Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАБЛЮДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пистун Юлия Валериевна, Рудакова Галина Николаевна

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем детям успешно усвоить опыт взаимодействия человека с природой и заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистическое качество в человеке. В нашем ДОУ приоритетным направлением является работа по созданию необходимых условий для непосредственного общения детей с природой и экологическому просвещению родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

график и отрывает и т. д. Выигрывает та команда, которая раньше других и верно выполнит задание. В кейсе также можно найти «Творческое задание»:

Изобразить график функции, которым можно было бы отобразить содержание одной из следующих пословиц

1. Каши маслом не ипортишь.

2. Меньше слов-больше дела.

3. Пересев хуже недосева.

Ребята обсуждают свои варианты. В конце урока предлагается тест по теме «Квадратичная функция в 3 вариантах и домашнее задание.

Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, а также возможности учеников и сочетать традиционные и интерактивные технологии обучения.

Однако, создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.

Литература

1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. - М.: ТК Велби, 2005. - 247 с.

2. Барнс Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций / Л.Б. Барнс, Р.К. Кристенсен, Э.Д. Хансен. - М.: Гар-дарики, 2000. - 502 с.

3. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. М.: ИОСО РАО, 2008.

УДК 37

Пистун Ю.В., Рудакова Г.Н.

Современный подход к воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Аннотация

Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем детям успешно усвоить опыт взаимодействия человека с природой и заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистическое качество в человеке. В нашем ДОУ приоритетным направлением является работа по созданию необходимых условий для непосредственного общения детей с природой и экологическому просвещению родителей.

I

Ключевые слова: работа с родителями, экологическое воспитание, наблюдение, экологический центр, современные подходы и методы.

""1 Дошкольное детство - ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, основы мировоззрения современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас дома - планеты Земля. В связи с этим в настоящее время нет актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание.

Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в особенности обладает большими возможностями и перспективами, благодаря тому, что формирование экологической культуры и начало её становления падает на первые 7-8 лет жизни ребёнка. Однако необходимо учитывать, что это сложный и длительный процесс, поэтому в нашем ДОУ эту работу мы начинаем с младшего дошкольного возраста.

Исходя из того что, в данный момент актуальны проблемы, связанные с воспитанием экологической

культуры, перед педагогами стоит задача поиска современных и универсальных средств экологического воспитания. Одним из таких средств являются праздники, развлечения, досуги и театральные постановки с экологическим уклоном.

Данные мероприятия способствуют эколого-эсте-тическому развитию ребёнка, помогают ему постигать мир природы через музыкальные образы, сопоставлять свои впечатления о природе с чувствами других людей, авторов музыки. Дети знакомятся с народными приметами, закличками, обрядами русского народа. Познавательно и весело проходят праздники: «День Земли», «Волшебница вода», «День цветов».

С целью создания необходимых условий, ориентированных на непосредственное общение детей с природой, и на умение ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать, в групповом помещении традиционно создаются экологические центры.

Педагогика

В качестве структурных компонентов каждого центра можно выделить следующие: различные виды комнатных растений, сезонные растительные объекты (зимний огород, тепличка для размножения черенками, календари природы, макеты природных зон, музейные и коллекционные материалы (коллекции почв, горных пород и минералов, семян, плодов, камней, коры и древесины, перьев птиц, марок, открыток, значков, репродукций пейзажей, натюрмортов).

Так же функционируют центры для организации опытно-экспериментальной работы, где находится лабораторный материал для экспериментирования (песок, земля, глина разного цвета и качества, сосуды для воды, песочница, мини-бассейн, набор игрушек к ним, материал для игр с мыльной пеной, вертушки, поролон, пенопласт, предметы для игр с тенью, а так же простейшие приборы: цветные «стёклышки» из пластмассы, лупы, микроскоп, различные часы, весы, термометры, цветные очки, магниты, безопасные красители).

Работа с детьми по экологическому воспитанию проводится не только в помещении, но и на участке. В течение ряда лет мы проводим посадку новых кустарников, плодовых деревьев, привлекая воспитанников детского сада, их родителей. На территории участка разбиты цветники, на которых растут не только многолетние растения и цветы, но и фрагменты естественных растительных сообществ (лесной, луговой, садовый уголки) и огород.

Разнообразие предметной и природной среды, которая окружает детей, посещающих наше дошкольное учреждение, позволяет использовать в работе самые различные методы: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомление с экосистемами леса, сада, работа с календарём, моделями.

Приоритет в обучении отдаётся пониманию и оценке происходящего совместной и практической деятельности воспитателя и детей. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, организации труда в природе.

Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно проводятся общие родительские собрания по вопросу экологического воспитания дошкольников. Особую ценность несёт организация природоохранной деятельности. В прошедшем учебном году в по экологическому воспитанию дошкольников проведены: акция «Собери макулатуру - спаси дерево», конкурс семейных рисунков «Ста-рооскольский дендропарк». Помимо конкурсов и акций родители помогают весной и летом в благоустройстве территории детского сада: стригут кусты, сгребают листву, окапывают деревья и кустарники, сажают цветы.

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование у детей дошкольного возраста основ экологической культуры в процессе проводимой работы, помогает им осознать свою принадлежность к окружающему миру и научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.

Литература

1. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: Вако, 2011. - 240 с.

2. Сидорчук Т.А. Планета - наш дом: Мир вокруг нас/ Т.А. Сидорчук. - М.: Лайда, 1995. - 286 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.