использования таких на первый взгляд простых приемов позволяет добиться вовлечение всех учащихся в учебный процесс повышение интереса к изучаемому предмету развитие внутренней мотивации учащихся. Использование сюжетов и задач позволяет не упустить возможность осуществить обучение математике более ярким и привлекательным.
Таким образом, использование математических идей и понятий из художественных произведений способствует развитию познавательного интереса при обучении математике через формирование у школьников представлений о математике как части духовной культуры, положительном эмоциональном настрое, ощущении эстетики и гармонии.
Познавательный интерес развивается, укрепляется, ложась в основу положительного настроя к учению и внутренней мотивации. Познавательный интерес носит поисковый характер. При этом учащиеся вовлекаются в поиск с увлечением, положительными эмоциями, радостью. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания. Активность, направленность, приобретаемая под влиянием познавательного интереса, способствует выработке внутренней мотивации учащихся.
Список литературы
1. Реализация ФГОС 00: новые решения в обучении математике: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01 (бакалавриат);44.03.01 (магистратура) «Педагогическое образование»/ сост. Н.С.Подходова, О.А.Кожокарь, Е.Ф.Фефилова, Санкт-Петербург, 2014. 255с.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под редакцией Г.И. Щукиной. -М., 1984.-176с.
3. Н.М.Карпушина, Любимые книги глазами математика. Занимательные задачи и познавательные истории для взрослых и детей, М.: АНО Редакция журнала «Наука и жизнь», 2011,-168с.
УДК 51(091)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Безенкова Елена Викторовна, 2017 Гимназия № 17, учитель математики, Пермь
Аннотация: в статье рассмотрены и обоснованы основные цели введения и использования элементов истории математики в курсе средней школы. Проанализированы средства, которыми обладает история науки для развития общей культуры учащихся. Приведены формы использования исторического материала и формы проведения на уроках и во внеклассной деятельности; перечислены знаменитые отечественные ученые, работавшие над этой темой и некоторые сборники исторических задач. Ключевые слова: история математики, преподавание в школе, цели введения, формы проведения.
THE USE OF HISTORICAL COMPONENT IN MATHEMATICS LESSONS
Bezenkova Elena, 2017 Gymnasium No. 17, math teacher, Perm
Abstract: the article reviewed and substantiated the main objectives of the introduction and use of elements of history of mathematics in the high school course. Analyses the tools you have for the history of science for the development of General culture of pupils. The use of historical material and conducting the lessons and in extracurricular activities; lists of famous domestic scholars working on this topic and some collections of historical tasks.
Key words: history of mathematics teaching in the school, the objectives of the introduction, the format.
О важности исторических аспектов в преподавании говорится во многих работах, специальных исследованиях, высказываниях известных ученых - математиков, педагогов и методистов. Так, еще в начале XX века первый русский историк математики В.В.Бобынин (1849-1919) обосновал необходимость введения элементов истории математики в преподавание. В докладах «Цели, формы и средства введения исторических элементов в курсе математики средней школы» и «Об указаниях, получаемых преподавателями математики от ее истории» на знаменитых I и II Всероссийских съездах преподавателей математики, прошедших в 1911-1914 годах в Москве, он обращал внимание на то, что рассмотрение исторического материала на уроках математики способствует повышению интереса учащихся к предмету; углублению понимания ими фактического материала; расширению умственного кругозора учащихся; повышению их общей культуры.
Отечественной школой накоплен большой опыт включения элементов истории в преподавание школьного курса математики. Создана библиотека специальной литературы. Среди значительных книг по истории математики для школы можно назвать работы таких авторов, как И.Г.Башмаков, Б.В .Болгарский, Г.И.Глейзер, Б.В.Гнеденко, В.Н.Молодший, К.А.Рыбников, А. А. Свечников, Д.Я.Стройк, В.Д.Чистяков, А.П.Юшкевич и др. Вышли сборники исторических задач, такие как:
- Г.Н.Попов. Исторические задачи по элементарной математике (1938, переиздана в 1999);
- В.Д.Чистяков. Три знаменитые задачи древности (1963);
- С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи (1988, 1996);
- И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. Старинные задачи (1994);
- С.С.Перли, Б.С.Перли. Страницы русской истории на уроках математики: Нетрадиционный
задачник (1994) и др.
Использование в преподавании элементов истории развития математики способствует осознанию значения математики в повседневной жизни человека; формированию представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки, о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Среди целей введения элементов истории в преподавание математики и средств, которыми она обладает для формирования общей культуры особо выделим следующие:
1. Она развивает научное мировоззрение, т. к. содержит не только знания о пути, который прошла математика, формировании ее понятий и методов, но и осмысление этого пути. Показав учащимся как возникали и разрешались кризисные ситуации в науке, осознавалась их значимость в будущем, как менялась буквенная символика и терминология, мы доказываем, что математические понятия, факты и методы развиваются и изменяются под воздействием и влиянием общества. Сведения о научных поисках, открытиях помогает увидеть по-новому то, что кажется привычным и обыденным. Исторический материал должен демонстрировать учащимся, каким может быть трудным и длительным путь ученого к истине, которая сегодня формулируется в виде короткого утверждения.
2. Великий естествоиспытатель, математик и историк Г.В. Лейбниц (1646-1716) подчеркивал, что история науки учит искусству открытий, то есть способствует развитию мышления. Нельзя считать, что основная цель преподавания вообще, и математики в частности, состоит в том, чтобы сообщить ученику как можно больше конкретных знаний, новых понятий, теорем. «Многознание уму не научает», - говорил Гераклит.
3. Использование исторических сведений является одним из критериев интересности содержания учебного материала, служит для развития познавательного интереса учащихся к математике.
4. Исторические сведения служат для развития творческих способностей учащихся, так как включение сведений о творчестве крупных ученых, о том, как они приходили к постановке своих исследований, как находили метод решения, как формулировали окончательный результат, позволяет создать творческую атмосферу на уроках, помогает понять, что в процессе творчества нет ничего необычного, сверхъестественного, но цели достигаются в результате упорного труда.
5. Элементы истории служат средством нравственного воспитания учащихся, воспитания чувства гордости за достижения отечественной математики. Богатое гуманитарное и культурное содержание поддерживается материалами о жизни и деятельности известных ученых, внесших вклад
в сокровищницу научных знаний, о том времени и общественных законах в котором они жили. Эстетика поддерживается красотой решения задач и строгими логическими рассуждениями при доказательстве теорем, которые завораживают нас, также как завораживали все предшествующие поколения на протяжении тысячелетий. История науки обладает множеством впечатляющих фактов о благородных социальных и гражданских мотивах деятельности ученых. Пренебрежение этим материалом или умалчивание о нем обедняет познавательный и нравственный опыт учащихся. Лишенные конкретных доказательств о единстве науки и нравственности школьники могут считать, что существует чистая наука, далекая от реальной жизни, несвязанная с судьбами людей и общества.
6. Наконец, история математики важна не только потому, что необходима для решения ряда методологических и педагогических проблем. Она важна, и сама по себе как «памятник человеческому гению, позволившему человечеству пройти великий путь от полного незнания и полного подчинения силам природы до великих замыслов и свершений в познании законов, управляющих внутриатомными процессами и процессами космического масштаба. История науки является тем факелом, который освещает новым поколениям путь дальнейшего развития и передает им священный огонь Прометея, толкающий их на новые открытия, на вечный поиск, ведущий к познанию окружающего нас мира, включая нас самих» [2, 116].
Важная методическая проблема заключается в создании научно-обоснованной системы работы учителя с историческим материалом на уроках математики. Она еще очень далека от своего совершенства. Необходимо найти умелое сочетание элементов истории с математическим материалом. Трудность заключается в отборе конкретного исторического материала, а также методов и форм его преподавания. Для реализации названных дидактических функций элементов истории на уроках математики они должны быть специально включены в программы и учебники. В идеале по каждой теме школьного курса математики нужно создать соответствующие методические разработки с указанием конкретных исторических фактов и методов их преподнесения учащимся.
В работе с учащимися основной школы и старших классов можно выделить следующие формы использования исторического материала (классификация по объему предлагаемой информации):
- Историческая справка;
- Исторический экскурс;
- Историческая задача;
- Статья (сочинение) на историческую тему;
- Реферат, посвященный истории математики;
- Проект по истории математики.
Среди форм проведения выделим:
- Создание соответствующей проблемной ситуации;
- Короткое сообщение ученика;
- Доклад ученика;
- Беседа или рассказ учителя;
- Урок или семинар по определенной теме.
Формы внеклассной работы, где может быть использована история математики:
- Историческая математическая газета или рубрика настенной классной газеты, посвященной
вопросам истории математики;
- Историческая математическая викторина;
- КВН по истории математики;
- Исторический математический вечер;
- Серия кружковых, или факультативных занятий, или элективных курсов.
В распоряжении каждого учителя математики должен быть исторический материал по изучаемой теме, которым он может распорядиться по собственному усмотрению, в соответствии со своим опытом, вкусом, уровнем и профилем класса. Значение такого материала для начинающего учителя трудно переоценить.
Курс математики основной школы может создать условия для того, чтобы школьники увидели, как сложилась та или иная математическая теория, в силу каких причин возникла, как и с чем связана,
как работает наша наука, какими методами она изучает окружающую действительность, каковы ее возможности и ограничения. Для этого необходимо систематически наполнять наш предмет материалом из исторического развития математики. Выполнять эту работу следует постепенно. Включение элементов истории должно быть оправдано содержанием конкретного материала и методически грамотно продумано.
Список литературы
1. Гнеденко Б.В. Знание истории науки - преподавателю школы //В ж. «Математика в школе», 1993. №3. С. 30-32
2. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М.: Просвещение, 1982
3. Малых А.Е. Знакомство учащихся с историческими сведениями и фактами из жизни и деятельности ученых-математиков. Пермь, 1989. -20 с.
4. Малых А.Е. Элементы историзма в процессе обучения математике. Пермь, 1986. - 20 с.
5. Столяр A.A. Роль математики в гуманизации образования // В ж. «Математика в школе», 1990. №1. С. 5-7.
УДК 37.02.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Матвеев И.В., 2017 Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы обеспечения качества среднего общего образования в России. Обосновывается необходимость проведения детального мониторинга за качественными характеристиками образовательного процесса. Предлагаются некоторые направления совершенствования государственного регулирования качества среднего образования.
Ключевые слова: среднее общее образование, качество образования, государственное регулирование, модернизация образования, мониторинг, управление образованием.
Государственное управление образованием, в частности средним, занимает одно из центральных мест в реализации государственной политики страны, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, поскольку от их результативности в сфере образования зависит качество человеческого и интеллектуального потенциала нации, экономическая и политическая независимость страны [1-2]. Под влиянием общемировых образовательных тенденций, определившихся во второй половине прошлого века, одной из приоритетных задач государственного управления образованием стало обеспечение равного доступа граждан к качественному образованию [3-4].
Реформирование образования в России обусловило необходимость модернизации системы государственного управления образованием, в том числе и средним, направления ее деятельности на обеспечение и всестороннее улучшение качества образования, внедрение технологий систематического оценивания и прогнозирования развития системы образования, то есть системы мониторинга качества образования и образовательных услуг, и формирование эффективных механизмов государственно-общественного управления качеством образования. Однако пока не созданы необходимые механизмы, технологии и процедуры, которые давали бы возможность реализовать задачи, провозглашенные государственной образовательной политики.
Причиной этого является отсутствие необходимых теоретико-методологических наработок, адаптированных к сфере среднего общего образования (СОО), технологий оценивания качества образования и его составляющих, отечественных методик измерения достигнутого качества СОО и эффективности государственного управления им и тому подобное. Потери России позиций на мировой арене по уровню развития человеческих ресурсов и по отдельным социально-экономическим показателям развития образования обусловлены, по нашему мнению, отсутствием целостной, научно обоснованной программы развития на перспективу. Для решения этих проблем становится актуальной необходимость построения механизма государственного управления качеством СОО, основанного на мощной системе информационного обеспечения и внедрение в образовательную отрасль адекватных систем качества и эффективных оценочных технологий.
На основе ретроспективного историко-логического системного анализа документов и материалов исследований, научных трудов отечественных и зарубежных ученых, написанных в разные периоды общественного развития, выявлена общая характеристика научно-методической базы исследования, которая свидетельствует о наличии многочисленных научных трудов, посвященных общим вопросам государственного управления как социального явления. Однако, наряду с этим можно отметить, что сфера государственного управления образованием, в частности качеством СОО, стала предметом научного исследования сравнительно недавно. Проблема государственного управления качеством образования практически не изучалась. Таким образом, уровень научной разработки проблемы государственного управления качеством общего среднего образования не отвечает современным процессам реформирования образования и модернизации системы государственного управления образованием страны.