Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРДИОМЕТРИЧЕСКИХ И ОКУЛОГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕСОЧНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРДИОМЕТРИЧЕСКИХ И ОКУЛОГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕСОЧНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЙТРЕКИНГ / АЙТРЕКЕР / ОКУЛОГРАФИЯ / КАРДИОМЕТРИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПЕСОЧНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФОКУСИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ / ЖИЗНЕННАЯ НАВИГАЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батколина Виктория Валерьевна, Зернов Владимир Алексеевич, Лихачева Эльвира Валерьевна, Лобанова Елена Владиславовна, Николаева Любовь Петровна

Описаны сущность и возможности использования кардиометрических и окулографических методов в подготовке современных специалистов психолого-педагогического профиля. На примере работы с психологическими песочными композициями даны развернутые иллюстрации дидактических особенностей подготовки современных специалистов психолого-педагогического профиля как квалифицированных пользователей психологических знаний с применением кардиометрических и окулографических методов. Раскрыты механизмы воздействия подобных методов на обучающихся, показаны приемы повышения эффективности их использования при проведении занятий с элементами тренинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Батколина Виктория Валерьевна, Зернов Владимир Алексеевич, Лихачева Эльвира Валерьевна, Лобанова Елена Владиславовна, Николаева Любовь Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CARDIOMETRIC AND OCULOGRAPHIC METHODS IN THE TRAINING OF SPECIALISTS OF PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL PROFILE (ON THE EXAMPLE OF SAND MODELING)

The article describes the essence and possibilities of using cardiometric and oculographic methods in the training of modern specialists of psychological and educational profile. On the example of working with psychological sand compositions are given detailed illustrations of didactic features of training modern specialists of psychological and educational profile as qualified users of psychological knowledge using cardiometric and oculographic methods. The mechanisms of the impact of such methods on the students are revealed, the methods of increasing their effectiveness in the training are shown.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРДИОМЕТРИЧЕСКИХ И ОКУЛОГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕСОЧНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ)»

DOI: 10.25586/RNU.HET.21.05.P.71 УДК 159.9.07

В.В. Батколина, В.А. Зернов, Э.В. Лихачева, Е.В. Лобанова, Л.П. Николаева, А.С. Огнев,

Российский новый университет

Использование кардиометрических и окулографических методов в подготовке специалистов психолого-педагогического профиля (на примере песочного моделирования)

Как было показано нами в серии предыдущих работ, успехи применения кардиометрии и окулогра-фии в оценке функциональных состояний регулярно побуждают исследователей и практиков использовать их в качестве средства контроля за процессом различного типа вмешательств в работу организма и психики человека [3, 14-20]. Проведенные исследования показывают, что кардио-оку-лометрическая детекция стала эффективным комплексным методом исследования персональных предпочтений, личностных особенностей и текущих функциональных состояний человека. Этот метод основан на использовании кардиологических показателей и параметров глазо-двигательной активности в ответ на специальным образом подобранные зрительные и звуковые стимулы. К настоящему моменту получены экспериментальные подтверждения возможности с его помощью оценивать:

• характер непроизвольных эмоциональных реакций на изучаемое событие, объект или явление [1, 2, 5, 7, 8, 10, 11, 13-20];

• степень психофизиологической готовности к различным видам стрессовой нагрузки [3, 5-9, 11, 12, 14-20];

Отбор фигурок для песочной композиции - один из способов метафорического представления обучающимся проблемной ситуации

прочность усвоения нового опыта [3, 5-9, 11, 17, 19]; истинное отношение к оцениваемым событиям и явлениям [1, 3, 4, 10, 14-20]. Метод позволяет: выявлять личностно значимую информацию даже при активном стремлении респондента к ее сокрытию;

оценивать стрессогенную нагрузку для человека различных проблемных ситуаций; определять готовность к успешному преодолению жизненно важных трудностей.

Этот метод уже успешно применялся:

• для оценки продуктивности различных тренинговых программ;

• уточнения проблемных составляющих внутренних жизненных сценариев респондентов;

• выявления реального отношения респондентов к различным видам объектов оценивания (рекламной продукции, другому человеку, к самому себе).

В настоящее время кардио-окуло-метрическая детекция реализуется с помощью компьютерных кардиографов «Кардиокод» и различных

© Батколина В.В., Зернов В.А., Лихачева Э.В., Лобанова Е.В., Николаева Л.П., Огнев А.С., 2021

БАТКОЛИНА ВИКТОРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА Российская Федерация, Москва

кандидат педагогических наук, доцент, исполнительный директор Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: инновационные процессы в образовании. Автор 26 опубликованных научных работ. Электронная почта: batkolina@rosnou.ru

VIKTORIYA V. BATKOLINA Moscow, Russian Federation

Ph.D. of Pedagogics, Docent, Executive Director of Institute of Psychology and Pedagogics of Russian New University. Research interests: innovative processes in education. Author of 26 published scientific works. E-mail address: batkolina@rosnou.ru

ЗЕРНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Российская Федерация, Москва

доктор технических наук, профессор, ректор Российского нового университета. Сфера научных интересов: радиофизика, биофизика, качество образования, экономика высшей школы. Автор более 200 опубликованных научных работ. Электронная почта: rector@rosnou.ru

VLADIMIR A. ZERNOV Moscow, Russian Federation

Doctor of Technical Sciences, Professor, Rector of Russian New University. Research interests: radiophysics, biophysics, quality of education, economics of higher education. Author of over 200 published scientific works. E-mail address: rector@rosnou.ru

ЛИХАЧЕВА ЭЛЬВИРА ВАЛЕРЬЕВНА Российская Федерация, Москва

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология и психодиагностика личности. Автор 81 опубликованной научной работы. Электронная почта: zin-ev@yandex.ru

EL'VIRA V. LIKHACHEVA Moscow, Russian Federation

Ph.D. of Psychology, Docent, Associate Professor of Department of General Psychology and Labor Psychology of Institute of Psychology and Pedagogics of Russian New University. Research interests: psychology and psychodiagnostics of personality. Author of 81 published scientific works. E-mail address: zin-ev@yandex.ru

ЛОБАНОВА ЕЛЕНА ВЛАДИСЛАВОВНА Российская Федерация, Москва

доктор педагогических наук, профессор, проректор по развитию Российского нового университета. Сфера научных интересов: общая и специальная психология, коррекционная педагогика. Автор более 65 опубликованных научных работ. Электронная почта: lobanova@rosnou.ru

ELENA V. LOBANOVA Moscow, Russian Federation

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-Rector for Development of the Russian New University. Research interests: general and special psychology, correctional pedagogy. Author of over 65 published scientific works. E-mail address: lobanova@rosnou.ru

НИКОЛАЕВА ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА Российская Федерация, Москва

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психофизиология функциональных состояний обучающихся с использованием электрофизиологических приборов (кардиокод). Автор более 80 опубликованных научных работ. Электронная почта: dpsycho@yandex.ru

LYUBOV' P. NIKOLAEVA Moscow, Russian Federation

Ph.D. of Biology, Docent, Associate Professor of Department of General Psychology and Labor Psychology of Institute of Psychology and Pedagogics of Russian New University. Research interests: psychophysiology of functional states of students using electrophysiological devices (Cardiocode). Author of over 80 published scientific works. E-mail address: dpsycho@yandex.ru

ОГНЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ^^^^В^Н Российская Федерация, Москва

доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология и психодиагностика личности, окуло-^ 11 кардиодиагностика. Автор более 150 опубликованных научных работ. Электронная почта: altognev@mail.ru

ALEKSANDR S. OGNEV Moscow, Russian Federation

Doctor of Psychology, Professor, Scientific Director of Institute of Psychology and Pedagogics of Russian New University. Research interests: psychology and psychodiagnostics of personality, oculo- and cardiac diagnostics. Author of over 150 published scientific works. E-mail address: altognev@mail.ru

Описаны сущность и возможности использования кардиометрических и окулографических методов в подготовке современных специалистов психолого-педагогического профиля. На примере работы с психологическими песочными композициями даны развернутые иллюстрации дидактических особенностей подготовки современных специалистов психолого-педагогического профиля как квалифицированных пользователей психологических знаний с применением кардиометрических и окулографических методов. Раскрыты механизмы воздействия подобных методов на обучающихся, показаны приемы повышения эффективности их использования при проведении занятий с элементами тренинга.

Ключевые слова: айтрекинг, айтрекер, окулография, кардиометрия, психологическое песочное моделирование, фокусированное интервью, жизненная навигация, универсальные общекультурные компетенции.

The article describes the essence and possibilities of using cardiometric and oculographic methods in the training of modern specialists of psychological and educational profile. On the example of working with psychological sand compositions are given detailed illustrations of didactic features of training modern specialists of psychological and educational profile as qualified users of psychological knowledge using cardiometric and oculographic methods. The mechanisms of the impact of such methods on the students are revealed, the methods of increasing their effectiveness in the training are shown.

Keywords: eyetracking, eyetracker, optometry, cardiometric, psychological shortbread modeling, focused interview, life navigation, universal cultural competence.

видов айтрекеров. За счет имеющейся аппаратной базы, большого задела для ее расширения, сравнительной простоты и кратковременности процедуры тестирования (один сеанс в зависимости от решаемых задач длится от 5-10 до 15-25 минут) метод легко поддается широкомасштабному тиражированию. Поэтому представляется вполне естественным использовать кардиометрию и окулогра-фию как средства контроля за результатами реализации различного вида образовательных программ с элементами тренинга. Но, как показала практика, оценкой результатов дидактический эффект от применения кардиометрических и окулографических процедур в учебном процессе не ограничивается.

Для будущих психологов и педагогов демонстрация описанных возможностей кардиоме-трических и окулографических процедур становится принципиально новым вариантом трактовки

понятия «компьютерная психодиагностика». Это уже не просто упрощение обработки ответов на вопросы традиционных тестовых методик. Кардио-окулометриче-ская детекция изучается ими как органичная часть самых разных дисциплин. Нами она применяется:

• при оценке эффективности тренинговых занятий по психосоматической саморегуляции и как часть образовательного модуля «Жизненная навигация»;

• в ходе психологической аттестации различных видов рекламной продукции и иных визуальных стимулов;

• для предварительного отбора наиболее подходящих в плане лояльности потенциальных кандидатов для командной работы, направленной на реализацию определенных проектов;

• при выявлении персональных предпочтений, доминирующих ценностей различных категорий современной молодежи;

• в организационном консультировании на этапах выбора новых логотипов, лучших вариантов рекламной продукции, оптимальных вариантов визуализации культивируемых ценностей;

• для оценки возможных рисков в ходе усыновления;

• как одна из эффективных процедур валидизации традиционных тестовых методик;

• для повышения эффективности send-play терапии и психологического песочного моделирования как составляющих подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями.

Такое внедрение кардиометрических и окулографических процедур в обучение современных специалистов психолого-педагогического профиля представляется особенно важным в связи с тем, что стремительное расширение арсенала используемых методов далеко не всегда сопровождается глу-

боким научным осмыслением их природы. Один из ярких примеров этого - быстрое распространение песочной терапии и психологического песочного моделирования. Эти методы применяются уже более полувека, но попытки объяснить задействованные в них механизмы по-прежнему представляют собой причудливую смесь различных психодинамических концепций и мифологии.

Высокий диагностический потенциал песочного моделирования проявляется уже на этапе формирования ландшафта и отбора фигурок для будущей композиции. Существенные условия и факторы обучающийся метафорически обозначает для себя тем, что выбирает, от чего отказывается, что сам изменяет в композиции, как комментирует и реагирует на все это. Заложенные во всем этом метафоры подчеркивают субъективно значимые аспекты проблемной ситуации, а используемый сюжет отражает представления учащегося о существенных для него обстоятельствах. В результате человек с успехом проходит те стадии субъектогенетического цикла, которые связаны с позитивным це-леполаганием и на которых у него складывается восприятие себя как полноценного автора желаемого им для себя будущего.

Так как обычно в распоряжении обучающегося находятся сотни фигурок, ему приходится многократно решать задачу на соответствие создаваемого образа будущего значимому содержанию. Ограниченность пространства песочницы и времени построения композиции побуждают его к выбору именно инвариантных составляющих схемы ориентировки в рассматриваемой ситуации. Отсюда и то особое отношение к песочной композиции, которое обучающиеся описывают как появление чего-то значимого, наполненного для них глубинным смыслом, как концентрированное и целостное отображение очень важных находок.

Не случайно подавляющее большинство обучающихся стремится сфотографировать и сохранить для себя построенные ими на песке картины.

Работа с песочной композицией выступает в качестве средства реализации принципа «здесь и сейчас». Такой способ ориентации на актуальное настоящее одновременно демонстрирует то, как оно связано для обучающегося с прошлым, и то, какое отношение композиция имеет к образу возможного будущего. Постижение таких связей - один из источников переживания происходящего как чего-то важного, безусловно ценного. Обучающиеся часто описывают это явление как внезапное расширение границ своего видения ситуации, что, по сути, относится к разряду такого неоднократно описанного нами субъектогенетического эффекта, как «комбинаторный рост возможностей».

Опора на материализованные образы облегчает обучающемуся понимание того, в какой части он в состоянии влиять на свое будущее, а какая находится за пределами его целенаправленных воздействий. Описывая подобные результаты в песочном моделировании, обучающиеся иногда образно сравнивают полученный ими опыт с более ярким пониманием того, где и в какой части они воспринимают себя как «хозяев», а где - как людей, которые втянуты в ситуацию помимо своей воли.

Метафорическое представление проблемы и возможных путей ее разрешения в виде песочной композиции помогает обучающимся моделировать возможные варианты развития будущих событий. Подобные композиции способствуют фиксации внимания на отдельных деталях и облегчают осознание значимых взаимосвязей событий и явлений. Зафиксированные на песке схемы ориентировки упрощают осмысление различных путей жизнедеятельности и выполняют роль орудий мышле-

ния, направленных на поиск оптимальных форм поведения. Проигрывая в ходе песочного моделирования эти формы поведения, обучающиеся фактически занимаются репетицией своей успешной деятельности в будущем. Так создается более надежное основание для успешного прохождения ими стадии целереализации, без которой не обходится ни один субъек-тогенетический цикл.

Как правило, большинство обучающихся буквально в считаные минуты втягивается в процесс построения песочной композиции, отмечая неожиданную для них самих легкость отображения своих представлений относительно обсуждаемой ситуации. Вероятно, причина такой легкости заключается именно в возможности вынести во внешний план элементы содержания интуитивных представлений о ситуации, в наличии опоры на внешние носители. Манипулирование отдельными фрагментами композиции облегчает процесс моделирования различных вариантов возможного будущего, так как они создают основу для фиксации внимания на наиболее существенных признаках ключевых факторов решаемой проблемы. Средства и процедура создания песочной композиции облегчают выбор приоритетов, помогают уточнить контекст, стимулируют поиск новых образов возможного будущего.

Огромное число возможных сочетаний фигурок, ландшафта, сюжет песочных композиций помогают преодолеть фиксацию человека на малопривлекательных вариантах решения проблемы, которые он однажды счел для себя единственно возможными. Особую роль здесь также играет и то, что было выбрано, и то, что было интуитивно отвергнуто как неприемлемое отображение и происходящего, и возможного.

Поиск возможных решений облегчает и то, что, в отличие от рациональных форм моделиро-

вания, для создания метафорической композиции от обучающихся не требуется логического обоснования. Здесь «дух творит как хочет». Можно без излишней цензуры подобрать такие фигурки, их расположение, ландшафт, которые кажутся интуитивно наиболее приемлемыми.

Опорой для обучающихся становится именно чувство интуитивной компетентности. Его формированию способствует даже перебор фигурок на этапе предварительного отбора персонажей для создаваемой композиции. Такой перебор запускает создание множества сюжетов развития событий. Важно отметить, что в этот момент клиент решает вопрос не о пригодности фигурки в эстетическом плане. Здесь человек через метафорический образ персонажа и сцен, в которых он будет задействован, каждый раз уже на подсознательном уровне проигрывает возможные варианты развития сюжета. Решая для себя «подходит - не подходит» фигурка, фрагмент композиции или данный ландшафт, обучающиеся из интуитивно проигрываемых сценариев выбирают тот, который станет метафорой наилучшего выхода из проблемной ситуации. То, что это действительно чрезвычайно значимый выбор, показывает и поразительная стойкость воспоминаний осознанных композиций. Обучающиеся могут без труда вспомнить и сам сюжет, и множество деталей своих композиций спустя месяцы и даже годы после их построения (даже если на само построение у них ушло несколько минут).

Песочное моделирование - метод, обладающий и значительной экзистенциальной глубиной, и высоким уровнем психологической безопасности для личности. Каждая композиция отражает не только возможные поведенческие алгоритмы, но и стоящую за ней систему персональных ценностей. Человек без труда ощущает тот ак-

сеологический контекст, в котором развернута композиция. Воспринимая себя ее автором, обучающиеся уточняют совершаемый ими ценностный выбор. При этом человек чувствует, что этот выбор включает не только картину на песке, но и бесчисленное множество тех сюжетов (и стоящих за ними других ценностных ориентиров), которые были отвергнуты в ходе отбора фигур, их расстановки и преобразований ландшафта.

Многозначность трактовки созданной композиции и необязательность детальных пояснений позволяют самим обучающимся варьировать степень конфиденциальности предъявляемого ими содержания своего внутреннего мира. Отсутствие строгой необходимости для педагога-консультанта давать интерпретации песочным композициям также повышает уровень защищенности обучающихся.

Персонологический статус элементов песочной композиции позволяет определить не только то, как обучающиеся создавали ее. Очень важно и то, как они ее демонтировали. Практика показывает, что наиболее значимые фигуры автор композиции удаляет в самую последнюю очередь. Конечно, важно, чтобы педагог-консультант понимал степень значимости различных элементов схемы ориентировки обучающихся в моделируемой ими ситуации. Но еще важнее, что подобный демонтаж позволяет еще раз уточнить значимость различных элементов схемы ориентировки самому ученику. Такой демонтаж - это важный этап интериоризации схемы ориентировки ситуации, который теперь уже содержит и план решения рассмотренной проблемы.

Для добросовестного исследователя вполне естественным будет вопрос о степени значимости выбираемых для композиции фигур и о соответствии сюжетов жизненным сценариям обучающихся. В связи с этим стоит упомянуть уже опубликованные нами ранее ре-

зультаты применения в работе с ай-трекером визуально-вербального семантического дифференциала [1-4, 8, 15-17]. Нами было обнаружено, что непроизвольная самоидентификация с определенными вербальными характеристиками личности и с их графическими олицетворениями без труда фиксируется на уровне физических параметров взора. Так, эти характеристики для собственных изображений испытуемых (число фиксаций на изображении, общее время пребывания в зоне его размещения) имеют высокую положительную корреляцию с аналогичными параметрами для изображений, которые отвечают метафорическому описанию его личности. Физические параметры взгляда, обращенного на противоречащие самоидентификации образы, имеют выраженную отрицательную корреляцию с параметрами процесса рассматривания собственных изображений.

Для оценки значимости создаваемого на песке сюжета также важны обнаруженные нами при работе с айтрекером множественные проявления надситуативной активности. Так, в упомянутых работах нами описаны смена дискурса, внутренние переформулирования испытуемыми решаемой задачи с учетом того, что они сами считают для себя наиболее значимым. Это повышает значимость воспроизводимых в песочных композициях сюжетов, которые мы наблюдали и по прошествии большого промежутка времени, и при выполнении одним и тем же испытуемым нескольких разноплановых задач.

Только словесные описания путей решений проблемы представляют собой фиксацию схемы ориентировки предполагаемых действий в виде сукцессивных кодов. Отражающая такое решение целостная композиция - важный этап осознанного и осмысленного на когнитивном и аффективном уровнях перехода к схемам ориенти-

ровки в виде симультанных кодов. Подобные преобразования схемы ориентировки - не просто декларативное заявление. Это представляется особенно важным из-за фиксируемого многими исследователями эффекта клипового сознания современной молодежи. Как нами уже было отмечено в указанных выше публикациях, феномен клипового сознания представляет собой естественную реакцию на стремительно увеличивающийся поток информации. При определенных условиях такая способность видеть целостную картину позволяет быстро ориентироваться в различных ситуациях и может быть с успехом использована для повышения эффективности в различных видах обучения. Не случайно многие испытуемые отмечают как важный результат песочного моделирования возникшее у них целостное видение ситуации. Многие указывают, что подобное видение одновременно содержит понятную им картину прошлого, существенные фрагменты настоящего и важные ориентиры для достижения желаемого будущего. Таким образом, мы, по сути, получаем явные признаки успешного прохождения клиентами завершающего этапа полного цикла субъ-ектогенеза, детально описанного нами и проиллюстрированного на многочисленных примерах из различных сфер психолого-педагогической практики.

Нередко кажущаяся стороннему наблюдателю единой песочная композиция одновременно включает в себя несколько самостоятельных сюжетных линий. С их помощью построивший композицию человек отражает разнона-правленность собственных устремлений, конкурирующий характер актуальных для него в данных момент замыслов. Заложенные в таких композициях противоречия легко обнаружить по неконгруэнтности между эмоциями, телесными ощущениями, поведением и мыслями их автора. Подтвердить

существование таких противоречий и оценить уровень их деструктивного воздействия на личность можно и по показаниям кардиографа и айтрекера, полученным в ходе фокусировки внимания человека на изображениях созданных им метафорических песочных построений. Эффективность внутренней работы по оптимизации обучающимся собственных планов также может быть оценена путем обсуждения итогов преобразования подобных песочных композиций, а также по кардиоме-трическим и окулографическим реакциям на их изображения. Свидетельством успеха такой оптимизации будет повышение конгруэнтности между возникающими в ходе восприятия итоговых изображений эмоциональными и телесными реакциями, размышлениями об их смысле и сопровождающим все это поведением. Кардиометриче-ские показатели в подобных случаях, как правило, соответствуют оптимальному сочетанию активности симпатической и парасимпатической составляющих нервной системы. Окулографическим признаком оптимизации может служить более-менее равномерное распределение внимания между элементами композиции, отсутствие полного игнорирования одних зон созданной картины и исключительной фиксации внимания на других зонах.

Подобное использование кардиометрических и окулографических измерений в песочном моделировании помогает повысить уровень разумности принимаемых с его помощью решений за счет того, что автор создаваемой на песке метафоры фокусирует свое внимание на главном, а не на второстепенном. Обсуждение более гармоничной по мнению обучающегося композиции повышает осознанность принимаемых им жизненно важных решений путем их словесного описания, объяснения и обоснования обозначаемых в виде визуальных метафор действий. Повыше-

нию эффективности этого этапа песочного моделирования способствует организация обсуждения композиций в форме фокусированного интервью.

Помехоустойчивость такой схемы ориентировки, гибкую ориентацию обучающегося на выбранные им цели даже в условиях внезапно возникающих препятствий обеспечивает его работа с песочной композицией в состоянии «потока». Как известно, описанное М. Чиксентмихайи с помощью этого понятия длительное сохранение непроизвольной концентрации внимания человека на определенном процессе обеспечивается высокой степенью его заинтересованности в решении какой-либо задачи, оптимальным балансом между ощущением готовности к ее решению и сложностью возникающих при этом вопросов. Переживаемый в таком состоянии подъем, энтузиазм создают благоприятный эмоциональный фон для оптимистического настроя человека на практическое применение в будущем интуитивно найденных и закрепленных им в виде песочных композиций жизненно важных решений.

Как было показано нами ранее, оперативность самого тестирования, высокая степень включенности в работу с айтрекером и кардиографом помогают поддерживать на протяжении всей работы с интервьюируемым высокий уровень концентрации, фокусировки его внимания на всех анализируемых составляющих изучаемого контента. Это позволяет быстро выявлять сильные и слабые стороны того, что представлено в оцениваемых материалах, и возможности для его доработки.

Отдельно следует отметить, что описанный выше вариант использования айтрекеров и кардиографов отвечает всем критериям эффективности фокусированного интервью. По такому критерию, как полнота, это соответствие связано с тем, что фокусированное ин-

тервью с опорой на показатели ай-трекера и кардиографа помогает обучающимся без особых затруднений освещать различные стороны созданных ими песочных композиций и содержательно объяснять свои реакции на входящие в их состав элементы. По такому критерию, как специфичность, описываемый вариант фокусированного интервью может быть охарактеризован наилучшим образом благодаря обеспечиваемым оку-лографическим материалом точным сообщениям об аспектах песочных композиций, вызвавших определенные реакции (например, респонденты в ходе тестирования уделяли каким-то элементам повышенное внимание или подчеркнуто игнорировали их). Высокие показатели по такому критерию, как глубина, в этом виде интервьюирования обусловлены тем, что окулография и кардиометрия помогают интервьюируемым описать эмоциональный, когнитивный и ценностный смысл любого элемента композиций. Личностный контекст как один из важнейших критериев фокусированного интервью в нашем случае эффективно выявляется за счет того, что окулографический анализ дает хорошие результаты при определении характерных персональных черт и предшествующего опыта интервьюируемых, которые влияют на наполнение смыслом обсуждаемой композиции.

Дополнительные возможности для осмысления собственных построений дает использование реверсивных режимов работы с изображениями. В этом случае учащегося просят при появлении на экране изображения построенной им песочной композиции преимущественно рассматривать ее наименее приятные или незначимые составляющие. Применение реверсивных режимов активизирует участие респондентов в обсуждении всех полученных с их помощью кардиометрических и окулогра-фических данных, повышает мо-

тивацию к оценке субъективной значимости отдельных элементов созданных ими композиций. Наглядное воссоздание с помощью ай-трекера и кардиографа аутентичных реакций интервьюируемых стимулирует их желание выявить природу собственного поведения и дать содержательные описание смысла каждого из используемых в композиции элементов.

Решения, найденные таким путем обучающимися, сделанные ими выводы в случае работы с изображениями собственных песочных композиций, как и в случае работы с использованием фрагментов метафорических и коучин-говых ассоциативных карт, закрепляются не только словесно, но и в виде эмоционально насыщенных и легко запоминающихся визуальных картин. Это подтверждает справедливость высказанного нами ранее предположения о том, что возникающие в данном случае многоплановые ассоциативные связи легко активизируются в повседневной жизни, так как ряд визуальных образов приобретает для обучающихся статус эпистемологических метафор. Благодаря им то, что казалось не поддающимся пониманию или вообще раньше не попадало в поле внимания, становится доступным для размышления, обсуждения и анализа. Этим можно объяснить тот факт, что песочное моделирование с описанными выше вариантами использования айтрекеров и кардиографов существенно облегчает обучающимся осознанное целенаправленное применение в повседневной жизни опыта, приобретенного ими в ходе работы с педагогом-психологом. В результате благодаря умножению своих возможностей обучающиеся в роли клиентов начинают чувствовать себя более состоятельными, более сильными личностями, то есть способными к решению более сложных жизненно важных задач. Кроме того, рассуждения обучающихся по поводу собственных реакций подспуд-

но приобретают для них характер все чаще используемого в коучинге высокой эффективности диалога между собственными субличностями. Такой диалог наглядно демонстрирует самому обучающемуся обычно неосознаваемую им противоречивость структурных составляющих мотивационно-смысловой сферы его личности. Уже в ходе его проведения обучающиеся намечают для себя возможные варианты решения актуальных проблем, формы оптимального поведения, границы допустимых компромиссов и др.

Облегчению подобного рода осознания, по-видимому, способствует использование различных элементов песочных композиций - фигурок, их взаимного расположения, ландшафта и др. -в качестве метафор-медиаторов. В качестве своего рода метафорических посредников такие элементы помогают обучающемуся сделать достоянием собственного сознания интуитивно воспринимаемые компоненты мотиваци-онно-смысловой сферы собственной личности, минуя внутренние психологические барьеры для такого осмысления. Это напоминает прием, которым пользуются продавцы компьютерных игр, предоставляя игры в бесплатное пользование. При этом они психологически облегчают игрокам внесение скрытой платы в дальнейшем в виде покупки некой придуманной валюты, за которую можно будет приобретать новые ресурсы для игры по более сложному сценарию («на другом уровне»). Подобно таким игрокам обучающимся бывает трудно напрямую тратить силы и просто решиться на осмысление своих проблем, выработку путей их преодоления на абстрактно логическом уровне. Зато они без особого труда и даже с повышенным интересом успешно делают все это на наглядно-действенном уровне, используя в качестве медиаторов элементы песочного моделирования.

Полученные данные показали, что песочное моделирование с использованием айтрекеров и кардиографов при постоянном обновлении подборок визуальных стимулов, напряженная работа с эмоционально насыщенными изображениями собственных песочных композиций удерживают обучающихся на протяжении всего занятия в состоянии, описанном М. Чиксентмихайи как «поток». Это обеспечивает высокую включенность обучающихся в поиск решения значимых для них задач, их полное погружение в учебный процесс, который, по словам самих студентов, проходит для них «на одном дыхании». В итоге учебная консультация и коучинговая сессия без особых затруднений переходят для учащихся в режим эффективного тренинга, который помогает им приобретать новый и корректировать уже имеющийся опыт.

Для самих преподавателей использование айтрекеров и кардиографов создает надежную основу для поиска новых индивидуальных форм работы с каждым обучающимся с учетом поддающегося объективной регистрации опыта прежних занятий. Накапливаемый таким путем эмпирический материал обладает большим практическим и научным потенциалом. Результаты работы айтрекеров и кардиографов без промедлений могут быть предъявлены обучающимся сразу после тестирования, легко поддаются многоплановой математической обработке, без особых усилий формализуются и допускают свою оперативную наглядную демонстрацию. Это делает работу педагога все более понятной его реальным и потенциальным обучающимся, а также создает предпосылки для кроссдисциплинарных коллабораций и межпредметных проектов научного и прикладного характера.

Как показано в работе [9], самым простым и при этом высокоэффективным способом использования айтрекеров в образовательном

процессе в форме психологического консультирования и коучин-га оказалось прямое обсуждение с обучающимся в роли клиента всего того, что было зафиксировано приборами в ходе его предварительного тестирования. Основным психотехническим средством в этом случае стал широко применяющийся в различных видах консультирования «сократовский диалог» с акцентом на «сильные вопросы», которые побуждают обучающихся рассмотреть свои особенности, решаемые задачи, обсуждаемые проблемы с различных точек зрения. Для стимулирования ответственности, более глубокого самораскрытия, творческого подхода к поиску решений в основном использовались открытые вопросы. При этом преподаватели в роли консультантов имели широкие возможности для выбора алгоритмической модели организации процесса консультирования, подходящей каждому конкретному обучающемуся в роли клиента. В нашем случае такой продуктивной моделью оказалась последовательность вопросов, с помощью которых респонденты вместе с психологами искали объяснение зафиксированных глазодвигательных реакций, оценивали степень универсальности подобного реагирования на различные жизненные ситуации, определяли границы приемлемости подобных видов поведения, намечали пути их оптимизации.

В своих опросах преподаватели-консультанты также постоянно руководствовались моделью ТЭМП (Тело - вопросы о физических ощущениях, возникающих в ходе работы с айтрекером и сохраняющихся в данный момент, Эмоции - вопросы о возникших эмоциях, об их связи с актуальными потребностями и значимыми для клиента ценностями, Мысли - обсуждение тех размышлений, на которые натолкнуло клиента все происходящее, Поведение - вопросы о том, к каким действиям все это побуж-

дает, склонность к какому поведению отражает). Важным ориентиром для консультантов при оценке полученных ответов и наблюдавшихся реакций была степень конгруэнтности (согласованности, соразмерности) того, что клиент ощущает, тому, что переживает, о чем думает, что намерен делать.

Практика также показала, что обсуждение путей коррекции нежелательных реакций, планов по внедрению обучающимся-клиен-том в его повседневную жизнь оптимальных форм поведения можно с успехом проводить с ориентацией на популярную в различных видах коучинга алгоритмическую модель GROW (Goal - цель, Reality - реальность, Opportunities -возможности, Ways - пути). Консультант для этих же целей без труда может использовать результаты работы клиента с айтрекером и при реализации таких алгоритмов, как:

1) SCORE (Symptoms - симптом проблемы, Causes - причины происходящего, Outcomes - результаты, которых клиент намерен достичь, Resources - ресурсы, которые для этого необходимы, Effects - эффекты в виде ценных долгосрочных последствий реализации намеченного);

2) LIGHT (Language - речь, словесные маркеры задействованных ценностей, Ideas - идеи и реализующие их интервенции, Goal -цели и способы их визуализации, Happy - положительный эмоциональный отклик на реализацию моего замысла, Time based - базирующийся на конкретных временных ориентирах план предстоящих действий);

3) VALOUR (Vision - видение: где я сейчас, откуда и куда двигаюсь, Awarness - осознание: что меня устраивает и что хочу изменить, что и почему является проблемой, Love - любовь, пристрастия: чем я дорожу, что меня мотивирует, Obstacles - помехи, препятствия: что мешает реализации задуманного и как это можно преодолеть,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Uplift - подъем: на какие новые ступени саморазвития смогу подняться, Results - результат: в чем будет состоять конкретный результат и как, по каким признакам я о нем узнаю).

При работе с жизненными планами обучающихся также практически во всех без исключения случаях оказались уместными классический SWOT-анализ (Strengths - сильные стороны обсуждаемого, Weaknesses -его слабые стороны, Opportunities -возможности, Threats - угрозы, опасения) и SMART-тест (Specific -конкретность формулировок, Measurable - измеримость результатов, Achievable - достижимость с учетом сложившихся условий и имеющихся ресурсов, Relevant - значимость, Timely - учет ограничений

по времени, привязка к определенным периодам). В ряде случаев полезным было применение и СТЭП-анализа возможных последствий (С - социальные, Т - технологические, Э - экономические и П - политические последствия принимаемых решений).

Такие занятия парадоксальным образом сочетают в себе высокую структурированность и уникальность, креативность взаимодействия обучающихся и их преподавателей. Для последних благодаря постоянно развивающемуся программному обеспечению современных айтрекеров и кардиографов не составляет особого труда управлять процессом накопления и обобщения приобретаемого опыта. По той же причине это ста-

новится мощным стимулом к непрекращающемуся творческому развитию и самого стимульного материала, и процедур, используемых в работе с ним. Наглядная демонстрация того, как именно люди принимают те или иные решения, постоянная объективная регистрация результатов реально протекающих когнитивных процессов заставляют преподавателей прагматически оценивать используемые ими теоретические взгляды на природу психики и ее роль в жизни человека. Все это помогает преподавателям отделять мифологизированные описания когнитивных процессов от научно обоснованных методов работы специалистов психолого-педагогического профиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Лихачева Э.В., Николаева Л.П. и др. Специфика использования айтрекеров в сочетании с фокусированным интервью при аттестации сетевого контента // Человеческий капитал. 2021. № 1. С. 73-82.

2. Дымарчук Д.Д., Есенин Д.С., Лихачева Э.В., Мизин Н.В. и др. Окулометрические проявления феномена отраженной субъектности // Человеческий капитал. 2021. № 3. С. 163-171.

3. Зернов В.А., Козинцева П.А., Лихачева Э.В., Николаева Л.П. и др. Применение компьютерного кардиографа «Кар-диокод» в инженерной и социальной психологии // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 68-75.

4. Костин А.Н., Огнев А.С. Диагностика отношений пользователей к программным продуктам с помощью айтреке-ра // Человеческий фактор в сложных технических системах и средствах: Труды II Междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 6-9 июля 2016 г. СПб.: Межрегиональная эргономическая ассоциация, 2016. С. 336-343.

5. Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Огнев А.С., Галой Н.Ю. Окулографические показатели преобладания позитивных или негативных эмоциональных состояний // Человеческий капитал. 2020. № 9. С. 188-199.

6. Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-3. С. 359-361.

7. Николаева Л.П., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Нетраспорентные окулографические предикторы индивидуальных особенностей субъекта // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире».

2020. Вып. 3. С. 3-12. DOI: 10.25586/RNU.V925X.20.03.P.003.

8. Николаева Л.П., Огнев А.С., Лихачева Э.В., Галой Н.Ю. и др. Применение окулометрии для определения интерактивных установок личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9, № 2-1. С. 61-71.

9. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Николаева Л.П. Особенности использования айтрекеров в консультировании и коу-чинге // Человеческий капитал. 2020. № 10. С. 193-201.

10. Огнев А.С., Петровский В.А., Лихачева Э.В. Окулометрические проявления бессознательных визуальных суждений // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2018. № 4. С. 3-9. DOI: 10.25586/RNU.V925X.18.04.P.003

11. Огнев А.С., Лихачева Э.В., Николаева Л.П., Петровский В.А. Феноменологическая типология непрагматических проявлений отраженной субъектности у представителей «помогающих профессий» // Человеческий капитал.

2021. № 4. С. 125-134.

12. Розенова М.И., Екимова В.И., Кокурин А.В., Огнев А.С. и др. Стресс и страх в экстремальной ситуации // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9, № 1. С. 94-102.

13. Brodovskaya E., Vladimirova T., Dombrovskaya A., Leskonog N. et al. Intelligent Search for Strategies to Minimize the Risks of Internet Communication of Teens and Youth // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1183. Pp. 261-268. DOI: 10.1007/978-981-15-5856-6_26.

14. OgnevA.S. Cardio-Oculometric (Cardio-Oculographic) Detection of Functional States in a Human Individual // Cardio-metry. 2019. No. 14. Pp. 104-105.

15. Ognev A.S., Zernov V.А., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. // Cardiometric Detection of Effects and Patterns of Emotional Responses by a Human Individual to Verbal, Audial and Visual Stimuli // Cardiometry. 2019. No. 14. Pp. 79-86. DOI: 10.12710/cardiometry. 2019.14.7986.

16. Ognev A.S., Zernov V.A., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. Use of Cardiometry and Oculography in Concealed Information Detection // Cardiometry. 2019. No. 14. Pp. 87-95. DOI: 10.12710/cardiometry.2019.14.8795.

17. Ognev A.S., Zernov V.A., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. Validity of Cardiometric Performance Data: an Integral Part of Complex Assessment of Training Session Effectiveness // Cardiometry. 2019. No. 14. Pp. 96-100. DOI: 10.12710/ cardiometry. 2019.14.96100.

18. Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. Cardiometric Fingerprints of Various Human Ego States // Cardiometry. 2019. No. 15. Pp. 38-42.

19. Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. Cardio-Oculometric Indicator of Psychophysiological Readiness of Students to Examinations // Cardiometry. 2020. No. 16. Pp. 28-34.

20. Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. Cardiometric Evidence Data on Human Self-Control of Emotional States in the Context of the Use of Metaphoric Associative Cards // Cardiometry. 2020. No. 16. Pp. 55-61.

REFERENCES

1. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Y, Likhacheva E.V., NikolaevA L.P. et al. (2021) Spetsifika ispol'zovaniya ajtrekerov v sochetanii s fokusirovannym interv'yu pri attestatsii setevogo kontenta [Specificity of the Use of Eyetrackers in Combination with Focused Interviews in the Certification of Network Content]. Human Capital, no. 1, pp. 73-82. (In Russian).

2. Dymarchuk D.D., Yesenin D.S., Likhacheva E.V., Mizin N.V. et al. (2021) Okulometricheskie proyavleniya fenomena otrazhennoj sub»ektnosti [Oculometry Manifestations of the Phenomenon of Reflected Subjectivity]. Human capital, no. 3, pp. 163-171. (In Russian).

3. Zernov V.A., Kozintseva P.A., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. (2019) Primenenie komp'yuternogo kardiografa «Kardiokod» v inzhenernoj i sotsial'noj psikhologii [The Use of the Cardiograph "Cardiocode" in Engineering and Social Psychology]. Higher Education Today, no. 3, pp. 68-75. (In Russian).

4. Costin A.N., Ognev A.S. (2016) Diagnostika otnoshenij pol'zovatelej k programmnym produktam s pomoshch'yu ajtrekera [Diagnosis of user relationships to software products using an eyetracker]. Chelovecheskij faktor v slozhnykh tekhnicheskikh sistemakh i sredstvakh: Trudy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [The Human Factor in Complex Technical Systems and Tools. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference], Saint-Petersburg, 6-9th of July 2016. Saint-Petersburg, Inter-Regional Ergonomics Association Publishing, pp. 336-343. (In Russian).

5. Likhachev E.V., Nikolaeva L.P., Ognev A.S., N.Yu. et al. (2020) Okulograficheskie pokazateli preobladaniya pozitivnykh ili negativnykh emotsional'nykh sostoyanij [Oculographic Indicators of the Prevalence of Positive or Negative Emotional States]. Human capital, no. 9, pp. 188-199. (In Russian).

6. Likhacheva E.V., Ognev A.S. (2015) Klyuchevye defekty obrazovaniya kak faktor negotovnosti k upravleniyu proektami [Key Defects of Education as a Factor of Unpreparedness for Project Management]. International Journal of Experimental Education, no. 8-3, pp. 359-361. (In Russian).

У. Nikolaeva L.P., Likhachev E.V., Ognev A.S. (2020) Netrasporentnye okulograficheskie prediktory individual'nykh osobennostej sub»ekta [Untrasporent Oculographic Predictors of Individual Characteristics of the Subject]. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya "Chelovek v sovremennom mire", iss. 3, pp. 3-12. DOI: 10.25586/RNU.V925X.20.03.P.003. (In Russian).

8. Nikolaeva L.P., Ognev A.S., Likhachev E.V., Galai N.J. et al. (2020) Primenenie okulometrii dlya opredeleniya interaktivnykh ustanovok lichnosti [The Use of Oculometry to Determine Interactive Personality Settings]. Psychology. Historical-Critical Reviews and Modern Research, vol. 9, no. 2-1, pp. 61-71. (In Russian).

S. Ognev A.S., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. (2020) Osobennosti ispol'zovaniya ajtrekerov v konsul'tirovanii i kouchinge [Features the Use of Eyetrackers in Counseling and Coaching]. Human Capital, no. 10, pp. 193-201. (In Russian).

10. Ognev A.S., Petrovsky V.A., Likhachev E.V. (2018) Okulometricheskie proyavleniya bessoznatel'nykh vizual'nykh suzh-denij [Oculometry manifestations of unconscious visual judgments]. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya "Chelovek v sovremennom mire", iss. 4, pp. 3-9. DOI: 10.25586/RNU.V925X.18.04.P.003 (In Russian).

11. Ognev A.S., Likhachev E.V., Nikolaeva L.P., Petrovsky V.A. (2021) Fenomenologicheskaya tipologiya nepragmaticheski-kh proyavlenij otrazhennoj sub»ektnosti u predstavitelej «pomogayushchikh professij» [Phenomenological Typology of Non-Pragmatic Manifestations of Reflected Subjectivity in Representatives of "Helping Professions"]. Human Capital, no. 4, pp. 125-134. (In Russian).

12. Rosenova M.I., Ekimova V.I., Kokurin A.V., Ognev A.S. et al. (2020) Stress i strakh v ekstremal'noj situatsii [Stress and Fear in an Extreme Situation]. Modern Foreign Psychology, vol. 9, no. 1, pp. 94-102. (In Russian).

13. Brodovskaya E., Vladimirova T., Dombrovskaya A., Leskonog N. et al. (2021) Intelligent Search for Strategies to Minimize the Risks of Internet Communication of Teens and Youth. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 1183, pp. 261-268. DOI: 10.1007/978-981-15-5856-6_26

14. Ognev A.S. (2019) Cardio-Oculometric (Cardio-Oculographic) Detection of Functional States in a Human Individual. Cardiometry, no. 14, pp. 104-105.

15. Ognev A.S., Zernov V.A., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. (2019) Cardiometric Detection of Effects and Patterns of Emotional Responses by a Human Individual to Verbal, Audial and Visual Stimuli. Cardiometry, no. 14, pp. 79-86. DOI: 10.12710/cardiometry. 2019.14.7986

16. Ognev A.S., Zernov V.A., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. (2019) Use of Cardiometry and Oculography in Concealed Information Detection. Cardiometry, no. 14, pp. 87-95. DOI: 10.12710/cardiometry.2019.14.8795

1У. Ognev A.S., Zernov V.A., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. (2019) Validity of Cardiometric Performance Data: an Integral Part of Complex Assessment of Training Session Effectiveness. Cardiometry, no. 14, pp. 96-100. DOI: 10.12710/ cardiometry. 2019.14.96100

18. Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. (2019) Cardiometric Fingerprints of Various Human Ego States. Cardiometry, no. 15, pp. 38-42.

1S. Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. (2020) Cardio-Oculometric Indicator of Psychophysiological Readiness of Students to Examinations. Cardiometry, no. 16, pp. 28-34.

20. Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P. et al. (2020) Cardiometric Evidence Data on Human Self-Control of Emotional States in the Context of the Use of Metaphoric Associative Cards. Cardiometry, no. 16, pp. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.