Научная статья на тему 'Анализ результатов обучения преподавателей вуза коммуникативным навыкам'

Анализ результатов обучения преподавателей вуза коммуникативным навыкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ОБУЧЕНИЕ / ПАЦИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОММУНИКАТИВТі ДАғДЫЛАР / ОқЫТУ / ПАЦИЕНТ-ОРТАЛЫқТАНДЫРЫЛғАН ТәСіЛ / COMMUNICATION SKILLS / TRAINING / PATIENT-CENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашкинбаева А.Р., Жамалиева Л.М., Замэ Ю.А., Калбагаева Г.Х.

Обучение студентов-медиков должно проводиться надлежащим образом, чтобы гарантировать после окончания вуза эффективные консультации с пациентами в соответствии пациент-центрированного подхода. Навыки межличностного общения в клинических условиях отличаются от повседневных навыков общения. Они должны разрабатываться посредством тщательного и экспериментального обучения. Учитывая быстрое развитие инновационных подходов к преподаванию и обучению, необходимо своевременно проанализировать эффективность применяемых подходов. В статье рассматриваются вопросы обучения преподавателей коммуникативным навыкам и результаты мониторинга овладения данными навыками преподавателями вуза.Медик-студенттерді оқыту пациент-орталықтандырылған тәсілге сәйкес ЖОО бітіргеннен кейін пациент-терге тиімді кеңеске кепілдік беру үшін тиісті деңгейде жүргізілуі қажет. Клиникалық жағдайлардағы тұлға-аралық қатынас дағдылары күнделікті қатынас дағдыларынан өзгеше болады. Олар ұқыпты эксперименттік оқытудың көмегімен зерттелуі қажет. Оқыту мен оқудың инновациялық тәсілдерінің жылдам дамуын ескере отырып, қолданылатын тәсілдердің тиімділігін уақтылы талдау керек. Мақалада оқытушылардың коммуникативті дағдыларды оқыту мәселесі және ЖОО оқытушыларының сол дағдыларды игеру мониторингінің нәтижелері қарастырылады.The training of medical students should be conducted in an appropriate way to guarantee eective consultations with patients in accordance with the patient-oriented approach after the students’ graduation. The skills of interpersonal communication in clinic dier from everyday communication skills. They should be developed through careful and experimental training. Taking into account the rapid development of innovative approaches of teaching and learning, it is necessary to analyze the eectiveness of the used approaches. The article deals with the issues of training teachers in communicative skills and the results of monitoring the mastery of these skills by university teachers

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашкинбаева А.Р., Жамалиева Л.М., Замэ Ю.А., Калбагаева Г.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов обучения преподавателей вуза коммуникативным навыкам»

МРНТИ 14.35.07, 15.81.61 УДК: 378.147

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ

А.Р. КАШКИНБАЕВА, Л.М. ЖАМАЛИЕВА, Ю.А. ЗАМЭ, Г.Х. КАЛБАГАЕВА

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова,

Актобе, Казахстан

Кашкинбаева А.Р. - к.м.н., и.о. доцента ЦНПР; Жамалиева Л.М. - к.м.н., и.о. доцента ЦНПР; Замэ Ю.А. - магистр медицинских наук; Калбагаева Г.Х. - магистр медицинских наук, ассистент ЦНПР.

Обучение студентов-медиков должно проводиться надлежащим образом, чтобы гарантировать после окончания вуза эффективные консультации с пациентами в соответствии пациент-центрированного подхода. Навыки межличностного общения в клинических условиях отличаются от повседневных навыков общения. Они должны разрабатываться посредством тщательного и экспериментального обучения. Учитывая быстрое развитие инновационных подходов к преподаванию и обучению, необходимо своевременно проанализировать эффективность применяемых подходов. В статье рассматриваются вопросы обучения преподавателей коммуникативным навыкам и результаты мониторинга овладения данными навыками преподавателями вуза.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, обучение, пациент-центрированный подход.

Актуальность. На сегодняшний день большое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, как в практическом здравоохранении, так и в медицинском образовании. Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью компетентности врача. За рубежом проведено множество рандомизированных контролируемых исследований, доказывающих высокую значимость владения коммуникативными навыками врачом и влияние их на медицинские исходы. Доктор, который владеет коммуникативными навыками, намного успешнее устанавливает доверительные отношения с пациентом, соответственно у них высокий комплаенс, низкие затраты на лечение и хорошие исходы заболевания [1-4]. Коммуникативные навыки, как дисциплина в медицинском образовании в Казахстане, действует с 2006 года и преподавалась только на 1 и 2 курсах. Конечно, этого недостаточно, чтобы студенты не утратили знания, необходимо на каждой дисциплине их закреплять и развивать. В связи с этим разрабатываются программы по развитию коммуникативных навыков у студентов - медиков на всех уровнях обучения. По программе «Модернизация медицинского образования» на 2016-2019 годы проводится внедрение программы обучения коммуникативным навыкам на всех уровнях медицинского обучения. В рамках этой программы тренера-эксперты участвовали в обучении преподавателей клинических дисциплин коммуникативным навыкам по базовым навыкам па-циент-центрированного консультирования, а также ме-

тодам обучения коммуникативных навыков и оценки студентов.

Цель исследования: проанализировать уровень владения коммуникативными навыками преподавателей клинических кафедр вуза, прошедших обучение по развитию базовых коммуникативных навыков, па-циент-центрированного консультирования по модели Калгари-Кембридж в очно-дистанционной форме.

Материал и методы: В описание серии-случаев включены ответы на задания 127-ми преподавателей клинических кафедр, проходивших обучение по развитию базовых коммуникативных навыков, пациент-цен-трированного консультирования по модели Калгари-Кембридж в 2016 году. Уровень овладения навыками оценивался по следующим критериям:

1. Выполнение заданий преподавателями без пересдачи, с набором проходного балла.

2. Выявление заданий, которые вызывали трудности в освоении преподавателями по результатам балль-но-рейтинговой системы для анализа и корректировки методики дальнейшего обучения.

Выборка удобная, сформирована из тех, кто дал согласие на обучение.

Обучение было основано на Калгари-Кембриджской модели консультирования и состоит из 10 микронавыков. Преподаватели проходили поэтапно задания, согласно маршрутному листу. Основные требования, предъявляемые к преподавателям, это, во-первых, выполнение заданий до дедлайна и, во-вторых, получение

проходного балла, при невыполнении данных условий задания не засчитывались. Тренерами проводились 2 очных занятия, остальное время обучение проводилось дистанционно. Слушателям необходимо было продемонстрировать навыки, записывая их на видео и на аудио, также писать эссе по методам обучения и оценивания студентов по своей дисциплине с интеграцией коммуникативных навыков. В аудиозаписях наши слушатели строили фразы эмпатии по NURSE, комментирования при осмотре пациента, информирования, планирования и завершения сессии. Оценивались задания по чек-листам. В качестве итогового задания («Лучшее видео») слушатели должны были предоставить видеозапись собственного приема реального или симулированного пациента с применением базовых навыков.

На фото 1 и 2- очное занятие, где идет обсуждение видео с ролевой игрой консультирования преподавателя с симулированным пациентом до обучения коммуникативным навыкам, проводился разбор отличий доктор-центрированного и пациент-центрированного консультирования.

Результаты и обсуждение: Для преподавателей клинических кафедр вуза пройденное дистанционное обучение было интересным, поучительным и информативным. Многие для себя отметили пробелы знаний по базовым коммуникативным навыкам. В основном, трудности у наших преподавателей были связаны с

демонстрацией эмпатии, по навыку информирования и согласованного планирования. Успешную эмпатию с первой попытки продемонстрировали 49% преподавателей, получивших проходной балл(95% ДИ, 4157). В алгоритме эмпатии сложным был первый шаг «отражение чувств» и третий, проявление поддержки с позиции «Мы или Я». В доктор-центрированном консультировании врач привык доминировать и всю ответственность возлагать на пациентов и чаще пациенты слышат фразу: «Если вы будете выполнять все рекомендации, то вы выздоровеете», смысл поддержки в этой модели- научиться воспринимать пациентов как партнеров и нести общую ответственность за лечение, показать это можно фразой «Мы обязательно сделаем все возможное, чтобы вам помочь».

При информировании только 30% (95% ДИ 22-38) преподавателей смогли набрать проходной балл с первого раза. Сложным в информировании было определение исходного уровня знаний пациента о заболевании и определение типа информации с учетом точки зрения пациента.

25% (95% ДИ 18-32) преподавателей смогли провести согласованное планирование, предложить альтернативу пациентам в плане лечения и диагностики, взять обратную связь.

Задание «Лучшее видео» подготовили с первого раза 25 % ППС (95%ДИ 18-32).

Результаты исследования показали, что только

треть преподавателей клинических кафедр, прошедших обучение, с первого раза были сертифицированы, 4,7% преподавателей были не сертифицированы (не выполнили полностью все задания). Полученные данные свидетельствуют о том, что есть необходимость в обучении преподавателей коммуникативным навыкам, которые они должны будут в будущем транслировать обучающимся.

Хотелось бы отметить, что есть международный опыт анализа завершенных и текущих обзоров по изучению эффективности программ обучения коммуникации в медицине [5-7]. Так, Aspegren К. своей исследовательской работе проанализировал 83 рандомизированных и нерандомизированных исследований по обучению в области коммуникации студентов-медиков. Он пришел к выводу, что преподавание навыков межличностного общения студентам-медикам может улучшить способность учащихся проводить консультации с врачом.

Таким образом, знания по коммуникативным навыкам являются необходимой составляющей в деятельности медицинского работника.

Выводы: Для усовершенствования программы обучения коммуникативным навыкам необходимо учитывать результаты обучения у III 1С. Так как одной из задач исследования было изменение методики обучения ППС коммуникативным навыкам по тем заданиям, которые вызывали трудности у преподавателей по результатам балльно-рейтинговой системы, при обучении навыкам эмпатии, информирования и планирования мы решили:

1. Увеличить количество часов на освоение данных навыков в 2 раза.

2. Изменить формат демонстрации навыков по эмпа-тии и информированию с письменной на аудиаль-ную, то есть преподавателям необходимо записать на аудио проявление эмпатии и информирования с пациентом, что даст возможность при прослушивании выделить ошибки и закрепить навык.

3. Формат демонстрации навыка согласованного планирования изменить на предоставление видеозаписи с пациентом, что также позволит слушателю закрепить данный навык.

Мониторинг внедрения коммуникативных навыков в образовательный процесс у преподавателей, прошедших обучение по данному курсу, позволит оценить качество внедрения.

Для выявления факторов, препятствующих внедрению и развитию коммуникативных навыков, будут проведены научные исследования по оценке коммуни-

кативных навыков у выпускников вуза и медицинских работников.

Конечным результатом программы внедрения коммуникативных навыков будет служить снижение жалоб у пациентов на врачей в органы здравоохранения и повышение уровня приверженности пациентов к лечению, это самые важные показатели качества медицинских услуг.

Список литературы:

1. Pun J.K., Matthiessen C.M., Murray K.A., Slade D. Factors affecting communication in emergency departments: doctors and nurses' perceptions of communication in a trilingual ED in Hong Kong. Int J Emerg Med 2015;8(1):48. DOI: 10.1186/s12245-015-0095-y.

2. Stovall M.C. Oncology communication skills training: bringing science to the art of delivering bad news. J Adv Pract Oncol 2015;6(2):162-166.

3. Urteaga E.M., Attridge R.L., Tovar J.M., Witte A.P. Evaluation of clinical and communication skills of pharmacy students and pharmacists with an objective structured clinical examination. Am J Pharm Educ 2015;79(8):122. DOI: 10.5688/ajpe798122.

4. Yilmaz T.U., Gumus E., Salman B. Problems in communications with patients in general surgery outpatient practice. Eurasian J Med 2015;47(3):184-9. DOI: 10.5152/eurasianjmed.2015.65.

5. Векленко Г.В., Ким С.В., Власова Л.Н. Интеграция коммуникативных навыков в клинические дисциплины на примере пропедевтики внутренних болезней. Медицинский журнал Западного Казахстана 2017; 56(4):62-65.

6. Aspegren K. BEME Guide № 2: Teaching and learning communication skills in medicine-a review with quality grading of articles. Med Teach 1999;21(6):563-70. DOI: 10.1080/01421599978979.

7. Blumfield M.L., Hure A.J., Macdonald-Wicks L., Smith R., Collins C.E. Systematic review and meta-analysis of energy and macronutrient intakes during pregnancy in developed countries. Nutr Rev 2012;70(6):322-36. DOI: 10.1111/j.1753-4887.2012.00481.x.

8. Marc Van Nuland, Karin Hannes, Filip Cools, Jozef Goedhuys. Educational interventions for improving the communication skills of general practice trainees in the clinical consultation. First published: 19 October 2005. Editorial Group: Cochrane Consumers and Communication Group DOI: 10.1002/14651858. CD005559.

ТУЙ1Н

ЖОО ОЦЫТУШЫЛАРЫНА КОММУНИКАТИВТ1 ДАГДЫЛАРДЫ ОЦЫТУДЬЩ

НЭТИЖЕС1Н ТАЛДАУ

А.Р. КАШКИНБАЕВА, Л.М. ЖАМАЛИЕВА, Ю.А. ЗАМЭ, Г.Х. КАЛБАГАЕВА

Марат Оспанов атындагы Батыс Кдзакстан мемлекеттiк медицина университет^

Актебе, Казакстан

Yздiксiз кэсiди даму орталыгы

Кашкинбаева А.Р. - м.г.к., YКДО доцентi м.а.;

Жамалиева Л.М. - м.г.к., YK3,0 доцентi м.а.;

Замэ Ю.А. - м.г.м.;

Калбагаева Г.Х. - м.г.м., YКДО ассистента

Медик-студенттердi окыту пациент-ортальщтандырылган тэсiлге сэйкес ЖОО бiтiргеннен кейiн пациент-терге тиiмдi кенеске кепiлдiк беру Yшiн тиiстi денгейде жYргiзiлуi кажет. Клиникалык жагдайлардагы т^лга-аралык катынас дагдылары кYнделiктi катынас дагдыларынан езгеше болады. Олар ^кыпты эксперименттiк окытудын кемепмен зерттелуi кажет. Окыту мен окудын инновациялык тэсiлдерiнiн жылдам дамуын ескере отырып, колданылатын тэсiлдердiн тиiмдiлiгiн уактылы талдау керек.

Макалада окытушылардын коммуникативп дагдыларды окыту мэселесi жэне ЖОО окытушыларынын сол дагдыларды игеру мониторинпнщ нэтижелерi карастырылады.

Heeisei свздер: коммуниттшт1 дагдылар, оцъту, пациент-ортальщтандырылзан тэс1л.

SUMMARY

ANALYSIS OF THE RESULTS OF UNIVERSITY TEACHERS TRAINING IN

COMMUNICATIVE SKILLS

A.R. KASHKINBAYEVA, L.M. ZHAMALIYEVA, Yu.A. ZAME, G.KH. KALBAGAYEVA

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan

Center for Continuous Professional Development

A.R. Kashkinbayeva - c.m.s., acting Associate Professor of CCPD;

L.M. Zhamaliyeva - c.m.s., acting Associate Professor of CCPD;

Yu.A. Zame - MMed; G.Kh. Kalbagayeva - MMed, CCPD assistent.

The training of medical students should be conducted in an appropriate way to guarantee effective consultations with patients in accordance with the patient-oriented approach after the students' graduation. The skills of interpersonal communication in clinic differ from everyday communication skills. They should be developed through careful and experimental training. Taking into account the rapid development of innovative approaches of teaching and learning, it is necessary to analyze the effectiveness of the used approaches. The article deals with the issues of training teachers in communicative skills and the results of monitoring the mastery of these skills by university teachers.

Keywords: communication skills, training, patient-centered approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.