калыптастырылады. 1шш аурулар пропедевтикасы (1АП) пэш мысалында клиникалык окытудыц алгашкы сатысында-ак коммуникативп дагдыларды интеграциялау жолы ^сынылады. 1АП пациент тексеру эдютерш (с^растыру, карау жэне т.б.) Yйретуге арналган. Осынын ез1 осы максатка коммуникативп дагдыларды колдану болып есептеледг 1АП пэшнде коммуникативп дагдыларды интеграциялау окудыц кез келген сатысында сабак такырыбына, аудиториялык не аудиториядан тыс сабак екенше карамастан колданылады. Коммуникативт дагдылардын кем дегенде ец теменп децгешн игермей, пациенттщ тексеру эдютерш игеру mymr^ емес.
Heeisei свздер: коммуниттшт1 дагдылар, медщинслыц бшм алу, вертикальды интеграция.
SUMMARY
integration of communicative skills in clinical disciplines on the example of propaedeutics
of internal diseases G.V. VEKLENKO, S.V. KIM, L.N. VLASOVA
Marat OspanovWest Kazakhstan State Medical University, Aktobe, Kazakhstan
G.V. Veklenko - c.m.s., Associate Professor of the Department of Propaedeutics of Internal Diseases and Clinical Pharmacology, e-mail: [email protected];
S.V. Kim - c.m.s., Associate Professor of the Department of Internship of Pediatric specialization and Postgraduate studies, tel. 87756957938, e-mail: [email protected];
L.N. Vlasova - c.m.s., Associate Professor of the Department of Pathological Anatomy.
The article reveals the problems of teaching students of medical schools the communicative skills that are applicable in clinical settings. Teaching of communicative skills in clinical disciplines provides forvertical integration, when the formation of communicative competencies should occur throughout the entire educational program from 1 to the last year of training with a further transition to postgraduate education. On the example of propaedeutics of internal diseases, ways of integrating communicative skills in the early stages of clinical training are suggested. The study of propaedeutics of internal diseases involves mastering the methods of examination the patient (questioning, inspection, etc.), which entails using communicative skills for this purpose. In the context of the propaedeutics of internal diseases, the integration of communication skills occurs during any, regardless of the topic, classroom and extracurricular activities. Mastering of the research methodology of the patient is impossible without the possession of communication skills, at least at the very minimum level.
Keywords: communication skills, medical education, vertical integration.
УДК 37.01
использование комплексного подхода для оценки знаний и навыков обучаемых с целью повышения компетенций
Е.К. КУАНДЫКОВ, В.К. МАХАТОВА, Н.Ш. БЕКТИБАЕВА, К.К. САЛХОЖАЕВА, А.К. КАМЫСБАЕВА
АО «Южно-Казахстанская Государственная Фармацевтическая Академия», Шымкент, Казахстан
Кафедра первичной медико-санитарной помощи
Куандыков Е.К. - к.м.н., и.о. доцента кафедры; Махатова В.К. - к.м.н., и.о. доцента кафедры; Бектибаева Н.Ш. - к.м.н., и.о. доцента кафедры; Салхожаева К.К. - ассистенты кафедры;
Камысбаева А.К. - ассистенты кафедры, e-mail: [email protected].
■ Государственная политика многих развитых стран в области образования и науки направлена на
подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. В данной работе
представлены материалах и результаты анализа по изучению эффективности метода комплексной оценки знаний, навыков, компетенций у студентов гигиенического профиля обучения. Детально описана методика использования, критерии оценивания, а также преимущества по сравнению с использованием других заданий.
Ключевые слова: студенты, обучение, гигиена, методы оценки, компетенции.
Введение. По мере интенсивного изменения подходов в диагностике и лечении больных с использованием инновационных технологий встает вопрос о необходимости в совершенствовании системы медицинского образования. Увеличивается количество медицинских образовательных учреждений, которые осуществляют внедрение новых инновационных, высокотехнологических инструментов обучения. Актуальность данного исследования обусловлена повышенной интенсивностью процесса обучения у студентов в связи с использованием в процессе обучения высоких требований, в соответствии с государственным образовательным стандартом [1,2].
На сегодняшний день приоритетом подготовки специалистов гигиенического профиля является преобразование парадигмы обучения к парадигме учения с использованием определенных образовательных программ. Для этого необходимо обучить студентов в вузе навыкам работы с большим количеством информации (фильтровать, систематизировать, определять важные, решать конкретные задачи) [3,4].
Появилась необходимость модернизации системы обучения и в Казахстане, реформирования системы оценивания с учетом новых тенденций в мировом образовательном пространстве.
Направленность обучающихся на получение качественных результатов, учет возможностей интегрированного образования способствуют более активному осуществлению индивидуального образовательного маршрута, введение альтернативных способов оценки учебных достижений [5].
Инновационные технологии обучения способствуют повышению интереса студентов к приобретению знаний, положительно влияют на качество образования, о чем свидетельствуют итоги промежуточного и итогового контроля студентов. Также существуют определенные сложности для использования интерактивных методик в образовательном процессе [6].
При обучении возникает необходимость в четком контроле полученных знаний и качества обучения. Используемые методы тестового контроля знаний не могут всегда дать всестороннего представления о полученной информации. Иногда, в случае простого нецелевого выбора одного и того же варианта ответа из нескольких предложенных, есть вероятность получить положительную оценку.
Наряду с этим, нужно отметить, что постоянные
выполнения только тестовых заданий могут способствовать снижению активности познавательной деятельности студентов, что неприемлемо при подготовке специалистов гигиенического профиля. Тестирование больше используется для контроля количества знаний и не всегда отражает успехи студента по развитию пространственного, творческого и аналитического мышления.
Качество знаний также можно определить и при устной беседе, итоговом контроле, когда важны количественные и качественные составляющие. Часто основное внимание преподаватель может уделить оценке качества знаний. Убедительность и точность оценки качества знаний при этом зависят от компетентности экзаменатора. Ситуационные задачи, выполнение которых способствует проявлению творческих способностей, составляют преподаватели, опираясь на свой опыт и результаты творческих успехов при решении сложных клинических ситуаций. Все же, вполне очевидно, что при оценивании уровня знаний велика доля субъективизма. При этом сложно выделить темы, вызывающие сложности при восприятии учебного материала. Предлагаемая модель комплексного контроля рассматривает процесс обучения как передачу и обработку информации в системе студент-преподаватель. Метод основан на сравнении результатов ответов студента на вопросы, охватывающие всю программу какой-либо изучаемой дисциплины, с информацией, изложенной преподавателем в ходе лекционных и лабораторных занятий или в учебной литературе [7,8].
Цель исследования: Изучить эффективность комплексного метода контроля и их влияние на продуктивность.
Рабочая гипотеза: на наш взгляд, результативность обучения достигается при сочетанном применении вышеперечисленных методик обучения и правильном комбинированном комплексном подходе оценивания конечных результатов обучения.
Материалы и методы. Комплексные исследования по оценке эффективности оптимизации обучения по гигиене проводились на кафедре гигиены, медицинского факультета ЮКГФА. Научную обоснованность выдвигаемой гипотезы изучали совместно со студентами IV курса, обучающихся по специальности ОЗ и МПД. Оценка комплексным методом проводилась в свободное от занятий время в качестве альтернативных критериев оценивания без последующего его учета
при выставлении итоговых оценок и с устного согласия самих студентов.
Предметом исследования явилась комплексная оценка гигиенической и педагогической эффективности и системы оптимизации обучения гигиены. Критериями эффективности служили показатели успеваемости студентов.
На практических занятиях обычно применяются такие методы обучения, как: деловые игры, ситуационные задачи, тесты, проектно-ориентированное обучение, дискуссии, работа в команде. Кейс-технология позволяет более успешно развивать творческие способности, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения, а также формированию инициативности и самостоятельности
[9].
На кафедре используются критерии балльной оценки компетенций студентов: знаний, практических навыков, коммуникативных и правовых навыков.
Предлагаемый метод комплексной оценки и контроля знаний и навыков рассматривает процесс определения компетенции студентов в комплексе. Метод основан на сравнении результатов проверки правильности и полноты ответов студента на вопросы, охватывающие всю тему какой-либо изучаемой дисциплины, с материалом, изложенным преподавателем в ходе лекционных и лабораторных занятий или в учебной литературе с максимальной объективностью.
Обоснование и описание метода. Особенностью предлагаемой методики оценки компетенций студентов заключается в том, что она состоит из нескольких блоков, которые гармонично встроены в одну единую матрицу - лист для ответов. Методика объединяет в себе возможность оценки как логических способностей обучаемого, так и оценить память, концентрацию внимания, творческое воображение, образное представление процесса либо механизма/устройства. На листе в формате A4 в специальной графе указываются данные студента, группа, курс, факультет, предмет и т.д. На этой же стороне изложен первый блок (комплекс) заданий. Вопросы с короткими ответами (SAQ- Short Answer Questions) удобны тем, что позволяют студенту изложить свое видение проблемы либо решение ситуации, сформулированной в данном разделе. Условие для проведения данного вида работы: краткость и лаконичность как постановки проблемы преподавателем и не менее четкое формирование ответа (2-3 предложения) обучаемым. Это очень удобно для студентов, у которых сильно развита творческая мыслительная деятельность и не совсем импонирует тем, у кого развита оперативная, кратковременная память на запоминание тестов. В отдельном листе у преподавателя имеется эталон с
ответами, где предварительно подготовлены ответы на данный блок вопросов. Оцениваются результаты по нижеприведенным критериям, где: 2% - нет ответа, 4%-ответ неправильный, 6%-удовлетворительный, 8%-полный, но с ошибками, 10% - ответ полный, правильный, без ошибок. Шкала баллов, где каждый шаг имеет деление в 2 балла, помогает точно оценить результат. При необходимости шкала может быть пересмотрена и переведена на шаг в 1 балл, что позволит максимально объективно отразить оценку. Но в этом случае будет трудно избежать обратного рикошетного действия, в силу того, что сверка с эталоном с точностью в 1 балл может поставить под угрозу саму суть данного блока и ограничить возможность творческого изложения ответа студентом. Поэтому деление оценок интервалом в 2 балла оптимально для данного блока заданий.
Это задание, хоть и не в полной мере, заменяет устный опрос и беседу (при устной беседе очень велика роль субъективизма, преднамеренного завышения и занижения оценок, предвзятости), тем не менее, данный метод устраняет все негативные недостатки устной беседы при сохранении объективного оценивания в сравнении с эталоном. Форма оценки компетенций в виде вопросов с короткими ответами, с возможностью сравнения с исходными должными значениями еще удобна тем, что всегда можно провести апелляцию и повторно рассмотреть результаты по истечению любого времени и любым другим членом комиссии, что никак невозможно при устном опросе. Суммарно в итоге студент должен набрать максимально 40%, т.е. от общего количества возможного, т.е. 1/5 часть контроля зависит от способности интерпретировать прочитанный материал в письменной форме. Нередко при подготовке будущих врачей преподаватели сталкиваются с такой сложностью, что будучи интерном, они могут отлично провести все манипуляции, а плохо справляются при заполнении официальной документации, где требуется четкая и юридически правильная, точная формулировка проделанной процедуры. Именно SAQ позволяет выработать эти необходимые навыки.
Вторая страница матрицы состоит из трех разделов. Четыре вопроса множественного выбора (Multiple Chose Questions, MCQ) с пятью вероятными ответами либо можно использовать тесты на нахождение соответствия правильных вариантов ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 5 баллов, в сумме 20% от общего результата.
Затем следуют четыре вопроса открытого типа (со свободными ответами - когда студенту необходимо самостоятельно дописать слово, формулу и т.д.). Данное задание удобно тем, что имеется четко сформулированный вопрос и эталон ответа, но студенту предоставляется возможность самому дописать правильный
один ответ, подобрав нужные фразы, словосочетания, термины, которые будут максимально близки к эталону. В результате, ему выставляется не фиксированная оценка, как в случае стандартного тестового вопроса, а имеется возможность оценить каждый ответ студента в диапазоне от 1-5 баллов. Суммарно за четыре ответа на открытые вопросы присуждается от 0-20 баллов/%.
На заключительном этапе перед студентом ставится небольшая клиническая задача (Нарисуйте схему/ таблицу/ формулу/ ситуационная задача. (Situation questions)). Данное задание так же, как и при SAQ, позволит свободно изложить свое видение решения поставленной задачи, что будет сопоставлено с эталоном и оценено в промежутке 0-20 баллов.
Анализ результатов показал, что при первом использовании данного метода оценки студентов значительно снизились, что мы и ожидали. Совместная интерпретация со студентами результатов помогла понять объективность данной методики, выявить слабые стороны в подготовке домашнего задания и определила необходимость более глубокого и всестороннего подхода к учебе. В дальнейшие дни результаты успеваемости начали динамично расти пропорционально желанию самих студентов и более компетентному отношению к изучаемой дисциплине.
Модернизация в системе образования обусловила поиск новых эффективных методов обучения [10].
Внедрение новых технологий в учебный процесс, обучающих и контролирующих программ и других инновационных методов преподавания гигиены в медицинских вузах показали повышение мотивации студентов к изучению дисциплины и, как следствие, улучшение усвоения материала. Это, в свою очередь, позволило выпускникам с большей объективностью подходить к выбору дальнейшего метода подготовки [11].
Выводы. Использование активных комплексных технологий оценок на практических занятиях реально повышает качество подготовки специалистов медицинского вуза, о чем свидетельствуют результаты обратной связи, успешное прохождение студентами экзаменов. Предлагаемая данная комплексная методика одномоментной оценки качества знаний и навыков обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с использованием этих блоков в отдельности, которая часто практикуется.
Основные преимущества метода:
• Она универсальна, может быть адаптирована и использована во многих дисциплинах;
• Включает в себя как тестовые задания, письменную работу (т.е. письменное изложение своего устного рассуждения, умозаключения), так и клиническую мини-задачу/либо формулу/схему.
• Позволяет максимально искоренить фактор субъективности и предвзятости преподавателя при оценке результатов выполненных работ, особенно когда работа принимается только письменно - без четких эталонов, либо только устно - что нельзя затем перепроверить;
• Повысит уровень подготовки студентов к занятиям. Если при выполнении только тестовых заданий можно рассчитывать на фактор «случайности», то для выполнения тестов открытого формата, решения задач, схем, заполнения таблиц, SAQ требуется основательная ежедневная подготовка;
• Возлагает ответственность на круг лиц, у кого имеются эталоны ответов, следовательно, снижает вероятность коррупционного составляющего;
• Возможность провести апелляцию результатов другим сотрудником, как тестовых ответов, так и письменно изложенное логическое умозаключение студента по первому и последнему блоку заданий, в не зависимости от давности выполнения работы.
• Дает возможность полностью охватить и оценить знания и навыки по изучаемой теме;
• Возможность развить у студентов как способности к запоминанию, механическую память, так и образное мышление, грамматику, правила орфографии, которые важны при заполнении медицинской документации либо любой иной.
• Все задания можно компактно разместить на 1 листе A4 формата с двух сторон. Особенно экономически целесообразно, если распечатывать на группу, состоящую из 15 человек и по всем темам. Информация о конфликте интересов
Все участники публикации подтверждают об отсутствии отношений, которые могут рассматриваться как вероятностные для возникновения конфликта интересов.
Информация о финансировании Работа полностью выполнена в инициативном порядке, государственные и коммерческие организации не участвовали в процессе изучения данной проблемы. Список литературы:
1. Аникина, В.В. Проблемы медицинского образования в России / В.В. Аникина, Ю.А. Зотова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций.
- 2016. - Том 6. - № 1. - С.161.
2. Методологические подходы к оптимизации обучения студентов по радиационной гигиене / Т.Ш. Миннибаев [и др.] // Гигиена и санитария. - 2013.
- №3. - С. 57-59.
3. Судиловская, Н.Н. Применение технологии кейс-метода в преподавании предмета «Основы педиатрии и гигиены» / Н.Н. Судиловская // Меж-
дународный журнал экспериментального образования. - 2015. - №2(часть 3). - С.403-405.
4. Круглякова, И.П. Гигиеническое обучение и воспитание студентов вузов. И.П. Круглякова, Л.И. Ваганова, Ю.Б. Ценч // Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке". - 2006. - №9 (8). - С. 404.
5. Жолдыбаев, Ш.С. 10 лет единого национального тестирования в Казахстане и некоторые видения решения проблем оценки качества образования / Ш.С. Жолдыбаев // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе : сб. материалов международной научно-методической конференции, 15-16 апреля 2014 г. - Пенза, 2014. -С.41-44.
6. Камалиев, М.А. Инновационные технологии и методы обучения студентов медицинского университета / М.А. Камалиев, А.М. Шахиева, А.Н. Нурбакыт // Вестник КазНМУ - 2014. - №2(4). -С.210-212.
7. Кротова, Е.И. Метод контроля и самоконтроля эффективности обучения студентов / Е.И. Котова // Инновационные технологии организации обуче-
ния в техническом вузе : сб. материалов международной научно-методической конференции, 15-16 апреля 2014 г. - Пенза, 2014. - С.61-64.
8. Возможности повышения качества знаний и их оценки в процессе изучения клинической медицины / Ф.Ф. Тетенев [и др.] // Клиническая медицина. - 2014. - №11. - С. 76-78.
9. Гришин, Б.М. Особенности преподавания дисциплины «Основы водоснабжения и водоотведения населенных пунктов» / Б.М. Гришин, М.В. Бику-нова, Е.А. Титов // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе : сб. материалов международной научно-методической конференции, 15-16 апреля 2014 г. - Пенза, 2014. -С.26-30.
10. The methodical and hygienic aspects of the use of technical tools of training in medical education / I.G. Pogorelova et al. // Сибирский медицинский журнал. - 2011. - №6. - С.293-297.
11. Ефимов, А.А. Инновационные методы преподавания судебной медицины в медицинских вузах / А.А. Ефимов, Е.Н. Савенкова, Л.М. Курзин // Вестник ТГУ - 2015. - 20(6). - С.1724-1725.
ТУЙ1Н
;¥зыретт1л1ктт1 арттыру мацсатында б1л1м алушылардьщ б1л1м1 мен дагдыларын багалауда кешенд1 тэс1лд1
;олдану
Е.К. КУАНДЫКОВ, В.К. МАХАТОВА, Н.Ш. БЕКТИБАЕВА К.К. САЛХОЖАЕВА, А.К. КАМЫСБАЕВА
«Оцтуспк Казахстан мемлекетпк фармацевтика академиясы» АК, Шымкент, Казахстан
Алгашкы медицинальщ-санитарльщ кемек - 1 кафедрасы Куандыков Е.К. - м.г.к. кафедра доценп м.а.; Махатова В.К. - м.г.к. кафедра доценп м.а.; Бектибаева Н.Ш. - м.г.к. кафедра доценп м.а.; Салхожаева К.К. - кафедра ассистенту Камысбаева А.К. - кафедра ассистенту
e-mail: [email protected].
Кептеген дамыган елдердiц бiлiм беру жэне гылымдагы саясаты бэсекеге кабшетп жогары санатты мамандарды даярлауга багытталган. Б^л макалада к¥зыреттшкп арттыру максатында гигиеналык багытта окитын студенттердiц бiлiмi мен дагдыларын багалауда кешендi тэсiлдi колдану нэтижелерi зерттелiп ^сынылган. Баска тэсiлдердi колдануга Караганда ерекшелiктер, багалау критерийлерi, колдану ережелерi толыгымен сипатталган. Heeisei свздер: студенттер, б1л1м беру, гигиена, багалау, цузыретт1л1ктер.
SUMMARY
the use of a complex method for assessment of knowledge and skills of trainees for the purpose of competency
enhancement
YE.K. KUANDYKOV, V.K.МАKHATOVA, N.SH.BEKTIBAYEVA, K.K.SALKHOZHAYEVA, A.K.KAMYSBAYEVA
South Kazakhstan State Pharmaceutical Academy, Shymkent, Kazakhstan
Department of Primary Health Care
E.K. Kuandykov - c.m.s., acting. Associate Professor of PHC-1, V.K. Makhatova - c.m.s., acting. Associate Professor of PHC-1, N.Sh. Bektibayeva - c.m.s., acting. Associate Professor of PHC-1, K.K. Salkhozhayeva - Assistant of the Department of PHC-1,
A.K. Kamysbayeva - Assistant of the Department of PHC-1,e-mail: [email protected]
The state policy of many developed countries in the field of education and science is aimed at training highly qualified, competitive specialists. In this work materials and results of the analysis on efficiency of a method of complex assessment of knowledge, skills and competences of students of a hygiene medicine profession are presented. The usage technique, criteria of assessment and also advantages are described in detail in comparison with the usage of tasks. Keywords: students, training, hygiene, evaluation, competence.
70
EaTbic ^a3a^CTaH Meg^HHa ^ypH&nbi 4 (56) 2017