая находилась «в сорока верстах от Оренбурга»2. В описании мы видим, что дорога, по которой приехал П. Гринев, «шла по крутому берегу Яика.

1 Пушкин А.С. Капитанская дочка. Дубровский. СПб., М.: Речь, 2017. С. 50.

2 Там же. С. 171.

Река еще не замерзала, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи»1. Изба, в которую приводят Петра, стоит «на высоком берегу реки, на самом краю крепости», в узенькое окошко видна простирающаяся вдаль «печальная степь»2. В 6 классе на уроке географии учащиеся перечисляют характерные особенности территории, выясняют, почему берег реки высокий, берега «однообразные», река зимой не замерзла, степь «печальная» и «простирается далеко». В 8 классе можно вернуться к данному описанию и обсудить местоположение территории, найти ее на карте, дать характеристику территории, используя карты атласа.

Обратимся к стихотворениям А.С. Пушкина «Зимний вечер» и «Зимнее утро», которые изучается в курсе литературы 5 класса (Программа по литературе по УМК под редакцией Б.А. Ланина (5-9 классы). В курсе географии 5 класса (УМК А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Та-можняя (5-9 классы) в теме «Атмосфера» рассматриваются: атмосферное давление; ветер и причины его возникновения; влажность воздуха; туман; облака; атмосферные осадки; погода, причины ее изменения, предсказание погоды и др.

Рассмотрим использование стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» на уроках географии в 5 классе. Стихотворение начинается с описания вьюги. За окном кружат снежные вихри. Вьюга проявляет себя по-разному- она то воет подобно зверю, то «плачет, как дитя», шуршит соломой и стучит в окно3. Учитель организует первичное чтение текста стихотворения «Зимний вечер» и задает вопросы на выявление первичного восприятия:

- Опишите, какую картину вы представили.

- Прочитайте выразительно текст и перечислите, с помощью каких выразительных средств автор описывают бурю.

- Ветер может быть: теплым, холодным, порывистым, ураганным, морозным, сильным, слабым. Какой ветер описывает автор?

1 Пушкин А.С. Капитанская дочка. Дубровский. СПб., М.: Речь, 2017. С. 171

2 Там же. С. 172.

3 Пушкин А.С. Лирика. СПб., М.: Речь, 2019. С. 198.

В курсе географии 6 класса с учащимися возможно организовать обсуждение вопросов: «Почему буря "небо кроет" именно мглою?», «Почему вихри снежные крутятся, закручиваются?».

Рассмотрим использование этих же произведений А.С. Пушкина при изучении географии 8 класса.

В географии России 8 класса (УМК Летягина А.А., Душиной И.В., Пя-тунина В.Б., Бахчиевой О.А., Таможней Е.А.) в разделе 2 «Природа России» в Теме 2 «Климат и агроклиматические ресурсы» изучаются факторы, влияющие на климат, атмосферные фронты, циклоны и антициклоны и др.

В стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» мы видим описание прохождения атмосферного фронта через данную местность. Накануне вечером перед нами следующее описание: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела...»1.

Фронтальные процессы сопровождаются ветрами, образованием облаков, осадками. Поэтому небо «мутное», вьюга «злится». А что мы видим на следующий день:

«Мороз и солнце; день чудесный!»; «Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит.»2.

При этом «лес прозрачен», ель зеленеет «сквозь иней» и «речка подо льдом блестит»3. Мы видим описание антициклона. А в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер», скорее всего, описывается прохождение холодного фронта, которое сопровождается усилением ветра.

Рассмотрим использование проблемной ситуации на уроке. Устанавливаем взаимосвязь: «лес прозрачен» - «воздух прозрачен». Вопрос: «Почему во время антициклона воздух прозрачен?»

Приведем пример использования дифференцированных заданий: 1-й уровень - Дайте характеристику антициклону.

1 Пушкин А.С. Лирика. СПб., М.: Речь, 2019. С. 246.

2 Там же. С. 246-247.

3 Там же. С. 247.

2-й уровень - Какое давление в центре антициклона, какое движение будет характерно для воздуха - восходящее или нисходящее? Почему?

3-й уровень - Сравните описание погоды вечером и днем в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро». Сделайте выводы о причинах ее изменения.

Описание бури мы встречаем в прозе - например в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев едет к месту назначения. Вокруг узкой дороги простираются «печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось»1. Вдруг ямщик, вглядываясь в сторону и указывая кнутом на восток, предупреждает: «Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу». На краю неба видно белое облачко, которое можно было сперва принять за отдаленный холмик. Ямщик разъясняет, что облачко предвещает буран. Далее мы видим следующее описание: «Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло»2. Продолжать путь невозможно: «Все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным»; «дороги нет, и мгла кругом». К утру «буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи»3.

Вопросы для обсуждения в 5-6 классе на уроке географии:

1. Найдите в тексте описание бури. Что такое буря; буран?

2. Какие средства выразительности использует автор для описания бури, бурана?

3. Перечислите причины возникновения и характерные особенности данного природного явления.

В 8 классе учащимся можно предложить сравнить описание погоды вечером и утром и высказать свое мнение о причинах ее изменения.

Приведем пример использования других литературных произведений. В курсе литературы 6 класса (УМК под редакцией Б.А. Ланина (5-9 классы) изучается произведение Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Соответственно, при изучении географии 7

1 Пушкин А.С. Капитанская дочка. Дубровский. СПб., М.: Речь, 2017. С. 159.

2 Там же. С. 160.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Там же. С. 167.

класса (УМК А.А. Летягина, И.В. Душиной, Пятунина В.Б., О.А. Бахчиевой, Е.А. Таможней) обучающимся можно дать задание: «Определите, в каком климатическом поясе расположен остров Робинзона?». Обратившись к произведению, мы видим, что Д. Дефо, описывая климат острова, выделяет два дождливых и два сухих периода, указывая их сроки. Проанализировав описание, учащиеся приходят к выводу, что остров находится в субэкваториальном поясе.

Приведем примеры использования дифференцированных заданий:

1-й уровень - Дайте характеристику субэкваториального климатического пояса по плану.

2-й уровень - Дайте характеристику субэкваториального климатического пояса по плану. Объясните наличие дождливого и сухого периодов.

3-й уровень - Сравните воздушные массы, господствующие в разные сезоны в субэкваториальном климатическом поясе, и сделайте выводы о сезонных особенностях погоды.

Учащиеся сопровождают свои ответы примерами из произведения Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

В главе второй «Первые приключения на море» автор описывает, как «с севера подул холодный ветер. Небо покрылось тучами»; «на корабль налетала большая волна.»; «корабль падал с высокого гребня волны». Но постепенно погода меняется: «.ветер стих, волнение улеглось. наступил восхитительный вечер». Далее следует описание: «На другой день небо было такое же ясное. Тихое море при полном безветрии, все озаренное солнцем, представляло такую прекрасную картину, какой я еще никогда не видал. С удивлением я оглядывал море, которое еще вчера казалось буйным, жестоким и грозным, а сегодня было такое кроткое, ласковое»1. Мы опять наблюдаем установление антициклонального типа погоды. Учащиеся могут проследить изменение погодных условий (география 5, 6, 7 класс), соотнести описание атмосферных явлений и описание моря (7, 8 класс) и сформулировать выводы об установлении антициклонального типа погоды и его особенностях (8 класс).

1 Дефо Д. Робинзон Крузо. М.: Детская литература, 2020. 254 с.

291

Обсуждение и выводы

Использование литературных произведений на уроках географии способствует положительной мотивации учащихся и повышению интереса к предмету, развитию творческого воображения, формированию географических образов, конкретизации понятий, развитию речи учащихся на основе работы с художественным текстом, развитию аналитического мышления, эмоциональному обогащению урока, позволяет реализовать межпредметные связи географии и литературы.

Использовать отрывки литературных произведений возможно в любой структурной части урока: в процессе актуализации знаний, во время изучения нового материала, при повторении и обобщении изученного.

При изучении географии возможно применять следующие методы и приемы использования художественной литературы: художественный географический рассказ учителя; литературно-художественные иллюстрации к учебному географическому материалу; использование художественного текста в сочетании с иллюстрацией; чтение отрывков из художественной литературы на уроке; нахождение слов героя произведения, путешественника, очевидца события, подтверждающего своими высказываниями то или иное явление, дающего описание географического объекта и т.д.; подбор эпиграфа для изучения темы и т.д.

Разнообразны формы самостоятельной работы учащихся с текстом художественного источника: географический реферат; проект; творческая работа.

В целом мы считаем, что литературные произведения можно и нужно использовать на уроках географии. Они имеют богатые возможности для формирования географических образов и представлений, способствуют развитию мотивации учащихся, формированию эмоционально-ценностного отношения к миру. Литературные произведения служат источниками, дополняющими географические характеристики и расширяющими методический арсенал средств, форм, методов и приемов, используемых учителем.

Список литературы

1. Васильева Г.М., Кожевникова М.Н., Кузнецов А.Л. Формирование географического образа России у иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки // Мир науки, культуры, образования. - № 1(44). - 2014. - С. 18-21.

2. Гладкевич Г.И. Создание географических образов территории. Журнал «География». - М.: Издательский дом «Первое сентября». - 2006. - № 12. - С. 7-13.

3. Голубь А.Б Географическая культура-образ территории-имидж региона // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2012.

- № 2 (11). - С. 17-24.

4. Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. - М.: Знак, 2006. - 488 с.

5. Колосов В.А. Географические образы и геополитические представления: пути формирования и подходы к изучению // Вестник ДВГСГА. Серия 1. Гуманитарные науки. - № 1(1). - 2008. - С. 72-91.

6. Кононова Г.А. Художественное описание в школьном географическом краеведении // Природное и культурное наследие Петербурга. Комплексное краеведение: наука, метод, предмет / под ред. В.П. Соломина. СПб.: Образование, 1995. 94 с.

7. Никанорова Е.В. Эволюция представлений о географических образах в отечественной и зарубежной литературе // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. Спецвыпуск. - 2007. - С. 86-89.

8. Перлов Л. Е. География в литературных произведениях. - М.: Дрофа, 2005. -222 с.

9. Родионова А.Е., Адельмурзина И.Ф., Галкин А.В. Использование современной сетевой литературы (фан-литературы) при изучении географии // Известия Самарского научного центра российской академии наук. социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2019. - Т. 21. - № 69. - С. 28-37.

10. Шевченко Г.П. Воздействие комплекса искусств (литературы, музыки, живописи) на учащихся общеобразовательной школы // Теория эстетического воспитания.

- М., 1973. - 102 с.

11. Шевченко Г. П. Взаeмодiя мистецтв в естетичному вихованн пщл™в. - К.: Освта, 1991. - 114 с.

References

1. Vasil'eva, G.M., Kozhevnikova, M.N., Kuznecov, A.L. (2014) Formirovanie geo-graficheskogo obraza Rossii u inostrannyh uchashchihsya na etape dovuzovskoj podgo-tovki // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No 1(44). рр. 18-21. (In Russian).

2. Gladkevich, G.I. (2006) Sozdanie geograficheskih obrazov territorii [Creation og georafical images of therritory] Zhurnal «Geografiya». M.: Izdatel'skij dom «Pervoe sentyabrya». No 12. рр. 7-13. (In Russia).

3. Golub', A.B. (2012) Geograficheskaya kul'tura-obraz territorii-imidzh regiona // Vest-nik Priamurskogo gosudarstvennogo universiteta im. SHolom-Alejhema [Geographic culture

- the image of the territory - the image of the region // Bulletin of the Amur State University. Sholem Aleichem]. 2012. No 2 (11). pp. 17-24. (in Russia).

4. Zamyatin, D.N. (2006) Kul'tura i prostranstvo: Modelirovanie geograficheskih obrazov. [Culture and Space: Modeling Geographic Images]. Moscow: Znak. 488 p.

5. Kolosov, V.A. (2008) Geograficheskie obrazy i geopoliticheskie predstavleniya: puti formirovaniya i podhody k izucheniyu // Vestnik DVGSGA Geographic images and geopolitical representations: ways of formation and approaches to study]. Seriya 1. Gumanitarnye nauki. No 1(1). pp. 72-91.

6. Kononova, G.A. (1995) Hudojestvennoe opisanie v shkolnom geograficheskom kraevedenii // Sb. Prirodnoe i kulturnoe nasledie Peterburga. Kompleksnoe kraevedenenie: nauka, metod, predmet. Pod red. V.P. Solomina. SPb.: Obrazovanie. 94s.

7. Nikanorova, E.V. (2007) Evolyuciya predstavlenij o geograficheskih obrazah v otechestvennoj i zarubezhnoj literature // Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskij region. Estestvennye nauki. [Evolution of ideas about geographic images in domestic and foreign literature // Izvestiya vuzov. North Caucasian region. Natural Sciences] Specvypusk. pp. 8689.

8. Perlov, L. E. (2005) Geografiya v literaturnih proizvedeniyah. Moscow: Drofa. 222 s.

9. Rodionova A.E., Adel'murzina, I.F., Galkin, A.V. (2019) Ispol'zovanie sovremennoj setevoj literatury (fan-literatury) pri izuchenii geografii // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra rossijskoj akademii nauk. social'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki.[., Galkin Anton v. Application of the modern network literature (fan-literature) when studying geography // Bashkir State Pedagogical University of M. Akmulla, Ufa city, Russia]. Vol. 21. No 69. pp. 28-37. (in Russia).

10. Shevchenko, G.P. (1973) Vozdeistvie kompleksa iskusstv (literaturi, muziki, jivopisi), na uchaschihsya obscheobrazovatelnoi shkoli // Teoriya esteticheskogo vospi-taniya. Moscow, 102 s.

11. Shevchenko, G. P. (1991) Vzaemodiya mistectv v estetichnomu vihovanni pidlitkiv. K.: Osvita. 114 s.

Об авторе

Якубовская Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-7679-3225, e-mail: n.yakubovskaya@lengu.ru

About the author

Nataliya Al. Yakubovskaya, Cand. Sci. (Econ.), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-7679-3225, e-mail: n.yakubovskaya@lengu.ru

Поступила в редакцию: 12.05.2022

Принята к публикации: 26.05.2022

Опубликована: 30.06.2022

Received: 12 May 2022 Accepted: 26 May 2022 Published: 30 June 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.