МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 911.52:621.002(07)
Н.Н. Калуцкова1, Н.О. Тельнова2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛАНДШАФТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ
СТУДЕНЧЕСКИХ ПРАКТИК
В статье обосновывается применение ландшафтного подхода как научно-методической основы проведения учебных и учебно-производственных студенческих практик по специальности "Геоэкология". Показано, что современные ландшафты — важные оперативно-территориальные единицы для покомпонентных и комплексных оценок состояния окружающей среды, выявления ареалов проявления геоэкологических проблем. Приведены конкретные примеры прикладных ландшафтных оценочных и планировочных исследований, выполненных в рамках учебных и производственных практик.
Ключевые слова: ландшафтный подход, ландшафтно-геоэкологическая практика.
Введение. Открытие нового образовательного направления "Экология и природопользование" на географическом факультете МГУ потребовало не только пересмотра лекционных учебных курсов в сторону увеличения дисциплин экологического направления, но и изменения программ и структуры учебных и производственных практик. В частности, возникла необходимость пересмотреть содержание учебных и производственных практик кафедры физической географии мира и геоэкологии, студенты которой специализируются по образовательному профилю "Геоэкология". Однако содержание геоэкологических практик до сих пор не устоялось. Поскольку само понятие "геоэкология" по-прежнему остается очень широким и существует несколько трактовок ее объекта, предмета и содержания [2, 4, 5, 15], то единой общепризнанной методологии и методик геоэкологических исследований также пока не предложено. В связи с этим геоэкологическое содержание учебных практик преподаватели нередко понимают либо очень узко (как полевые инженерно-экологические или эколого-гео-химические исследования), либо в слишком общем виде (обзорные экскурсионные маршруты по проблемным регионам). В то же время отмечено, что геоэкология — это "наука о современных ландшафтах (естественных, преобразованных и созданных человеком)" [5], а в процессе геоэкологических исследований, ориентированных на выявление региональных геоэкологических проблем, наряду с "покомпонентными" методами необходимо применять территориально-дифферен-цированный ландшафтный подход. Таким образом, традиционная методика полевого среднемасштабного ландшафтного картографирования может быть востребована в новых условиях, а выполненные на ее основе ландшафтные карты служить базой для гео-
экологической оценки территории. Включение ландшафтных методов в программы и содержание полевых геоэкологических практик позволяет студентам приобрести навыки самостоятельных полевых исследований и экспертного решения многих геоэкологических проблем.
Постановка проблемы Ландшафтный подход — наиболее эффективный способ интеграции географических знаний о современном состоянии окружающей среды, способ мобилизации и объединения сведений о природных и хозяйственных компонентах в компактное описание современных ландшафтов, которое позволит в дальнейшем провести взвешенный эко-лого-географический анализ и системный синтез конкретных особенностей окружающей среды. Современный ландшафт — это обособленное в пространстве сочетание природных и хозяйственных компонентов, объединенное в единое целое тесным природным и хозяйственным взаимодействием и занимающее строго определенный участок ландшафтной сферы. Своеобразие и целостность ландшафта отражены в особенностях состава его компонентов, характере рельефа территории, на которой он размещен, в специфике его географического положения, своеобразии внешнего облика, внутренней структуры и динамики происходящих в нем природных и хозяйственных процессов, а также в особенностях его происхождения и развития.
Современные ландшафты — важные операционно-территориальные единицы для покомпонентных и комплексных оценок состояния окружающей среды, выявления ареалов проявления геоэкологических проблем и анализа их интенсивности. Ландшафтные карты — основа для разработки территориальных схем природоохранных мероприятий, оптимального размещения сети мониторинговых наблюдений за состоя-
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра физической географии мира и геоэкологии, доцент, канд. геогр. н.; e-mail: [email protected]
2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, кафедра физической географии мира и геоэкологии, ст. науч. с.; e-mail: [email protected]
нием окружающей среды, выработки рекомендаций для рационального природопользования [6].
Материалы и методы. Полевое ландшафтоведе-ние — наука, добывающая факты путем проведения прямых массовых кратковременных наблюдений в ходе экспедиционных исследований. Содержание ландшафтной практики может быть направлено на реализацию трех следующих взаимосвязанных этапов эколого-географических исследований:
1) на "инвентаризацию" ландшафтной структуры — выявление природного своеобразия и характера антропогенной трансформации ландшафтов района исследования;
2) на оценку экологического потенциала ландшафтов и разработку мероприятий по его увеличению для разного использования (рекреационное, сельскохозяйственное и т.п.);
3) на прогнозно-планировочные исследования, заключающиеся в выделении — с учетом возможных хозяйственных или естественных изменений — различных функциональных зон, подлежащих специфическому обустройству [13].
Учебная практика после 2-го курса обучения реализует базовый этап эколого-географических исследований (рис. 1), тогда как учебно-производственная практика после 3-го курса может быть ориентирована на реализацию оценочных и прогнозно-планировочных эколого-ландшафтных исследований (рис. 2)3. Методическая основа оценочных характеристик — использование ландшафтного подхода [12].
Результаты исследований. Учебно-производственные практики кафедры физической географии мира и геоэкологии в течение многих лет были ориентированы на решение прикладных задач. Примерами прикладной направленности изучения заповедных территорий служат многолетние экспедиционные ланд-шафтно-экологические исследования, организованные в рамках учебных и производственных практик кафедры физической географии мира и геоэкологии географического факультета МГУ на территориях Дарвинского и Воронежского заповедников. Для Дарвинского заповедника на основе составленной по традиционной методике крупномасштабной ландшафтной карты был разработан ландшафтный кадастр ООПТ, позволивший создать научно обоснованную систему экологического мониторинга заповедной территории и использованный для обоснования необходимости перевода заповедника в систему биосферных резерватов ЮНЕСКО [8].
При ландшафтном картографировании территории Воронежского заповедника использована концепция полиструктурного подхода [12] к анализу географического пространства, что дало возможность полно и многоаспектно отразить ландшафтное разнообразие этой территории путем составления серии карт парциальных ландшафтных структур — геостационарной (морфолитогенной), геоциркуляционной (бассейно-во-потоковой) и биоциркуляционной (экосистемной) структур. Эти карты стали базовым структурным блоком созданной в 1998 г. проблемно ориентированной
Рис. 1. Основные этапы учебной ландшафтно-геоэкологической практики
3 Речь идет не об индивидуальной производственной практике студентов, а о групповой практике, которая на кафедре физической географии мира и геоэкологии проводится более 20 лет.
Рис. 2. Основные этапы учебно-производственной ландшафтно-геоэкологической практики
ГИС "Ландшафтная структура Воронежского биосферного заповедника" [7], которая включает не только данные о ландшафтной структуре заповедника, но и о геоэкологически-проблемных территориях.
С начала 2000-х гг. географические и организационные (в том числе финансовые) возможности проведения учебных и производственных практик для студентов-геоэкологов географического факультета МГУ существенно расширились. При этом наибольшим приоритетом пользуются практики, имеющие научно-практическую и прикладную направленность и организуемые на основе краткосрочных и долговременных договорных обязательств с различными организациями. Крайне востребованы принимающими организациями результаты оценки экологического потенциала ландшафтов и ландшафтно-планировочные схемы, которые создаются на основе крупномасштабных ландшафтных карт по оригинальным методикам, совместно разрабатываемым сотрудниками и студентами кафедры физической географии мира и геоэкологии в процессе учебных и производственных практик.
Так, оценка эколого-эстетической ценности и пейзажной выразительности ландшафтных комплексов, основанная на методике К.И. Эрингиса и А.Р. Будрю-наса [16], выполнена для территории пушкинского музея-заповедника "Михайловское", в результате разработана и обоснована схема приоритетных мероприятий для ландшафтного обустройства проектируемой охранной зоны музея-заповедника [1]. Оценка рекреационного потенциала ландшафтов апробирована для ландшафтов зоны смешанных лесов европейской части России (на территории этнокультурного развлекательного парка "Этномир" в Боровском районе
Калужской области") [9], северотаежных ландшафтов Фенноскандии (государственный природный заповедник Пасвик и проектируемый природный парк Хибины (Мурманская область) [14, 18], широколиственнолес-ных ландшафтов предгорий Стара-Планины — природная достопримечательность Белоградчикские скалы (Болгария) [10]. Во всех приведенных примерах практическая значимость ландшафтно-экологических исследований, проводимых в рамках производственных практик, определялась высокой заинтересованностью принимающих организаций в создании экологически обоснованной рекреации в пределах существующих или проектируемых охраняемых природных территорий.
В результате ландшафтно-экологических экспедиционных исследований, организованных в рамках производственных практик в государственном природном заповеднике Пасвик, на основе крупномасштабной карты современных ландшафтов и степени их антропогенной трансформации, составленной по данным многолетних полевых исследований и в результате дешифрирования космических снимков высокого разрешения, выполнена комплексная оценка пригодности территории района для разных видов хозяйственной деятельности; выявлены особо ценные и уязвимые природные комплексы и объекты. Интегральным результатом работы стало составление схемы ландшафтно-экологического планирования территории района, разработаны рекомендации по развитию экологически обоснованного землепользования, обоснованы границы охранной зоны заповедника Пас-вик и необходимость организовать в южной части района ландшафтный заказник для охраны крупного
целостного массива старовозрастных лесов. Выявленные динамические тенденции развития северотаежных ландшафтов на основе анализа возрастной структуры сосновых древостоев по методикам О.В. Смирновой [3] и А.Ю. Ярошенко [17] позволили сделать вывод о высоком разнообразии пространственно-временной ландшафтной структуры территории проектируемой охранной зоны заповедника и меньшей степени ее антропогенной нарушенности по сравнению с территорией заповедника.
На основе ландшафтных исследований на территории Белоградчикских скал (Болгария) по договору о научном сотрудничестве с Общиной г. Белоградчик в рамках производственной практики студентов проведены работы по ландшафтному планированию территории, базирующемуся на методике С.Л. Рысина [11] по оценке привлекательности, комфортности и устойчивости природных комплексов в целях развития туризма. С эстетико-ландшафтных позиций обоснована сеть туристических маршрутов. Результаты работы положены в основу подготовки номинации Белоград-чикских скал для включения в список европейских геопарков ЮНЕСКО.
Методы эколого-ландшафтных исследований, используемые при проведении учебных и производственных практик, последовательно усложняются не только содержательно и аналитически, но и технологически. Так, если на учебных практиках все составляемые студентами карты и иные графические материалы отрисовываются, как правило, вручную, а при работе с аэрокосмическими снимками упор делается на визуальное дешифрирование, то студенты, участвующие в групповых производственных практиках, имеют возможность применить и улучшить навыки работы с пространственными данными в различных геоинформационных пакетах и программах обработки данных
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Благосклонова Е.А., Тельнова Н.О. Культурно-ландшафтная дифференциация Пушкиногорья как этап разработки оптимизационной схемы функционального зонирования музея-заповедника "Михайловское" // Михайловская Пушкиниана. Пушкинские Горы; Псков, 2006. С. 87—91.
2. Бочаров В.Л. Геоэкология как наука: структурирование и тезаурус, современное состояние и перспективы // Вестн. ВГУ. Геология. 2004. № 2. С. 166—171.
3. Восточноевропейские леса: история в голоцене и современность. Кн. 1. М.: Наука, 2004. 479 с.
4. Голубев Г.Н. Основы геоэкологии: Учебник. М.: Кно-рус, 2011. 352 с.
5. Горшков С.П. Концептуальные основы геоэкологии. 2-е изд. М.: Желдориздат, 2001. 570 с.
6. Исаченко А.Г. Ландшафтная структура земли, расселение, природопользование. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 320 с.
7. Использование GPS- и ГИС-технологий для изучения особо охраняемых природных территорий (на примере ландшафтной структуры Воронежского государственного природного биосферного заповедника). Тула: Гриф и К, 2006. 216 с.
дистанционного зондирования. Например, в результате рассмотренных выше ландшафтных исследований на территории природной достопримечательности Белоградчикские скалы студентами создана тематическая ландшафтная ГИС. Широко используются алгоритмы пространственного анализа и геоинформационного моделирования для оценки эстетической ценности ландшафтов, в процессе геоэкологического планирования и количественной оценки параметров ландшафтного разнообразия. Большое внимание уделяется обучению студентов по созданию наборов базовых и тематических пространственных данных, автоматизированному дешифрированию космических снимков. В настоящее время на недавно открывшемся Геопортале МГУ ведется работа по созданию тематического веб-картографического проекта "Белоградчикские скалы — геопарк ЮНЕСКО".
Заключение. Таким образом, в результате исследований, проведенных в рамках российских и зарубежных полевых производственных практик студентами-геоэкологами географического факультета МГУ, разработано и апробировано несколько оригинальных методик оценки геоэкологического состояния ландшафтов на локальном и региональном уровнях. Неоднократное представление данных исследований на российских и международных научных и научно-практических конференциях показывает, что они широко востребованы как представителями академической среды, так и лицами, принимающими решения. Обучение студентов кафедры физической географии мира и геоэкологии в период групповых производственных практик этим методикам наряду с приобретением навыков работы в полевых условиях позволяет усилить конкурентоспособность будущих выпускников-геоэкологов на современном российском и зарубежном рынке труда.
8. Калуцкова Н.Н. Мониторинг ландшафтного разнообразия заповедных территорий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 1998. № 3. С. 13—16.
9. Калуцкова Н.Н., Сафонова А.А., Благосклонова Е.А. Рекреационный потенциал лесного массива Этномир // Лесные экосистемы и урбанизация. М.: Тов-во науч. изданий КМК, 2008. С. 209—218.
10. Калуцкова Н.Н., Сафонова А.А., Сморжок М.А. Оценка природной привлекательности туристических маршрутов Белоградчишских скал (Болгария) // Лесные экосистемы и урбанизация М.: Тов-во науч. изданий КМК, 2008. С. 219—225.
11. Рысин С.Л. Методология и методика изучения рекреационного потенциала лесопарковых ландшафтов // Мониторинг рекреационных лесов. М.: ОНТИ ПНЦ РАН, 2003.
12. Солнцев В.Н. Структурное ландшафтоведение. Основы концепции. Некоторые аргументы. М., 1997. 24 с.
13. Солнцев В.Н., Калуцкова Н.Н. Программа практики по физической географии (на равнине) // Программы учебных специальных полевых практик 2 курса. М., 1999. С. 49—55.
14. Солнцев В.Н., Тельнова Н.О., Трефилова Л.А. Ландшафтное и флористическое обоснование Экологической
тропы Ферсмана (Хибины, Кольский полуостров) // Ланд-шафтоведение: теория, методы, региональные исследования, практика // Мат-лы 11-й Междунар. ландшафтной конф. М., 2006. С. 693—695.
15. Тимашев И.Е. Геоэкология как эколого-ландшафт-ная наука // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2007. № 1. С. 5—11.
16. Эрингис К.И., Будрюнас А.Р. Сущность и методика детального эколого-эстетического исследования пейзажей //
Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 1978. С. 107—170.
17. Ярошенко А.Ю., Потапов П.В, Турубанова С.А. Ма-лонарушенные лесные территории Европейского Севера России. М.: Гринпис России, 2001. 75 с.
18. Milanova E.V., Telnova N.O. Land Use/Cover change study in the transboundary zone of Russia/Norway // Man in the landscape across frontiers: landscape and landuse change in Central European border region. Ljubljana, 2008. 23 p. CD-ROM.
Поступила в редакцию 09.02.2012
N.N. Kalutskova, N.O. Telnova
APPLICATION OF LANDSCAPE APPROACH FOR THE GEOECOLOGICAL TRAINING OF
STUDENTS
Application of landscape approach as a scientific-methodological basis for educational and educational-professional field training of students specializing in geoecology is discussed. Present-day landscapes are principal operational-territorial units for component and complex evaluation of the state of the environment and identification of the areas of particular geoecological problems. Examples of applied (assessment and planning) landscape studies carried out during educational and educational-professional field training under the Geoecology profile are described.
Key words: landscape approach, landscape-geoecological field training.