Language Resources and Evaluation (LREC). 2012.
13. Semenkin E., Semenkina M. Self-configuring Genetic Algorithm with Modified Uniform Crossover Operator // Advances in Swarm Intelligence. - Lecture Notes in Computer Science 7331. - Springer-Verlag, Berlin Heidelberg, 2012. P. 414-421.
14. Sidorov M., Brester C., Semenkin E., Minker W. Speaker State Recognition with Neural Network-based Classification and Self-adaptive Heuristic Feature Selection // Proceedings of the 11th International Conference on Informatics in Control, Automation and
Robotics (ICINCO'2014). 2014, vol. 1. P. 699-703.
15. Venkatadri M., Srinivasa Rao K. A multiobjective genetic algorithm for feature selection in data mining // International Journal of Computer Science and Information Technologies, 2010. Vol. 1, no. 5. P. 443448.
16. Zitzler, E., Thiele, L. Multiobjective evolutionary algorithms: A comparative case study and the strength pareto approach // Evolutionary Computation, IEEE Transactions on, 1999. Vol. 3, no. 4. P. 257-271.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРНЯ ЛОПУХА В ПРИЗВОДСТВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ
НАПИТКОВ
Чеснокова Наталья Юрьевна
Канд.биол наук, доцент кафедры технологии продукции и организации общественного питания Школы биомедицины
ДВФУ, г. Владивосток Кузнецова Алла Алексеевна
Канд.тех наук, доцент кафедры технологии продукции и организации общественного питания Школы биомедицины
ДВФУ, г. Владивосток Левочкина Людмила Владимировна
Канд.тех наук, доцент кафедры технологии продукции и организации общественного питания Школы биомедицины
ДВФУ, г. Владивосток
Сегодня потребители хотят быть уверенными, что помимо замечательного вкуса, получат от продукта максимум дополнительной пользы. В результате на полках магазинов появились функциональные напитки, призванные удовлетворить запросы тех, кто придерживается здорового образа жизни.
В зарубежной практике в категории функциональных напитков выделяют четыре основные группы: спортивные, энергетические, здоровые и нутрицевтики.
В своей работе мы рассматривали напитки, которые можно отнести к группе здоровые. Здоровые напитки предназначены для массового потребления и являются наиболее популярными функциональными напитками. Эти напитки обогащены витаминами, минералами, ненасыщенными жирными кислотами и пищевыми волокнами, которые способствуют предупреждению заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, онкологических и других болезней.
Одними из источников функциональных ингредиентов, а именно пищевых волокон, биологически-активных соединений, витаминов и минеральных веществ, признаны дикорастущие растения. Одним из таких дикорастущих растений является лопух. Лопух давно и широко применяется в народной медицине, как в свежем виде, так и в виде отваров.
В России произрастает 6-8 видов лопуха, в Приморье - 3 вида: лопух большой, лопух малый и лопух войлочный. Химический состав лопуха уже достаточно изучен. В корнях растения содержится до 15,4% белка, 1,5% жира, 22,3% клетчатки, эфирное масло, пальмитиновая, стеариновая кислоты. Кроме того, в корнях растения содержится до 45% полисахарида инулина, восстанавливающего работу органов пищеварительной системы. Инулин, подвергнутый кислотному гидролизу, является источником фруктозы, что чрезвычайно важно в питании людей больных сахарным диабетом, заболеванием, прогрессирующим в последние годы среди населения России.
В работе для исследования был использован сушеный корень лопуха большого (Arctium lappa), произрастающий в Приморском крае.
Так как при расщеплении инулина образуется фруктоза, которая позволяет заменить часть сахара, добавляемого в продукт, то с этой целью в работе был проведен гидролиз инулина, содержащегося в корне лопуха. Перед проведением гидролиза сушеные корни растения подвергались предварительному измельчению. Гидролиз инулина проводили в присутствии 6%-ой лимонной, 6%-ой уксусной и 6%-ой аскорбиновой кислот при температуре 75 0С в течение 60 мин. Для качественной оценки процесса гидролиза инулина была проведена нафторезор-циновая проба Толленса, характеризующая наличие продукта реакции - фруктозы [1, с. 41]. Содержание фруктозы в растворах, подвергшихся гидролизу, определенное спек-трофотометрически при длине волны 800 нм представлено на рисунке 1.
По результатам измерений было определено, что наибольшая концентрация сахаров наблюдается в образце с 6%-ой аскорбиновой кислотой.
Анализируя полученные результаты, было решено использовать в качестве добавки к кофейному напитку продукт, в котором содержится аскорбиновая кислота в большом количестве. Таким продуктом был выбран имбирь, так как в нем содержание аскорбиновой кислоты составляет 12 мг на 100 г измельченного продукта. Поэтому было решено приготовить кофейный напиток на основе корня лопуха с добавлением имбиря. Кроме того, корень имбиря содержит много ценных компонентов, в частности аспарагин, холин, линолиевую, каприловую и олеиновую кислоты, эфирное масло, витамины Bi, В2, В3, насыщенный минеральный комплекс (кремний, алюминий, цинк, натрий, фосфор, железо, марганец, калий, магний и др.).
Содержание фруктозы, мг/мл
1,6
1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0
Содержание фруктозы
Без добавок С уксусной С лимонной С
кислотой кислотой аскорбиновой
кислотой
Рисунок 1. Содержание фруктозы в экстрактах на основе корня лопуха
Для приготовления кофейного напитка корень лопуха предварительно обжаривали в духовке до появления коричневого оттенка. Затем измельчали до порошкообразного состояния и варили кофе с добавлением сока имбиря. Для сравнения также были приготовлены кофейный напиток с добавлением цикория и напиток без добавок. В полученных напитках определяли содержание фруктозы. Результаты исследования представлены на рисунке 2.
Исследования показали, что в кофейном экстракте, приготовленном в присутствии корня имбиря, содержание фруктозы было наибольшим и составляло 1 мг/мл, что 1,5 раза больше чем в кофейном напитке, приготовленном без добавок. Поскольку, добавление имбиря к кофейному напитку усиливает гидролиз инулина в корне лопуха и приводит к возрастанию фруктозы в растворе, это позволяет уменьшить в продукте содержание сахара.
Содержание фруктозы в кофейных напитках
1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0
Содержание фруктозы в кофейных напитках
Без добавок С цикорием С имбирем
Рисунок. 2 Содержание фруктозы в кофейных напитках на основе корня лопуха с добавлением имбиря, цикория
и без добавок.
Органолептические показатели кофейных напитков представлены на рисунке 3.
Внешний вид
5
Консисте нция
Цвет
Запа:
Вкус
Без добавок С цикорием С имбирем
Рисунок 3 Профилограмма органолептической оценки напитков на основе корня лопуха с добавление имбиря, цикория и без добавок.
Кофейный напиток на основе корня лопуха, в присутствии имбиря, обладал высокими органолептиче-скими показатели. В данном напитке удалось наиболее оптимально подобрать количество компонентов для придания нужных вкусо-ароматических качеств.
По физико-химическим показателям напиток на основе корня лопуха с добавление имбиря соответствует нормативным требованиям к кофейным напиткам. Массовая доля титруемой кислоты в кофейном напитке на основе корня лопуха с имбирем составляла 2,25%, массовая доля влаги в кофейном напитке на основе корня лопуха была 3,6%, что не превышает норму [2].
Так как разработанный кофейный напиток на основе гидролизованного корня лопуха обладает невысокой
калорийность (51,3 ккал) и содержит продукт гидролиза инулина - фруктозу, то его можно рекомендовать в диетическом питании и в питании людей страдающих таким заболеванием как сахарный диабет. Кроме того, кофейный напиток на основе корня лопуха с добавлением имбиря можно предложить в качестве добавки к пище как источника ценных биологически-активных веществ.
Список литературы:
1. Чеснокова Н.Ю., Левочкина Л.В., Масалова Н.В. Изучение возможности использования корня большого лопуха в производстве продуктов питания. Хранение и переработка сельхозсырья. 2011. №1 - С40-43.
2. ГОСТ Р 50364-93 Концентраты пищевые. Напитки кофейные растворимые. - С. 2.
ВЛИЯНИЕ НЕРАВНОМЕРНОГО ВОЗВЕДЕНИЯ ЗДАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ОСНОВАНИЯ ПОД ФУНДАМЕНТНОЙ ПЛИТОЙ
Дмитрий Юрьевич Чунюк
канд. техн. наук, доцент кафедры Механики грунтов и геотехники, МГСУ
Мария Сергеевна Шуршалина
магистр кафедры Механики грунтов и геотехники, МГСУ
Аннотация. Статья посвящена вопросам изменения НДС грунтового массива при неравномерном нагружении фундаментов в процессе поэтапного возведения зданий и сооружений.
Ключевые слова: фундаментная плита, напряжённо-деформированное состояние, массив грунта, геотехнический риск, неравномерность загружения, поэтапность возведения.
Строительство и проектирование многосекционных зданий переменной этажности на плитных фундаментах, которые нагружаются по мере возведения поэтапно, а также высотных зданий с развитой в плане подземной частью, возводимых в глубоком котловане достаточно распространенно в настоящее время. Как правило такие здания имеют развитую подземную часть, поэтому в качестве ограждающих конструкций котлованов таких зданий чаще всего могут быть использованы ограждения, выполняемые по технологии шпунтовое ограждение или «стена в грунте» имеющие распорную систему в виде подкосов, опирающихся на пионерную часть фундаментной плиты. Таким образом, фундаментная плита, на момент возведения "нулевого цикла" воспринимает по контуру точечные реакции от подкосной системы ограждающих конструкций.
С учётом технологических особенностей возведения развитых в плане зданий напряжённо-деформированное состояние массива грунта в процессе строительства существенно меняется. Указанные изменения могут оказывать значительное влияние, как на общую устойчивость здания, так и на деформируемость основания и здания в целом.
В настоящее время проектирование конструкций ограждений котлованов выполняется с помощью различных программных комплексов. Многие фирмы имеют в своём арсенале комплексы для решения различных геотехнических задач в трёхмерной постановке с применением метода конечных элементов, типа Plaxis 3D, ANSYS, Abaqus Midas GTS NX, и др. Но еще больше распространение получили более простые программные комплексы позволяющие решать некоторые геотехнические задачи в
плоской постановке, например Wall-3, Фундамент и др, по сути являющиеся своего рода инженерными калькуляторами в которых заложены различные теории. Такие программы позволяют корректно учесть только работу самой конструкции ограждения котлована с учётом наличия или отсутствия анкерного крепления или распорной системы.
Однако крепление ограждающих конструкций котлована зачастую выполняется с использованием наклонных подкосов в виде, например, труб, которые точечно передают нагрузки на край фундаментной плиты и величины этих нагрузок могут достигать 350т и более.
При проектировании и конструировании фундаментных плит нагрузки от подкосов обычно никто не учитывают. Более того, конструкция ограждения котлована, которая опирается на такую пионерную плиту, деформирующуюся в зоне крепления подкосов, также получает дополнительные перемещения, ранее не ученные в расчётах, что, в свою очередь, может привести к сверхнормативным деформациям несущих конструкций зданий окружающей застройки.
В случае выполнения пионерной фундаментной плиты небольшими захватками возможно появление сдвиговых деформаций плиты, которые только ухудшат работу конструкций ограждения и еще больше увеличат деформации окружающей застройки.
При проектировании зданий и сооружений может возникнуть ещё одна проблема это учет неравномерности загружения фундаментной плиты при возведении здания.
Процесс проектирования начинается с того, что в расчётных комплексах (как правило, с помощью программ «Ing+», «STARKON», «Мономах-САПР», «Lira-САПР», «SCAD» и т. п.) собирается из несущих элементов единая схема каркаса здания. Массив грунта задаётся, как правило, с помощью коэффициентов постели по Пастернаку с применением контактной модели. После расчета на выходе мы получаем изополя внутренних усилий, изополя раскладки армирования всех конструкций, а также величины максимальных деформаций. Такой порядок расчёта типичный для инженера-конструктора занимающегося проектированием и конструированием основных несущих