Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / КЕЙС-СТАДИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нефедова Валентина Ивановна

Применение кейс-технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, наглядным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Педагогика

гулярно слушают музыку через наушники. Выясните, какой процент потерявших слух активно стремились к этому? Ответ: 66%.

Подобные задания позволяют привлечь внимание учащихся к собственному здоровью и заметно повысить интерес к предмету. Учитывая, что в школах классные руководители выполняют воспитательные функции, це-

лесообразно говорить и о воспитании культуры здоровья школьников в системе работы классного руководителя.

Необходимо отметить также, что при работе с родителями педагог должен обращать внимание на необходимость самоконтроля в присутствии ребенка. Ведь одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка может перечеркнуть сто словесных указаний.

Литература

1. Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5-9 классы: Методическое пособие. - М., 2003. - 160 с

2. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников/М.И. Губанова // Педагогика. - 2002. - №9. - С. 32-39.

3. Тонков Е.В. Педагогика образования. Учебное пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ 2004. - 424 с.

УДК 37

Нефедова В.И.

Использование кейс-технологий на уроках математики

Аннотация

Применение кейс-технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, наглядным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся.

Ключевые слова: кейс-технологии, кейс-стади.

Современная система образования требует «Инновационного обучения», которое способствует проективной детерминации будущего. Особенно актуально использование на уроках кейс-технологии. Это приемы и методы обучения, направленные на решение конкретных задач, позволяющие взаимодействовать всем учащимся, включая педагога. Название технологии происходит от латинского слова casus - запутанный случай или английского слова case - чемодан. К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа (кейс-стади), метод инцидента, метод ситуационно-ролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод дискуссии.

Суть состоит в предоставлении учащимся учебно-методических материалов в виде специальных наборов - кейсов. В отличие от традиционных методов обучения акцент ставится не на получение готовых знаний, а на их выработку. Таким образом, важен не конкретный результат, а сам процесс получения знаний.

Что дает применение кейс-метода учителю? Во-первых, выявление пробелов в конкретных темах или разделах тем; во-вторых, применение системно-дея-тельностного подхода в процессе обучения; в -третьих, возможность использования его на различных этапах обучения и в различных формах.

Для ученика - это возможность самостоятельного изучения материала в случае пропуска занятий, систе-

матизация знаний, а также использование накопленного материала для повторения или подготовки к экзаменам.

Алгоритм работы с кейсом: постановка проблемы, извлечение смысловой информации из кейса, анализ содержания кейса и вывод по данной проблеме.

Покажем применение кейс-технологии, а конкретно, метода кейс-стади, на примере урока алгебры в 9 классе по теме «Изучение свойств квадратичной функции». Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает учебно-методический материал по данной теме, кейсы. В них вы найдете красочно оформленный материал: свойства квадратичной функции, особенности взаимного расположения графиков квадратичной функции со сдвигом вверх, вниз, вправо, влево., зависимость направления ветвей параболы от знака первого коэффициента, зависимость «степени крутизны» параболы от первого коэффициента, построение графиков функций с комбинацией параллельных переносов.

Ученики внимательно изучают данный материал, знакомятся с примерами разобранных заданий, рассматривают графики. В каждом кейсе вложены задания по теме. Их нужно выполнить самостоятельно и сделать вывод.

Далее предлагается поиграть в «Испорченный телефон». Каждая команда получает задание, где изображены графики функций. Первый ученик записывает функцию, график которой изображен и отрывает предыдущую запись, следующий по формуле изображает

Интерактивная наука | 7 (72) • 2022 67

Педагогика

график и отрывает и т. д. Выигрывает та команда, которая раньше других и верно выполнит задание. В кейсе также можно найти «Творческое задание»:

Изобразить график функции, которым можно было бы отобразить содержание одной из следующих пословиц

1. Каши маслом не ипортишь.

2. Меньше слов-больше дела.

3. Пересев хуже недосева.

Ребята обсуждают свои варианты. В конце урока предлагается тест по теме «Квадратичная функция в 3 вариантах и домашнее задание.

Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, а также возможности учеников и сочетать традиционные и интерактивные технологии обучения.

Однако, создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.

Литература

1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. - М.: ТК Велби, 2005. - 247 с.

2. Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций / Л.Б. Барнс, Р.К. Кристенсен, Э.Д. Хансен. - М.: Гар-дарики, 2000. - 502 с.

3. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. М.: ИОСО РАО, 2008.

УДК 37

Пистун Ю.В., Рудакова Г.Н.

Современный подход к воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Аннотация

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем детям успешно усвоить опыт взаимодействия человека с природой и заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистическое качество в человеке. В нашем ДОУ приоритетным направлением является работа по созданию необходимых условий для непосредственного общения детей с природой и экологическому просвещению родителей.

I

Ключевые слова: работа с родителями, экологическое воспитание, наблюдение, экологический центр, современные подходы и методы.

""1 Дошкольное детство - ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, основы мировоззрения современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас дома - планеты Земля. В связи с этим в настоящее время нет актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание.

Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в особенности обладает большими возможностями и перспективами, благодаря тому, что формирование экологической культуры и начало её становления падает на первые 7-8 лет жизни ребёнка. Однако необходимо учитывать, что это сложный и длительный процесс, поэтому в нашем ДОУ эту работу мы начинаем с младшего дошкольного возраста.

Исходя из того что, в данный момент актуальны проблемы, связанные с воспитанием экологической

68 Интерактивная наука | 7 (72) • 2022

культуры, перед педагогами стоит задача поиска современных и универсальных средств экологического воспитания. Одним из таких средств являются праздники, развлечения, досуги и театральные постановки с экологическим уклоном.

Данные мероприятия способствуют эколого-эсте-тическому развитию ребёнка, помогают ему постигать мир природы через музыкальные образы, сопоставлять свои впечатления о природе с чувствами других людей, авторов музыки. Дети знакомятся с народными приметами, закличками, обрядами русского народа. Познавательно и весело проходят праздники: «День Земли», «Волшебница вода», «День цветов».

С целью создания необходимых условий, ориентированных на непосредственное общение детей с природой, и на умение ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать, в групповом помещении традиционно создаются экологические центры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.