Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононова О.В.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с личностно-ориентированным обучением; приводятся примеры личностно-ориентированных заданий для различных этапов урока.This article discusses issues related to person-centered learning; examples of person-centered tasks for the various phases of the lesson.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УМО ВУЗов России в обл. менеджмента. 2-е изд., стер./ А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова.-М.: КноРус, 2014.-360 с.

5. HR-портал [Электронный ресурс] / Информационный портал для специалистов по кадрам и управлению персоналом. - Режим доступа: http://hr-portal.ru (дата обращения - 10.03.2017)

УДК 373.3

Кононова О.В.

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

филиал в г. Белореченске Россия, Краснодарский край, г. Белореченск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с личностно-ориентированным обучением; приводятся примеры личностно-ориентированных заданий для различных этапов урока.

Ключевые слова: личностно-ориентированное обучение, позиции личностно-ориентированного обучения, реализация личностно-ориентированного обучения.

USING THE PERSON-CENTERED EDUCATION IN MODERN

LESSONS

Annotation: This article discusses issues related to person-centered learning; examples of person-centered tasks for the various phases of the lesson.

Keywords: person-centered learning, position person-centered learning, realization of person-centered education.

В последние годы личностно-ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное обучение. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

1. Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке индивидуальных качеств, присущих только ему, позволяя ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

2. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

3. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Личностно-ориентированное обучение - это обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для

учащегося личностный смысл и развивают мотивацию к обучению; такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели, а также результаты обучения. Личностно-ориентированное обучение, на сегодняшний день, осуществляется строго в рамках ФГОС [1].

«Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) -это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки» [4, с. 4]. И на сегодня, ФГОС направлен на реализацию новой личностно -ориентированной развивающей модели массовой школы, которая призвана обеспечить выполнение основных задач, среди которых развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, а также формирование желания и умения самостоятельно учиться. В соответствии с личностно-ориентированной моделью, успешность реализации личностно-ориентированного обучения обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируем ого на базе индивидуальных способностей [2].

Выделены следующие позиции личностно-ориентированного обучения: обучение рассматривает учащегося как полноправного субъекта педагогического процесса; обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности учащегося, учитывая его индивидуальные способности.

Реализация личностно-ориентированного обучения является одним из методических приемов повышения качества обучения на уроках. Личностно-ориентированный подход в обучении наиболее эффективен в создании необходимых условий в развитии личности, так как в его основе заложены гуманистические идеи сотрудничества, диалога и полноценного развития личности. Введение личностно-ориентированного обучения в учебный процесс подразумевает индивидуальную деятельность учителя по проектированию учебной деятельности и ее практической организации на уроках с учетом индивидуальных способностей учащихся. Личностно-ориентированное обучение является наиболее продуктивной формой, способствующей формированию педагогической компетенции и реализующей основные цели психолого-педагогического образования.

Организация учебной деятельности на личностно-ориентированных уроках включает в себя следующие моменты: учет индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие форм общения; создание ситуации доверия и толерантности в процессе учебных взаимодействий; применение на практике ряда заданий, направленных на стимулирование желания ребенка использовать ранее приобретенные знания, умения и навыки [3].

Личностно-ориентированное обучение на уроке можно реализовывать на каждом его этапе.

Первый этап обычно сопровождается устной работой. Для этого можно использовать задания, способствующие самостоятельному

повторению изученного материала.

Задание. На доске закреплены карточки с заданиями и ответами к ним, но результаты перепутаны. Учащиеся по собственному желанию выбирают пример и находят к нему ответ.

На этапе изучения нового материала используются две формы проблемного обучения: проблемное изложение и поисковая беседа. В этом случае учитель самостоятельно ставит и решает проблему не просто «излагая материал», а размышляя вслух над проблемой, тем самым рассматривая возможные подходы к ее решению и пути решения. В процессе рассуждений учитель одни ответы принимает, другие отвергает и таким образом приходит к правильному решению проблемы. На таких примерах учащиеся учатся логике рассуждений при решении проблем, их анализу, глубже усваивают материал. Также на этапе изучения нового материала можно провести практическую работу для повышения мотивированности учащихся к процессу обучения.

В начальной школе при изучении исследуемой темы ребятам можно предложить листочки с различными практическими заданиями. Ученикам класса предлагается ответить на вопросы двух типов. Вопросы первого типа вытекают из практической работы, а вопросы второго типа - это вопросы повышенной сложности. Ответ на них необходимо самостоятельно найти в учебнике или других источниках.

На этапе проверки знаний можно использовать дидактический материал различного уровня сложности. Задания первого уровня - это задания, которые соответствуют обязательному уровню знаний. Задания второго уровня - задания на умение учащихся применять знания в учебных ситуациях и задания третьего уровня - задания для школьников, проявляющих особый интерес к предмету. Кроме этого, на этапе проверки знаний возможно использование различных тестовых заданий.

При использовании тестовых заданиях первого уровня происходит проверка теоретического материала на базовом уровне; тестовые задания второго уровня - задания, которые были разобраны ранее; задания третьего уровня - это тесты, с выбором ответа.

Использование в учебном процессе заданий различных уровней позволяет учитывать личностные особенности каждого учащегося, развивать их познавательные способности.

На этапе обсуждения домашнего задания учащимся можно предложить «Индивидуальный план», который включает домашние задания с различными уровнями оценивания. Это позволит учителю учитывать уровень обученности и обучаемости каждого учащегося класса.

Итоговым этапом урока является рефлексия, где каждый ученик высказывает свое мнение об уроке, сложных моментах и т.п. Рефлексия необходима для того, чтобы ребенок понимал ради чего он изучает новую тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты на уроке в начальной школе. И если ребенок осознает данные

цели, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя. С учетом сказанного учитель планирует следующие уроки, ведущие к новым знаниям. Осуществление рефлексии позволит учителю проводить своевременные корректирующие мероприятия по ходу учебного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемые задания ставят ребенка в ситуацию выбора такого задания, где происходит удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечивает успех.

Личностно-ориентированное обучение является главным компонентом современного образования, так как ставит во главу личность ребенка, его самобытность и индивидуальные особенности.

Использованные источники:

1. Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология (анализ понятия и практики применения). Научный доклад. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011. - 24 с.

2. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 364 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

3. Павлова Т. Технология личностно-ориентированного обучения на уроках / Т. Павлова // Учитель. - 2016. - №1. - С. 68-72.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

Literature:

1. Ilyin G.L. Personal-oriented pedagogical technology (analysis of the concept and practice of application). Scientific report. - M .: Research Center for Quality Problems in Training of Specialists, 2011. - 24 p.

2. L. Krivshenko. Pedagogy: a textbook and a workshop for academic baccalaureate / L.P. Krivshenko, L.V. Yurkina. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2015. - 364 p. - Series: Bachelor. Academic course.

3. Pavlova T. The technology of personality-oriented learning in the classroom / T. Pavlova // Teacher. - 2016. - №1. - P. 68-72.

4. Federal state educational standard of primary general education / M-in education and science Ros. Federation. - 2 nd ed. - Moscow: Education, 2011. - 31 p. - (Standards of the second generation).

5. Shiyanov E.N. Personality development in teaching: Textbook. allowance for stud. ped. universities. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2000. - 288 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.