Научная статья на тему 'Информационные технологии и новый тип взаимоотношений акторов рынка информационного посредничества в сетевой экономике'

Информационные технологии и новый тип взаимоотношений акторов рынка информационного посредничества в сетевой экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / НЕЙМИНГ / БИЗНЕС В ИНТЕРНЕТ / NETWORK ECONOMY / INFORMATION MEDIATION ON THE INTERNET / NAMING / BUSINESS ON THE INTERNET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мироненко Н. В.

В статье рассмотрены и охарактеризованы виды информационного посредничества в сети Интернет, изучены трансформационные процессы хозяйствующих субъектов в направлении их дематериализации в сетевой экономике, что обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество акторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY AND THE NEW TYPE OF RELATIONSHIP OF ACTORS MARKET INFORMATION CLEARING IN THE NETWORKED ECONOMY

In the article and described types of information mediation Internet, studied the transformation processes of economic entities in the direction of dematerialization in the networked econom, that provides a sustainable competitive advantage actors.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии и новый тип взаимоотношений акторов рынка информационного посредничества в сетевой экономике»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Н.В. МИРОНЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и управление народным хозяйством» ГОУ ВПО «ОРАГС»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЙ ТИП ВЗАИМООТНОШЕНИЙ АКТОРОВ РЫНКА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА В СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье рассмотрены и охарактеризованы виды информационного посредничества в сети Интернет, изучены трансформационные процессы хозяйствующих субъектов в направлении их дематериализации в сетевой экономике, что обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество акторам.

Ключевые слова: сетевая экономика, информационное посредничество в сети Интернет; нейминг; бизнес в Интернет.

Информатизация финансовых рынков и предприятий связана с развитием информационной рабочей силы. Во-первых, отношения сотрудников с компанией построены по сетевому принципу. Это сопровождается возрастанием доли работы, выполняемой в рамках участия в определенных проектах в форме самозанятости, временной работы (консультативной или частичной) и работы с неполной занятостью. Во-вторых, большинство рабочих мест требует некоторых навыков и квалификации в информационных технологиях. И, в-третьих, внутри рабочей силы создатели информации (символов) все более становятся теми, от кого зависит экономический рост.

В современных условиях в связи с развитием глобальных информационных и коммуникационных технологий формируется новая экономическая среда — «сетевая экономика».

В последние десятилетия ответом организаций во всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованной, координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний («внутренние рынки») вызвало к жизни новый тип структур — сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды.

Ряд экономистов активно используют термин «сетевая экономика» (network economy) [3]. Приведем определение, которое дается в Европейской Комиссии по развитию электронной области. Это «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [4, с. 73]. Многие экономисты считают, что возникновение сетевой экономики обусловлено главным образом развитием Интернета и информационных технологий [1, 2].

© Н.В. Мироненко

Написание отзыва

Рисунок 1 - Виды информационного посредничества

Посредничество - один из способов заработка в Интернет, предназначенный для активных и коммуникабельных людей, выступающих в качестве посредника в Интернет при совершении какой-либо сделки, покупки товара или услуги.

Прибыль посредника в Интернет - это разница между стоимостью покупки и стоимостью продажи. Размер комиссии устанавливается самостоятельно. В среднем рекомендуют 5-30% от суммы сделки, в зависимости от объема предстоящей работы.

Бизнес в Интернете, как и заработок на собственном сайте, достаточно разнообразен, но наиболее распространены три основных вида информационного посредничества:

- предоставление услуг (например, написание

исследовательских работ);

- продажа товара (например, DVD дисков с

фильмами и музыкой);

- размещение рекламы на сайте.

По мнению большинства экспертов, большую часть прибыли от сайта приносит реклама, наиболее распространены контекстная, скрипт Интернет-магазина, продажа статей, продажа ссылок, написание статей на заказ.

Контекстная реклама - на сайте размещается код одной из систем контекстной рекламы Рунета, Yandex, Direct, Google, Adsense или Rambler Begun. После этого на сайте будут транслироваться объявления, близкие по тематике с информационным ресурсом. За переход каждого посетителя по объявлению на другой сайт часть прибыли от рекламы этого ресурса получает его владелец. Основную часть, большую, получает поисковая система.

Интернет-магазин, через сервис sotmarket устанавливается на сайте скрипт Интернет-магазина. Привлекая посетителей в Интернет-магазин и

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

продавая различные товары, формируют часть прибыли магазина от продажи. Плюсы этого способа заработка установкой Интернет-магазина на сайте: подробная статистика каждого заказа и удобный магазин-трансформер, который можно встроить в любой шаблон сайта.

Продажа статей - основана на регистрирации на бирже статей Нех. Сайт добавляется в систему, в настройках указывается цена, название адреса страниц, на которых планируется продать статьи. После подтверждения заявки рекламная статья со ссылкой на сайт рекламодателя появляется на ресурсе. Данный способ увеличивает посещаемость за счет поисковых систем, которые индексируют текст статей и поднимают позиции сайта в выдаче по различным запросам пользователей.

Продажа ссылок - необходимо скопировать код системы, где будут размещаться ссылки, и назначить стоимость продажи ссылок. Ссылки рекламодателей будут появляться на сайте автоматически. Так же автоматически начисляются деньги за ссылки, система не позволяет реламодателям вставлять в коды ссылок лишние скрипты и теги.

Партнерская программа - предоставляет возможность заработать не только на продаже ссылок, но и на привлечении в систему других вебмастеров или рекламодателей. Как правило, выплачивается 3-5, 5% от всех заработанных (или потраченных) привлеченными участниками средств.

Так же популярно написание статей на заказ с их последующим размещением у себя на ресурсе. Данный способ по смыслу примерно похож на заработок продажей статей, за исключением того, что статьи пишутся самостоятельно.

Наиболее распространенный способ среди пользователей сети Интернет менее трех-пяти лет просмотр оплаченных сайтов, оплаченных электронных писем и организация высокой посещаемости для определенных Интернет-ресурсов. Оплата производится с помощью различных систем электронных платежей, на основе безлимитного Интернета. Данный вид бизнеса высокорискован, так как не всегда производится оплата.

Достаточно популярен такой вид бизнеса в Интернет, как предоставление текстовых услуг, которое охватывает написание информационных, рекламных, продвигающих текстов для сайтов, описаний товаров в Интернет-магазинах, заполнение новых ресурсов статьями, форумов-постами.

Появилось и такое направление бизнеса в информационном посредничестве, как фрилансеры. Это люди, работающие с текстом, они хорошо владеют словом, прекрасно знают правила грамматики, орфографии и стилистики, обладают большим словарным запасом. Они пишут стихотворения к праздникам, тексты песен и так далее. Однако не стоит путать фрилансера с копирайтером. Копирайт - это написание авторских статей, информационных или рекламных, как правило, содержащих указанные заказчиком ключевые слова и словосочетания. Также распространен рерайтинг, который можно охарактеризовать как переписывание чужих текстов.

Многим крупным организациям по всему миру, занимающимся производством каких-либо товаров или оказывающим различного рода услуги, интересно мнение людей об их продукции. Прежде чем запустить в производство ту или иную продукцию, компании пытаются узнать мнение населения и проводят опросы в Интернет. Для этого они обращаются в сервисы, проводящие подобного рода платные Интернет-опросы, и заказывают анкетирование на различные темы: культура, автомобили, Интернет, компьютеры, фирмы и т. д. Все зависит от специфики компании, которая заказала Интернет-опрос. По результатам платного опроса компания принимает решения по поводу производства и продвижения продукции на том или ином рынке. Большинство наиболее серьезных и известных сервисов по работе с опросами производят оплату не сразу и почтовым переводом.

Парковка домена (паркинг домена) - возможность использования домена без сайта, заключающегося в перенаправлении пользователя с домена на рабочий сайт. Паркинг доменов в России -совсем молодой вид Интернет-заработка, он стал развиваться с 2007-2008 годов, а в остальном мире он получил развитие несколькими годами раньше. Основная причина развития такого бизнеса кроется в том, что в мире зарегистрированы миллионы доменов, которые не используются, а попросту пылятся в кладовке и ждут окончания своего срока регистрации.

Существует коммерческая парковка (с использованием специальных сервисов, позволяющих зарабатывать на этом) и парковка для повышения посещаемости своих сайтов (такую функцию поддерживают практически все хостинги, эта услуга бесплатна и не оказывает влияния на стоимость

хостинга). Парковка домена входит в десятку самых популярных и перспективных удаленных способов заработка в Интернет, являясь активно развивающимся бизнесом1.

Паркинг домена отличается от киберсквоттин-га тем, что владельцу сайта нет необходимости постоянно искать клиентов для продажи посещаемых доменов. Как минус, напомню о том, что ежегодно владельцу нужно продлевать регистрацию всех паркуемых доменов. Продление регистрации одного домена в зоне RU составляет 450 рублей.

Оплата через СМС различных товаров или услуг как для покупателя, так и для продавца - это достаточно удобный способ оплаты, даже учитывая проценты комиссионных, которые выплачиваются за пользование услугой. Но в связи с этим появилось множество помощников в Интернет. Кроме явного мошенничества в проведении таких сделок есть множество подводных камней, о которых стоит помнить. Например, то, что сегодня оплата через СМС услуг или товаров достаточно завышена.

Нейминг - это процесс сочетания уникальных и ярких слоганов (брендов) названий фирм или организаций, который заканчивается регистрацией товарного знака. Основная задача нейминга - это создание конкурентного и ликвидного названия.

По нашему мнению, рынок информационного посредничества активно развивается, формируя новые сегменты сетевой экономики. В сегментах рынка информационного посредничества формируются новые особые экономические категории, в которых отражаются новые механизмы взаимодействия между субъектами хозяйствования. Обусловлены эти отношения глобальным характером связей, таких как появление новых «сетевых форм организаций», а также коллективное взаимодействие, и формирование на их основе процессов управления и координации сети, осуществляемых не из единого властного центра.

Как видно из перечисленных типов информационного посредничества, в сети Интернет происходит правовая трансформация и развитие новой интеллектуальной формы собственности на информационный продукт.

Также один из важных факторов развития новых форм информационного посредничества - это высокие темпы экономических и социальных изменений. М. Кастельс определяет сетевую экономику как скоростную экономику. Сетевая структура, по мнению М. Кастельса, есть комп-

лекс взаимосвязанных узлов, которые представляют собой центры - социальные, экономические, политические2.

На уровне структуры компаний информационные предприятия повышают свою производительность, прибыли и рыночную стоимость, организуя себя (в глобальном масштабе) как сети, применяя информационные технологии и все более сосредоточиваясь на операциях с информацией (символами). Это касается отношений компаний с их наемным персоналом, клиентами и финансовыми рынками. Для наемных работников управление, инновации и производство организованы как глобальные сети, которые можно координировать с помощью компьютерных сетей. Результатом стало предприятие, которое внутренне состоит из относительно автономных подразделений, связанных в единую сеть для выполнения проектов. Внешне предприятия вместе со своими поставщиками связаны в сеть, которая соответствует разнообразным и изменяющимся потребностям проектов. Кроме того, предприятия объединяют силы с другими, равными им по масштабам предприятиями, что позволяет максимизировать усилия. Продуктом во все возрастающей мере является обработка символов: технология обработки символов (информационная технология), сама обработка символов (например, медийные продукты).

Распространение сетевых форм организации кооперационных связей было следствием двух важных процессов: с одной стороны, быстро растущей дифференциации рыночного спроса и соответствующего приспособления производства к индивидуализированным потребностям; а с другой - широкого внедрения в хозяйственную практику информационных и телекоммуникационных систем.

Сегодня все большее количество фирм включается в процесс использования тех преимуществ, которые дают новые технологии, создавая внутрифирменные сети (Интернет).

Использование новых информационных технологий, Интернета в сетевом бизнесе существенно изменило систему оценки бизнеса и его показателей. Ранее ведущими были критерии потенциального роста, величины оборота и доли компании на рынке. В условиях развития сетевой Интернет-экономики ведущими становятся такие показатели, как рост пользователей; отношение рыночной стоимости к числу пользователей; отношение рыночной стоимости к возможной доле на рынке.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Примечания

1 Что такое парковка домена и как её использовать [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://statiami.com/ parkovka-domenov-eto.php

2 Кастельс М. Становление общества сетевых структур Новая индустриальная волна на Запале, 1997. - С. 2. (С. 469-478 в издании Blackwcll Publishers.)

1. Куперман В. Г. Сетевая экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа. -http://www.infeconomy.ru/theory/ 262-2010-05-04-11-06-54.html

2. Бугорский В.Н. Сетевая экономика. - М., 2008. - 254 с.

3. Смит Б. Европа в век Интернета [Электронный ресурс]. Режим доступа. -http://www.midas.gr/index_en.htm

4. Паринов С.И., Яковлева Т.И. Экономика 21 века на базе Интернет-технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа. - http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/economy21.htm

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкара-

INFORMATION TECHNOLOGY AND THE NEW TYPE OF RELATIONSHIP OF ACTORS MARKET INFORMATION CLEARING IN THE NETWORKED ECONOMY

In the article and described types of information mediation Internet, studied the transformation processes of economic entities in the direction of dematerialization in the networked econom, that provides a sustainable competitive advantage actors.

Key words: network economy, information mediation on the Internet, naming, business on the Internet.

Библиографический список

тана. - M.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

N.V. MIRONENKO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.