Научная статья на тему 'Использование кластерного подхода в решении проблем развития сельских территорий'

Использование кластерного подхода в решении проблем развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / REGIONAL ECONOMY / RURAL TERRITORIES / AGRO-INDUSTRIAL CLUSTER / CLUSTER APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашова Инна Сергеевна, Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Родионова Наталия Константиновна

В статье обосновывается необходимость обеспечения комплексного развития сельских территорий как способа решения целого ряда социально-экономических проблем. В качестве инструмента данного развития авторами рассматривается создание агрокластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондрашова Инна Сергеевна, Бурмистрова Алевтина Анатольевна, Родионова Наталия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CLUSTER APPROACH IN THE SOLUTION OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

In article need of ensuring complex development of rural territories as way of the solution of a number of social and economic problems is justified. As the instrument of this development authors consider creation of agroclusters.

Текст научной работы на тему «Использование кластерного подхода в решении проблем развития сельских территорий»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

И. С. КОНДРАШОВА, А. А. БУРМИСТРОВА, Н. К. РОДИОНОВА

В статье обосновывается необходимость обеспечения комплексного развития сельских территорий как способа решения целого ряда социально-экономических проблем. В качестве инструмента данного развития авторами рассматривается создание агрокластеров.

Ключевые слова: региональная экономика, сельские территории, агропромышленный кластер, кластерный подход.

Исторически обусловлено, что сельское хозяйство - ядро экономической системы Российского государства, а его эффективное функционирование еще и гарантия продовольственной безопасности, основа благополучия нашей страны. Не случайно сегодня фундаментальной проблемой дальнейшего развития для России является переосмысление, выбор и реализация направлений социально-экономического развития аграрного сектора.

При этом достаточно часто при анализе проблем развития аграрной сферы сельские территории отождествлялся с сельским хозяйством. Но понятия «сельское хозяйство» и «сельские территории» не являются синонимичными, и тем более, они не тождественны. На наш взгляд, подобное смешение понятий наносит значительный урон государственности России. Поэтому комплексное рассмотрение феномена сельских территорий представляется весьма актуальным, особенно с позиций региональной экономики и экономики аграрного сектора, что может способствовать решению многих экономических, социальных, экологических и целого ряда иных проблем, возникающих сегодня на пути модернизации, как сельской местности, так и страны в целом. Необходимо ясное представление об их роли и месте в социально-экономическом развитии России.

Наиболее важными составляющими общества и государства в разрезе их социально-территориальной структуры выступают городские территории (урбанизированные) и сельские территории. Их взаимосвязи и взаимоотношения составляют важную сторону политической, экономической и социальной жизни общества и являются

одним из наиболее значимых критериев уровня социально-экономического развития государства. Решение проблем и обеспечение стабильного развития экономики, повышение благосостояния населения в России во многом определяется именно развитием сельских территорий.

В отечественной научной литературе изучению роли городов посвящено большое количество научных исследований, в результате чего образовалась особое направление в экономической науке - «городская экономика». Однако сельские территории как таковые достаточно долгое время не вызывали к себе интереса со стороны ученых, политиков и управленцев, и, как следствие, соответствующее направление научных знаний - экономика сельских территорий - находится в настоящее время лишь в стадии зарождения.

Неблагоприятная конъюнктура мировых товарных и финансовых рынков, и целый ряд внутренних факторов привели к тому, что, вследствие объективно низкой рентабельности и длительного производственного цикла сельхозпроизводства, сельское хозяйство в последние десятилетия стало преимущественно убыточным. Это, естественно, также подорвало основу экономики сельских территорий.

Традиционным для России на протяжении многих десятилетий направлением развития сельских территорий являлся узкоотраслевой аграрный подход, в том числе на территориях с ограниченными аграрными потенциалами. Это привело к деформации аграрного развития сельских территорий, нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социальнобытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам.

В последние же годы существенно сократилось и дотирование сельского хозяйства и сельских территорий средствами в объемах, достаточных для подержания инфраструктуры, тем более для дальнейшего развития. Основным аргументом является тот факт, что политика поддержки и дотирования традиционных отраслей сельского хозяйства часто не оправдывает себя и приводит к распылению бюджетных средств, снижению конкурентоспособности, как отдельных сельскохозяйственных предприятий, так и целых аграрных регионов страны. В результате сегодня мы имеем вопиюще низкую бюджетную поддержку отрасли и сельских территорий в среднем в 22 раза ниже уровня государственной поддержки сельских территорий и АПК в странах Европы, где целями агрополитики являются программы поддержки сельского уклада, жизни и рентабельности сельхозпроизводства на внутренних и внешних рынках.

Согласно национальной стратегии развития, устойчивое развитие сельских территорий выступает одним из ключевых условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия [3].

В рамках «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» можно выделить следующие мероприятия, затрагивающие функционирование сельской экономики:

- формирование эффективной системы государственного регулирования АПК на основе проведения целенаправленной бюджетной, кредитной, налоговой и социальной политики в интересах сельского населения, сельхозтоваропроизводителей и российской экономики в целом, регулирования агропродовольственных рынков, развития рыночной инфраструктуры;

- финансовое оздоровление и формирование эффективных, рыночно ориентированных сельскохозяйственных организаций;

- стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту занятости и повышению доходов сельских жителей, включая:

- диверсификацию деятельности сельскохозяйственных организаций;

- развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере (сфера услуг, торговля, сельский туризм и др.);

- повышение товарности личных и крестьянских (фермерских) хозяйств за счет роста их производственного потенциала, освоения новых тех-

нологий, развития кооперации, совершенствования взаимоотношений с коллективными предприятиями.

- расширение доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам путем создания кредитных кооперативов или фондов по микро кредитованию личных и крестьянских хозяйств, а также других сельских предпринимателей;

- развитие потребительской кооперации как части АПК и социально ориентированной экономической системы путем распространения на потребительскую кооперацию льгот, предусмотренных для сельхозтоваропроизводителей;

- развитие информационно-консультационной службы на селе.

Анализ практики реализации различных проектов, ориентированных на развитие сельских территорий зарубежных (в первую очередь европейских) стран, позволяет выделить следующие основные моменты:

- комплексное рассмотрение возможных видов хозяйственной деятельности, влекущее увеличение занятости и доходов сельского населения, должно быть всесторонне обосновано с правовой, экономической и социальной точек зрения. Как результат - решение проблемы занятости и доходов тесно коррелирует с решением других региональных проблем и развитием сельской местности в целом;

- открытость использования методов интерактивного планирования (с участием населения); всестороннее освещение и обсуждение мероприятий и результатов проектов в местных средствах массовой информации;

- использование знаний, опыта и представлений населения о наиболее эффективных путях обеспечения занятости и доходов, учитывая особенности экономического и социального поведения различных социальных групп, что обеспечивает согласование интересов и намерений участников мероприятий путем кооперации, развития местного самоуправления и деятельности общественных организаций;

- опора на местные ресурсы: мобилизация местных финансовых, материально-технических, социальных ресурсов, что имеет первостепенное значение для создания устойчивых механизмов обеспечения занятости и доходов;

- передача функций по реализации проектов и управлению ими местным администрациям или организациям, созданным в процессе реализации проектов.

В настоящее время в России реализуется ряд программ государственной поддержки инноваци-

онного развития аграрного производства. Но при этом следует отметить, что любая отраслевая политика, в том числе и аграрная, может полностью совпадать с целями развития сельских территорий, может частично с ними пересекаться, а может им и противоречить. В частности, развитие высокоинтенсивного аграрного производства, как правило, приводит к сокращению занятости населения. Очевидно, что для эффективной и сбалансированной жизнедеятельности сельских территорий данный подход требует существенного обновления и диверсификации [2].

Представляется, что в современных российских условиях меры по развитию аграрного производства должны быть дополнены проектами комплексного развития сельских территорий, охватывающих не только аграрное производство, но и лесное, водное хозяйства, местную промышленность, туризм, социально-бытовую инфраструктуру и другие виды деятельности, без развития которых неосуществимо увеличение эффективности сельской экономики и улучшение условий проживания в сельской местности.

Только в этом случае возможно обеспечить комплексное и интегрированное решение основных проблем сельских территорий в рамках единой концепции, в центре которой находится сельский житель. И критерий, на основе которого можно судить об успехе или провале конкретного проекта - это повышение качества жизни жителей села, создание условий для того, чтобы каждый человек, живущий в сельской местности, мог реализовать себя, мог стать успешным - и в повседневной жизни, и планируя свое будущее, будущее своих детей.

К числу приоритетных направлений следует отнести:

1. Развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции.

2. Преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции, создания различных хозяйственных структур с совмещенными функциями, постепенная агломерация города и села в динамично развивающееся единство.

3. Взаимодействие программ по устойчивому развитию сельских территорий с мероприятиями агропродовольственной политики государ-

ства на ближайшую перспективу, в том числе со структурной перестройкой сельскохозяйственного производства.

4. Развитие социального партнерства между государством, регионами и сельским населением [1].

Первоочередной же задачей должно стать изыскание дополнительных видов занятости и источников доходов сельских семей, что в сочетании с оптимальными организационно-экономическими решениями может дать мультипликативный эффект при выводе экономики села из кризиса на путь стабильного развития. А кроме этого будет способствовать более рациональному использованию человеческого потенциала сельских территорий [7].

Решение данной задачи в большинстве случаев характеризуется наличием еще одной проблемы - создание новых эффективных организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий. Наиболее показательным здесь является создание агропромышленных формирований на основе замкнутого цикла: производство -переработка - реализация, т. е. вертикально-интегрированных структур, в особенности, если они используют внутренние ресурсы региона [4]. Поэтому особую значимость следует придать развитию кооперации и агропромышленной интеграции, созданию агропромышленных кластеров.

Среди множества идей и концепций, возникших в рамках кластерного подхода, наиболее значимыми являются работы Майкла Портера, посвященные кластерам [5; 6]. Его теория кластеров является общепризнанной концепцией в данной области знаний, а кластерная модель Портера используется при разработке экономической политики во всем мире, будучи инструментом повышения конкурентоспособности экономики, региона или страны в целом.

По определению М. Портера, «кластеры -это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций» [5].

Кластерный подход представляет собой формы территориально-отраслевой организации производства, способствующей реализации инновационных предпринимательских проектов экономического развития, обуславливающих синергетический эффект взаимодействия с научными, проектными институтами при заинтересованном

участии государственных и муниципальных органов управления. В отличие от используемого ранее отраслевого принципа управления производством кластерный подход позволяет создать эффективную экономику на местах, ориентированную на активизацию и коммерциализацию научных открытий и изобретений, производство конкурентной наукоемкой продукции, что способствует обеспечению позитивных структурных сдвигов в экономике страны в целом.

Анализ практики функционирования кластерных систем позволяет выделить следующие их характеристики:

- ключевые позиции занимает предприятие-лидер, которое определяет долговременную стратегию всей региональной экономической системы, включая хозяйственную, инновационную и иные составляющие;

- основная масса хозяйствующих субъектов, являющихся участниками кластерной системы, локализована территориально;

- стратегические хозяйственные связи в рамках кластерной системы (включая и межрегиональные взаимодействия) носят устойчивый характер;

- координация взаимодействия участников в рамках кластерной системы при реализации региональных программ развития, инвестиционных, инновационных и других хозяйственных процессов осуществляется на долговременной основе.

Кроме того следует отметить наличие корпоративных систем управления и контроля бизнес-процессов, коллективного хозяйственного мониторинга.

Как показывает практика, по хозяйственной организации, механизму взаимодействия участников, целевым функциям кластеры значительно отличаются друг от друга. Объясняется это структурными особенностями экономики регионов, наличием запасов минерально-сырьевых, лесных и рекреационных ресурсов, количеством инновационных проектов, определенной специализацией. Применительно к России данные различия объясняются как территориальным расположением региональных кластеров, так и различной комбинацией детерминант «ромба Портера», составляющих основу конкурентоспособности кластеров.

В зарубежной практике сформировались несколько типичных моделей кластерной организации производства. Так, в США больше половины предприятий работают по такой модели производства - предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его при-

родный, кадровый и интеграционный потенциалы. Как правило, продукция кластеров ориентирована на экспорт или импортозамещение. Страны Европейского Союза приняли шотландскую модель кластера, при которой ядром такого совместного производства становится крупное предприятие, объединяющее вокруг себя небольшие фирмы.

Существует и итальянская модель - более гибкое и «равноправное» сотрудничество предприятий малого, среднего и крупного бизнеса [8; 9]. Специалисты считают, что для российских регионов наиболее подходит именно такая форма кластерной организации производства.

Кластерный подход уделяет ключевое внимание анализу региональных рынков на основе создаваемых факторов производства (высококвалифицированные кадры, доступная инфраструктура и т. д.) через углубление кооперации между предприятиями для повышения производительности труда, позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности предприятий.

Процессы формирования кластеров в агропромышленном комплексе в настоящее время активно развиваются в различных регионах страны. Что касается Тамбовской области, учитывая ее природно-климатический, научный и сырьевой потенциал, кластерная форма наиболее предпочтительна, в первую очередь, в территориальной организации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Основными условиями для развития кластеров в Тамбовской области являются: наличие в регионе совокупности предприятий, взаимодействующих в рамках единого бизнес-процесса и использующих конкурентные преимущества региона на динамично развивающихся сегментах рынка, наличие в регионе значительно числа малых и средних предприятий, использующих близкие технологии и профессиональную специализацию, направленные на выпуск одного или нескольких видов изделий, существование крупных научных организаций с высокой предпринимательской культурой в научной среде; квалифицированных специалистов; свободных производственных помещений и инфраструктуры, необходимой для организации бизнеса, наличие в регионе структур по поддержке промышленного развития: технопарки, промышленные зоны, инновационно-промышленные комплексы, агентства по развитию субконтрактах отношений и партнерства, наличие торгово-

промышленной палаты и профессиональных ассоциаций, ориентация политики региональной администрации на поддержку и развитие кластеров.

В основе выбора модели для формирования кластеров в регионе лежит принцип объединения на добровольной основе взаимосвязанных предприятий (сельскохозяйственных и перерабатывающих), специализированных поставщиков, поставщиков услуг, научно-исследовательских и учебных учреждений, финансовых структур, государственных органов управления и т. д., связанных технологической цепочкой.

С 2005 г. на территории Тамбовской области реализовано множество кластерных проектов, наиболее масштабным из которых является проект «Зеленая долина», направленный на освоение инновационных биотехнологий и производство экологически безопасной продукции на платформе органического земледелия.

Проект предполагает развитие комплекса предприятий, ориентированных на серийный выпуск новых продуктов питания функционального, лечебно-профилактического и диетического назначения, направленных на сохранение здоровья человека.

Реализация данного проекта позволит в ближайшей перспективе не только развить потенциал Тамбовской области, но и насытить экологически чистыми и натуральными продуктами питания внутренний рынок и в соответствии с концепцией продовольственной безопасности снизить зависимость от импортных продуктов питания.

По мере реализации и развития проекта «Зеленая долина» экологически чистая продукция местных сельхозпроизводителей становится все более доступной для потребителей не только Тамбовской области, но и соседних регионов, и постепенно вытесняет с рынка импортные продукты питания.

Создание кластера на территории Тамбовской области позволило существенно повысить уровень конкурентоспособности региона в целом и создать реальную предпосылку для вывода региона из числа депрессивных.

Помимо «Зеленой долины» в области планируется строительство комплекса по производству мяса индейки. Следует отметить тот факт, что в основе данного проекта лежит использование непосредственного зарубежного опыта функционирования агрохолдингов: участниками проекта выступают администрация области, группа «Черкизово» и испанский холдинг Grupo Fuertes. Холдинг Grupo Fuertes - крупнейший производитель

мяса в Европе, представленный на рынке уже шестьдесят лет.

Перспективность проекта обусловлена крайне низкой степенью насыщения российского рынка данным видом продукции. Так, согласно статистике, в России на душу населения потребление мяса индейки составляет 700 граммов в год, в то время как европейцы съедают в год до пяти килограммов этого мяса, а в США и Израиле потребление мяса индейки составляет восемь и восемнадцать кг на человека соответственно.

Дополнительные преимущества дает возможность реализации земельных и агроресурсов Тамбовского региона посредством развития производства зерна и комбикорма.

Следует отметить, что переход к современной организационной системе производства в агро-продовольственном секторе, основанной на отношениях вертикальной интеграции и на появлении и успешной работе холдингов и кластеров, нельзя рассматривать как эпизодическое событие. Материализация этой системы требует построения сильного фундамента на уровне отечественной законодательной основы. Также необходимо решить ряд финансово-экономических проблем, из которых самые важные:

- погашение долгов сельскохозяйственных предприятий;

- создание адекватной материально-технической базы и направление солидных инвестиционных потоков в агропродовольственный сектор;

- повышение уровня финансовой помощи со стороны государства в части реструктуризации и модернизации агропродовольственного сектора.

Результатом подобных преобразований может стать обеспечение долгосрочной продовольственной безопасности, замещения импорта и динамичного развития сельской местности.

Литература

1. Гвоздиков А. В., Таран Е. Г. Малое предпринимательство в аграрных муниципальных образованиях: формирование, государственная поддержка, перспективы развития: монография. Ставрополь, 2006.

2. Козел И. В. Формирование и развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности в области технического обеспечения: дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.

3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://www.mcx.ru.

4. Михайлина В. В. Формирование и развитие системы риск-менеджмента в аграрных предпринима-

тельских структурах: дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2008.

5. Портер М. Конкуренция. СПб., М., Киев, 2002.

6. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.

7. Токарева Г. В. Взаимодействие экономического роста и качества трудовых ресурсов // Предпринимательство. 2007. № 3. С. 61-62.

8. Ферова И. С. Кластерные принципы организации производственного взаимодействия. URL: http:// ecsocman.hse.ru.

9. Feser E.J. and Bergman E.M. National Industry Cluster Templates: A Framework for Regional Clusters Analysis, Regional Studies.

* * *

USE OF CLUSTER APPROACH

IN THE SOLUTION OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

I. S. Kondrashova, A. A. Burmistrova,

N. K. Rodionova

In article need of ensuring complex development of rural territories as way of the solution of a number of social and economic problems is justified. As the instrument of this development authors consider creation of agroclusters.

Key words: regional economy, rural territories, agroindustrial cluster, cluster approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.