Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО КАРДИОГРАФА "КАРДИОКОД" В ИНЖЕНЕРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО КАРДИОГРАФА "КАРДИОКОД" В ИНЖЕНЕРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРДИОМЕТРИЯ / "КАРДИОКОД" / ВАЛИДНОСТЬ / ТРЕНИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГОВ / CARDIOMETRY / "CARDIOCODE" / VALIDITY / TRAINING / TRAINING EFF ECTIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зернов Владимир Алексеевич, Козинцева Полина Александровна, Лихачева Эльвира Валерьевна, Николаева Любовь Петровна, Огнев Александр Сергеевич

Представлены результаты экспериментального исследования по оценке валидности комплексного кардиометрического показателя - индекса напряженности Баевского - для определения эффективности тренинговых программ: тренинга по формированию навыков психосоматической саморегуляции и визуально-вербального практикума по развитию эмоционального интеллекта. Показано, что полученные экспериментальные данные подтвердили возможность использования компьютерного кардиографа «Кардиокод» для оценки характера непроизвольных эмоциональных реакций на изучаемое событие, объект или явление; степени психофизиологической готовности к различным видам стрессовой нагрузки; прочности усвоения нового опыта. Обоснован вывод о том, что компьютерный кардиограф «Кардиокод» позволяет оценивать стрессогенную нагрузку для человека различных проблемных ситуаций и определять его готовность к успешному преодолению жизненно важных трудностей.The article presents the results of an experimental study to assess the validity of a complex cardiometric indicator - the Bayevsky tension index for determining the eff ectiveness of training programs. The training aimed at developing psychosomatic self-regulation skills and visual-verbal workshop intended to emotional intelligence development were used. Moreover, the obtained experimental fi ndings confi rmed the ability of the computer cardiograph "Cardiocode" to evaluate: the nature of the involuntary emotional reactions to the studied fact, object or phenomenon; the degree of psycho-physiological readiness to various types of stress load; the strength of the assimilation of new experience. Due to this, the Cardiocode computer cardiograph allows to assess the stress load for a person of various problem situations and to determine readiness for successful coping with vital diffi culties.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зернов Владимир Алексеевич, Козинцева Полина Александровна, Лихачева Эльвира Валерьевна, Николаева Любовь Петровна, Огнев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО КАРДИОГРАФА "КАРДИОКОД" В ИНЖЕНЕРНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Р01: 10.25586ЖЫи.НЕТ.19.03.Р.68 УДК 159.91

В. А. Зернов, П. А. Козинцева, Э. В. Лихачева, Л. П. Николаева, А. С. Огнев, Д. Д. Дымарчук, Д. С. Есенин, Р. С. Кагонян, Э. М. Льянова, П. А. Масленникова, Н. В. Мизин,

Российский новый университет

Применение компьютерного кардиографа «Кардиокод» в инженерной и социальной психологии

Российский новый университет

Введение

Современный этап развития психологии характеризуется все более активным использованием в исследованиях и практической работе инструментальных методов оценки функционального состояния человека.

Так, например, создание новых аппаратных решений вопроса об описании вариабильности сердечного ритма вывело на качественно иной уровень исследования стресса как защитной реакции, выражающейся в повышенном напряже-

нии организма в ответ на различные неблагоприятные факторы.

В том или ином виде некоторые исследователи спорадически уже неоднократно пытались использовать показатели вариабельности для оценки стрессогенного потенциала различных ситуаций. В частности, на основе анализа вариабильности сердечного ритма А. П. Кулаичевым были сделаны выводы о числовых показателях распространенности явного и скрытого стресса у студентов во время экзаменационных сессий и в межсессионный период [3].

Фактически косвенную оценку именно стрессогенного потенциала различных видов активности спортсменов и операторов сложных технических систем дают исследователи, когда привязывают показатели индекса напряженности Баевского к определенным видам деятельности или обозначают связанные с ними группы ситуаций как нормальные, субэкстремальные и экстремальные [2]. Но, на наш взгляд, возможности вариабильности сердечного ритма для оценок стрессогенного потенциала именно различных ситуаций намного богаче всего того, что используется в науке и практике сегодня. Этому в немалой степени способствует появление особого класса компьютерных крадио-графов серии «Кардиокод», снабженных мощными средствами обработки и анализа кардиоме-трических показателей функционирования организма человека. В связи с этим предположением была поставлена задача проверить эмпирическим путем принципиальную возможность построения градации различных бытовых ситуаций с учетом их стрессогенного потенциала, которая могла бы стать основой для выбора оптимальных путей повышения стрес-соустойчивости человека.

Успехи применения инструментальной кардиометрии в оценке функциональных состояний ре-

© Зернов В. А., Козинцева П. А., Лихачева Э. В., Николаева Л. П., Огнев А. С., Дымарчук Д. Д., Есенин Д. С., Кагонян Р. С., Льянова Э. М. 68 Масленникова П. А., Мизин Н. В., 2019

ВЛАДИМИР

АЛЕКСЕЕВИЧ

ЗЕРНОВ

доктор технических наук, профессор, ректор Российского нового университета. Сфера научных интересов: радиофизика, биофизика, качество образования, экономика высшей школы. Автор 171 опубликованной научной работы. Электронная почта: гек1:ог@ rosnou.ru

ПОЛИНА

АЛЕКСАНДРОВНА КОЗИНЦЕВА

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Института психологии и педагогики Российского нового уни -верситета. Сфера научных интересов: психологическая диагностика, психологическая коррекция, консультирование, тренинг, арттерапия, песочная терапия, психология дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Автор 22 опубликованных научных работ. Электронная почта: Polina-soul@mail.ru

ЭЛЬВИРА

ВАЛЕРЬЕВНА

ЛИХАЧЕВА

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология и психодиагностика личности. Автор 81 опубликованной научной работы. Электронная почта: zin-ev@yandex.ru

ЛЮБОВЬ ПЕТРОВНА НИКОЛАЕВА

кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда Института психологии и педагогики Российского нового университета, институт психологии и педагогики. Сфера научных интересов: психофизиология функциональных состояний обучающихся с использованием электрофизиологических приборов. Автор научных более 80 опубликованных научных работ. Электронная почта: dpsycho@yandex.ru

У

ДЕНИС

СЕРГЕЕВИЧ

ЕСЕНИН

студент четвертого курса Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология личности. Электронная почта: esdese@gmail.com

ПОЛИНА

АНДРЕЕВНА

МАСЛЕННИКОВА

студентка четвертог курса Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология личности. Электронная почта: 16greenn@mail.ru

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ОГНЕВ

доктор психологических наук, профессор, научный руководитель Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология и психодиагностика личности, окуло- и кардиодиагностика. Автор более 150 опубликованных научных работ. Электронная почта: altognev@mail.ru

РОЗАЛИНА СЕРГЕЕВНА КАГОНЯН

студентка четвертого курса Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология личности. Автор 2 опубликованных научных работ. Электронная почта: linochka-kagonyan@yandex.ru

ДИАНА

ДЕНИСОВНА

ДЫМАРЧУК

студентка четвертого курса Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология личности. Электронная почта: moolzeen47800@yandex.ru

ЭЛИЗА

МАГОМЕТОВНА

ЛЬЯНОВА

студентка четвертого курса Института психологи и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психология личности. Электронная почта: elizalyanova@yandex.ru

НИКИТА ВЛАДИМИРОВИЧ МИЗИН

студент 3 курса Института психологии и педагогики Российского нового университета. Сфера научных интересов: психофизиология. Автор одной опубликованной научной работы.Электронная почта: nikmizi@mail.ru

Представлены результаты экспериментального исследования по оценке валидности комплексного кардиометрического показателя - индекса напряженности Баевского — для определения эффективности тренинговых программ: тренинга по формированию навыков психосоматической саморегуляции и визуально-вербального практикума по развитию эмоционального интеллекта. Показано, что полученные экспериментальные данные подтвердили возможность использования компьютерного кардиографа «Кардиокод» для оценки характера непроизвольных эмоциональных реакций на изучаемое событие, объект или явление; степени психофизиологической готовности к различным видам стрессовой нагрузки; прочности усвоения нового опыта. Обоснован вывод о том, что компьютерный кардиограф «Кардиокод» позволяет оценивать стрессогенную нагрузку для человека различных проблемных ситуаций и определять его готовность к успешному преодолению жизненно важных трудностей.

Ключевые слова: кардиометрия, «Кардиокод», валидность, тренинг, эффективность тренингов.

The article presents the results of an experimental study to assess the validity of a complex cardio-metric indicator — the Bayevsky tension index for determining the effectiveness of training programs. The training aimed at developing psychosomatic self-regulation skills and visual-verbal workshop intended to emotional intelligence development were used. Moreover, the obtained experimental findings confirmed the ability of the computer cardiograph "Cardiocode" to evaluate: the nature of the involuntary emotional reactions to the studied fact, object or phenomenon; the degree of psycho-physiological readiness to various types of stress load; the strength of the assimilation of new experience. Due to this, the Cardiocode computer cardiograph allows to assess the stress load for a person of various problem situations and to determine readiness for successful coping with vital difficulties.

Key words: cardiometry, "Cardiocode", validity, training, training effectiveness.

гулярно побуждают исследователей и практиков применять ее еще и как средство контроля за процессом различного типа вмешательств в работу организма и психики человека [2]. Совершенствование аппаратной базы кар-диометрии, примером которого служит выпуск и активное внедрение серийного кардиографа «Кардиокод», позволяет еще шире применять для этой цели различные методы анализа вариабельности сердечного ритма - в особенности расчет индекса напряженности Баевского [17]. Поэтому представляется вполне естественным использовать этот кардиометри-ческий показатель и ориентированные на его определение приборы для оценки результатов различного вида тренингов. Однако в этом случае требуются дополнительные исследования, направленные на оценку валидности использования такого рода показателей

наряду с другими видами оценок результативности тренингов. Решение именно этой задачи стало второй целью нашего исследования.

Методы исследования

Как известно, важнейшими показателями пригодности измерительных средств являются критериальный, конструктный и содержательный виды валидности [1,13]. Наличие этих видов валидности традиционно входит в число обязательных процедур оценки степени состоятельности любой диагностической методики.

Проверка критериальной валидности кардиометрических процедур производилась в ходе решения таких задач, как построение градации бытовых ситуаций с учетом их стрессогенного потенциала и оценка результатов различных видов тренинга.

При решении первой задачи исследования в результате опроса 154 респондентов была выделена группа наиболее часто встречающихся в повседневной жизни современного человека стрессогенных ситуаций. После ранжирования субъективных оценок частоты возникновения таких ситуаций и степени интенсивности возникающего при этом стресса нами была подготовлена серия их лаконичных описаний. В эту серию вошли бытовые скандалы с разного рода сослуживцами и близкими, конфликтные ситуации на работе и в ходе ежедневных поездок на общественном и личном транспорте, неожиданные столкновения с опасными животными и неадекватными людьми, внезапные изменения планов в сочетании с увеличением степени неопределенности или с появлением необходимости в дополнительных расходах и др.

Для каждой стрессогенной ситуации было подготовлено описание альтернативной ситуации, предполагающей состояние покоя, душевного равновесия и повышенного физического комфорта. В результате был получен список из десяти парных заданий. Одно из таких заданий

заключалось в том, что испытуемому следовало представить и удерживать в своем сознании в течение определенного времени образ обозначенного экспериментатором типа стрессогенных ситуаций. Другим в каждой паре было задание представить альтернативную ситуацию, предполагающую высокий уровень покоя, физического комфорта и психоэмоционального равновесия.

В ходе выполнения каждого задания производилась запись кардиограммы и реограммы испытуемого. Для этого были использованы компьютерные кардиографы «Кардиокод», математические модели функционирования, различные варианты использования которых детально описаны в работах [14,19-21]. В дальнейшем на основе полученных кардиометрических записей определялся индекс напряженности Баевского. В общей сложности в исследованиях приняло участие 206 испытуемых, в число которых входили учащиеся и преподаватели московских вузов, члены летных отрядов некоторых российских авиакомпаний, а также участники различных групповых занятий йогой и психосоматической саморегуляцией. Статистическая обработка полученных данных производилась с помощью компьютеризированного пакета математических методов STADIA 8.0.

При решении второй задачи исследования - определение критериальной валидности кардиометрических оценок результатов тренинга -нами были организованы занятия по планомерно-поэтапному формированию навыков саморегуляции, соответствующие аутогенной тренировке первой ступени и проведенные по оригинальной методике, детально описанной в работах [4, 8, 12, 18]. До этих занятий и после их окончания участники тренинга общей численностью 101 человек последовательно выполняли серию из трех заданий, в число которых входили:

- представление в воображении успокаивающего видеоклипа;

- представление в воображении теленовостей в части, содержащей сообщения о различных драмати-

ческих происшествиях, авариях и катастрофах;

- самостоятельная релаксация, задание успокоиться, вызвать у себя состояние душевного равновесия.

В процессе выполнения этих заданий одновременно производились записи кардиограмм и рео-грамм испытуемых с помощью компьютерных гемодинамиче-ских регистраторов «Кардиокод», теоретические основы и принцип действия которых детально описаны в работах [14, 19-21]. Далее с помощью заложенных в программное обеспечение этих регистраторов алгоритмов для каждого испытуемого производился подсчет индекса напряженности Баевского.

Для оценки конструктной валидности были проведены тест-тренажерные занятия с операторами, имеющими различный уровень подготовки и реальный опыт работы со сложных агрегатами и техническими комплексами. Каждому оператору в качестве визуальных стимулов на экране портативного айтрекера GP-3 показывались различные изображения пульта управления одного из обслуживаемых ими агрегатов. Варианты изображения отражали различные сочетания индикаторных сигналов, в соответствии с которыми оператор должен был визуально зафиксировать порядок правильных действий в отношении элементов управления агрегатом. Параллельно с визуальным прохождением теста велась запись кардиометрических параметров каждого испытуемого с помощью гемодинамического анализатора «Кардиокод». Далее для каждой из представленных на экране ситуаций производился подсчет индекса напряженности Баевского (ИН).

Для оценки содержательной валидности кардиометрических измерений как показателей наличия тренировочного эффекта исследовались аффективно-когнитивные процессы, протекавшие в ходе прохождения испытуемыми визуально-вербального практикума для развития эмоционального интеллекта. В ходе такого практикума каждому испытуемому с

интервалом в 20 секунд предъявлялись составные изображения мимических проявлений различных эмоций. Для оперативного управления поведением испытуемых нами использовался эффект дефицитарно-го стимула, подробно описанный в работах [3, 5-7, 9-11, 15, 16]. В качестве дефицитарных стимулов в нашем исследовании использовались появлявшиеся в центре экрана либо слова-наименования определенных эмоций (радость, печаль и др.), либо графические выражения этих эмоций в виде смайликов. Вокруг такого дефицитарного стимула, запускавшего определенное направление для поисковой активности испытуемого, размещались фотографии детей и взрослых обоих полов.

На первом этапе тренинга на каждом стимуле одновременно присутствовали парные фотографии одних и тех же людей, переживавших две диаметрально противополож-

ные эмоции, причем одна из таких эмоций всегда соответствовала де-фицитарному стимулу. Все использовавшиеся на этом этапе стимулы были собраны в однотипные группы, в каждую из которых входило четыре неизменных набора фотографий человеческих лиц и по два набора для отображения одной из диаметрально противоположных эмоций. Например, паре эмоций печаль/радость соответствовал набор из поочередно появлявшихся в центре экрана слов «печаль», «радость», а затем соответствующих этим эмоциям смайликов. Группы стимулов отличались друг от друга числом размещенных вокруг дефицитарного стимула фотографий людей (от 4 до 24 фотографий).

На втором этапе тренинга в качестве дефицитарных стимулов использовались только словесные обозначения эмоций. На этом этапе помимо парных эмоций дефицитарные

стимулы отражали отдельные эмоции. В перечень таких эмоций входили удивление, страх, злость, отвращение, гнев, удовольствие. Кроме того, в окружение размещенного по центру дефицитарного стимула входили не только фотографии, но и смайлики, отражавшие различные варианты эмоциональных реакций человека. Для обеспечения тренажерного эффекта число таких изображений постепенно увеличивалось с 8 до 24.

С начала и до конца демонстрации каждого стимула компьютерным регистратором гемодинамики «Кардиокод» производилась запись кардиограммы и реограммы испытуемого. Затем на основе этих записей осуществлялся подсчет индекса напряженности Баевского.

В общей сложности в описанных экспериментах приняло участие 147 человек в возрасте от 18 до 46 лет. Все кардиометрические измерения про-

Задание Среднее арифметическое Стандартное отклонение Медиана Ассиметрия Эксцесс

1.1 392 320 318 3 16

1.2 294 270 218 9 12

2.1 387 283 308 2 3

2.2 253 194 188 1 7

3.1 367 292 280 2 8

3.2 286 173 242 2 5

4.1 343 212 298 1 3

4.2 252 173 192 1 5

5.1 338 237 246 2 3

5.2 275 187 189 1 5

6.1 337 209 284 6 3

6.2 282 232 212 3 11

7.1 334 251 266 2 4

7.2 267 233 216 2 5

8.1 332 245 258 2 6

8.2 305 193 253 1 5

9.1 304 210 218 2 8

9.2 211 204 117 2 7

10.1 298 223 224 1 5

10.2 206 152 175 3 15

Таблица 1

Основные статистические параметры индекса напряженности Баевского, полученные при выполнении испытуемыми парных плановых заданий экспериментатора

водились с помощью компьютерных гемодинамических регистраторов «Кардиокод». Окулометрические измерения и демонстрация визуальных стимулов выполнялись с помощью портативных айтрекеров мониторингового типа GP-3. Обработка всех полученных данных производилась с помощью статистического пакета STADIA 8.0.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные результаты и их обсуждение

В табл. 1 приведены статистические параметры полученных значений индекса напряженности Баевского (ИН) в порядке убывания его величины для различных стрессо-генных ситуаций (в каждой паре такие ситуации указаны первыми: 1.1, 2.1, 3.1 и т.д.). Приведенные в таблице значения ИН были получены, как было сказано выше, с помощью компьютерного кардиографа «Кардиокод» при выполнении испытуемыми заданий представить себе:

1.1 - бытовой скандал;

1.2 - мирный разговор;

2.1 - конфликтную ситуацию на работе;

2.2 - обсуждение привычных текущих рабочих задач;

3.1 - конфликтную ситуацию в общественном транспорте;

3.2 - обычную поездку в общественном транспорте;

4.1 - внезапное сообщение о срочном неприятном задании, из-за которого придется отказаться от чего-то важного и интересного;

4.2 - спокойный вечер у себя дома;

5.1 - внезапное сообщение о новых существенных внеплановых расходах;

5.2 - ощущение уверенности в своей состоятельности, готовности справиться с различными затруднениями;

6.1 - вынужденное соседство с очень неприятным человеком;

6.2 - комфортное одиночество;

7.1 - внезапно нахлынувшие воспоминания о каких-то неприятностях в прошлом;

7.2 - что-то вызывающее спокойствие, душевное равновесие;

8.1 - обвинения в свой адрес в некомпетентности;

8.2 - получение объективного подтверждения собственной компетентности;

9.1 - уличение в совершении неблаговидного поступка;

9.2 - необремененный никакими заботами выходной день;

10.1 - внезапную встречу с агрессивно настроенным домашним животным;

10.2 - спокойную прогулку. Как видно из табл. 1, показатели

ИН действительно могут служить ориентиром при оценке стрессового потенциала различных ситуаций, связанных с обычным жизненным укладом среднестатистического работающего взрослого человека. В приведенном перечне часто встречающихся в повседневной жизни стрессоров наиболее

сильные по своим психофизиологическим последствиям воспоминания оставляют бытовые скандалы.

Послетестовые беседы с испытуемыми показали, что в качестве таких скандалов взрослые мужчины чаще всего вспоминают скандалы со своими женами, а женщины - со своими дочерьми. Попытки обрести равновесие после таких воспоминаний путем представления себе мирного разговора в лучшем случае ведут к уменьшению ИН до показателей, характерных для воспоминаний о встрече с агрессивными животными.

Примечательно также и то, что с помощью показателей ИН можно оценить и регуляторный потенциал различного вида успокаивающих воспоминаний. В этом качестве наиболее эффективными оказались простые воспоминания о спокойных неспешных прогулках.

Данные, полученные в ходе определения критериальной валидности кардиометрических оценок результатов тренинга психосоматической саморегуляции, проведенного согласно описанным выше процедурам, представлены в табл. 2.

В табл. 2 зафиксированы статистические параметры измеренных значений индекса напряженности Баевского (ИН), которые были получены с помощью компьютерного кардиографа «Кардиокод» при прохождении респондентами одних и тех же заданий до и после тренинга психосоматической са-

Таблица 2

Основные статистические параметры ИН до и после прохождения тренинга психосоматической саморегуляции

Задание Среднее арифметическое Стандартное отклонение Медиана Ассиметрия Эксцесс

до после до после до после до после до после

1 269 229 260 176 209 204 3,5 2,2 19 11

2 466 338 433 271 327 270 2,4 1,3 9 4

3 265 241 251 190 203 177 2,4 1,5 11 5

Гемодинамический анализатор «Кардиокод»

морегуляции. В качестве заданий в таблице обозначены:

1 - представление испытуемыми в воображении успокаивающего видеоклипа;

2 - представление испытуемыми теленовостей в части, содержащей сообщения о различных драматических происшествиях, авариях и катастрофах;

3 - самостоятельная релаксация, задание успокоиться, вызвать у себя состояние душевного равновесия.

Статистическая значимость приведенных в табл. 1 различий оценивалась с помощью критерия хи-квадрат с учетом полученных эмпирическим путем распределений. Так как все вычисленные с помощью статистического пакета STADIA 8.0 значения критерия хи-квадрат были не меньше тысячи, то все установленные и представленные в табл. 1 различия можно считать статистически значимыми на уровне не ниже 0,01. Кроме

того, как видно из табл. 1, после проведения тренинга показатели ИН характеризуются меньшим разбросом наблюдаемых значений. Такое более компактное распределение значений ИН можно объяснить выравниванием после тренинга уровня готовности испытуемых к решению задачи по целенаправленному формированию у себя спокойного, уравновешенного состояния. Все это можно считать наглядной демонстрацией критериальной валидности кардиометрических оценок результатов тренинга.

В ходе оценки конструктной валидности кардиометрических измерений было установлено, что для хорошо тренированных операторов с большим опытом успешной работы с данными агрегатами характерно постепенное снижение индекса напряженности Баевского по мере прохождения различных заданий описанного выше визуального тест-тренажера.

Для менее опытных и менее умелых операторов чаще всего наблюдалась диаметрально противоположная тенденция: их продвижение от стимула к стимулу сопровождалось ростом индекса напряженности Баевского. Примечательно, что при этом согласно показаниям айтрекера обе группы операторов в основном выбирали правильную последовательность действий.

Все это свидетельствует о том, что индекс напряженности Баевского позволяет судить о степени освоенности навыка. В первой группе навык был освоен до уровня автоматизма, при котором опытные операторы воспринимали задания тренажера как привычную работу. Поэтому по мере движения от задания к заданию они входили в привычный для них ритм работы, что и показывало снижение индекса напряженности Баевского. Во второй группе задания тренажера воспринимались как экзаменационные испытания, которые, несмотря на правильность принимаемых малоопытными операторами решений, все же вызывали у них стресс. Таким образом, мы получили очевидное подтверждение того, что кардиометрические параметры позволяют оценивать степень освоенности сформированного в ходе тренировок навыка.

В результате проведения части исследования, направленной на оценку содержательной валидно-сти кардиометрических измерений как показателей наличия тренировочного эффекта, было установлено, что по мере увеличения числа фотографий вокруг дефици-тарного стимула происходит статистически значимое увеличение индекса напряженности Баевского. Обычно такой рост для большинства испытуемых достигает двух-трехкратного увеличения по сравнению с показателями, соответствующими первому из предъявленных стимулов. Затем происходило существенное снижение этого показателя, которое в среднем составляло 30-40% от достигнутого максиму-

ма. Как правило, этот эффект наблюдался после увеличения числа фотографий вокруг дефицитарного стимула свыше 14-16. Так как при этом согласно показаниям айтре-кера точность соотнесения дефицитарного стимула и соответствующих ему фотографий не снижается, то можно говорить о достижении испытуемыми качественно более высокого уровня тренированности навыка распознавания мимических проявлений эмоций.

В послетестовых беседах основная часть испытуемых отмечала, что в момент, который соответствовал существенному снижению индекса напряженности Баевского, им «вдруг» становилось легче находить

нужные изображения. Это также подтвердило способность кардио-метрических показателей отражать моменты качественных изменений в уровне освоения формируемого навыка уже в ходе самого тренинга.

Выводы

Для современной инженерной и социальной психологии важно, что, как показали проведенные исследования, компьютерный кардиограф «Кардиокод» с успехом может применяться при определении персональных предпочтений, личностных особенностей и текущих функциональных состояний человека. Полученные экспериментальные данные под-

твердили возможность использования компьютерного кардиографа «Кардиокод» для оценки:

• характера непроизвольных эмоциональных реакций на изучаемое событие, объект или явление;

• степени психофизиологической готовности к различным видам стрессовой нагрузки;

• прочности усвоения нового опыта.

Благодаря этому компьютерный кардиограф «Кардиокод» позволяет оценивать стрессогенную нагрузку для человека различных проблемных ситуаций и определять его готовность к успешному преодолению жизненно важных трудностей

ЛИТЕРАТУРА

1. БурлачукЛ. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2007. 688 с.

2. Ковалева А. В, Панова Е. Н, Горбачева А. К. Анализ вариабельности ритма сердца и возможности его применения в психологии и физиологии // Современная зарубежная психология. 2013. № 1. С. 35-50.

3. Лихачева Э. В., Огнев А.С. О возможности использования айтрекера для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 375-377.

4. Огнев А. С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. М., 2009. 188 с.

5. Огнев А. С, Венерина О. Г, Яковлев В. А. Использование инструментальной психодиагностики для оценки информационного контента // Вестник МГГУ: Педагогика и психология. 2012. № 4. С. 103-112.

6. Огнев А. С, Лихачева Э. В. Валидность айтрекера как инструмента психодиагностики // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-8. С. 176-180.

7 Огнев А. С,Лихачева Э. В. О возможности использования айтрекера для инструментальной диагностики субъектных характеристик личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-1. С. 176-180.

8. Огнев А. С, Лихачева Э. В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогненеза в систему высшего образования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 51-67.

9. Огнев А. С, Петровский В. А.,Лихачева Э. В. Окулометрические проявления бессознательных визуальных суждений // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек в современном мире. 2018. № 4. С. 3-9.

10. Огнев А. С, Петровский В. А., Лихачева Э. В. Окулометрические проявления психологических установок респондентов в отношении восприятия визуального контента // Вестник Российского нового университета. Сер.: Человек в современном мире. 2018. № 2. С. 41-48.

11. Огнев А. С, Фан Ц., Лихачева Э. В, Николаева Л. П., Худолей М. М, Кагонян Р. С, Пиксайкина С. В., Рицкая Е. В. Перспективы использования современных портативных айтрекеров // Человеческий капитал в формате цифровой экономики: сб. докладов Междунар.науч. конфер., посвященной 90-летию С. П. Капицы. М., 2018. С. 41-48.

12. Огнев А. С, Фролов Ю. И. Возможности применения метода планомерно-поэтапного формирования для обучения аутогенной тренировке // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1992. № 4. С. 60-66.

13. Романова Е. С. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

14. Руденко М. Ю, Воронова О. К., Зернов В. А., Македонский Д. Ф, Мамбергер К. К., Руденко С. М, Колмаков С. В. Новые возможности диагностики гемодинамики на основе фазового анализа сердечного цикла // Кардиология - 2008. 10-й научно-образовательный форум. 2008. С. 19.

15. Фан Ц.,Лихачева Э. В., Огнев А. С. Использование когнитивной индукции в окулометрической психодиагностике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 5-2. С. 427-431.

16. Фан Ц., Огнев А. С, Петровский В. А,Лихачева Э. В., Козинцева П. А. Экспериментальное подтверждение феномена ней-ровизуального программирования // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 5. С. 29-37.

17. Тукаев Р.Д,Антипова О. С. Вариабельность сердечного ритма в исследованиях гипноза и гипнотерапии: возможности и перспективны научного и клинического использования // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. Т. 17, № 3. С. 82-88.

18. OgnevA. S., Likacheva E V, Rzakov K.A. Hardiness and purposes in Life of modern russian students // MiddLe East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 14, № 6. Р. 795-798.

19. Rudenko M, Voronova O,Zernov V, Mamberger K, Makedonsky D, Rudenko S. Theoretical principles of cardiometry // Cardiometry. 2012. № 1. C 7-23.

20. Rudenko M.Y, ZernovV.A, Mamberger K, Rudenko S.M. Heart and aortic baroreceptors: operation in providing hemodynamic processes in cardiovascular system // Cardiometry. 2013. № 3. P. 031-044.

21. Rudenko M, Voronova O,Zernov V. Basic criteria of finding the markers of hemodynamic selfregulation mechanism on ECG and rheogram and analysis of compensation mechanism performance in maintaining hemodynamic parameters at their normal levels // Cardiometry. 2012. № 1. P. 31-47.

LITERATURA

1. Burlachuk L. F. Slovar'-spravochnik po psikhodiagnostike. SPb.: Piter, 2007. 688 s.

2. Kovaleva A. V, Panova E. N., Gorbacheva A. K. Analiz variabel'nosti ritma serdcza i vozmozhnosti ego primeneniya v psikhologii i fiziologii // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. 2013. № 1. S. 35-50.

3. Likhacheva E'. V., OgnevA. S. O vozmozhnosti ispol'zovaniya ajtrekera dlya instrumental'noj diagnostiki sub''ekt-ny'kh kharakteristik lichnosti // Mezhdunarodny'j zhurnal prikladny'kh i fundamental'ny'kh issledovanij. 2015. № 8-2. S. 375-377.

4. Ognev A. S. Sub''ektogeneticheskij podkhod k psikhologicheskoj samoregulyacii lichnosti. M., 2009. 188 s.

5. OgnevA.S., Venerina O.G., Yakovlev V.A. Ispol'zovanie instrumental'noj psikhodiagnostiki dlya ocenki informacionno-go kontenta // Vestnik MGGU: Pedagogika i psikhologiya. 2012. № 4. S. 103-112.

6. OgnevA.S., Likhacheva E'.V. Validnost' ajtrekera kak instrumenta psikhodiagnostiki // Uspekhi sovremennogo est-estvoznaniya. 2015. № 1-8. S. 176-180.

7 OgnevA.S., Likhacheva E'. V.O vozmozhnosti ispol'zovaniya ajtrekera dlya instrumental'noj diagnostiki sub''ekt-ny'kh kharakteristik lichnosti // Mezhdunarodny'j zhurnal prikladny'kh i fundamental'ny'kh issledovanij. 2015. № 8-1. S. 176-180.

8. Ognev A. S., Likhacheva E\ V. Praktika vnedreniya pozitivno-orientirovannogo sub''ektogneneza v sistemu vy'sshego obrazovaniya // Psikhologiya. Zhurnal Vy'sshej shkoly' e'konomiki. 2014. T.11, № 2. S. 51-67.

9. Ognev A. S., Petrovskij V.A, Likhacheva E\ V. Okulometricheskie proyavleniya bessoznatel'ny'kh vizual'ny'kh suzhdenij // Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Ser.: Chelovek v sovremennom mire. 2018. № 4. S. 3-9.

10. OgnevA.S., Petrovskij V.A, Likhacheva E'.V. Okulometricheskie proyavleniya psikhologicheskikh ustanovok respondentov v otnoshenii vospriyatiya vizual'nogo kontenta // Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Ser.: Chelovek v sovremennom mire. 2018. № 2. S. 41-48.

11. Ognev A. S., Fan Cz, Likhacheva E\ V, Nikolaeva L. P., Khudolej M. M., Kagonyan R. S., Piksajkina S. V, Riczkaya E. V. Pers-pektivy' ispol'zovaniya sovremenny'kh portativny'kh ajtrekerov // Chelovecheskij kapital v formate cifrovoj e'kono-miki: sb. dokladov Mezhdunar. nauch. konfer., posvyashchennoj 90-letiyu S. P. Kapicy. M., 2018. S. 41-48.

12. Ognev A. S., Frolov Yu. I. Vozmozhnosti primeneniya metoda planomerno-poe'tapnogo formirovaniya dlya obucheni-ya autogennoj trenirovke // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14: Psikhologiya. 1992. № 4. S. 60-66.

13. Romanova E. S. Psikhodiagnostika. SPb.: Piter, 2009. 400 s.

14. Rudenko M. Yu., Voronova O. K., Zernov V.A, Makedonskij D. F., Mamberger K. K., Rudenko S. M., Kolmakov S. V. Novy'e vozmozhnosti diagnostiki gemodinamiki na osnove fazovogo analiza serdechnogo cikla // Kardiologiya - 2008. 10-j nauchno-obrazovatel'ny'j forum. 2008. S. 19.

15. Fan Cz., Likhacheva E\ V, Ognev A. S. Ispol'zovanie kognitivnoj indukcii v okulometricheskoj psikhodiagnostike // Mezhdunarodny'j zhurnal prikladny'kh i fundamental'ny'kh issledovanij. 2018. № 5-2. S. 427-431.

16. Fan Cz., Ognev A. S.., Petrovskij V.A, Likhacheva E\ V, Kozinceva P. A. E'ksperimental'noe podtverzhdenie fenomena nejrovizual'nogo programmirovaniya // Gumanitarny'j nauchny'j vestnik. 2017. № 5. S. 29-37.

17. Tukaev R. D, Antipova O. S. Variabel'nost' serdechnogo ritma v issledovaniyakh gipnoza i gipnoterapii: vozmozhnosti i perspektivny' nauchnogo i klinicheskogo ispol'zovaniya // Social'naya i klinicheskaya psikhiatriya. 2007. T.17, № 3. S. 82-88.

18. Ognev A. S., Likacheva E. V, Rzakov K.A. Hardiness and purposes in life of modern russian students // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. T. 14, № 6. P. 795-798.

19. Rudenko M, Voronova O.,Zernov V, Mamberger K, Makedonsky D, Rudenko S. Theoretical principles of cardiometry // Cardiometry. 2012. № 1. P. 7-23.

20. Rudenko M. Y, Zernov V.A, Mamberger K, Rudenko S. M. Heart and aortic baroreceptors: operation in providing hemodynamic processes in cardiovascular system // Cardiometry. 2013. № 3. P. 031-044.

21. Rudenko M, Voronova O.,Zernov V. Basic criteria of finding the markers of hemodynamic selfregulation mechanism on ECG and rheogram and analysis of compensation mechanism performance in maintaining hemodynamic parameters at their normal levels // Cardiometry. 2012. № 1. P. 31-47

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.