Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА РАНГОВОЙ КОРРЕЛЯЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМ СЕРВИСОМ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА РАНГОВОЙ КОРРЕЛЯЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМ СЕРВИСОМ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СИЛА систем
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / СТРАТЕГИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ РАНГОВОЙ КОРРЕЛЯЦИИ СПИРМЕНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ерыгин Кирилл Валерьевич, Белова Светлана Сергеевна

С развитием рынка всё большую роль приобретает логистический сервис как ключевой фактор конкурентоспособности цепи поставок, возникает необходимость в стратегии управления им. Важным моментом стратегического менеджмента в этой сфере является оценка реализации стратегии управления логистическим сервисом. Данный процесс может осложняться трудностями перевода релевантных качественных характеристик системы в количественные. Как инструмент решения подобных проблем в настоящей статье рассматривается возможность оценки реализации стратегии управления логистическим сервисом в цепях поставок с помощью статистического метода расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена. На примере представлена методика применения данного показателя, а также описаны плюсы и минусы его исполь-зования. Таким образом, предложен способ оценки реализации стратегии управления логистическим сервисом в цепях поставок товаров народного потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF RANK CORRELATION COEFFICIENT FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT STRATEGY OF LOGISTICS SERVICES IN CONSUMER GOODS SUPPLY CHAINS

With the development of market logistics service becomes more significant as a key factor of supply chain competitiveness and it becomes essential to have a strategy of how to manage it. An important moment of strategic management in this sphere is evaluation of logistics service management strategy realization. This process can be complicated by some problems with transition of relevant qualitative characteristics of the system to quantitative ones. As a tool for resolving such problems this article spotlights the possibility of evaluatation of logistics service management strategy realization in supply chain using statistical method of Spearman’s rank correlation coefficient calculation. The technique of this indicator application is exemplified as well as the pros and cons to its use. Thus, it suggests a way to evaluate logistics service management strategy realization in fast moving consumer goods supply chain.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА РАНГОВОЙ КОРРЕЛЯЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМ СЕРВИСОМ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Ерыгин Кирилл Валерьевич

магистрант кафедры логистики, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва nourenkir@gmail.com

Белова Светлана Сергеевна

к.э.н., доцент кафедры логистики, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва belova@7pravil.ru

Использование коэффициента ранговой корреляции для оценки реализации стратегии управления логистическим сервисом в цепях поставок товаров народного потребления

Аннотация

С развитием рынка всё большую роль приобретает логистический сервис как ключевой фактор конкурентоспособности цепи поставок, возникает необходимость в стратегии управления им. Важным моментом стратегического менеджмента в этой сфере является оценка реализации стратегии управления логистическим сервисом. Данный процесс может осложняться трудностями перевода релевантных качественных характеристик системы в количественные. Как инструмент решения подобных проблем в настоящей статье рассматривается возможность оценки реализации стратегии управления логистическим сервисом в цепях поставок с помощью статистического метода расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена. На примере представлена методика применения данного показателя, а также описаны плюсы и минусы его исполь-зования. Таким образом, предложен способ оценки реализации стратегии управления логистическим сервисом в цепях поставок товаров народного потребления.

Ключевые слова:

логистический сервис, цепь поставок, стратегия, коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Erygin K.V.

Master's student of Logistics Department, State University of Management, Moscow, Russia nourenkir@gmail.com

Belova S.S.

PhD in Economics, associate professor of Logistics Department, State University of Management, Moscow, Russia belova@7pravil.ru

The usage of rank correlation coefficient for assessing the effectiveness of management strategy of logistics services in consumer goods supply chains

Abstract

With the development of market logistics service becomes more significant as a key factor of supply chain competitiveness and it becomes essential to have a strategy of how to manage it. An important moment of strategic management in this sphere is evaluation of logistics service management strategy realization. This process can be complicated by some problems with transition of relevant qualitative characteristics of the system to quantitative ones. As a tool for resolving such problems this article spotlights the possibility of evaluatation of logistics service management strategy realization in supply chain using statistical method of Spearman's rank correlation coefficient calculation. The technique of this indicator application is exemplified as well as the pros and cons to its use. Thus, it suggests a way to evaluate logistics service management strategy realization in fast moving consumer goods supply chain.

Keywords

logistics service, supply chain, strategy, Spearman's rank correlation coefficient

В условиях современной рыночной действительности наблюдается всё большее укрепление эволюционно трансформированной парадигмы

выстраивания логистики, в рамках которой компании, фокусируясь на своих ключевых компетенциях, активно вступают во взаимодействия друг с другом по вопросам эффективной организации поставок. Сегодня мы всё чаще можем говорить не только о конкурировании

© К.В. Ерыгин, С.С. Белова, 2017

компаний, но и соперничестве цепей поставок в которые они входят. В связи с этим, большое внимание уделяется такому понятию, как «логистический сервис». Примечательно, что к настоящему времени единого подхода к трактовке данной категории так и не сформировалось, что отмечает, например, А.В. Иванова в своей статье [4], посвящённой способам оценки логистического сервиса. Эта проблема послужила стимулом к инициации исследования сущности логистического

сервиса, которое легло в основу данной статьи. По итогам проведённого анализа существующих определений и изучения проявлений логистического сервиса под ним было предложено понимать системное предоставление организацией и (или) другими лицами определённой,

способствующей устойчивому развитию бизнеса совокупности услуг,

сопутствующих материальному потоку от точки его возникновения вплоть до утилизации, конечной целью которого является должное удовлетворение запросов потребителей [1].

Нестабильность внешней среды, условия конкуренции, множественность вариантов действий - всё это обуславливает необходимость наличия стратегии управления логистическим сервисом в рамках общекорпоративной стратегии. Однако лишь зафиксировать сформулированную стратегию

недостаточно: важно обеспечить контроль и оценку её реализации. Этот момент стратегического управления может сопровождаться рядом сложностей, связанных с квантификацией

качественных характеристик системы. В решении подобных вопросов может помочь применение статистических методов. Однако данные методы, обладая богатым потенциалом, недостаточно используются при подготовке и принятии управленческих решений в логистике, по мнению учёных из Государственного университета управления [3].

Вопросы разработки самой стратегии не входят в канву настоящей статьи, в ней преимущественно рассматривается возможность оценки реализации стратегии управления логистическим сервисом в цепях поставок товаров народного потребления посредством статистического изучения, а именно с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (КСП).

Предложенный в 1904 году английским учёным Чарльзом Эдвардом Спирменом, данный показатель применяется для выявления и оценки тесноты связи между двумя рядами сопоставляемых количественных

показателей.

Ксп= 1 - 6

У"

¿—Ч=1 1

п (п2 -1)

где

ё - разница рангов эталонного и

фактического ряда; п - количество показателей динамического ряда.

Корреляция может принимать значения от -1 до +1. В том случае, если ранги показателей рядов в большинстве случаев совпадают, можно говорить о прямой корреляционной связи, а коэффициент в этом случае стремится к +1. Противоположная направленность рангов рядов говорит об обратной связи между явлениями и соответствующих значениях коэффициента до -1 [2]. Связь принято считать сильной, если |КСП |> 0,7, умеренной при 0,3 < |КСП |< 0,7 и слабой в случае |КСП|< 0,3.

Итак, оценим реализацию стратегии управления логистическим сервисом с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена на примере. Опуская особенности разработки самой стратегии, предположим, что некая компания-поставщик товаров народного потребления перед началом исследуемого периода (2010-2015 гг.) сформулировала для себя стратегию управления логистическим сервисом,

характеризующуюся рядом следующих показателей:

- Темп роста прибыли (ТП), %

- Темп роста объёма продаж (ТОП), %

- Темп роста затрат на логистический сервис (Тлс), %

- Темп роста количества рекламаций (Тр), %

- Темп роста упущенных продаж

(Туп), %

Для достижения поставленных целей важна сбалансированность показателей, поэтому зададим стратегию компании через их следующий эталонный ряд с присвоением соответствующих темпам роста рангов: ТУП (5) < ТР (4) < Тлс (3) < Топ (2) < Тп (1) . Самому быстрому темпу роста соответствует ранг 1. Таким образом, получили целевое соотношение показателей, отражающих принятую стратегию.

В таблице 1 представлены статистические данные о темпах изменения релевантных показателей с течением времени.

Таблица 1 - Динамика показателей во времени

Год Темпы роста, %

Тп Топ тлс Тр Туп

2010 157,6 121,5 105,2 169,3 117,1

2011 108,3 107,1 114,8 87,2 88,3

2012 93,8 102,0 99,7 100,9 105,4

2013 120,4 113,8 117,1 94,4 101,2

2014 106,2 139,9 101,0 102,1 107,5

2015 115,7 131,3 126,2 99,5 74,2

Проранжируем фактические

динамические ряды в порядке убывания и оценим тесноту связи каждого из них с эталонным рядом посредством расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена в таблице 2.

Ниже представлен расчёт коэффициентов ранговой корреляции

Спирмена для разных лет. Для упрощения вычислений дробь была сокращена на 6.

1/-2010 КСП

2011 _ СП =

1^2012 _ КСП =

2013 _ СП =

2014 _

СП

1^2015 _ КСП =

(2 -1)2 + (3 - 2)2 + (5 - 3)2 + (1 - 4)2 + (4 - 5)2

20

(2- -1)2 + (3 - -2)2 + (1-3)2 + (5 - -4)2 + (4 - 5)2

20

(5 - -1)2 + (2 - -2)2 + (4 - 3)2 + (3- - 4)2 + (1 - 5)2

20

(1- -1)2 + (3 - -2)2 + (2 - 3)2 + (5 - -4)2 + (4 - 5)2

20

(3 - -1)2 + (1 - -2)2 + (5 - 3)2 + (4 - -4)2 + (2 - 5)2

20

(3 - -1)2 + (1- -2)2 + (2 - 3)2 + (4 - -4)2 + (5 - -5)2

20

Представим полученные значения коэффициента соответствия рядов на диаграмме, изображённой на рисунке 1.

На основании проведённых расчётов можно заключить, что значения коэффициента хаотичны и вектор реализации стратегии отсутствует. Это может свидетельствовать о

систематическом пренебрежении

стратегией, неверном её выборе или отсутствии корректировок стратегии при значительных изменениях во внешней среде. В случае же успешной реализации стратегии динамика соответствия фактических рядов эталонному была бы более-менее равномерно восходящей, т.е. с каждым периодом работы в рамках выбранной стратегии соотношение характеризующих стратегию показателей стремилось бы к целевому. Графическое отображение значений коэффициента позволяет наглядно оценить тенденцию реализации стратегии в разрезе количественной оценки, сделать определённые выводы касательно

Таблиц а 2 - Ранжированные фактические динамические ряды

Год Фактические ранги ксп

тп 1 топ 2 тлс 3 тр 4 туп 5

2010 157,6 2 121,5 3 105,2 5 169,3 1 117,1 4 0,2

2011 108,3 2 107,1 3 114,8 1 87,2 5 88,3 4 0,6

2012 93,8 5 102,0 2 99,7 4 100,9 3 105,4 1 - 0,7

2013 120,4 1 113,8 3 117,1 2 94,4 5 101,2 4 0,8

2014 106,2 3 139,9 1 101,0 5 102,1 4 107,5 2 0,1

2015 115,7 3 131,3 1 126,2 2 99,5 4 74,2 5 0,7

адекватности выбранных целей, ориентиров и предпринять

соответствующее управленческое

воздействие.

Итак, коэффициент ранговой корреляции Спирмена может быть успешно использован для выявления тенденции реализации стратегии управления логистическим сервисом в цепях поставок товаров народного потребления. Однако применения лишь данного метода для практического использования недостаточно. В частности, метод лишь опосредованно учитывает качественные характеристики реализации стратегии, ограничен в глубине анализа, зависит от циклов сбора аналитической информации и т.д. Наиболее эффективной видится системная оценка реализации стратегии, в рамках которой данный метод мог бы быть применён в комплексе с другими (сбалансированная система показателей и пр.)

Литература

1. Ерыгин К.В., Белова С.С. К вопросу о сущности логистического сервиса // Актуальные проблемы управления -2016: Материалы 21-й

Международной научно-практической конференции. Вып. 4. / Государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управления. - М. : Издательский дом ГУУ, 2016. - 170-171 с.

2. Абдуллаев Н.А. Современные инструменты, методы и технологии формирования и обоснования стратегии развития предприятий // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2008 -№ 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rppe.ru/wp-content/uploads/2008/10/abdullaev-na.pdf (дата обращения: 26.03.2017).

3. Ермаков А.А., Ермаков И.А. Разработка методики совершенствования группировки товаров при прогнозировании спроса в управлении многономенклатурными товарными запасами // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015 - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article /n/raz rabotka -metod i ki -sovershenstvovaniya-gruppirovki-tovarov-pn-prognozirovanii-sprosa-v-upravlenii-mnogonomenklaturnymi-tovarnymi (дата обращения: 28.03.2017).

4. Иванова А.В. Способы оценки логистического сервиса // Научно-аналитический журнал «Логистика и управление цепями поставок». -2014 - № 3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://lscm.ru/index.php/ru/po-godam/item/501 (дата обращения: 28.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.