8. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. - Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2000. - 23 с.
9. Handy C. Gods of management: The Changing Work of Organizations. -Oxford University Press, 1996.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОУЧИНГА КАК ИННОВАЦИОННОГО СПОСОБА РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© Лизунова Г.Ю.*, Таскина И.АД Бондаренко М.А.*
Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск
В статье рассматривается коучинг как инновационный способ работы в образовательной среде, как метод эффективного взаимодействия с обучающимися.
Ключевые слова коучинг, потенциал возможностей, виды коучинга, карьерный коучинг, бизнес-коучинг, лайф-коучинг, коуч, менторство, «эффективные» вопросы, коуч-беседа, компетенции педагога-коуча.
В условиях модернизации современного образования, поиска инновационных приемов и методов установления эффективного педагогического взаимодействия актуально внедрение коучинга в образовательное пространство.
Коучинг (от англ. coaching) - наставлять, воодушевлять, тренировать [4]. Корни коучинга лежат в спорте и связаны с именем Тимоти Голви, который разработал концепцию внутренней игры в теннис и изложил ее в работе «Внутренняя игра в теннис» в 1974 году Согласно Голви, самый опасный противник спортсмена находится в его голове. Задача коуча (тренера, наставника) помочь игроку осознать это и избавиться от «внутреннего» соперника. Только таким образом можно добиться эффективности, не прибегая даже к рекомендациям тренера относительно техники игры.
Применительно к бизнесу и менеджменту идеи Голви изложил в своей работе «Коучинг высокой эффективности» (1992 г.) Джон Уитмор.
Развитие коучинга связано еще с одним именем - именем Томаса Дж. Леонарда. Он является основателем Университета коучей, Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей и др.
Известно огромное количество определений коучинга. Гэллвей определил сущность коучинга. «Коучинг - это раскрытие потенциала человека с
* Доцент кафедры Психологии и социальной работы, кандидат философских наук.
* Заведующий кафедрой Психологии и социальной работы, кандидат психологических наук, доцент.
" Старший преподаватель кафедры Психологии и социальной работы.
целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться» [1, с. 17]. И важными понятиями остаются - осознание индивидом своего потенциала, возможностей, а также ответственность за выбор стратегий и тактик повышения эффективности деятельности. Сторонники коучинга считают, что только сам человек лучше других знает себя, свои проблемы, может оценить свой потенциал и найти пути его реализации. Задача коуча посредством вопросов натолкнуть клиента на это осмысление. На практике и в бизнесе наравне с «коучингом» стали часто употреблять термин «менторство». «Несмотря на множество определений менторства (и множество его названий - от коучинга или психологической под держ-ки до спонсорства), все специалисты сходятся в том, что своим происхождением оно обязано понятию ученичества, когда старший по возрасту и более опытный человек передает свои знания о том, как выполнить то или иное задание и как поступать в мире коммерции» [1, с. 20].
Сегодня выделяют несколько видов коучинга:
1. Карьерный коучинг или карьерное консультирование. Данный вид предполагает оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по планированию карьерного роста, выбора пути развития, сопровождение в поиске работы и т.п.
2. Бизнес-коучинг связан с повышением эффективности деятельности организации, поиском наиболее рациональных путей достижения целей. В данном случае проводится работа с топ-менеджерами разных ступеней организации и с группами сотрудников.
3. Лайф-коучинг - организация индивидуальной работы с клиентом, которая должна сориентировать его на улучшение уровня жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).
В зависимости от количества участников коучинга выделяется индивидуальный и корпоративный (групповой) коучинг.
По форме выделяют очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг) коучинг.
Важное отличие коучинга от консультирования, инструктирования и психоанализа заключается в том, что коучинг направлен на немедленное получение результата, ориентирован не прошлое, а на будущее. Коуч не даёт советов и четких рекомендаций, он ищет необходимые решения совместно с клиентом. Уитмор Дж. отмечает, что «для того чтобы сформировать у других уверенность в себе, нужно отказаться от желания контролировать их или поддерживать в них убежденность в нашем превосходстве. Пожалуй, лучшее из того, что мы можем для них сделать, помочь им превзойти нас» [1, с. 24].
Коучинг в психологии - это новое направление психологического консультирования, одно из самых популярных и эффективных современных направлений психологической помощи. Это направление активно развива-
ется за рубежом и в России. Оно использует такие психотехнологии, которые ориентированы на эффективное достижение поставленных целей. В основе коучинга лежит психология оптимизма и успеха.
При коучинг-беседе создается живая обстановка сотрудничества. Дело коуча - уважать клиента, следовать за его интересами, формулировать направляющие «волшебные вопросы». Для должного расслабления и задействования обоих полушарий применяются приёмы нейролингвистического программирования и йоги. «Процессы, которые используют коуч, психотерапевт или гуру, схожи - они направлены на развитие осознания и ответственности» [1, с. 56]. Деятельность клиента - это смелость в исследовании своих выборов, творческий поиск и принятие решений, которые направлены на получение желаемого, а также обретение положительных эмоций от успехов, достижение внутреннего «драйва». При ответе на вопросы коуча, клиент отбрасывает шаблоны и избавляется от стереотипов. Коучинг - это возможность «познать себя», личностного роста, действовать эффективней и получать при этом удовольствие от процесса. Это организация взаимодействия, направленного на результат. Результат по М. Дауни - это то, что приносит удовлетворение, радость и уверенность. Результат необходим нам, чтобы расти, развиваться и самосовершенствоваться.
Новые государственные стандарты меняют представление об образовательном процессе. В настоящее время образование это не только передача знаний, умений и навыков, но и совместный творческий процесс, предусматривающий развитие личностного потенциала обучающихся, формирование активной позиции в социуме. Конечно, педагоги владеют множеством приемов и методов формирования активной личности, но время не стоит на месте и требует постоянно «держать руку на пульсе», изучать и использовать современные, инновационные методы взаимодействия, быть конкурентоспособным.
Важный вопрос, который может возникнуть «Когда следует использовать коучинг или хотя бы в каких случаях предпочитать директивам коучинг?». Ответ прост. Если в ситуации для Вас главным критерием является время (например, при нештатных ситуациях), то быстрее все сделать самому или отдать четкое распоряжение кому-то другому.
Если самое главное для Вас - это качество результата (например, когда обучающийся трудится над созданием своего проекта), коучинг для повышения сознания и принятия ответственности будет иметь наибольшую отдачу.
Успех в процессе коучинга будет достигнут в том случае, если клиент (обучающийся, студент) чувствовал себя особенным, оцененным, уверенным и верящим в себя. Педагог, прибегая к коучингу, не просто передает знания, а превращается в тренера талантов своих учеников, активизирует свой потенциал и потенциал своих учеников. Очень важно до начала взаи-
модействия четко сформулировать цель, определиться с задачами и результатом.
Можно выделить следующие компетенции педагога-коуча [3]:
- проявляет искренний интерес к партнеру взаимодействия;
- обладает эмоциональной компетентностью;
- умеет не только слушать, но слышать (слышать глазами и сердцем);
- создает «волшебные вопросы» и дает обратную связь;
- верит в потенциал человека;
- понимает, что чувствует другой (эмпатия);
- раскрывает сильные стороны свои и другого;
- не вовлекается, не дает советов и оценок;
- развивает, мотивирует, наделяет ответственностью.
Одним из основных требований к личности педагога, использующего коучинг, является его эмоциональная компетентность (эмоциональный интеллект - БР). Эмоциональная компетентность представлена двумя составляющими: 1) умение слушать и слышать других; 2) умение задавать правильные вопросы [4]. Часто вопросы при коуч-беседе называют «сильными» или «эффективными». Эти вопросы должны пробуждать в человеке осознанность, излучать сильную энергетику. Вопросы будут «сильными» если они:
а) приглашают человека послушать самого себя, помогают ему создать идеи и получить свои решения;
б) приглашают к самоанализу, побуждают к творчеству и инсайту;
в) приглашают человека всмотреться внутрь себя или в будущее;
г) снимают ограничения и дают простор для идей.
Можно выделить «сильные» или «полезные» коучинговые вопросы [1, с. 53]:
- Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
- Какие могут быть последствия для тебя и других?
- Какими критериями ты пользуешься?
- Что для тебя в этом самое трудное?
- Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
- Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
- В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
- Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
- Что ты будешь делать? и др.
Наиболее эффективные вопросы для развития осознания и ответственности начинаются со слов, которые требуют подбора фактов или вычислений: «что», «кто», «где» и «сколько». Слово «почему» не рекомендуется, так как зачастую подразумевает критику и провоцирует защитную реакцию.
Слова «почему» и «как» требуют анализа, который может иметь обратное действие. «Анализ (размышление) и осознание (наблюдение) - это два различных мозговых процесса, которые невозможно одновременно использовать в полной мере. Когда требуется точное изложение фактов, анализ их причин и значений лучше временно отложить. Если же все-таки приходится задавать такие вопросы, то слово «почему» лучше заменить выражением «Каковы причины...?», а слово «как» - «Какова последовательность...?» Такие обороты помогают получить точные, фактические ответы» [1, с. 49].
Использование коучинга имеет следующее значение для преподавателя и его деятельности:
- способствует развитию индивидуального подхода во взаимодействии;
- повышает интерактивность деятельности;
- развивает и стимулирует интерес к обучению;
- повышает мотивацию, осознанность действий;
- развивает и повышает ответственность за результат как у педагога, так и у обучающегося, студента;
- развивает новые компетенции у педагога.
Коучинг часто называют «высоко экологичным и человеческим» подходом, так как он основан на доверии и открытости, а также создает условия для осуществления качественно нового взаимодействия в образовательном пространстве.
Если рассматривать коучинг как основу эффективности труда педагога, то ему необходимо придерживаться в своей практике следующей формулы: не задание + контроль и оценка, а вызов + поддержка и осознанность.
Многим педагогам в силу привычки трудно осваивать и применять в своей деятельности инновационные методы работы с обучающимися, трудно «спуститься на одну с ними ступеньку» и создать атмосферу сотрудничества, сотворчества. Но, настоящая действительность, ситуация профессиональной конкурентности подталкивает нас для движения в ногу со временем, для применения нетрадиционных методов работы, поиска все новых приемов повышения ее эффективности, а также личностного роста.
Список литературы:
1. Коучинг высокой эффективности / Дж. Уитмор. Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. - 168 с.
2. Коучинг в Образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://myshared.m>sИde/176109/.
3. Новые подходы в работе преподавателя, или как коуч-техники может улучшить педагогическое мастерство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldtutors.ru/category/mediateka/tutor-y-semya.
4. Что такое Коучинг? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://samopozname.ш/schools/koucЫng/#ixzz2RgaWEx5w.