Научная статья на тему 'Использование кейс-методов в обучении IT-специалистов для формирования навыков продвижения сайта в сети Интернет'

Использование кейс-методов в обучении IT-специалистов для формирования навыков продвижения сайта в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
918
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кейс / Продвижение сайта / Case-study / web-site promotion

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Беспалько Анна Андреевна, Сочнева Надежда Вячеславовна

Статья посвящена методам формирования у студентов специальности «Прикладная информатика в экономике» навыков размещения и продвижения сайта в сети Интернет. Рассматриваются краткие предпосылки к становлению сетевой экономики, виды наиболее популярных экономических отношений и средства для их реализации. Приведен пример кейса по второму модулю предмета «Сетевая экономика». В качестве методологии используются кейс-методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on methods of training students specializing in applied informatics in economy to build up skills of posting and promoting websites in the Internet. The background of emergence of New economy in the Internet, the types of the most popular economic relations and means of their implementation are briefly described. An example of case-study of II Module of Internet Economy is given. Case-studies are used as methodology.

Текст научной работы на тему «Использование кейс-методов в обучении IT-специалистов для формирования навыков продвижения сайта в сети Интернет»

^ № 6(24) 2009 А. А. Беспалько, Н. В. Сочнева

Использование кейс-методов в обучении ИЧпециалистов для формирования навыков продвижения сайта

в сети Интернет

Статья посвящена методам формирования у студентов специальности «Прикладная информатика в экономике» навыков размещения и продвижения сайта в сети Интернет.

Вторую половину XX в. можно охарактеризовать как этап перехода от индустриального общества к информационному. И. Масуда в книге «Информационное общество как постиндустриальное общество» ведущей отраслью экономики видит интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться и передаваться с помощью новых коммуникационных технологий. При этом будет наблюдаться опережающее развитие сектора услуг и информации [10].

В связи с развитием и повсеместным распространением сети Интернет вводится термин «Сетевая экономика». Сетевая экономика как наука появилась не так давно и не случайно. Предпосылкой этого процесса стало развитие информационных и сетевых технологий передачи данных, которые определили развитие нашего общества, в том числе и в сфере экономической деятельности. Весь опыт предыдущих периодов был переработан в некоторые закономерности и законы, по которым сейчас развивается сетевая экономика. Любой специалист, сфера профессиональной деятельности которого находится на стыке экономики и 1Т-технологий, изучает основные принципы и правила существования в этой среде.

Приведем одно из определений: «Сетевая экономика — хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций). Технологически сетевая экономика представляет со-

бой среду, в которой юридические и физические лица могут контактировать между собой по поводу совместной деятельности»1.

Такая среда дает возможность организовать взаимодействие в режиме онлайн для партнеров, находящихся на сколь угодно дальнем расстоянии друг от друга.

Для реализации этих возможностей необходимы развитые средства — технические и программные.

Технология организации сетей на физическом уровне находится на достаточно высоком уровне, при этом не требуется значительных материальных затрат.

Программные средства общения также представлены широко — ICQ, SKYPE, E-MAIL. Однако только перечисленных средств недостаточно. Необходимы программные продукты, позволяющие непосредственно в сети оформлять заказы, покупки, договоры — в общем случае организовывать интерфейс взаимодействия субъектов экономических отношений. В качестве таких инструментов выступают сайты. Именно в виде сайтов представлена основная информация в среде World Wide Web сети Интернет. Современные возможности веб-технологий позволяют создать и внедрить в ресурс массу дополнительных сервисов, которые повышают его информативность и интерактивность. К примеру, для заверения документации вместо обычной подписи можно использовать электронную цифровую под-

Википедия — свободная энциклопедия. URL: http:/ru.wikipedia.org.

29

№ 6(24) 2009

I %

&

! а

I

«о а

>1

5 §

«о

о

6

«о §

3

«о

а %

IS

«о

0 &

€ §■

1 «о о

S

з

iS

a

sr

a a

is

£ о «0 «0 о

0

1 С

'3 £

QJ

a §

«о о

S3

i! с

пись, создавать которую позволяют специальные программные средства2.

Для успешного развития экономических отношений в глобальной сети, кроме технических и программных средств, необходима законодательная база, способная обезопасить потенциальных партнеров от мошенничества. В настоящее время законодательство развивается в этом направлении. Основными правовыми актами, регулирующими экономические отношения, организованные средствами информационных технологий, являются следующие:

• Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 8 июля 2006 г.);

• Федеральный закон от 10января 2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 8 ноября 2007 г.) «Об электронной цифровой подписи» (принят ГД ФС РФ 13 декабря 2001 г.);

• Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. №351 (ред. от 21 октября 2008 г.) «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»;

• Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 532 «О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации»;

Наиболее существенные изменения вследствие внедрения информационных и телекоммуникационных технологий происходят в торговле (электронные магазины, аукционы, торговые площадки), финансах (услуги банков, электронные деньги) и трудовых отношениях (телеработа). Это обусловлено особенностями данных отраслей. Экономика находится на этапе глобализации, что предоставляет дополнительные возможности для ведения бизнеса. Наличие технических и информационных средств позволяет обращаться к услугам (торговым, финансовым, трудовым), независи-

мо от местоположения субъектов экономических отношений.

В торговых отношениях типа Business to Customer (B2C), целью которых являются прямые продажи потребителю, интенсивность использования этой технологии зависит от степени развитости систем доставки. Те бизнес-организации, которые предоставляют пользователю наиболее удобную систему оплаты и дешевый вариант доставки, являются лидерами в сфере продаж посредством Интернета. Кроме того, приобретать товары, которые необязательно держать в руках перед покупкой, не выходя из офиса или дома значительно удобнее.

Для типа Business to Business (B2B), когда потребителем товаров или услуг является другой бизнес, появляется возможность расширения клиентской или партнерской базы, снижения затрат за счет роста возможности выбора. Электронный документооборот, современные платежные системы и наличие электронной цифровой подписи упрощают процесс заключения договоров и их реализации.

Тип отношений Customer to Customer (C2C) включает в себя обмен товарами между потребителями, при этом «посредником» между ними является сайт. В настоящее время созданы и развиваются множество сервисов, позволяющих обмениваться товарами и услугами через Интернет, что дает экономию времени и бюджета, а также расширяет круг потенциальных партнеров. К таким ресурсам можно отнести, например, социальные сети, предоставляющие возможность обмена услугами, товарами, а также аукционы.

Развитие сетевых взаимоотношений в финансовой сфере обусловлено, прежде всего, созданием электронных платежных систем, которые снимают проблемы по оплате кредитных или страховых услуг, позволяют вести брокерскую и другие виды финансовой деятельности.

Телеработа привлекает людей, не желающих зависеть от жесткого трудового графика,

2 К сожалению, на сегодняшний день в Российской Федерации использование электронной цифровой подписи «в полную силу» невозможно из-за многочисленных пробелов в законодательстве. — Прим. ред.

30

m 6(24) 2009

способных к самоорганизации. Телеработа — это способ сотрудничества, при котором работодатель и наемный работник (или заказчик и исполнитель), находясь на расстоянии друг от друга, передают и получают техническое задание, результаты труда и оплату при помощи современных средств связи3. Благодаря этому появляется возможность стать удаленным сотрудником фирмы, географически расположенной в любой части света, что может способствовать как экономии времени, так и росту благосостояния.

Как уже было сказано выше, одним из наиболее распространенных средств, используемых для организации взаимодействия участников рынка через Интернет, являются сайты. Сайт представляет собой структурированный набор гипертекстовых страниц единой тематики, связанных между собой гиперссылками.

Сайты классифицируются по уровню сложности и по назначению.

Сайт-визитка. Включает в себя небольшое количество веб-страниц (до 10) и является информационным сайтом. Как правило, такой сайт содержит информацию о деятельности организации, о предлагаемых услугах и/или продуктах, контактную информацию. Он не предусматривает возможности взаимодействия клиента с владельцем, кроме как через указанные контакты — электронная почта, телефоны, реальный адрес. Такого рода сайт по воздействию можно сравнить с рекламными щитами, плакатами, рекламой в прессе. В настоящее время уровень пользования Интернетом в России еще не достиг таких высот, чтобы подобные сайты давали ощутимый приток клиентов.

Корпоративный сайт. Представляет собой базовый сайт для малого или среднего бизнеса либо профессиональный корпоративный сайт для крупной организации. Обратная связь может быть реализована посредством заполнения анкет, форм или использования электронной почты. Этот тип сайта включает в себя не только информацию о фирме для по-

требителя, но и некие внутренние корпоративные функции, которые доступны лишь авторизованным пользователям. Возможен и вариант работы зарегистрированных пользователей — клиентов или партнеров по бизнесу. В основе создания такого сайта лежит система управления контентом (CMS — Content Management System).

Промосайт. Сайт представляет конкретный продукт или услугу. Прямое назначение сайта — реклама и продвижение. От сайта-визитки отличается тем, что рекламирует товар, в то время как визитка предназначен для рекламы организации.

Интернет-каталог. Содержит информацию о продукции организации в виде каталога. Продукция представляется в детальном виде с полным описанием.

Интернет-магазин. Это электронная витрина с системой электронных платежей. Включает в себя корзину, возможность заказа и оплату. Фактически представляет собой интернет-каталог с возможностью покупки.

Отдельно следует отметить системы управления контентом. CMS позволяют управлять текстовым и графическим наполнением вебсайта, предоставляя пользователю удобные инструменты хранения и публикации инфор-мации4, дают возможность создавать сайт и динамично управлять его содержимым. В настоящее время CMS являются популярным средством создания сайтов, так как их использование не требует специальных знаний. Они позволяют, как из кубиков, строить свой информационный ресурс для сети Интернет, подбирая структуру и дизайн, а также динамически менять содержимое уже готового ресурса, не обращаясь к программному коду веб-страниц. Для создания и сопровождения динамического сайта такие системы незаменимы.

Как правило, крупные сайты заказываются в специализированных фирмах, которые также создают логотип компании, проектируют дизайн сайта и т. д.

8

8

с

3 Википедия — свободная энциклопедия. URL: http:/ru.wikipedia.org.

4 Там же.

31

№ 6(24) 2009

I %

&

! а

I

«о а

>1

5

is

«о

о

6

«о §

3 «о а a

IS §

«о

0 &

€ §■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 «о о

S a

iS

a

sr

a a

is

£ о «0 «0 о

0

1

vL»

'3 £

QJ

a

iS «0 о

S3

is

с

Веб-сайт является основным средством для организации сетевых взаимоотношений, как экономических, так и социальных. Но его созданием внедрение организации в сферу сетевой экономики не заканчивается. Цель сайта — предоставить информацию об организации. Чтобы сайт функционировал согласно назначению, его необходимо разместить в сети Интернет, зарегистрировать в наиболее популярных поисковых системах, найти способы повысить его рейтинг.

В рамках предметов «Разработка веб-приложений», «Информационные системы в гостиничном менеджменте и туризме», «Информационные системы в банковском деле», «Мировые информационные ресурсы», «Компьютерная веб-графика» студенты специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике» получают навык разработки сайтов в различных областях экономической сферы деятельности.

К моменту начала изучения предмета «Сетевая экономика» студенты имеют большой багаж знаний о технологиях создания веб-ресурсов. Сюда относится и проектирование дизайна сайта, и написание кода средствами DHTML, JavaScript, PHP с использованием СУБД MySQL, XML и XSLT. В качестве сферы применения рассматриваются банковские отрасли, страховые компании, гостиничный и туристический бизнес, торговля (электронный магазин). В рамках предмета «Информационная безопасность» рассматриваются средства и методы защиты информации.

Все полученные ранее знания аккумулируются и обобщаются в курсе «Сетевая экономика». Первый модуль посвящен обзору технологий и возможностей сетевой экономики. Рассматриваются законы сетевой экономики, виды сетевого бизнеса, элементы сетевой экономики в «обычном» бизнесе, а также сопутствующие темы, например системы оплаты и способы защиты процесса организации экономических взаимоотношений. При наличии такого объема накопленных знаний в одной предметной области, а также учитывая твор-

ческий характер дальнейшей работы, самым эффективным мы считаем дальнейшее использование кейс-методов обучения.

В рамках второго модуля предмета «Сетевая экономика» нами разработан кейс по исследованию процедуры регистрации и раскрутки сайта.

Кейс-метод обучения — это метод анализа ситуаций. Студентам предлагают некую практическую ситуацию, реальную или смоделированную, решение которой требует обобщения и использования всех предыдущих знаний и умений.

Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативные точки зрения и аргументированно высказать свою5.

Построение кейса было реализовано таким образом, чтобы он удовлетворял следующим требованиям.

• При решении поставленной проблемы студент должен использовать знания и умения, полученные ранее в данной предметной области. Для этого каждое задание кейса строится с учетом ранее пройденного материала. Например, умение создавать различные сайты, знание их «обратной стороны» дает более глубокое понимание, какого вида сайт необходим в данном случае. Для описания процесса размещения сайта в сети Интернет необходимо знание устройства и функционирования сети (понятия хостинга, доменного имени, провайдера и т.д.). Умение использовать мета-теги является необходимым условием для понимания процедуры регистрации сайтов, так как в них указывается основная информация для поисковых систем и роботов. Обязательным является навык организации поиска в сети Интернет, структурирование и анализ найденной информации.

• Основные материалы должны быть компактны, кратки и информативны. В качестве дополнительных материалов можно предло-

5 Кейс-метод. Проект Управления образовательных и культурных программ Государственного Департамента США. УК1_: http:Zwww.casemethod.ru.

32

№ 6(24) 2009

жить литературу, ссылки на ресурсы сети Интернет. Однако их количество должно быть ограничено только самыми существенными. Все, что понадобится сверх данных материалов, студенты могут найти самостоятельно. Все предложенные ресурсы должны строго соответствовать тематике кейса.

• Должна присутствовать организация самостоятельной работы студента. Необходимо точно и лаконично перечислить те вопросы, которые студенты должны проработать самостоятельно. Пример этих вопросов приведен в табл. 1.

• Роль преподавателя ограничивается постановкой задачи и проверкой результатов. Однако преподаватель должен быть готов задать наводящие вопросы с целью направить работу студентов в правильном направлении. Для этого необходимо постоянно отслеживать промежуточные результаты работы студенческих групп.

Основные цели разработанного кейса:

• анализ различных видов сайтов с точки зрения целей выхода в Интернет организацией;

• изучение процесса размещения сайта в сети Интернет;

• знакомство с процедурой регистрации сайта в различных поисковых системах;

• планирование процесса раскрутки сайта.

Задание рассчитано на группу студентов

из 4-6 человек. Преподаватель выступает в качестве заказчика информационного ресурса. Каждая группа получает «заказ» от организации на создание и продвижение сайта.

Студентам предлагается решить следующие задачи.

• Проанализировать возможные типы сайтов и определиться с видом сайта. Выбор необходимо обосновать. Материал по организации предлагает преподаватель. В зависимости от времени, отведенного на модуль (в том числе и часов для самостоятельной работы), в задание можно включить разработку дизайна, структуры сайта. Если же предполагается, что будет выбран сайт-визитка или промо-сайт, то студенты должны создать и представить ресурс. В некоторых случаях можно воспользоваться уже готовыми наработками из курса «Разработка веб-приложе-

ний», по итогам которого студенты защищали курсовую работу по созданию электронного магазина. Это позволяет студентам самостоятельно выбрать тематику, соответственно, ресурс может относиться к любой отрасли экономики: продажа техники, мобильных телефонов, свадебных аксессуаров, услуг по оформлению зала и т. д.

• Определиться с затратами на создание сайта. Студенты должны назвать конкретную сумму, которую заказчик должен заплатить за созданный сайт. Следует обосновать каждую статью затрат. Приведем примерный список статей: верстка страниц текста при различных условиях (в цифровом или печатном виде, с таблицей); вставка графического элемента; разработка дизайна; создание логотипа; создание баннера; добавление модулей; оптимизация сайта под поисковые системы. Список зависит от типа сайта, выбранного студентами. Однако следует учитывать, что оптимизация сайта для дальнейшего продвижения обычно производится при его создании — это и дешевле, и быстрее, чем создание сайта, а затем его дальнейшая переработка.

• Определиться с затратами на поддержание сайта. Поддержание сайта в рабочем состоянии, как правило, включает в себя постоянный мониторинг его состояния, проведение технических работ, отслеживание позиций сайта в поисковых системах, мониторинг и при необходимости замена ключевых слов, обновление текстов, новостей. Необходимо сделать вывод о том, целесообразно ли содержать веб-дизайнера как штатную единицу, следует ли платить отдельно за каждое обновление информации или имеет смысл нанять специалистов, которые оказывают весь комплекс услуг, — это может быть фирма или фрилансер. В случае последнего варианта выбрать фирму и обосновать выбор.

• Проанализировать предложения различных фирм, предлагающих платный и бесплатный хостинг сайта и определиться с наиболее выгодным для конкретного случая вариантом. При этом следует учесть вид сайта и уровень организации, так как при дальнейшем продвижении бесплатный хостинг сыграет отрицательную роль. Вывести

8

в

с

33

№ 6(24) 2009

§ % &

! a

I

«о a

>i

S3

5

«0 »о

о

6

«0 g

5 «a a а

IS iS

«о

0

6

€ §■

1 «о о

s

з

iS

а »

а а

is

£ о «о «о о

0

1 S vL» '3

S

а

iS

«о о

S3

is

с

на должный реитинг в поисковой системе сайт, размещенный на бесплатном сервисе narod.ru, практически невозможно.

• Создать паспорт сайта. Студенты должны определиться, какие данные включает в себя паспорт сайта, определить ключевые слова, описание сайта.

Ключевое слово — слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст6. Ключевые слова используются для поиска ресурса поисковыми системами.

На данном этапе студенты определяются со способами размещения ключевых слов на странице (авторское выделение, мета-теги), способами выбора ключевых, слов (по смыслу, наиболее часто встречающиеся слова), принципами оформления ссылок, знакомятся с понятиями релевантности поиска, плотности ключевых слов, частотности запросов, конкурентности запросов, семантического ядра, перечнем внутренних факторов, влияющих на положение сайта в результате поиска в поисковой системе.

Для выбора ключевых слов необходимо выяснить статистику запросов для различных поисковых систем: Яндекс, Google, Rambler, Поиск@МаИ.ш, Апорт. При создании описания сайта студенты должны учитывать, что содержимое тега description может отображаться поисковыми системами как текст под ссылкой на сайт в выдаче, т. е. не следует в описание включать перечень ключевых слов, это должен быть связанный удобочитаемый текст. Кроме ключевых слов паспорт должен включать в себя описание целевой аудитории, описание сайта, цели и задачи сайта, адрес, название, информацию о разработчике.

• Описать процесс размещения сайта в глобальной компьютерной сети. Здесь необходимо найти возможности платной и бесплатной регистрации в поисковых системах, ознакомиться с процессом регистрации сайта. Студенты осваивают термины «индекс цитирования сайта», «тематический индекс цитирования» (тИЦ — технология поисковой машины «Яндекс»), «взвешенный индекс цитирования»,

«Page Rank» (алгоритм расчета авторитетности страницы, используемый поисковой системой Google). Основные поисковые системы, для которых студенты должны описать процесс регистрации ресурса, — это Яндекс, Google, Rambler, Поиск@МаП.ги, Апорт.

• Создать регистрационную карточку. Она должна быть унифицированной и содержать информацию, достаточную для регистрации сайта на любом из выбранных поисковых серверов. В результате выполнения предыдущего задания студенты уже имеют представление о составе регистрационной карточки для разных поисковых систем.

На данном этапе им следует создать унифицированную регистрационную карточку, которая в дальнейшем будет частью документации сайта. Как правило, она включает в себя: адрес ресурса, название ресурса, владельца ресурса, электронную почту владельца, ключевые слова (255 символов), краткое описание ресурса (160 символов), подробное описание ресурса (300 символов), адреса «зеркал» сайта, перечень рубрик для каталогов.

• Описать процесс регистрации в региональных ресурсах. Студенты должны ознакомиться с сетевыми ресурсами выбранного региона и процессом регистрации в них.

• Предложить алгоритм раскрутки сайта: реклама, доски объявлений, сообщения на форумах. В данном разделе студенты знакомятся с понятием поисковой оптимизации (Search Engine Optimization), с перечнем внешних факторов, влияющих на положение сайта в результате поиска в поисковой системе — размещение ссылок на ресурс, регистрация в каталогах, на досках объявлений и т. д. Студенты должны найти ресурсы по продаже ссылок, определиться с их количеством, ценой. Необходимо описать процесс регистрации в нескольких каталогах. Также следует выяснить, какие программы позволяют осуществлять автоматическую регистрацию в каталогах. К таким программам относится, например, AllSubmitter. Интересно, если студенты выбирают в качестве методов раскрутки сайта методы «черной» оптимизации — это дает

6 Википедия — свободная энциклопедия. URL: http:Zru.wikipedia.org.

34

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

Структура кейса

№ Название задачи Время аудиторной работы, час Время самостоятельной работы, час Содержание аудиторной работы Содержание самостоятельной работы Результат выполнения задачи

1 Анализ и выбор типа сайта 1 4 Поиск информации, обсуждение, выбор типа сайта Создание сайта Сайт. Обоснование выбора

2 Определение затрат на создание сайта 1 2 Поиск информации, анализ найденной информации, выбор способа создания, обсуждение результатов, выбор итоговой цифры Написание обоснования выбора, оформление результата по пунктам затрат Итоговая сумма по статьям затрат, обоснование

3 Определение затрат на поддержание сайта 1 2 Поиск и анализ информации, выбор способа поддержки, определение суммы затрат Написание обоснования выбора, оформление результата по пунктам затрат Итоговая сумма по статьям затрат, обоснование

4 Выбор хостинга и доменного имени 1 0 Подбор хостинга Информация о хостинге, доменном имени, стоимости. Обоснование выбора

5 Создание паспорта сайта 1 5 Определение данных, которые включает паспорт сайта. Подбор ключевых слов. Составление паспорта сайта Поиск информации для анализа (к занятию). Изменение сайта в соответствии с полученными результатами (размещение ключевых слов, содержимое тега description ит. д.) Паспорт сайта

6 Описание процесса размещения сайта в глобальной компьютерной сети 2 2 Посещение сайтов поисковых систем, знакомство с процессом регистрации, отбор данных для регистрации Знакомство с терминами по теме из глоссария. Поиск контрольных цифр по коэффициентам (т1/1Ц, Page Ranl<. Оформление результата Значения коэффициентов для выбранного сайта. Описание процесса регистрации

А. А. Беспалько, Н. В. Сочнева

Использование кейс-методов в обучении П-специалистов для формирования навыков продвижения сайта в сети Интернет

Окончание табл.

№ Название задачи Время аудиторной работы, час Время самостоятельной работы, час Содержание аудиторной работы Содержание самостоятельной работы Результат выполнения задачи

7 Создание регистрационной карточки 1 2 Обсуждение результатов самостоятельной работы, формирование карточки Выбор информации, включаемой в карточку. Составление каждым членом группы описания сайта Регистрационная карточка

8 Описание процесса регистрации в региональных ресурсах 1 1 Описание процесса регистрации в выбранных региональных ресурсах Поиск региональных ресурсов Перечень ресурсов, описание регистрации

9 Разработка алгоритма раскрутки сайта 2 4 Анализ полученной информации. Разработка алгоритма. Оформление результатов Изучение терминов по теме из глоссария. Знакомство с программами автоматической регистрации. Поиск каталогов, досок объявлений Полный алгоритм раскрутки сайта с перечислением используемых средств и ресурсов. Итоговая стоимость процесса

10 Поиск баннерообменных сетей по тематике сайта 1 0 Поиск баннерообменных сетей, принятие решения о целесообразности участия. В случае решения вставки баннера, определение способа создания и цены Перечень сетей. Обоснование выбора

11 Формирование итогового бюджета 1 0 Формирование таблицы итогового бюджета по статьям расходов и расчет общей суммы Бюджет создания и регистрации

12 Подготовка презентации 1 2 Окончательное оформление презентации Определение пунктов доклада, создание аналитической записки, оформление презентации Презентация. Аналитическая записка

13 Представление итогов работы 2 0 Защита результатов, ответы на вопросы, дискуссия

№ 6(24) 2009

возможность для обсуждения различных подходов к оптимизации и обзору санкций различных поисковых систем.

При наличии учебного времени преподаватель сам может предложить одной из групп использовать несколько подобных методов с целью дальнейшего обсуждения со всеми: например, невидимый текст, использование популярных ключевых слов, не имеющих отношение к сайту.

• Определить целесообразность вступления в баннерообменную сеть. Необходимо выяснить, существуют ли баннерообмен-ные сети по предложенной тематике и, если да, следует ли в них вступать. Основными терминами являются: «рекламная площадка», «бан-нер», «баннерная сеть», «рекламная сеть». Студенты должны рассмотреть структуру рекламной сети: механизм показов, интерфейс для размещения рекламных материалов, сбор статистики.

В качестве литературы предлагаются глоссарий основных терминов, ссылки на сайты, содержащие информацию об оптимизации (например, ht:tp:/www.devnotes.ru/index.ht:m, ht:tp:/www.raskru.ru), методические указания по выполнению кейса.

Приведем пример структуры кейса для модуля объемом 40 часов, из них 16 часов аудиторных, и 24 часа самостоятельных (см. табл. 1).

По итогам задач № 2, 3, 4, 6, 9, 10 должен быть сформирован бюджет на создание и продвижение сайта.

Общая учебная группа разбивается на 3-4 команды по 4-6 человек. Основными результатами работы являются: аналитическая записка, включающая в себя итоговые результаты по каждой задаче, и презентация.

Время на презентацию выполненной работы регламентировано (выступление — 5 минут, обсуждение — 20-25 минут). Оставшееся время выделяется для дискуссии и подведения результатов.

Итоговая оценка каждого участника группы формируется в зависимости от общей оценки работы и весового коэффициента участия. Коэффициент участия определяет руководитель группы, выбранный в самом начале проекта.

Тематика предлагаемых сайтов разнообразна: продажа цветов, производство плетеной мебели, услуги по проведению домашних и корпоративных праздников и т. д.

В ходе выполнения данного задания студенты поэтапно пройдут все шаги по регистрации и раскрутке сайта в сети Интернет.

В качестве заключения следует отметить, что умение не только создать сайт, но и представить его в глобальной сети является очень важным для специалиста в области веб-технологий. А для получения этих навыков использование кейс-методов является самым оптимальным и продуктивным способом.

8

1 с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Попов А. Информационная ценность торговых марок в Интернете. URL: http:Zrvles.ieie.nsc.ru/ parinov/brand-popov.htm.

2. Забурдавв В. Ю. Логистика электронной торговли. URL: http:Zrvles.ieie.nsc.ru/parinov/e-trade.htm.

3. Коломивц С. Раскрутка сайтов: учебное пособие для начинающих. Version 2.0. URL: http:/ www.raskru.ru.

4. Паринов С. Масштабы и размеры экономики на Интернете. URL: http:Zrvles.ieie.nsc.ru/parinov/ in-scal.htm.

5. Паринов С. Обзор основных Интернет-технологий. URL: http:/rvles.ieie.nsc.ru/parinov/in-tech.htm.

6. Паринов С. Обзор социально-экономических приложений Интернет-технологий. URL: http:/ rvles.ieie.nsc.ru/parinov/in-pril.htm.

7. Паринов С. Экономическая новизна сети Интернет. URL: http:Zrvles.ieie.nsc.ru/parinov/in-new.htm.

8. Поисковое продвижение сайта MATIK— продвижение сайтов. URL: http:Zseo-matik.ru.

9. Попов А. Если фирма не сегментирует рынок, Интернет это сделает сам. URL: http:/ rvles.ieie.nsc.ru/ parinov/popovl.htm.

10. Чврнов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. URL: http:/www.Nbrary.cjes.ru/online/?bid558.

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.