Научная статья на тему 'Использование компьютеризированных комплексов в сфере физической культуры и спорта'

Использование компьютеризированных комплексов в сфере физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / INNOVATIONS / INTERACTIVE METHODS / COMPUTER TECHNOLOGIES / METHODS / SOFTWARE AND METHODOLOGICAL SUPPORT / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агибалов Артем Сергеевич

В настоящее время в качестве средств обучения все шире применяются компьютерные технологии. Программно методическое обеспечение современных компьютерных технологий позволяет моделировать учебные, тренировочные и соревновательные ситуации, контролировать процесс обучения и корректировать недоработки. Сегодня инновационные методики широко используются в процессе подготовки стрелков, гимнастов, лыжников, пловцов. Также технологии применяются при изучении спортивно педагогических дисциплин: спортивной метрологии, биомеханики, спортивной статистики. Наиболее популярными сегодня считаются технологии и методики, разработанные для совершенствования двигательных действий. Они значительно улучшают качество подготовки спортсменов и помогают достичь высокого уровня подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агибалов Артем Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF COMPUTERIZED COMPLEXES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Currently, computer technologies are increasingly used as training tools. Software and methodological support of modern computer technologies allows you to simulate training, training and competitive situations, control the learning process and correct deficiencies. Today, innovative techniques are widely used in the training of shooters, gymnasts, skiers, swimmers. Also, the technology is used in the study of sports and pedagogical disciplines: sports Metrology, biomechanics, sports statistics. The most popular today are technologies and techniques developed to improve motor actions. They significantly improve the quality of training of athletes and help to achieve a high level of preparedness.

Текст научной работы на тему «Использование компьютеризированных комплексов в сфере физической культуры и спорта»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

USE OF COMPUTERIZED COMPLEXES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Агибалов Артем Сергеевич

аспирант

факультет «Академия физической культуры и спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Agibalov Artem Sergeevich graduate student faculty "Academy of physical culture and sports» Orel state University named after I. S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. В настоящее время в качестве средств обучения все шире применяются компьютерные технологии. Программно-методическое обеспечение современных компьютерных технологий позволяет моделировать учебные, тренировочные и соревновательные ситуации, контролировать процесс обучения и корректировать недоработки. Сегодня инновационные методики широко используются в процессе подготовки стрелков, гимнастов, лыжников, пловцов. Также технологии применяются при изучении спортивно-педагогических дисциплин: спортивной метрологии, биомеханики, спортивной статистики. Наиболее популярными сегодня считаются технологии и методики, разработанные для совершенствования двигательных действий. Они значительно улучшают качество подготовки спортсменов и помогают достичь высокого уровня подготовленности.

Abstract. Currently, computer technologies are increasingly used as training tools. Software and methodological support of modern computer technologies allows you to simulate training, training and competitive situations, control the learning process and correct deficiencies. Today, innovative techniques are widely used in the training of shooters, gymnasts, skiers, swimmers. Also, the technology is used in the study of sports and pedagogical disciplines: sports Metrology, biomechanics, sports statistics. The most popular today are technologies and techniques developed to improve motor actions. They significantly improve the quality of training of athletes and help to achieve a high level of preparedness.

Ключевые слова: инновации, интерактивные методы, компьютерные технологии, методы, программно-методическое обеспечение, физическое воспитание, физическая культура.

Keywords: innovations, interactive methods, computer technologies, methods, software and methodological support, physical education, physical culture.

Сегодня перед обществом остро стоит проблема подготовки будущих специалистов, подразумевающая личностное развитие каждого человека. С этой целью в стране разрабатывается и вне-

дряется множество направ-лений использования интерактивных технологий. Каждый современный специалист наших дней должен уметь работать с информацией, применять новые технологии в учебном, производственном, воспитательном, образовательном и тренировочном процессах.

В качестве средств обучения сегодня широко используются и применяются информационные и компьютерные технологии. С их помощью совершенствуется и оптимизируется процесс образования. С помощью программно-методического обеспечения современных компьютерных технологий моделируются учебные, тренировочные, соревновательные ситуации, контролируется процесс обучения и корректируются имеющиеся недоработки. Огромную помощь оказывают возможность компьютерного тестирования физического, психологического, умственного состояния спортсмена. Компьютерная обработка результатов соревнований позволяет ускорить процесс подсчета очков, выявления победителей, а также предусмотреть и избежать ошибочных действий.

Следует помнить, что современные технологии подготовки спортсменов заключаются не только в современном компьютерном оснащении, но и в умении актуализировать свои знания, работать в команде, сообща добиваться поставленной цели. Все современные технологии без организованной и четко прописанной методики, а также прочих нюансов, не имеют смысла.

На сегодняшний день разнообразные инновационные технологии внедрены в учебно-тренировочный процесс таких видов спорта, как пулевая стрельба, художественная и спортивная гимнастика, лыжный спорт, а также в ряд спортивно-педагогических дисциплин: спортивную метрологию, биомеханику, восточные единоборства. Разумеется, перечисленные направления - это далеко не все, где активно используются компьютерные технологии. Использование ИКТ сегодня широко применяется в плавании. Данный метод позволяет качественно улучшить уровень подготовки спортсменов, помогает достичь высоких результатов в соревновательной деятельности.

Кроме плавания можно выделить еще целый ряд направлений спортивной деятельности, где активно используются ИКТ. Например, очень популярны сегодня как в нашей стране, так и за рубежом, технологии и методики, созданные для совершенствования двигательных действий спортсменов. Одна из таких популярных компьютерных систем - система HUBER Motin Lab (компания LPG-Sistem, Франция). Она обеспечивает быстрое и эффективное выздоровление, реабилитацию, укрепление опорно-двигательного аппарата, а также моделирование, коррекцию фигуры, гармоничное и комплексное развитие физических качеств человека. Этот аппарат, стоимостью более четырех миллионов рублей, с помощью компьютерной программы выводит на экран

силуэт спортсмена. Тренируясь (на этом же аппарате), можно при помощи заложенной программы рассчитать доступные физические нагрузки для спортсмена, рассчитать прирост показателей, оценить функциональное состояние внутренних органов и систем организма.

Несколько иной компьютеризованный комплекс разработан и широко используется при подготовке спортсменов-легкоатлетов в Кубанском государственном университете физической культуры и спорта.

С целью обеспечения тренировочного процесса, для применеия в процессе подготовке высококвалифицированных стрелков создана компьютерная программа расчета структурно-функциональных единиц нагрузки в пулевой стрельбе. Эта программа, как и множество других научных работ, связана с системой контроля и оценкой уровня физической подготовленности, слежением за состоянием здоровья, расчетом психофизических нагрузок на организм спортсмена.

Компьютерная информационно-методическая система «Чемпион» разработана Ю.В. Тупеевым с соавторами и представляет собой структурированный и систематизированный объем знаний, умений и навыков, необходимый для освоения базовой техники и элементов борьбы борцов вольного стиля. Эта программа за счет визуализации учебного материала позволяет создавать комфортные условия обучения как во время теоретических занятий, так и в процессе тренировки. Ко всему прочему, программа направлена на усвоение базовой техники, основы координации двигательных действий. Все данные о спортсменах находятся в памяти программного обеспечения, а сама программа обладает высокой адаптивностью и интерактивностью.

Просмотр анимированных моделей олимпийских чемпионов по плаванию можно осуществить с помощью виртуального симулятора «Swim Smooth Links». Он позволяет просматривать модели спортсменов под 26 различными углами на разных скоростях. Значимость этой программы заключается в возможности анализировать и оценивать технику плавания. Для тренеров важным моментом является возможность использовать уникальные методики, позволяющие исследовать вихревые потоки воды, вызванные движением туловища, руками и ногами спортсмена. Грамотно разработанный интерфейс способствует оценке степени профессионализма спортсменов, а также позволяет использовать обширную библиотеку биометрических показателей самых знаменитых спортсменов мира.

Другая, похожая программа «Aquatic Animation for Analysis and Education» предоставляет возможность отследить ключевые характеристики спортсмена, благодаря интерактивному широкоформатному режиму программы. С помощью интерфейса можно проанализировать вольный ход, матрицу стилей, а также экспорти-

ровать кадры как изображение. Благодаря этой программе можно заметно упростить расчет допустимых нагрузок для спортсменов.

Применение инноваций в процессе тренировок позволяет значительно повысить эффективность используемых комплексов упражнений спортсменов. Программные продукты дают возможность спортсменам наглядно представить картину его возможностей. Сравнив оптимальную производительность с фактическим результатом, спортсмен и тренер способны значительно повысить уровень эффективности обучения.

Применение программных продуктов в профессиональной деятель-ности и методике преподавателя незаменимый инструмент для подго-товки спортсмена. 3D-модуляция предоставляет данные о движении тела, что значительно влияет на результативность тренировок.

Стоит отметить тот факт, что кроме физической подготовленности, спортсмен должен иметь стабильное (без скачков и упадов) психологическое состояние. Специально разработанные интерактивные технологии содействуют стабилизации психологического, психического состояния спортсмена. Известно, что со спортсменами высокой квалификации работают не только тренеры, но и психологи. Но, они не всегда помогают справиться с трудностями и добиваться высоких результатов. 3-й стимуляторы созданы не только для регуляции физического состояния, но и психологического и психического равновесия. Стоит отметить, что технологии ИКТ не являются фармакологическими средствами и, следовательно, абсолютно безвредны для здоровья. Технология их применения такова. С помощью программы спортсмен проходит тестирование, а программа сама подбирает индивидуальный комплекс упражнений или тренингов, который должен положительно воздействовать на психологическое состояние спортсмена. Множество психологических терапий заложено в программу, и они приводят человека в требуемое состояние (покоя, возбудимости, заторможенности и т.п.).

Разработка различных методик подготовки спортсменов требует определенный запас знаний, опыта, информированности. Каждому тренеру необходимо знать назначение, правила применения, содержание каждой методики или технологии. При разработке методики необходимо учитывать индивидуальные (физические, физиологические, психические особенности) спортсмена. Методики ИКТ необходимо применять последовательно, с учетом уровня физической подготовленности ученика.

Технология или методика подготовки спортсмена подразумевает и разработку программы тренировок. В этом случае следует выявить индивидуальную структуру подготовленности спортсмена, его результативность в соревновательной деятельности за какой-либо определенный промежуток времени. Все эти данные тренер

получает с помощью программного обеспечения. На определенном тренажере производят замеры ЧСС, количество движений за определенный срок. Основываясь на полученные данные, разрабатывается индивидуальная компьютерная программа тренировок.

Из ряда существующих методик можно выделить одну из главных - метод сотрудничества между тренером и спортсменом. Такое сотрудничество должно быть направлено на достижение высокого результата. Каждая из сторон такого взаимодействия должна быть ориентирована на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей и желаний противоположной стороны. Это является гораздо более сложной работой, чем работа в одиночку. Метод сотрудничества включает в себя не только теоретическую составляющую образования, но и практическую. Партнерам необходимо определиться в постановке цели, задач, планируемом результате. Успех команды зависит от каждого участника, поэтому необходимы занятия для сплочения группы, которые развивают социализацию и межличностное восприятие. Все это относится к психологическим тренингам, выбранным с помощью специальных интерактивных симуляторов. Проводится неоднократное тестирование. Конечно же, с компьютерными технологиями в комплексе работает и психолог.

Еще одним из наиболее распространенных методов обучения является сегодня метод разноуровневого обучения. В его основе лежит принцип индивидуального подхода к ученику. Каждый человек обладает индивидуальными качествами и, соответственно, у каждого спортсмена может быть разная реакция на силовые и физические нагрузки. Например, для более подготовленного спортсмена возможен вариант упущенного времени и утрате своих умений. Для менее подготовленных спортсменов большие непосильные нагрузки могут отразиться негативным образом на психологическом и физическом здоровье. Метод разно-уровневого обучения направлен на сохранение психического равновесия и психологического комфорта в первую очередь. Психофизическое состояние спортсмена напрямую коррелирует с успехом в соревновательной деятельности. Каждый человек должен быть ориентирован на достижение высоких результатов в соответствии со своими способностями и возможностями.

Процесс разработки методик тренировок спортсменов учитывает систему соревнований. В каждом виде спорта система соревнований имеет свою специфику. Учет этой системы позволяет специализировать систему тренировок. В систему тренировок должны входить ежедневные силовые нагрузки, психологические тренинги, физическая подготовка.

С помощью программы тренером выбирается тренировка, являющаяся по разработанным мероприятиям самой подходящей для определенного человека. Ее запуск и весь дальнейший процесс

трени-ровки снимается на видеокамеру. Компьютерная программа замеряет ЧСС и длительность порога межимпульсного интервала. Полученные данные поступают на компьютер тренера и заносятся в память. Программой проводится анализ, строится график и оценивается динамика. Полученные данные позволяют разработать подходящий для спортсмена режим подготовки, интенсивность и скорость двигательных действий (в соответствии с функциональным состоянием).

В случае если значение ЧСС ниже допустимого значение, программа оповещает горящим индикатором на экране и соответствующим звуковым сигналом. На период утомления, которое определяет программа с помощью графика меж импульсного интервала, программой рекомендуется закончить тренировку.

С помощью программного метода тренер может обучать учеников двигательным действиям, а также проводить занятия теоретического характера. Программное обеспечение процесса физической подготовки выглядит следующим образом. Вначале измеряются данные спортсмена (количество движений за определенный срок), затем выбирается оптимальный вариант достижения поставленных целей и обучения двигательным действиям, который станет наиболее благоприятным для достижения высоких результатов.

Обучение спортсмена проходит с помощью показа видеозаписей, графических изображений, а также показу определенного двигательного действия. Таким образом формируется графический образ двигательного действия, влияющий на качество практического обучения.

Самыми эффективными вариантами построения учебно-тренировочного процесса являются те, которые направлены на оптимизацию процесса без повышения объема тренировок и интенсивности трениро-вочных нагрузок. Для реализации данного направления в теории и практике спорта разрабатывается множество различных методик. Расширяется информационная база контроля и управления процессом тренировок и соревновательной деятельности. Меняется структура распределения тренировочных средств в микро-, мезо- и макроциклах, создаются тренажерно-измерительные устройства, ведется учет особенностей раз-личных соматотипов при построении учебно-тренировочного процесса.

В качестве примера можно привести процесс тренировки футболистов, баскетболистов или хоккеистов. Игра происходит на игровом поле, над которым размещен экран. Изображение на нем управляется компьютером и параллельно идет съемка на видеокамеру. Световой излучатель играет роль создателя разрешенной зоны, в которой игроки должны находиться со спортивным снарядом, также высвечиваются запрещенные зоны, в которых находиться тренирующимся нельзя. С помощью аппаратно-программного

комплекса задается положение, форма и площадь зон, а также режимы тренировки. Система АПК включает в себя библиотеку программ разной сложности, модуляцию индивидуальных и групповых тестируемых.

Перед тренировкой заблаговременно измеряются ЧСС и межимпульсный интервал. На основании этих данных строится график и рассчитывается примерное время утомления. Только после этого подбирается методика тренировки.

Литература

1. Афоньшин В.Е., Роженцов В.В. Способ интерактивной тренировки: патент 2492897 РФ, МПК А63В 71/00. №2012111420/12; заявл. 23.03.2012; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26. 13 с.

2. Бабанов И. В. Отличительные черты спорта как социокультурного комплекса / И. И. Балабанов // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2016. - № 2(4).

3. Барабанова В. Б. Физическая культура и спорт как фактор национальной безопасности, оздоровления нации и формирования здорового образа жизни населения XXI века / В. Б. Барабанова, И. К. Корстин // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3.

4. Бондаренко А. А. Физическая культура и спорт, как условие повышения уровня здоровья студенческой молодежи / А. А. Барабанова // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. - 2016. - № 10.

5. Воронов Н. А. Особенности спорта как социального института / Н. А. Воронов, Н. А. Шипов // Политика, экономика и социальная сфера: проблемы взаимодействия. - 2016. - № 5. - С. 142-147.

6. Гнездилов М. А. Роль занятий физической культурой и спортом в условиях сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи, ее социальной адаптации, личностного и профессионального становления / М. А. Гнездилов // Научно-методический электронный журнал Концепт. -

2015. - № 12.

7. Данильченко В. А. Использование информационных технологий в процессе обучения технике двигательных действий / В. А. Данильченко, Т. А. Хабинец, Ю. Л. Хлевна // Физическое воспитание студентов. - 2012. -№3. - С. 29-32.

8. Жуков Р. С. Новые информационные технологии в научно -методической деятельности специалистов физической культуры и спорта: состояние и перспективы / Р. С. Жуков // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2009. - №4. - С. 76-80.

9. Зеленина М. Т. Социальная роль спорта в развитии общества / М. Т. Зеленина, И. И. Каштанова, Т. И. Князева // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2016. - № 63. - С. 75-79.

10. Кожемякина А. П. Перспективы устойчивого развития физической культуры и спорта в РФ / А. П. Кожемякина // Научный журнал Дискурс. -

2016. - № 2(2). - С. 326-331.

11. Кузнецова Е. А. Проблемы популяризации физической культуры и массового спорта среди молодежи / Е. А.Кузнецова, Р. В. Шутов //

социально-экономические аспекты развития современного общества. Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Рязанский Издательско-Полиграфический Дом "ПервопечатникЪ", 2014.

12. Куликова О. В. Реализация образовательных траекторий обучающихся по основным профессиональным образовательным программам направления подготовки «Физическая культура» уровня бакалавриата в рамках компетентностного подхода / О. В. Куликова, Е. А. Сиухина, Л. В. Тимофеева // Научный журнал «Дискурс». - 2016. - 1 (1). - С. 58-63.

13. Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие физической культуры и спорта" (с изменениями на 22 апреля 2019 г.) // http://docs.cntd.ru URL: http://docs.cntd.ru/document/441797436 (дата обращения: 01.05.2019).

14. Тупеев Ю. В. Формирование техники двигательных действий юных борцов вольного стиля с использованием компьютерных мультимедиа технологий: автореф. дис. на соискание уч. степени к. физ. вос: спец. 24.00.01. «Олимпийский и профессиональный спорт» / Ю. В. Тупеев. Днепропетровск, 2015. - 24 с.

15. Широбкина Е. А. Методика обучения общеразвивающим упражнениям на основе использования информационных технологий: автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физ. воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры» / Е. А. Широбкина. - Волгоград, 2016. - 24 с.

References

1. Afonshin V. E., Rozhentsov V. V. Method of interactive training: patent 2492897 RF, IPC A63V 71/00. No. 2012111420/12; declared. 23.03.2012; publ. 20.09.2013, Byul. No. 26. 13 p.

2. Babanov I. V. Distinctive features of sport as a socio-cultural complex. Vestnik RSUH. Series: Philosophy. Sociology. Art criticism. 2016. No. 2 (4).

3. Barabanova V. B. Physical culture and sport as a factor of national security, improvement of the nation and formation of a healthy lifestyle of the population of the XXI century / V. B. Barabanova, I. K. Korstin // Modern problems of science and education. 2015. No. 2-3.

4. Bondarenko A. A. Physical culture and sport as a condition for increasing the level of health of students // Modern educational technologies in the world educational space. 2016. No. 10.

5. Voronov N. A. Features of sport as a social institution / N. A. Voronov, N. A. Shipov // Politics, Economics and social sphere: problems of interaction. 2016. No. 5. Pp. 142-147.

6. Gnezdilov M. A. the Role of physical culture and sports in terms of preserving and strengthening the health of students, its social adaptation, personal and professional development / M. A. Gnezdilov // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2015. No. 12.

7. Danilchenko V. A., Khabinets T. A., Khlevna Y. L. The use of information technologies in the process of teaching the technique of motor actions / / Physical education of students. 2012. No. 3. Pp. 29-32.

8. Zhukov R. S. New information technologies in scientific and methodical activity of specialists of physical culture and sport: state and prospects / / Bulletin of Kemerovo state University. 2009. No. 4. Pp. 76-80.

9. Zelenina M. T. Social role of sport in the development of society / M. T. Zelenina, I. I. Kashtanova, T. I. Knyazeva // Scientific and medical Bulletin of the Central Chernozem region. 2016. No. 63. Pp. 75-79.

10. Kozhemyakina A. p. Prospects of sustainable development of physical culture and sport in the Russian Federation // Scientific journal Discourse. 2016. No. 2 (2). Pp. 326-331.

11. Kuznetsova E. A., Shutov R. V. Problems of popularization of physical culture and mass sport among youth // socio-economic aspects of development of modern society. Ryazan: limited liability Company "Ryazan Publishing and Printing House "Pervopechatnik", 2014.

12. Kulikova O. V. Implementation of educational trajectories of students on the main professional educational programs of the direction of training" Physical culture "of the bachelor's level within the competence approach / O. V. Kulikova, E. A. Siukhina, L. V. Timofeeva // Scientific journal "Discourse". -2016. - 1 (1). Pp. 58-63.

13. About the approval of the state program of the Oryol region "Development of physical culture and sports" (with changes for April 22, 2019) / / http://docs.cntd.ru URL: http://docs.cntd.ru/document/441797436 (accessed 01.05.2019).

14. Tupeev Yu. V. Formation of the technique of motor actions of young freestyle wrestlers with the use of computer multimedia technologies: abstract. dis. for the degree of Phys. vos: spec. 24.00.01. "Olympic and professional sports". Dnepropetrovsk, 2015. 24 p.

15. Shironina E. A. Methods of teaching General developmental exercises on the basis of the use of information technologies: author. dis. for the degree of Cand. PED. Sciences: spec. 13.00.04 "Theory and methodology of physical education, sports training and adaptive physical culture". Volgograd., 2016. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.