ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ БИОЛОГИИ
Макарова Ольга Борисовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск), e-mail: [email protected]
Галкина Елена Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (г. Красноярск), e-mail: [email protected]
Иашвили Мириан Вахтангович
Кандидат биологических наук, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-75-82
Аннотация:
В статье рассматривается использование кейс-метода на уроках. Составлен обзор классификаций кейсов, применяемых при организации образовательной деятельности по биологии. Определено содержание, этапы, характеристика умений, результаты учебного исследования и проекта. Предложено методическое сопровождение и материально-техническое ресурсное оснащение процесса обучения. Приведены результаты педагогического эксперимента на примере использования кейс-метода на уроках биологии в 6-8 классах. Приведены примеры организации учащихся по разработке кейсов. Доказана эффективность апробации применения кейсов на учебных занятиях по биологии в основной общеобразовательной школе. Описанная характеристика организации и проведения уроков с использованием кейс-метода может быть применена в практике учителей общеобразовательных школ при изучении биологии, педагогов системы дополнительного образования естественно-научной направленности.
Ключевые слова: описание кейсов, процедура решения кейса, разработка кейсовых заданий, использование кейс-метода.
USING THE CASE METHOD IN A MODERN BIOLOGY LESSON Makarova Olga Borisovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk), e-mail: [email protected]
Galkina Elena Alexandgovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk state pedagogical
University them. V. P. Astafyev (Krasnoyarsk), e-mail: [email protected] Iashvili Mirian Vahtangovich
Candidate of Biology Sciences, Associate Professor, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-75-82
Abstracts:
The article discusses the application of the case method in the classroom. An overview of the classifications of cases used in the organization of educational activities in biology has been compiled. The content, stages, characteristics of skills, results of educational research and project are determined. Methodological support and material and technical resource equipment of the learning process are proposed. The results of a pedagogical experiment on the example of using the case method in biology lessons in grades 6-8 are presented. Examples of organizing students to develop cases are given. The effectiveness of the approbation of the use of cases in biology classes at the basic secondary school has been proved. The described characteristics of the organization and conduct of lessons using the case method can be applied in the practice of teachers of secondary schools in the study of biology, teachers of the system of additional education of natural science orientation.
Keywords: case description, case solution procedure, development of case tasks, use of case method.
По условиям требований нового ФГОС ООО педагогу необходимо создать у обучающихся прочное развитие мотивации и организации к учению, осознанному проектированию индивидуального образовательного маршрута на основе ориентировки в мире современных профессий [8]. Исходя из этого, существует проблема несоответствия действующей организации урока требованию современных реалий. История, классификация и особенности кейс-метода подробно описаны в педагогических статьях Адониной Н.П. Ветрила Е.В., Гаджикурбановой Г.М., Горленко Н.М., Гудовой Е.Ю. и др. [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8].
Цель педагогического исследования состояла в разработке уроков биологии средствами кейс-метода, отвечающим требованиям ФГОС ООО, повышающим внимание и мотивацию учащихся.
Теоретическое изучение проблемы использования кейсов в образовательном процессе позволило установить его составляющие и их качественные характеристики. Руководствуясь сущностными признаками кейсов, учетом их многообразие, составили единую классификационную общность (Таблица 1).
Адаптируя методические материалы по составлению и решению кейсов для школьников, предлагаем использовать следующую процедуру (технологию) составления кейса: 1) постановка проблемы; 2) изучение материалов кейса; 3) анализ содержания кейса; 4) выводы по данной проблеме.
Поиск ответа на кейс на уроке биологии состоит их нескольких фаз:
I фаза. Ознакомление со сложившейся проблемой, её характеристикой.
II фаза. Определение причины и условий описанной ситуации, установление реальных ресурсов для ее решения.
III фаза. Обозначение пошаговых процедур решения ситуации.
IV фаза. Прогнозирование последствий принятия решения.
V фаза. Результат и выводы - предложение многовариантных способов решений, предотвращение рисков, механизмы их предотвращения.
Использование кейса на уроке биологии может быть направлено на умения анализировать, сравнивать и конструировать ситуации разных типов и на применение знания в нестандартной жизненной ситуации. Были разработаны уроки с использованием кейсов для 5-6 классов по темам: строение тканей, размножение и распространение растений и строение грибов. Для 7 классов по темам: строение и эволюция систем органов. Для 8 классов по темам: системы органов, высшая нервная деятельность.
На уроках биологии в кейсах использовали два типа ситуаций: собственно учебные и приближенные к жизни.
Разработка кейсовых заданий для урочных занятий - процесс решения школьниками нелинейной и творческой производственной ситуации. Иногда ситуации решения кейсов могут возникать спонтанно во время урока, начинаться с таких вопросов-индиакторов «А что будет, если...?» или «А зачем им нужен...». Учитель предлагает школьникам подискутировать о возможных способах решений.
Таблица 1.
Классификация кейсов
№ Основание Признак Виды
1 Целеполагание Обучающая цель Аналитический, оценочный; научение решению задач, научение принятия решений; постановка проблемы, демонстрация решения
Вид доминирующей деятельности Тренинговый; демонстрационный; инновационный
Основной источник воздействия Исследовательский; практический; обучающий
2 Содержательное наполнение Масштаб Мини-кейс, кейс средних размеров, объемный кейс
Наличие последовательности событий Бессюжетный, сюжетный
Наличие приложений Кейс с приложением; кейс без приложений
Жанр Кейс-рассказ; кейс-эссе; кейс-очерк
Тип методической части Вопросный кейс; кейс-задание
Виды представления содержания Печатный кейс; аудио-кейс; видео-кейс
Структура Структурированный; неструктурированный; первооткрывательский
Форма представления Комплексный (модульный) кейс; кейс-изложение; кейс-практическая задача; кейс-иллюстрация; кейс со структурированными вопросами
3 Ситуация или случай Способ представления ситуации Иллюстративные учебные ситуации; учебные ситуации с формированием проблемы; учебные ситуации без формирования проблемы; прикладные упражнения
Способ конструирования ситуации Кресельный; полевой
4 Условия развития ситуации: физическое пространство Пространство Внутриорганизационный; внеорганиза-ционный
Условия развития ситуации: социальное пространство Субъект Личностный; многосубъектный
Условия развития ситуации: временное пространство Временная последовательность материала В режиме от прошлого к настоящему; кейс-воспоминание; прогностический
5 Аналитические процедуры Способ анализа ситуации По методу инцидента; ролевая игра; производственные задачи
Исследовательская цель Описательный; объяснительный; эвристический; поисковый; альтернативный; позиционный; проектный
Эксперимент длился в течение 2020-2021, 2021-2022 уч.гг. Участвовал 441 ученик МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирска. Использование кейс-метода повысило эмоциональное вовлечение учеников в образовательный процесс, помогло учащимся длительное время концентрировать внимание на одном
вопросе. Возможность множественных решений у кейса устранила у учеников страх совершить ошибку и это позволило не боясь вовлечься в работу многим, до того стесняющимся ученикам.
Анализируя проведенную работу и сравнивая проведенные уроки биологии с использованием кейс-метода и без него, отмечается возросший интерес к изучаемому вопросу, большую эмоциональную вовлеченность. Использование кейс-метода позволило организовать самостоятельную и групповую работу учащихся, что положительно отразилось на успеваемости учащихся.
Для наглядности на рисунках 1, 2 отражена качественная и количественная успеваемость учащихся 5-х и 6-х классов за период 2019-2020 по 2020-2021 учебные года.
У°100 80 ВО 40 20 О
абсолютная успеваемость
I качественная успеваемость
четверть
II четверть
III четверть
Рисунок 1. Процентное соотношение качественной и количественной успеваемости 5 классов в 2019-2020 учебном году
Рисунок 2. Процентное отношение качественной и количественной успеваемости 6 классов в 2020-2021 учебном году
В 6 классе у учащихся абсолютная успеваемость составляет 100%, а качественная начинает расти не с 75%, как это было в 5 классе, а с 82%.
Для более наглядного отражения результатов использования кейс-метода в 2021-2022 учебном году были выделены для сравнения: 7А класс - контрольный, 7Д - экспериментальный. В начале учебного года провели входной контроль в обоих классах на проверку прочности знаний с прошлого учебного года. Задания контроля содержали как тестовые вопросы с выбором ответа, так и вопросы на соответствие и ранжирование. Всего данная работа содержала 16 заданий. Результаты входного контроля. Число учащихся 7А класса составляло 23 школьника. В целях оценки качества применения кейс-метода использовали коэффициент усвоения содержания понятий [3]:
1 - общее число ситуационных заданий;
И - число решенных ситуационных заданий ьтым школьником;
п - количество школьников.
Число учащихся справившихся с этими задачами - 10, из них только 6 справились сразу с двумя задачами. К=0,4. Численность 7Д класса составляла 17 человек. В данном классе с проблемными задачами справилось 7 человек, из них сразу две решили 5 человек. К=0,4. Таким образом, на начало года оба класса вышли с приблизительно одинаковым уровнем знаний.
После II четверти в этих классах проводился промежуточный контроль. Работа включала задания разного плана, в том числе на анализ проблемной задачи.
7Д класс с этим тестом справился успешнее 7А, так как уже в течение полугода систематически на уроках биологии использовался кейс-метод. Школьники научились видеть суть вопроса, освоили методики поиска вариантов ответа, и в целом перестали бояться и пасовать перед сложными казалось бы задачами.
Таким образом, в 7А классе с проблемными задачами справились 14 человек, К=0,5. В 7Д классе справились со всеми заданиями 11 человек, К=0,6.
В конце 2021-2022 учебного года проводился итоговый контроль знаний. В 7А классе с заданиями справились 15 человек, К=0,6. В 7Д классе с заданиями справились 15 человек, К=0,8 .
Экспериментально доказано, что использование кейс-метода на уроке биологии повышает внимание и интерес к предмету у учащихся, стимулирует развитие таких умений, как рефлексия своих действий, анализ и синтез информации, поиск нестандартных решений (Кс (э) 0,8 > Кс (к) 0,6).
Литература
1. Адонина, Н.П. Кейс-стади: история и современность // Высшее образование сегодня. 2012. №11. 43-48 с.
2. Ветрила, Е.В. Использование кейсов в преподавании юридических дисциплин // Гуманизация образования. 2016. №. 4. С. 106-109.
3. Галкина, Е.А. Педагогический эксперимент в обучении биологии: контрольно-оценочный аспект: учебное пособие. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева.2011. 116 с.
4. Гаджикурбанова, Г.М. Практическая составляющая реализации кейс-метода в современном образовательном пространстве / Г.М. Гаджикурбанова, К.С. Айбатыров, М.А. Айбатырова // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №. 70-1. С. 89-93.
5. Горленко, Н.М. Кейсы как способ формирования естественно-научной грамотности (на примере биологии): учебное пособие / Н.М. Горленко, Е.А. Галкина, Е.Н. Прохорчук. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. 104 с.
6. Гудова, Е.Ю., Макарова О.Б. Критерии оценивания современного урока биологии / Е.Ю. Гудова, О.Б. Макарова. В сборнике: Современные подходы к работе с высокомотивированными старшеклассниками. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. С. 57-59.
7. Рябова, Н.В. Создание фонда оценочных средств для контроля качества
подготовки будущих педагогов / Н.В. Рябова, Т. А. Наумова // Гуманизация образования. 2014. №. 4. С. 72-78.
8. Чиркова, Н.И. Методический кейс как вариативное средство профессиональной подготовки учителя / Н.И. Чиркова, О.А. Павлова // Гуманизация образования. 2021. №. 1. С. 19-31.
References
1. Adonina, N.P. Case study: history and modernity // Higher education today. 2012. №11. 43-48 p.
2. Vetrila, E.V. The use of cases in teaching legal disciplines // Humanization of education. 2016. № 4. pp. 106-109.
3. Galkina, E.A. Pedagogical experiment in teaching biology: control and evaluation aspect: textbook. Krasnoyarsk: KSPU named after V.P. Astafiev. 2011. 116 p.
4. Gadzhikurbanova, G.M. The practical component of the implementation of the case method in the modern educational space / G.M. Gadzhikurbanova, K.S. Aibatyrov, M.A. Aibatyrova // Problems of modern pedagogical education. 2021. № 70-1. pp. 89-93.
5. Gorlenko, N.M. Cases as a way of forming natural science literacy (on the example of biology): textbook / N.M. Gorlenko, E.A. Galkina, E.N. Prokhorchuk. Krasnoyarsk: KSPU named after V.P. Astafyev. 2021. 104 p.
6. Gudova, E.Yu., Makarova O.B. Criteria for evaluating a modern biology lesson / E.Yu. Gudova, O.B. Makarova. In the collection: Modern approaches to working with highly motivated high school students. Materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference. Krasnoyarsk: KSPU named after V.P. Astafyev. 2016. pp. 57-59.
7. Ryabova, N.V. Creation of a fund of evaluation tools for quality control of training of future teachers / N.V. Ryabova, T.A. Naumova // Humanization of education. 2014. № 4. pp. 72-78.
8. Chirkova, N.I. Methodical case as a variable means of professional teacher training / N.I. Chirkova, O.A. Pavlova // Humanization of education. 2021. № 1. pp. 19-31.