Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОПИНГ СТРАТЕГИЙ, КАК МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОПИНГ СТРАТЕГИЙ, КАК МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Турапова Л.Б.

В статье рассматривается использование копинг стратегий, как механизма адаптации тревожных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОПИНГ СТРАТЕГИЙ, КАК МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ»

УДК 1

Турапова Л.Б.

магистрант ТГПУ имени Низами (Республика Узбекистан, г. Ташкент)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОПИНГ СТРАТЕГИЙ, КАК МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация: в статье рассматривается использование копинг стратегий, как механизма адаптации тревожных детей.

Ключевые слова: адаптация, образование, воспитание.

Одной из приоритетных задач социальной политики Республики Узбекистан является воспитание всесторонней и гармонично развитой личности. Это находит отражение в законах «Об образовании» и вновь принятой «Национальной программе по подготовке кадров».

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев с трибуны Генассамблеи ООН призвал участников сотрудничать в сфере социальной поддержки молодого поколения, защиты его прав и интересов, отметив при этом, что: «Завтрашний день, благополучие планеты, зависят от того, какими людьми вырастут наши дети. Наша ключевая задача - обеспечить условия для самореализации молодежи. Мы считаем, что для этого надо развивать многостороннее сотрудничество в сфере социальной поддержки молодого поколения, защиты его прав и интересов».

Актуальность изучения данной темы обусловлена ростом количества младших школьников испытывающих психологические трудности в адаптации к стрессовым ситуациям. В процессе жизни младших школьников многократно возрастает интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка, увеличивается количество требований к личности. Свойства личности и

социальные трудности могут способствовать как усилению, так и ослаблению реакции младшего школьника на стрессовые ситуации. Особую актуальность эта проблема обретает в период социально-экономических реформ, всевозрастающим является изучение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Исследованием этой проблемы занимались такие ученые, как И.С. Кон, Ф. Райс, Д.И. Фельдштейн, М. Тышкова другие. Современные исследования тревожности (Р.С.Немов, А.В. Петровский, Э. Фромм, М.Г. Ярошевский) направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения. По определению Р.С. Немова: «Тревожность - постоянно или ситуативно- проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».

Многочисленность и многообразие толкования копинг-стратегий, совладающего поведения и подходов к их изучению ставит на первое место вопрос обобщения уже существующих подходов, концепций и полученных данных касательно критериев копинг-стратегий, их отличительных характеристик от иных схожих понятий (психологическая защита, защитные механизмы), так же их эффективности и взаимосвязи с психологическим благополучием и продуктивностью работы.

Проблему копинг-стратегий исследовали множество зарубежных (Д. Амирхан, Н. Селье, Дж. Роттер, Р. Лазарус, Р. Плутчик, С. Фолкман) и Российских авторов (Н.М. Никольская, Р.М. Грановская, С.В. Фролова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский). В результате теоретических и экспериментальных исследований было выявлено, что для совладания с эмоциональными проявлениями каждый человек использует собственные стратегии (копинг-стратегии) на основе имеющихся у него психологических резервов и

личностного опыта (личностные ресурсы или копинг-ресурсы). Поэтому стресс-преодолевающее поведение начали рассматривать как результат взаимодействия копинг-стратегии.

В науке общепринятым определением копинг-стратегий - способы управления стрессирующим фактором, возникающие как ответ личности на воспринимаемую угрозу.

В современной научной психологической литературе под копинг стратегией понимают произвольные и сознательные процессы, хотя все же некоторые исследователи, в частности исследователи в возрастной психологии, придерживаются более широкого толкования копинга. В последнем случае под копинговым поведением относятся все проявления регуляции эмоционального состояния, включая и те непроизвольные процессы, которые

Анализ работ, которые посвящены особенностям копинг-стратегий ребенка, показывают, что первой проблему преодоления трудных жизненных ситуаций детьми, исследовали И.М. Никольская и Р.М. Грановская. На основе материалов экспериментально-психологического исследования детей младшего школьного возраста проанализированы специфические особенности и содержание основных копинг-стратегий младших школьников, а так же характеристика и описание всех 26 копинг-стратегий. По мнению авторов, механизм становления и развития системы психологической защиты определяется тем, что изначально она проявляется на уровне поведенческих реакций с одновременным участием психических функций. Эти последовательно усложняющиеся изменения поведения на автоматическом уровне, возникают в ответ на ситуацию травмы, раздражитель, и даже впечатление, определяют адаптацию ребенка к новой ситуации .

Как отмечает Е.Н. Сидорова, «Поведенческие реакции, по сути своей, выражаются яркой эмоциональностью, доступны наблюдению и дальнейшей регистрации. Что дает не только выполнять определенные трансформации во внешней среде, но также притягивают внимание взрослых к данным реакциям.

Защитные механизмы и поведенческие реакции включаются и начинают работать в ситуации психотравмы, фрутсрации, стресса, независимо от воли и сознания личности.

Анализ особенности совладающего поведения младших школьников И. М. Никольской и Р. М. Грановской, показал наиболее эффективные, по мнению самих школьников, копинг-стратегии:

1. Восстановление физических сил.

2. Становление отношения привязанности и телесного контакта.

3. Использование детских развлечений - как отвлекающих занятий.

4. Погружение в рисование, чтение, мечтания.

И, наоборот малоэффективные стратегии:

1. Эмоциональное реагирование через горе и страдания.

2. Аффективное реагирование, как вариант активного протеста.

В результате проведенного анализа результатов данных, полученных с помощью опросника Р. Кеттелла, И. М. Никольская и Р. М. Грановская, пришли к выводу о том, что младшим школьникам, для которых характерны: легкая возбудимость, напряженность, низкий уровень самоконтроля, тревожность, низкий уровень интеллекта, доминантность- оказались типичны способы аффективного реагирования: «схожу с ума», «бью, ломаю, швыряю», «воплю, кричу», «кусаю ногти». Активный протест и есть реакция детей с данными особенностями при трудных жизненных ситуациях.

Дети с высоким уровнем тревожности чаще прибегают к защитному поведению и пользуются в основном деструктивными психологическими защитами, а дети с низким уровнем тревожности в основном пользуются конструктивными психологическими защитами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

МирзиёевШ.М. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2016 году и важнейшем приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. / Ш.М. Мирзиёев. - Ташкент : Узбекистан, 2017. - 104 с. Байер Е. Влияние взаимоотношений в семье на развитие ребенка / Е. Байер. Соц. педагогика. - 2009. - № 1. - С. 123-128.

Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. психологов. - СПб.: Изд-во НИПНИ имени В.М. Бехтерева, 2009. - 403 с.

Ветрова И.И. Сравнение динамики психологических механизмов регуляции поведения (совладания, психологических защит и контроля поведения) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2009. Т. 15, №. 4. С. 23-32.

Дементьева, И. Ф. Полноценная семья-институт защиты детства: метод. рек. / И. Ф. Дементьева. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. - С. 55 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.