XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ДИАЛОГ ЭПОХ И ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ »
Докучаева С.В.
старший преподаватель кафедры Социологии и политологии, аспирант Исторического факультета ФГАОУВО «Южно- Уральский государственный университет»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ СССР В ПЕРИОД ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ КАК СРЕДСТВА ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФОДИЗАЙНА1
Аннотация: культурная дипломатия Советского Союза в Латинской Америке в период Холодной войны может быть рассмотрена через призму концепции политического мифодизайна. Культурная и политическая пропаганда служат формированию желаемого образа государства внутри собственной страны и на международной арене. Это целенаправленный процесс, имеющий общие черты с процессом конструирования политических мифов. Культурная дипломатия, по мнению автора, представляет собой совокупность политических мифов, формирующих особую реальность для тех, кто является ее реципиентами.
Ключевые слова: культурная дипломатия, Холодная война, Латинская Америка, политический миф, политический мифодизайн
Процессы коммуникации и воздействия на сознание людей являются базовыми в политической сфере общества. В разные периоды истории для достижения максимального эффекта в этих областях использовались различные техники и приемы, и чем больше знаний о природе и психике человека накапливала наука, тем серьезнее и изощреннее становились эти методы.
Далее мы рассмотрим такое явление как «культурная дипломатия» через призму воздействия на массовое сознание населения как внутри своей страны, так и за ее пределами. Объектом нашего исследования является культурная дипломатия СССР в странах Латинской Америки в период Холодной войны. Цель работы - проанализировать такой метод расширения государствами сфер своего влияния как культурная дипломатия с точки зрения политического мифодизайна.
Задачи исследования заключаются в следующем: определить понятие «культурная дипломатия», «политический миф» и «политический мифодизайн», и предпринять попытку определить культурную дипломатию СССР в странах Латинской Америки в период Холодной войны как элемент политического мифотворчества.
Культурная дипломатия является одним из основных способов распространения своего влияния ведущими игроками мировой политики на международной арене в условиях противостояния культур и идеологий.
Для решения поставленных исследовательских задач, мы используем следующую трактовку понятия «культурная дипломатия» - это способ представления государства на международной арене, канал формирования его позитивного репрезентативного имиджа, идентификации среди других культур. Инструментом достижения этой цели является пропаганда разной степени жесткости и агрессивности2.
Во время ведения идеологических войн усилия всех сторон направлены на обесценивание культуры противника и замену ее собственными культурными концептами.
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10213).
2 Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии// Международные процессы, 2011. № 25. С. 63-73.
При этом распространение собственной культуры на другие страны и народы требует четкой продуманной стратегии, включающей в себя ясное понимание целей, задач и методов их достижения. Использование культурной и политической пропаганды предполагает формирование желаемого образа носителя данной культуры в глазах реципиента коммуникативно-культурного послания. А это в свою очередь влечет за собой частичное или полное изменение картины мира реципиента.
Воздействие на сознание человека для решения политических задач в большинстве случаев осуществляется с помощью политического мифотворчества.
Миф по мнению ряда исследователей является источником идеологии, ее «первичным строительным материалом», и всякая идеология мифологична по своей природе, так как отражает отношение политических институтов общества к политическому процессу1.
Социально-политический миф можно определить, как форму политической творческой активности, содержанием которой является конструирование стереотипных представлений о политических реалиях прошлого и настоящего2.
Таким образом, культурная дипломатия как средство идеологической пропаганды Советского Союза, является процессом политического мифотворчества, то есть сознательного и целенаправленного конструирования политических мифов и трансляцию их на население своего государства, а также тех стран, которые были в сфере идеологических и геополитических интересов СССР.
В процессе реализации культурной дипломатии СССР в странах Латинской Америки основной акцент делался на противопоставлении образа советского государства империалистическому врагу - США. Необходимо было создать привлекательный образ свободной страны, с которой угнетаемые и бедные в большинстве своем страны Латинской Америки захотели бы устанавливать тесные культурные, экономические, научные, а затем и политические контакты, но главное, вышли бы из-под влияния Соединенных Штатов, что в рамках Холодной войны было одной из основных целей.
При этом стоит отметить важную особенность региона, влияющую на выбор Советским Союзом темпов и методов использования культурной дипломатии и различных пропагандистских инструментов, на которых она основывалась. Это - геополитическое положение Латинской Америки, и ее зависимость от Соединенных Штатов. Регион входил в зону влияния США и активное вмешательство СССР в дела его стран и проведение агрессивной политики «навязывания» своей культуры как противовеса культуре Штатов, могло привести к серьезным международным последствиям и спровоцировать Америку на ответные действия в странах, исторически входивших в зону влияния СССР.
Поэтому реализация культурной дипломатии Советского Союза в странах Латинской Америки велась осторожно и зависела от внутриполитической ситуации в регионе. Ключевыми вехами активизации советской культурной дипломатии в странах Латинской Америки были такие события как Кубинская революция 1959 г., Карибский кризис 1963 г., а также знаменательные юбилейный даты, к примеру юбилеи революции или 100-летний юбилей В.И. Ленина.
Именно после этих событий и в преддверии юбилеев СССР начинал активно распространять свое влияние в регионе с помощью инструментов культурной дипломатии, перед которой ставилось несколько целей.
Самой очевидной целью было усиление влияния СССР на международной арене и противостояние с США.
1 Цветкова Н. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде»// Международные процессы, Т. 13, № 3. С. 12 -133.
2 Цветкова Н. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде»// Международные процессы, Т. 13, № 3. С. 12 -133.
Активная работа в латиноамериканском регионе через Общества Дружбы и Отдел стран Латинской Америки в структуре ССОД была направлена на идеологическую пропаганду советской культуры и науки, особенно в период с 1956 по 1970 гг. Основной интерес вызывали представители творческой, научной, культурной интеллигенции, представителей которых приглашали в Советский Союз в составе тщательно отобранных делегаций. И во время визита в СССР происходило полное погружение в «сконструированную» реальность. После возвращения на родину, делегаты транслировали созданные для них образы и вели идеологическую работу в пользу приглашающей стороны. И это был процесс создания внешнего образа1.
Однако, мы пришли к выводу, что у процесса реализации культурной дипломатии СССР, были и менее очевидные, но не менее важные цели - установление дружеских связей и помощь странам Латинской Америки работало не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику.
Это происходило за счет того, что внутренний образ, создаваемый с помощью приемов культурной дипломатии был средством достижения таких целей как: управления собственным населением, канализация и аккумулирование негативных и позитивных эмоций по отношению к «своим» - Мексика, Бразилия, Чили, Уругвай, а затем и Куба, и «чужим» - США, империалистические страны.
Кроме того, для населения создавались возможности участия в общественной и социальной жизни безопасным для государства образом, происходил процесс просвещения населения, ознакомление его с бытом и культурой стран, по уровню жизни стоящих ниже, то есть сравнение в любом случае было в пользу СССР. Также осуществлялось перенаправление негативных эмоций людей на конкретные объекты, находящиеся за пределами страны, и при этом граждане видели такой образ собственного государства: бескорыстно помогающее, дружелюбное к «своим», справедливое, готовое защищать слабых и бедных, щедрое, сильное.
Вследствие этого в сознании людей автоматически формировалась установка «если такой к другим, значит и к своим», и образ государства становился непогрешимым, а все проблемы и отклонения от описанной выше модели поведения, списывались на счет отдельных исполнителей, врагов народа, которые стремятся сознательно навредить советскому народу и государству, опорочить его образ.
Таким образом, можно сделать вывод, что культурная дипломатия действительно представляла собой процесс политического мифотворчества. В процессе ее реализации создавалась сложная система социально-политических мифов двойного вектора воздействия. Один вектор был направлен на реципиентов («получателей») продуктов культурной дипломатии - в нашем случае это жители стран Латинской Америки. Второй вектор был ориентирован на самих «носителей» транслируемой культуры, то есть население Советского Союза. Мы убеждены, что ресурсы культурной дипломатии как средства создания и трансляции политических мифов значительны, но мало изучены с данной точки зрения. Однако их изучение дает возможность расширить методологический инструментарий за счет методов политической психологии, помимо изучения сугубо исторического контекста и глубже понять особенности взаимодействия СССР с данной группой стран.
Литература
1. Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии// Международные процессы, 2011. №№ 25. С. 63-73.
2. Клементьева Н.М. Развитие связей между СССР и рядом стран Латинской Америки в области культуры, 1965-1975. М.: ВГБИЛ, 1983. - 173 с.
1 Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. М.: Олма-Пресс. 2005. С. 5.
3. Цветкова Н. Публичная дипломатия США: от «мягкой силы» к «диалоговой пропаганде»// Международные процессы, Т. 13, № 3. С. 12 -133.
4. Шестов Н.И. Политический миф теперь и прежде. М.: Олма-Пресс. 2005. - 416 с.
5. ГАРФ, Ф. Р-9576, оп. 8, д.3
6. ГАРФ, Ф. Р-9576, оп.8, д. 17
References:
1. Dolinskiy A. (2011). Diskurs o publichnoy diplomatii [Discourse on Public Diplomacy]. Mezhdunarodnye protsessy. Vol. 9. № 25. Р. 63-73.
2. Klementeva N.M. Razvitie svyazey megdy USSR i stranamy Latinskoy Ameriki v oblasty kultury, 1965-1975. M.: VGBIL, 1983. - 173 p.
3. Cvetkova N. Publichnaya diplomatiya USA: ot "soft power" k "dialogovoy propaganda"// Megdunarodnye process, T. 13, N. 3. P. 12-133.
4. Shestov N.I. Politicheskiy mif teper I pregde. M. Olma-Press. 2005. - 416 p.
5. GARF, P-9576, Op.8, D.3.
6. GARF, P-9576, Op.8, D.17.
USSR'S CULTURAL DIPLOMACY AS INSTRUMENT OF POLITICAL MYTH'S IN
COLD WAR'S PERIOD
Dokuchaeva S.V.
lecturer, postgraduate student of the History Department of South Ural State University [email protected]
Abstract: Cultural diplomacy of the Soviet Union in Latin America during the Cold war can be analyzed through the prism ofpolitical myths' concept. Cultural and political propaganda serve the formation of a desired image of a state within their own country and in the international arena. This is a deliberate process, that has common features with the process of construction ofpolitical myths. Cultural diplomacy, according to the author, is a set ofpolitical myths, which forms a distinct reality for its recipients.
Key words: cultural diplomacy, Cold War, Latin America, political myth, political mythology design
Для цитирования: Докучаева С.В. Использование культурной дипломатии СССР в период Холодной войны как средства политического мифодизайна// Архонт, 2017. № 3. С. 47-50.